Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иллокутивные классы Дж. Сердя




Другой основой для многих зарубежных классификаций текстовых функций являются

иллокутивные классы Дж. Серля (1986: 170-194). Как известно, он выделяет:

1) репрезентативы, функция которых состоит в представлении какого-либо

(истинного или неверного, правильного или неправильного) положения дел (диагноз,

констатация, описание, предсказание, сообщение, утверждение);

2) директивы — речевые акты, побуждающие реципиента к какому-либо действию

(приказ, просьба, распоряжение, рекомендация, совет, указание и т. п.);

3) комиссией — речевые акты, в которых говорящий обязуется предпринять

какое-либо действие в будущем, соблюдать определенные рамки поведения (гарантийное

письмо, договор, клятва, обещание, пари и т. д.);

4) экспрессией, предназначенные для выражения психического отношения

говорящего к предметам и ситуациям (благодарность, извинение, поздравление, приветствие,

соболезнование и т. п.);

5) декларативы — речевые акты, успешное осуществление которых влечет за собой

изменение в статусе или в положении того предмета (предметов), о котором (которых)

идет речь (например: «Я объявляю вас мужем и женой» или

«Я назначаю Вас...»).

Нетрудно заметить, что три иллокутивных класса Дж. Серля из пяти в том или ином

виде повторяют функции языкового знака в модели К. Бюлера: репрезентативы = функция

представления, экспрессивы = функция выражения, директивы = апеллятивная функция. К

тому же следует добавить, что перечень возможных целевых установок речевых актов не

исчерпывается классификацией Дж. Серля. Одна из развернутых концепций, посвященных

прагматическому аспекту высказывания, и в частности видам речевых актов, представлена в

работе В. В. Богданова (1990). Его строгая дихотомичная схема включает в себя девять

конечных классов, причем каждый из этих классов проиллюстрирован необходимым

количеством примеров на разных языках: декларативы, комиссивы, интеррогативы,

инъюнктивы, реквестивы, адвисивы, экспрессивы, констативы, аффирма-тивы.3

3 Эти наименования приведены в порядке, предложенном В. В. Богдановым (1990: 63-58).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных