Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Возникновение и развитие когнитивной науки




Содержание

Введение

1. Возникновение и развитие когнитивной науки

2. Возникновение и развитие когнитивной лингвистики

3. Сегодняшние направления когнитивной лингвистики

Заключение

Список использованных источников


Введение

В наше время, когда в обществе и культуре ощущается тенденция к синкретичности, слиянию разных течений в одно (достаточно, например, обратить внимание на небывалую популярность кино как самой синкретичной области искусства), наиболее продуктивными оказываются те науки, которые возникают на стыке разных научных знаний. Именно они способны удовлетворить потребности современного общества в объяснении многих фактов, и именно к таким наукам относится когнитивная лингвистика.

Когнитивная лингвистика является проявлением общего когнитивизма [5], который охватил собой многие научные сферы. Его появление связано с огромной ролью способности к быстрой обработке информации, которое невозможно без научного рассмотрения теории мышления. Когнитивная лингвистика возникла в основном на стыке психологии и языкознания, но испытает влияние и других областей научного знания, например, физиологии, теории звука и даже современных компьютерных технологий.

Одной из главных единиц когнитивной лингвистики является концепт. Теория концепта получила огромное распространение и сейчас ею оперируют многие гуманитарные науки. И когнитивная лингвистика в целом, и изучение концепта в настоящее время - наиболее продуктивные направления, поэтому подробное рассмотрение когнитивной лингвистики и ее задач является актуальной проблемой.

Цель данной работы - раскрыть сущность когнитивной лингвистики, обратиться к предпосылкам и истории ее возникновения и бытования в русле общего когнитивизма и, благодаря такому подробному рассмотрению, ответить на вопрос: почему же так популярна в наше время когнитивная лингвистика?


Глава 1. Возникновение и развитие когнитивной науки

Несмотря на свою новизну, когнитивная наука имеет богатую предысторию. Когниция и разум были предметом внимания ученых с древнейших времен. Философия и логика, психология и биология издавна занимались изучением человеческого интеллекта, закономерностей мышления, источников знаний и процессов его достижения.

В философии существует специальный раздел, посвященный теории познания, в котором изучаются гносеологические проблемы – проблемы возможностей познания, отношения знаний к реальности, вопросы истинности и ложности знаний и т.п. В рамках когнитивной науки все эти вопросы звучат по-иному и возникают в связи с появлением в современной науке новых парадигм научного знания.

Побудительной причиной для возникновения и развития когнитивной науки стала разработка в 50-х гг. ХХ века электронно-вычислительных машин и базирующихся на них автоматизированных систем управления.Интеллектуальный климат 50-60-х годов за рубежом был ознаменован взрывом интереса к процессам мышления. Пытаясь выяснить, что такое человек, как он программирует и планирует свои действия, что зависит от него в науке, каков рост и прогресс знаний, ученые приходят к выводу, что за всеми научными проблемами, с позиций какой бы науки они не рассматривались, стоит сознание человека.

Так зарождается в большой науке антропоцентрическая (ориентированная на человека, центр – человек) парадигма научного знания, которая обращается от простого описания научных проблем и явлений к пониманию роли человека и его сознания. Для того, чтобы понять процессы, которые осуществляет человек, когда он познает и воспринимает мир, психологи обращаются к изучению обыденного человеческого сознания, когнитивных процессов.

 

Так возникает комплекс наук, объединенных под общим именованием «когнитивные науки». Под «когнитивной наукой», по словам Масловой [11], понимают ряд научных дисциплин (когнитивная психология, культурная антропология, моделирование искусственного интеллекта, философия, лингвистика, нейронауки), направленных на совместное изучение способов приема и обработки, использования и накопления структур знания, а когнитивный мир человека изучается по его деятельности и поведению, протекающих при активном участии языка.

Когнитивная наука – это наука о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые каким-то образом репрезентированы в нашем сознании и составляют основу ментальных, или когнитивных, процессов мышления. Большинством исследователей принимается определение когнитивной науки, согласно которому она представляет собой науку о системах репрезентации знаний и обработке информации, приходящей к человеку по разным каналам [10].

Зарождение когнитивной науки связано с осознанием необходимости быстрой обработки информации для успешного ведения боевых действий во время Второй мировой войны. Выделяются огромные средства на научные исследования и, в том числе, на изучение проблем быстрой и эффективной коммуникации. Исследованием этих вопросов начинают заниматься крупнейшие психологи, кибернетиков, специалисты по математическому моделированию, по теории информации, языковеды.

Для того, чтобы понять процессы, которые осуществляет человек, когда он познает и воспринимает мир, психологи обращаются к изучению обыденного человеческого сознания: ментальных, познавательных, мыслительных процессов и что позднее получает общее название когнитивных процессов.

Кроме того, специалисты в области теории информации и психологи обратили внимание на то, что в обработке поступающей к человеку информации совершенно особое место занимает язык. По-видимому, он оказывается тем самым высоким уровнем, на котором информация, полученная по разным каналам, обрабатывается воедино, интегрируется, осмысляется, категоризуется и классифицируется.

В результате формируется понимание того, что лучший доступ к сознанию - это не только наблюдение за предметно-познавательной деятельностью человека как таковой, но это и наблюдение за языком как формой отражения и выражения мыслительных процессов. Именно через язык человек получает основные сведения о мире, и именно на языке он отражает эти знания в учебной, публицистической, научной и художественной литературе. Это воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся, как привычное явление. Однако за всем этим стоит конкретная мыслительная деятельность, определенные когнитивные процессы, которые необходимо было еще изучить. Это и определило появление и интенсивное развитие когнитивной науки.

«Днем рождения» когнитивной науки Дж. Миллер называет один из симпозиумов середины 50-х годов по теории информации, на котором основными участниками были математики. Изучение когнитивных процессов становится все более активно развивающейся и захватывающей областью всей современной науки. Дж. Брунер одним из первых начинает читать лекции о природе когнитивных процессов в Гарвардском университете, где в 1960 году вместе с Дж. Миллером организует первый Центр когнитивных исследований. Организационное выделение Центра когнитивных исследований означает не только концентрацию ученых на изучении ментальных процессов в особом ракурсе, но и на борьбе за преодоление догм бихевиоризма.

В рамках когнитивистики человек начинает изучаться как «канал коммуникативной связи», получающий извне некую информацию, которую каким-то образом обрабатывает и перерабатывает, чтобы затем использовать и создавать новую. В фокус внимания тогда совершенно естественно попадают и системы коммуникации, используемые человеком. При таком понимании хода событий непосредственной предшественницей когнитивной науки считают теорию информации. В числе ученых, стоявших у истоков когнитивной науки, следует в таком случае назвать специалистов по психологии математики, экспериментальной психологии, искусственному интеллекту, компьютерной технике. Главенствующая роль в этом списке принадлежит психологам и лингвистам.

Главной темой когнитивных исследований в 60-е гг. становится изучение ментальных процессов, притом не только руководящих человеческим поведением, но и направленных на постижение знаний, связанных с мышлением. Ядром этих исследований становится постепенно лингвистика.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных