Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ




§ 267. Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством

общения людей. Оно возникло значительно позже языка в раннеклассовом обществе в

связи с усложнением хозяйственной жизни и появившейся потребностью как-то

фиксировать информацию для сохранения ее во времени и для передачи на

расстояние. Предшественниками письма были знаки, не связанные с языком и вы-полнявшие чисто мнемонические функции, т. е. служившие средством напоминания о

тех или иных фактах (событиях, количестве каких-либо предметов и т. п.) совершенно

независимо от языковой формы воплощения соответствующей информации. Но

постепенно такое «предписьмо» превращалось в письмо: оно все теснее связывалось с

языком, начинало все полнее и точнее передавать языковое сообщение, и притом не

только его содержание, но и его внешнюю (звуковую) форму. Со временем письмо

начинает оказывать влияние на язык, что становится особенно ощутимым с

распространением грамотности.

§ 268. Аналогично тому, как мы различаем язык и речь, так, говоря о письме, мы

должны различать, с одной стороны, систему письма (инвентарь начертательных

знаков и правила их функционирования), а с другой — конкретные акты

использования этих знаков и возникающие при этом письменные тексты.

Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма,— это буквы, цифры,

знаки препинания и разные другие фигуры и изображения. Каждый знак может

рассматриваться как определенный элемент в данной системе письма, т. е. как

абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица — графема 1. В кон-кретном

тексте мы имеем дело с экземплярами графемы — отдельными графами. Граф

относится к графеме так же, как фон — к фонеме, морф — к морфеме и т. д. По своему

начертанию графема может быть составной; такова, например, графема ch,

выступающая с разным значением в латинском письме ряда народов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Графема — от др. греч. grapho 'пишу', по образцу терминов фонема, морфема и т.д.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Графема обычно имеет варианты — аллограф±мы, в частности и такие, которые по

начертанию мало похожи друг на друга и объединяются в одну графему только

функционально. Среди аллографем следует различать стилистические (например,

печатные и соответствующие рукописные буквы), факультативные (например, русские

рукописные позиционные (греческая «сигма» в форме σв начале и середине слова и в форме ςна конце слова), комбинаторные

(например, в арабском письме, где многие буквы имеют до 4 вариантов, используемых

в зависимости от наличия или отсутствия справа и слева определенных других букв).

Что касается отношений (например, в современном русском письме) между прописной

и соответствующей строчной буквами, то с точки зрения своих звуковых значений эти

буквы должны были бы рассматриваться как аллографемы одной графемы; вместе с

тем наличие у прописных букв ряда специальных функций обособляет их в отдельный

подкласс, противостоящий подклассу строчных букв, и тем самым до некоторой

степени придает прописным буквам качество отдельных графем.

В зависимости от того, какого рода языковая единица обозначается письменным

знаком, различают два вида письма — фонографию, т. е. «запись звуков», и

идеографию, т. е. «запись идей», и соответственно два главных типа графем —

фонограммы и идеограммы.

§ 269. Фонограммы — такие письменные знаки, которые обозначают звуковые

единицы или звуковые особенности языка1. Они только косвенно — через передачу звучаний — связываются со смыслом. Среди фонограмм могут быть выделены: 1) фонемограммы, соответствующие отдельным фонемам (например, все буквы в слове рука); 2) силлабограммы, соответствующие слогам (от др.-греч. syllabe 'слог') или по крайней мере сочетаниям согласной и гласной фонем в рамках слога (русские буквы я, ю, е, ё в положении не после согласных букв, например в я, пою, её, также и в яд, поют и т. д., где конец того же слога обозначен фонемограммой, знаки письма кана, применяемые японцами для записи грамматических морфем слова и в некоторых других случаях); 3) знаки для сочетаний фонем, не соотносимых с делением на слоги (латинское x /ks/); 4) знаки для дифференциальных признаков фонем (буква ь, указывающая в русском письме на палатализованность согласного, например в конь, мальчик; надстрочный знак Ы, указывающий в чешском, словацком, венгерском письме на долготу гласного); 5) разного рода просодемограммы, например знаки ударения, применяемые в отдельных случаях в русском письме, знаки тонов в современном вьетнамском письме (‘`^- над гласной буквой); 6) знаки удвоения (цифра 2 после слова в индонезийском письме, например orang 2 = orang orang 'люди'). Встречаются и смешанные типы фоно-грамм (например, в русском письме буквы я, е, ю, ё после согласной буквы обозначают определенную гласную фонему и одновременно ДП предшествующей согласной фонемы, именно ее палатализованность).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Не смешивать с омонимом фонограмма 'механическая запись каких-либо звуков, нанесенная на

пленку, магнитную ленту и т. п.'

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

§ 270. Идеограммами мы называем письменные знаки, передающие значащие

единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц).

Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки +, =, Ö`,% и т. п. Когда

мы пишем цифру 5, мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к

фонемному составу слова 'пять' в том или ином языке, будь то русск. пять, англ. five

или узбек, беш. Поэтому русский, англичанин и узбек, читая цифру 5, «озвучат»

(произнесут) ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм

идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным

формам языка. Так, знак = может быть прочитан и как 'равно' (а = 1 'а равно единице'),

и как 'равняется', и в соответствующем контексте как форма того или иного

косвенного падежа слова равный (например, в сочетании при а·= 1 'при a, равном

единице').

Важнейшим типом идеограмм являются логограммы (лексемограммы),

соотносимые с целыми словами (примеры были только что приведены). Встречаются

также морфемограммы, служащие обозначениями морфем: так, в немецком письме

точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного (9 без точки

читается neun 'девять', a der 9. как der neunte 'девятый'). Особое место занимают

идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц, например

прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город Орел в

отличие от нарицательного орел) или, в немецком письме, что перед нами имя

существительное (Kraft 'сила' в отличие от kraft 'в силу'). Наконец, есть знаки,

соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами: стрелки —

указатели направления, знаки собственности, знаки запрета, торговые знаки (значения

таких знаков: 'этот предмет или животное принадлежит такому-то роду или такому-то

хозяину', 'этот предмет неприкасаем' и т. д.). Но фразограммы, строго говоря, стоят

уже вне собственно письма, всегда предполагающего так или иначе расчлененную

передачу языкового сообщения.

Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые

из них содержат элементы наглядной изобразительности, т. е. своим начертанием как-то

напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием. Таковы

некоторые фразограммы, например «предметные» вывески (изображение очков как

знак магазина оптики), и логограммы, например римские цифры I, II, III, также цифра

V, схематически изображающая контур руки с растопыренными пальцами, цифра Ч —

соединение двух цифр V. С другой стороны, есть чисто условные идеограммы,

например арабские цифры, знаки арифметических действий и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных