Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация аффиксов

1. По положению относительно корня:

- префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке — приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) — все грамматические отношения выражаются постфиксами.

- постфиксы — после корня. Почти не употребляются в некоторых языках (напр., суахили семья банту, Центральная Африка) — используются префиксы. Явный перевес в использовании (по сравнению с префиксами) — в индоевропейских языках (напр., русский язык).

- интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб- о -тряс);

- конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);

- инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения.

- трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — большой, Kibar — большие.

2. По смыслу:

- «обычные» аффиксы — передают грамматическое и лексическое значение.

- флексии — передают значение, указывающее на связь с другими членами предложения. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются — окончания (так как являются исключительно постфиксами), однако в языках банту и некоторых других языках являются исключительно префиксами, а в некоторых могут быть как префиксами, так и постфиксами.

 

17. Основные способы словообразования

В целом, все способы словообразования делятся на морфологические (так или иначе затрагивают морфемную структуру) и неморфологические (не затрагивают морфемную структуру).

- Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи, при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

- Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи (комната + н = комнатный)

- Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса (не + избежать + н = неизбежный).

- Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. Например, при помощи постфикса -ся образуются глаголы (увлечь – увлечься)

- Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Этот способ лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс.

- Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:

А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.

Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.

В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура.

- Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Напр: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.).

- Лексико-семантический способ (появление у того же слова нового значения)

 

18. Грамматика, ее единицы и разделы

Грамматика, как наука - раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Выделяют:

- историческую грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

- описательную грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане.

Основные разделы грамматики:

- морфология (правила построения слов из меньших значащих единиц — морфем и правила образования и понимания грамматических форм слов)

- синтаксис (правила построения высказываний из слов)

- морфосинтаксис (промежуточная сфера; правила комбинации и расположения служебных слов, вспомогательных слов; построения аналитических форм).

- Обычно в грамматику включают также словообразование и грамматическую семантику, иногда — морфонологию; лексику и фонетический строй языка чаще выносят за пределы грамматики.

Важнейшие единицы грамматики:

1. морфема (наименьшая языковая единица, обладающая значением)

2. слово (основная номинативная и когнитивная единица языка, служащая для именования и сообщения о предметах, признаках, процессах и отношениях)

3. синтагма (единица речи, линейная единица, которая возникает как результат естественного членения потока речи.)

4. предложение (единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью)

5. текст (высказывание на определённую тему, в котором реализуется замысел говорящего, основная мысль; является относительно законченным высказыванием;

к тексту можно подобрать заголовок; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.)

19. План содержания и план выражения в грамматике (грамматические значения и их формальные показатели). Отличие грамматических значений от лексических и других значений плана содержания языковых единиц.

Грамматические значения повторяются в ряде слов, сопровождая лексические. Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову, т.е они повторяются в ряде слов, в то время, как лексическое значение индивидуально. Грамм. значения абстрактны, а лексические конкретны. Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), служебных слов и т.д. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.

Грамматические значения имеют постоянные формы выражения, регулярные для всех языков.

1. Аффиксация (стол – стола)

2. Ударение (руки – руки)

3. Супплетивизм (разные грамматические значения одного слова выражены разными корнями: человек – люди)

4. Внутренняя флексия (чередование фонем в корнях слов, служащее для выражения грамматических значений)

5. Служебные части речи (подошел к столу)

6. Интонация

7. Аналитический способ (грамматическое значение выражено вспомогательной формой – обычно глагол)

8. Редупликация (повторение слога, корня или целого слова; для русского языка нехарактерен; зулу – человек, зулу-зулу – люди).

9. Порядок слов (в синтетических языках более свободен)

10. Синтаксический

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных. В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.

20. Грамматические формы и грамматические категории. Типология грамматических категорий. Система грамматических категорий в различных языках.

Грамматическая форма - регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Грамм. форма - это абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п.(красная, деревянная, скучная). Противопоставленные ряды грамматических форм с однородными значениями образуют грамматическую категорию. Например однородное (категориальное) значение рода объединяет в одну систему значения женского, мужского и среднего рода. Внутри категории грамматические значения противопоставлены друг другу. Самая крупная грамматическая категория – части речи. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические.

Морфологические категории:

- Словоизменительные категории (члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова. Например: категория рода, числа и падежа у прилагательного –красный-красная-красное-красные и пр.).

- Несловоизменительные категории (члены не могут быть представлены формами одного слова; например, категория рода существительного проявляется в противопоставлении форм разных слов: трава-гвоздь-поле).

Синтаксические (реляционные) категории указывают на сочетаемость форм в составе сочетания или предложения. В русском языке это категории рода, падежа.

Несинтаксически выявляемые (номинативные) категории выражают смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей, отношений внеязыковой действительности. Такими смысловыми абстракциями являются значения времени, степени проявления признака, значение реальности / нереальности действия и пр. Эти значения присущи категории времени глагола, степени сравнения прилагательных и наречий, категории наклонения глагола.

21. Морфология как раздел языкознания

Морфология — раздел языкознания, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этим, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.

Морфология включает в себя:

- учение о словоизменении в языке, парадигмах, словоизменительных типах.

- учение о структуре слова

- грамматическую семантику (учение о грамматических значениях)

- учение о частях речи

- учение о словообразовании, стоящее на границе морфологии и лексикологии.

- морфологическую типологию (выявление наиболее вероятных явлений в различных языках)

 

22. Понятие о частях речи. Принципы выделения частей речи. Значение и место категориального, морфологического, синтаксического критериев в языках различных типов.

Части речи представляют собой самые крупные грамматические классы слов. Группировка слов по частям речи осуществляется на основе нескольких признаков: семантического, морфологического и синтаксического.

Каждая часть речи имеет обобщенное значение, которое абстрагируется от конкретных лексических значений слов и от грамматических значений отдельных категорий. Так, обобщенное значение предметности присуще всем существительным, хотя они могут обозначать как собственно предмет дом, дерево, так и качество, действие – доброта, бег.

В зависимости от строя языка и позиции исследователя можно выделить от 2 до 15 частей речи.

Семантический критерий рассматривает категориальное грамматическое значение слов. (например, общими для всех языков мира являются категориальные значения предметности, действия и качества). На основе синтаксического критерия в большинстве языков мира достаточно четко разграничиваются существительные и глаголы. Синтаксический критерий подразумевает способность выступать в позиции определенного члена предложения и сочетаться с определенными классами слов. Морфологический критерий рассматривает особенности формообразования и состав грамматических категорий. Ни один из этих критериев не может служить основой исчерпывающей классификации. Среди этих признаков на первый план может выдвигаться то один, то другой.

Наиболее явно морфологические различия представлены во флективных языках. Но для классификации слов в языках, имеющих неразвернутые системы словоизменения (изолирующие языки – вьетнамский, китайский), он не может играть определяющей роли и рассматривается как дополнительный. Для русского языка на первое место выходит семантический критерий.

В целом, морфологические признаки перестают считаться универсальными. В качестве универсальных признаков для рассмотрения частей речи в разных типах языков выдвигаются синтаксический и семантический признаки. Морфологический признак продолжает рассматриваться в качестве основного в языках флективного и агглютинативного типов.

23. Понятие о синтаксисе и его основных единицах.

Синтаксис — раздел языкознания, изучающий постройку связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Основные вопросы:

- соединение слов в словосочетания и предложения;

- рассмотрение видов синтаксической связи;

- определение типов словосочетаний и предложений;

- определение значения словосочетаний и предложений;

- соединение простых предложений в сложные.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями. Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Признаки словосочетания: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь.

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу).

Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью. Признаки отличающие предложение от других единиц: 1. предикативность (человек создает предложение в процессе речи, а не использует готовую конструкцию); 2. интонационная оформленность.

24. Предложение и его основные признаки. Семантические и грамматические (предикативность и модальность) признаки предложения. Члены предложения. Понятие об актуальном членении предложения. Типы предложений по структуре.

Предложение— это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Важным признаком предложения также является предикативность (человек создает предложение в процессе речи, а не использует готовую конструкцию). Грамматической категорией, характеризующей содержание предложения с позиции реальности/ирреальности, считается модальность. Иногда термин модальность выступает как синоним термина наклонение. Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое которые находятся в предикативном отношении и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, обстоятельство, определение.

Актуальное членение предложения — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

- исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;

- новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

- элементы перехода.

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Типы предложений по структуре:

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

Предложение считается простым если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.

Односоставные предложения делятся на:

- определенно-личные предложения — простые односоставные предложения без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом.

- неопределенно-личные предложения- простые односоставные предложения без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом.

- обобщенно-личные предложения — простые односоставные предложения без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно.

- безличные предложения- простые односоставные предложения со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия.

- инфинитивные предложения — простые односоставные предложения, в которых подлежащее в таких предложениях без изменения форм сказуемого специальным словом выражено быть не может.

- номинативные предложения — простые односоставные предложения, в которых необходимым компонентом является существительное в именительном падеже и значимо отсутствие глагола «быть» (иначе говоря, глагол «быть» представлен нулевой формой).

Если предложение содержит все необходимые части речи, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концептуальный анализ | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных