Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 2. История формирования семиотики




Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

   

 

 

КАВИНКИНА И.Н.

 

 

ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ

Пособие по курсу “Основы семиотики

(поддерживающая и альтернативная коммуникация)»

Для студентов специальности

1 - 03 03 08 - 02 – Олигофренопедагогика. Логопедия

 

 

Гродно

ГрГУ им. Я. Купалы


УДК 81’22

ББК 81

К

Рецензенты: ректор УО «Гродненский областной институт

развития образования»,

кандидат филологических наук,

доцент С.Я. Кострица

доктор педагогических наук, профессор

кафедры журналистики ГрГУ им. Я.Купалы

А.А. Мурашов

Рекомендовано Советом педагогического факультета

ГрГУ им. Я. Купалы

Кавинкина, И.Н.

Основы семиотики: пособие. – Гродно, 2010.

 

 

В пособии раскрываются основные понятия семиотики, анализируются разноаспектные семиотические положения, подходы, концепции.

Предназначено для студентов педагогических специальностей, магистрантов, аспирантов и преподавателей

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Семиотика – это общая теория знака. Она рассматривает природу знаков и знаковых систем, виды знаков и знаковую ситуацию (семиозис), основные операции над различными знаками. Таким образом, семиотические понятия охватывают широкую область человеческой деятельности и человеческого познания.

Особенностью курса является его междисциплинарность. Семиотика тесно связана с психологией, философией, математической логикой и лингвистикой. С другой стороны, прикладной характер семиотики выражается в ее связи со специальными курсами (основы методики коррекционно-развивающей работы, методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности, психолингвистика и др.). Способствуя раскрытию семиотических аспектов поведения, семиотика проясняет механизм кодирования и декодирования знаков, следовательно, и механизм коммуникационного поведения ребенка, что является обязательным компонентом подготовки специалиста специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия».

Пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Поддерживающая и альтернативная коммуникация» (ОСРБ 1 – 03 03 08 – 2008).

Цель курса - сформировать представление о семиотике как науке, исследующей знаковую специфику процессов познания и коммуникации; стимулировать развитие у студентов навыков структурно-семиотического исследования.

Требования к уровню освоения дисциплины: знать содержание курса и иметь достаточно полное представление о возможностях семиотического описания реальности; освоить конкретные методы семиотического анализа; представить творческую работу (реферат, эссе) с семиотическим анализом избранного объекта исследования.

Знание и понимание основных положений семиотики, усвоение материала курса позволит расширить профессиональную компетентность студентов, поможет использовать полученные знания непосредственно в педагогической деятельности.


Раздел 1. Введение

1. Семиотика как наука. Объект и предмет семиотики. Ключевые семиотические понятия.

2. Основные проблемы семиотики. Проблема знака с точки зрения разных областей научного знания. Факты, которые изучает семиотика.

 

Ключевые слова: семиотика, объект и предмет семиотики, знак, знаковые системы, естественные знаковые системы, линейные знаковые системы, открытые знаковые системы, закрытые знаковые системы, стихийно созданные знаковые системы, операционные знаковые системы, семиотический код, семиотическая модель, знаковая ситуация

 

Требования к компетентности:

  • знать и понимать объект и предмет семиотики, уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
  • уметь системно представлять ключевые понятия семиотики;
  • знать, как решается проблема знака с точек зрения разных областей науки.

 

Когда мы встречаем название какой-либо науки, то обычно оно о чем-то нам говорит. Что же говорит нам слово “семиотика”?

Приступая к изучению семиотики, нужно иметь в виду, что этот термин обладает несколькими смыслами.

Семиотика (от греч. sēmėion - знак, признак)

1) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), природе (комуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и пр.);

2) наука о симптомах в медицине.

Фердинанд де Соссюр назвал эту науку “семиология”. Этот термин длительное время существовал во франкоязычных странах как параллельный семиотике, однако с 70-х гг. ХХ в. Ролан Барт предложил разграничить эти понятия.

Чтобы доказать самостоятельность или несамостоятельность научной дисциплины, необходимо рассмотреть объект и предмет ее изучения.

Объект семиотики – знаки и системы знаков: например, естественные и искусственные языки, метаязыки (языки науки), протоязыки (языки животных), вторичные языки (языки культуры, искусства), «язык тела» (язык жестов, мимики), язык цветов, язык татуировок и т.д.

Предметом изучения семиотики являются закономерности, тенденции, особенности возникновения и функционирования знаков и знаковых систем в знаковом поведении (т.е. использующем знаки) и знаковой коммуникации.

Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиотический код, семиотическая модель, знаковая ситуация.

Знак – это материальный объект, используемый для передачи информации.

Иначе говоря, всё, при помощи чего мы можем и хотим что-то сообщить друг другу, есть знак. Например, дым над печной трубой свидетельствует о том, топится печь или камин. В то же время дым, вырывающийся из окна, является следом пожара.

Для того чтобы предмет (или событие) получил функцию знака, стал что-то обозначать, человеку нужно предварительно договориться с другим человеком, получателем этого знака. Иначе адресат может просто не понять, что перед ним знак. К примеру, цветок на окне может быть или просто элементом декора (это не знак), или сигналом “явка провалена” (это уже знак).

По мнению А. Соломоника, знак – кто-то или что-то, свидетельствующее о чем-то ином, отличном от него самого. Знак является признаком, изображает, обозначает, фиксирует или кодирует это нечто (свой референт или обозначаемое) в человеческом сознании (интерпретаторе). Знак не просто обозначает свой референт, но еще и описывает (характеризует) его, а также выступает вместо него как постоянный его представитель при обработке в различных знаковых системах.

Под обозначаемым (референтом) понимается - то, что обозначается знаком.

Интерпретатор - человек, воспринимающий знаки и знаковые системы. Для понимания содержания знака, соотнесения его с референтом и обработки по правилам системы требуется именно человеческое сознание. Любое событие или предмет можно воспринять как знак, но для этого требуется интерпретатор.

Выбор формы знака зачастую определяется намерениями передающего сообщение и имеющимися в его распоряжении возможностями. Кодируя сообщение, его автор вынужден руководствоваться правилами, предоставляемыми ему системой знаков, в рамках которой он действует. Заявить о своей любви человек может словами, но может устроить для своей избранницы концерт под окнами, послать ей цветы либо найти иной вариант знаковых возможностей. Если человек пользуется азбукой Морзе, то он использует знаки этой азбуки, учитывая все их параметры: принятую форму знака, его место среди других знаков системы, все его синтаксические и иерархические характеристики и пр. Так, первая буква нового слова должна быть отделена от переданного раньше слова, что показывается соответствующей паузой и знаком, а в обычном письме - интервалом между словами. Начальная буква русского предложения всегда заглавная, абзац пишется с новой строки и выделяется с помощью отступа и т. д. Все это влияет на форму используемого знака и должно быть принято к исполнению для правильного составления и передачи сообщения.

Содержание знака определяется по крайней мере четырьмя главными факторами: тем, чтo он обозначает (его референтом из реального мира); его отражением в мозгу индивидуума, использующего этот знак; его отражением в копилке человеческого опыта и местом в соответствующей знаковой системе.

В содержании знака следует различать два слагаемых: денотацию и коннотацию (от английских слов to denote - "отображать", "показывать" и connote - "передавать", "означать"). В каждом знаке имеется информация о том, что за референт изображен в знаке (денотационная часть знака) и каковы характеристики этого референта (коннотационная слагаемая знака). Эти две части по-разному присутствуют в знаках разного уровня абстракции, отличны и связи этих двух частей в знаках разного уровня.

Под знаковой системой понимают совокупность знаков, объединенных между собой различными видами связей. Знаковая система создается для обработки входящих в нее знаков по определенным алгоритмам, указанным в метаязыке системы.

В зависимости от основания классификации знаковые системы можно разделить следующим образом (по А. Соломонику):

1) по степени абстрактности знака:

естественные;

образные;

языковые;

системы записи;

формализованные системы с фиксированными символами;

формализованные системы с переменными символами;

2) по способу построения:

построенные линейно (последовательно);

разбитые на периодически повторяющиеся ряды;

складывающиеся из различных групп знаков со специальными алгоритмами их обработки;

3) по открытости (закрытости):

открытые;

закрытые;

4) по способу создания:

знаковые системы, возникшие стихийно;

созданные по заранее задуманному плану;

5) по объему применения:

принятые в качестве языков для обработки данных (текстовые коды);

системы, созданные для данного конкретного случая.

Так, естественные знаковые системы – системы, базисным знаком которых являются сами феномены или их части. Пример таких систем – правила дорожного движения; симптомы того или иного заболевания и пр.

Периодически построенные знаковые системы - системы, имеющие матричную структуру. При построении таких систем используются по крайней мере два структурных параметра, как в периодической таблице химических элементов. Наряду с периодическими, существуют линейно построенные знаковые системы и системы, собирающие в едином поле разнообразные группы знаков, каждая из которых обрабатывается по своим алгоритмам.

Линейные знаковые системы – единый последовательный набор знаков, например, алфавит, справочник и др.

Открытые знаковые системы – системы, изначально предрасположенные для добавления или сокращения знаков. Например, телефонный справочник всегда может быть дополнен или сокращен.

Закрытые знаковые системы – системы, имеющие строго определенное количество знаков. К примеру, в современном русском алфавите только 33 буквы.

Стихийно созданные знаковые системы - системы, возникшие спонтанно, стихийно, а не по заранее продуманному плану. В задачу ученых, занимающихся упорядочением таких систем, входит приведение их в соответствие с возникающим позднее метаязыком системы.

Операционные знаковые системы - системы, созданные для конкретного случая. Примерами могут служить ярлыки на товарах, инструкции по осуществлению бизнес-операций и др. Их алгоритмы зависят как от конкретной онтологической ситуации, так и от знаков, в них используемых.

Алгоритм в семиотике - система правил, определяющая содержание и последовательность действий для обработки знаков (групп знаков), кодирующих родственные предметы или явления. В системе может быть несколько алгоритмов для разных групп знаков, как в Правилах дорожного движения. Одна из основных характеристик алгоритма - степень его ригидности: чем более абстрактна система, тем строже становятся кодировки правил обработки знаков. В системах самой высокой степени абстрактности алгоритмы принимают вид формул.

Семиотический код имеет три значения:

1) Любая семиотическая система, представляющая собой текстовый код (языковой код, математический код и т.д.).

2) Только математическая система-код, то есть система самой высокой степени абстрактности.

3) Системы секретных шифров, которые специально обслуживаются непонятными для непосвященных знаками.

Модель знака - наглядное представление знака в его различных связях и отношениях. Существуют три основных типа моделей знака:

1) модель индивидуального знака показывает его связи с обозначаемым и с отражением последнего в сознании интерпретатора;

2) модель знака в знаковой системе включает соотношение знаков между собой в контексте составляемой из них системы;

3) модель знака в семиотической реальности отражает место знака и знаковой системы в общей копилке семиотических результатов, полученных на всем протяжении человеческой истории.

Ситуация использования знака называется знаковой ситуацией. Обозначение знаками (семиозис) - процесс, в результате которого возникает знак. Этот процесс связан, с одной стороны, с онтологической реальностью, а с другой - с идеальным миром нашего сознания. В результате появляется семиотическая реальность.

 

Основные проблемы семиотики: семиотика исследует не конкретные знаки в конкретных знаковых ситуациях. Она определяет понятие знака вообще, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков и т.п. Семиотику интересует общая проблема знака как всеобъемлющего понятия по отношению к отдельным подклассам знаков.

С одной стороны, без строгих понятий знака, языка и т.п., создаваемых семиотикой, невозможен глубокий анализ конкретных фактов, относящихся к области отдельной науки. А с другой – учитывая данные разных конкретных наук, семиотика на их основе формулирует общие законы, относящиеся к знакам. Семиотика не суммирует, а обобщает.

Семиотическая реальность - реальность, существующая в виде знаков и знаковых систем. Изучается семиотикой на базе достижений всех других наук. Столь же материальна, как и онтологическая реальность, и противостоит идеальным, мыслительным конструкциям нашего сознания (понятиям).

Знаки играют в жизни животных и человека первостепенную роль. Без использования знаков не были бы возможны ни различные формы поведения животных, ни практическая и теоретическая деятельность человека. Когда мы приветствуем кого-либо, мы говорим “здравствуйте”, киваем головой, протягиваем руку для пожатия. Пчела-разведчик, найдя поле с цветущими растениями, по возвращении описывет восьмёрки перед своими сородичами: количество восьмерок, их вытянутость укажут и направление, и расстояние до поля. Всем известны знаки доброжелательности собак и котов.

Деятельность же компьютеров и другой ЭВМ всецело сводится к преобразованию одной группы знаков в другую согласно заданной программе. Не удивительно поэтому, что знаки составляют предмет анализа во многих науках: лингвистике, психологии, логике, патопсихологии, биологии, кибернетике, социологии и т.п.

Однако каждая из наук рассматривает знак и его использование с какой-то определенной стороны.

Лингвистика интересуется в основном языковыми знаками.

Психология выясняет особенности функционирования знаков у животных, прослеживает возникновение и развитие знаковых ситуаций у ребенка, ставит вопрос о взаимосвязи знаковой деятельности с другими психическими функциями.

Математическая логика принимает во внимание лишь роль знаков при построении особых систем, с помощью которых она исследует логические законы.

Ни одна из наук не охватывает проблему знака в целом.

Кроме того, в пределах каждой отрасли научного знания возможны свои интерпретации знаковости. Как отмечает Г. Ветров: «Поражает пестрота предлагаемых определений. Например, всякому изучающему языкознание бросается в глаза множество определений языка у разных лингвистов. Для одних язык есть система понятий о языковой деятельности, знание, наука; для других, наоборот, не знание, а совокупность языковых навыков, в соответствии с которыми мы используем и создаем языковые продукты; для третьих – совокупность актов речевой деятельности; для четвертых – совокупность высказываний, множество предложений (конечное или бесконечное). При этом в конкретных определениях, реализующих то или иное понимание природы языка, указываются самые разнообразные признаки. Так, К. Бюлер определяет язык посредством четырех особенностей (многосторонность языка как органона, многоступенчатость его как совокупности знаков и т. д.), К. Пайк прибегает к понятию системы морфем, А. Мартине – к понятию монемы и фонемы, Л. Ельмслев – к понятию структуры, В. Пизани – к понятию системы изоглосс, А. Шлейхер и другие кладут в основу определения языка его отношение к мысли, Гартунг и Фатер – его коммуникативную функцию, С. Поттер, а также Б. Блок и Дж. Треджер ссылаются на понятия коммуникативной функции и произвольных вокальных символов, П. Эринга – на понятия классов знаков и классов значений, Л. Завадовский – на понятие грамматической и универсальной семантической системы, Пос, Г. Стерн и другие используют понятия системы слов и правил их объединения и т. д. и т. п.»

Семиотика как раз и призвана ликвидировать существующий разнобой в понятиях. Обобщая данные многих наук, она должна выработать точные, однозначные определения, которыми в равной мере мог бы пользоваться и языковед, и психолог, и логик, т.е. представитель любой науки.

 


Раздел 2. История формирования семиотики

1. Истоки семиотики в трудах Аристотеля, Секста Эмпирика, стоиков. Взгляды Ф. Бэкона, Локка, Декарта и Лейбница на проблему знака.

2. Ч. Пирс – основоположник семиотики как науки. Типология знаков, предложенная Ч. Пирсом.

3. Развитие и систематизация принципов семиотики Ч. Моррисом.

4. Природа знака и языка в трудах Ф.де Соссюра. Семиотические идеи А.А. Потебни, В.Вунда и П.Гриеже.

5. Развитие семиотики в 1960-70-е годы ХХ века. Разная трактовка знаков и аспектов рассмотрения знаков в отечественной и зарубежной науке.

6. Тартуско-московская школа семиотики. Французская семиотика (семиология). Постструктуралистская семиотика Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Дерриды.

 

Ключевые слова: классификации знаков, типология знаков, семиозис, аспекты рассмотрения знаков (семантика, синтактика, прагматика)

Требования к компетентности:

· знать и понимать истоки возникновения семиотики;

· уметь обоснованно выявлять основоположников семиотики как науки;

· знать и уметь классифицированно представлять типологию знаков (по Ч. Пирсу);

· уметь устанавливать закономерности развития семиотических идей;

· знать сущность проблемы знака с позиций разных семиотических школ и уметь использовать эти знания в учебной и практической деятельности.

 

Как самостоятельная наука современная семиотика сложилась к 50-м годам ХХ века на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации.

Однако семиотика относится к тем наукам, которые получили свое наименование и содержание задолго до их формирования. Здесь необходимо отметить, что в истории семиотики прослеживаются два потока идей, все полнее сливающихся в последнее время.

Первый поток идей связан с понятием знака.

Первым, кто выдвинул идею такой науки, которая бы изучала знаки, был величайший ученый древности Аристотель. В своей классификации наук Аристотель упоминает о еще не существующей, но необходимой науке, которая должна изучать все существующие в природе знаки и которую он назвал «семиотика».

В последующем учение о знаках разрабатывалось стоиками, которые рассматривали знак как сущность, образуемую отношениями формы и содержания (они называли форму воспринимаемым, а содержание – понимаемым). Стоики ввели понятие знаковой ситуации (семиозиса) – это ситуация использования знака.

Греческий философ Секст Эмпирик, живший в 3 в. н.э., выделял знаки напоминающие и указывающие, различающиеся тем, что напоминающий знак «ведет нас к воспоминанию о том, что наблюдалось вместе с ним и теперь не представляется очевидным, как, например, обстоит дело с дымом и огнем. Указывающий знак – тот, который не наблюдается вместе с обозначаемым в живом представлении, но по собственной природе и устройству обозначает то, знаком чего он служит, как, например, движения тела служат знаками души».

Занимался изучением знаков и выдающийся ученый Нового времени Фрэнсис Бэкон (конец XVI– начало XVII в.), который различал слова и знаки вещей, выражающие их значение без помощи и посредства слов. Знаки вещей, по его мнению, бывают двух родов: в первом случае знак выражает значение вещи на основе своего сходства с ней (иероглифы и жесты), во втором – знак совершенно условен (например, «реальные знаки, используемые в Китае и выражающие не буквы и слова, а вещи и понятия.

Знаками интересовались и такие известные ученые XVII-XVIII вв., как Джон Локк, Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбниц, однако они не пытались разработать теорию знаковых систем. Тем не менее в своем известном труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) Джон Локк возвел эту сложную проблему на уровень одной из «трех наиважнейших областей интеллектуальной деятельности», предложив назвать ее «доктрина о знаках» или семиотика.

Когда Декарт ввел главные темы античности в представлении сущностного разделения сознания и тела, эпистемологически основной среди них оказался репрезентационизм (опора на представление). Согласно этому принципу, ментальные объекты представляют вещи внешнего по отношению к сознанию мира, а мышление подразумевает манипуляцию этими представлениями. Такой последовательный дуализм породил серьезные проблемы. Важным следствием стал репрезентационистский скептицизм: представления не имеют никакой необходимой связи с представленной вещью.

Соответственно, анализ отношения языка к внешнему миру в "логическом" направлении исходит из допущения о том, что наше знание, выражаемое средствами языка, есть знание о внешнем мире, трансцендентном по отношению к этому знанию и языку. Отношение языка к сознанию играет здесь подчиненную роль: от "лектона" стоиков до "знака" Локка (и, с определенными оговорками, вплоть до многих современных вариантов "денотации" и "референции" или "интенциональности") элементы языка полагаются аналогами элементов сознания, заключающего о внешнем мире. Анализ языка выступает на этом этапе одним из средств логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Отсюда следует отождествление логических и языковых категорий, восходящее к Аристотелю и наиболее полно воплощенное в картезианских грамматиках. Язык рассматривается лишь с точки зрения его функционирования как данная и неизменная система средств общения и выражения мысли.

 

Только во второй половине XIX века американский философ, логик и математик Чарльз Сандерс Пирс разработал общие основы семиотики, явившись ее подлинным основателем.

Некоторые авторы оспаривают право Пирса считаться основоположником семиотики. Так, А.А. Ветров считает, что семиотику основал не Пирс, а Чарльз Моррис, поскольку Моррис впервые достаточно полно и системно изложил основные положения общей теории знаков, а Пирс рассматривал типы знаков в рамках логики и смешивал семиотику с логикой. Ю.С. Степанов считает, что общие принципы семиотики были первоначально подмечены одновременно и независимо в работах Пирса и Ф. де Соссюра. Однако работы Пирса появились в 1867 г., 1885 и 1897 гг., а Соссюра – в 1916 г., поэтому вряд ли можно говорить об одновременности.

Как бы то ни было, но между появлением идеи науки о знаках и появлением самой науки прошло более двух тысячелетий.

Основными положениями новой науки стали понятия о знаковой ситуации и типах знаков.

Согласно Пирсу, знаковая ситуация включает знак, замещающий объект, создавая в разуме воспринимающего знак определенное впечатление, которое Пирс называет интерпретантой. Связь между первым элементом знаковой ситуации – знаком и вторым – объектом дает возможность знаку определять третий элемент – интерпретанту (представление).

Типология знаков, которой Пирс уделял большое внимание, обращаясь к ней в работах разных лет, была разработана им чрезвычайно детально и предусматривала 66 типов знаков, сгруппированных в 10 групп на основе свойств знаков и отношений между элементами знаковой ситуации.

В ранних работах Пирс выделяет меньшее число знаков, тем не менее выделенные типы знаков весьма важны для современной семиотики, так как они наиболее широко известны и практически только они и используются современными специалистами:

образы (icons) – знаки, относящиеся к объекту на основе схожести характеристик. Образы могут быть поделены на отражения, диаграммы и метафоры. Типичными примерами образов являются фотографии и картины, а также диаграммы, которые основаны на аналогии, алгебраические формулы;

признаки (indeces) – знаки, относящиеся к объекту на основе воздействия этого объекта, смежности с объектом, они обязательно имеют какую-то общую с объектом характеристику. В качестве примеров признаков могут рассматриваться такие явления, как характерная походка моряка, указывающая на его профессию; предметы одежды разных народов, указывающие на их национальность; часы, указывающие время; стук в дверь (кто-то пришел); собственные имена; симптомы болезней;

коды (symbols) – знаки, относящиеся к объекту на основе соглашения, обеспечивающего понимание знака, как относящегося к объекту (язык жестов, язык цветов, естественные языки).

Таким образом, Ч. Пирс ввел представление о знаковой ситуации (правда, так ее не называя) и предпринял попытку наиболее полной классификации типов знаков.

 

Основные параметры анализа семиотического знака были предприняты Чарльзом Моррисом. В 1938 году он написал работу под названием "Основания теории знаков". В разделе "Природа знака" он писал: "Процесс, в котором нечто функционирует как знак, можно назвать семиозом. Этот процесс по традиции, восходящей к грекам, обычно рассматривался как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса могут быть названы соответственно знаковым средством, десигнатом и интерпретантой, а в качестве четвертого компонента может быть введен интерпретатор. Эти понятия и термины делают эксплицитными факторы, остающиеся необозначенными в распространенном утверждении, согласно которому знак указывает на что-то для кого-то". Таким образом, Моррис значительно изменил состав элементов знаковой ситуации. Во-первых, он добавил к первоначальных трем элементам (объект, знак, интерпретанта – представление) четвертый – интерпретатор.

Во-вторых, подходя к семиотике с позиций бихевиоризма, центральным понятием которого является реакция организма на внешние стимулы, он изменил содержание понятия «интерпретанта» – это реакция интерпретатора на знак.

Изменяется и содержание понятия «объект» – вместо него вводятся понятия «денотат» – реально существующий объект и «десигнат» – «класс объектов, к которым применим знак … не вещь, но род объекта или класс объекта, а класс может включать в себя или много членов, или только один член, или вообще не иметь членов». Что близко к понятию или представлению.

Таким образом, получилось 5 элементов знаковой ситуации, два из которых – знак и денотат – близки к тому, что Пирс понимал под знаком и объектом; содержанием термина «десигнат» скорее является обозначаемое знаком понятие; и фактически вводятся два новых элемента – интерпретатор и его реакция на знак – интерпретанта. Следует отметить, что, вводя понятие интерпретатор, Моррис не дает четкого разграничения между этим фактором и интерпретантой. В результате этого понятие «интерпретанта» в дальнейшем Моррисом практически не используется (ср. представление семиозиса у Ч. Пирса и Ч. Морриса на рисунке 1).

 

Рис. 1. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМИОЗИСА

У Ч.ПИРСА И Ч.МОРРИСА

 

интерпрепретанта интерпретатор

       
   

 


знак объект знак денотат десигнат

 

Несомненно, значительный вклад в развитие и систематизацию принципов семиотики – это монография Ч. Морриса «Знаки, язык и поведение» (1946 г.).

Моррис существенно развил учение о знаковой ситуации, обратил внимание на бинарные отношения, существующие между элементами семиозиса (парные отношения).

Впервые выделил в качестве основных разделов семиотики три аспекта рассмотрения знаков:

1) семантику – изучающую отношение знака к объекту;

2) синтактику – рассматривающую отношение знаков друг к другу;

3) прагматику – исследующую отношение знаков к интерпретаторам.

Ч. Моррис в своих работах настойчиво подчеркивал эти стороны семиозиса, и со временем установилась традиция анализировать семиотический знак по трем направлениям: семантическому (исследующему соотношение знака и изображаемого), прагматическому (исследующему связи знак - его интерпретатор) и синтаксическому (исследующему связи знаков между собой, обычно в знаковой системе). Все эти подходы привели к значительным результатам.

Введение Моррисом понятия реакции на знак практически дает возможность включить в область рассмотрения семиотики не только все общественные науки, но и большую часть проблематики биологических наук, поскольку оно позволяет рассматривать любое воздействие на организм как знак-признак внешней среды, а любую реакцию живого организма на внешнюю среду – как знаковую ситуацию. Впрочем, Моррис и рассматривал семиотику достаточно широко, считая такие науки, как «лингвистика, логика, математика, риторика, эстетика частными науками о знаках».

Определенный интерес представляют новые типы знаков, введенные Моррисом:

индексальные знаки – для обозначения единичных объектов и понятий;

характеризующие знаки – для обозначения общих понятий;

универсальные знаки – с предельно широким значением.

 

Семиотические вопросы затрагивались и в работах основателя современной лингвистики Ф. де Соссюра, который в первую очередь рассматривал языковые знаки, хотя и обращал внимание на общность языка и других знаковых систем. Соссюр выделял в языковом знаке две стороны – понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). В отличие от Пирса, для которого знак – скорее материальный объект, у Соссюра как означаемое (понятие), так и означающее (акустическое ощущение) имеют психический характер: «акустический образ является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств» (Соссюр. Курс общей лингвистики. – М., 1977. – С. 99). Кроме того, Соссюр отметил такие свойства языкового знака, как произвольность, немотивированность и линейный характер означающего.

Соссюр открыл в языковом знаке два значения: а) его конкретное значение, определяемое неповторимыми качествами данного знака как отдельного явления (например, таковы значения слов, записанные в толковых словарях – указываются признаки, свойства слов-знаков: СТУЛ – предмет мебели, предназначенный для сидения, с твердой горизонтальной поверхностью…), б) абстрактное значение знака, определяемое относительно, т.е. отношением данного слова ко всем другим словам языка (СТУЛ – ТАБУРЕТКА – КРЕСЛО («мягкость»); СТУЛ – СТОЛ – КРОВАТЬ («функция»).

Его схема знака – круг с чертой, проведенной по диаметру. Одна половина символизирует означаемое (содержание мысли), другая – означающее (то, чем это содержание означается – словом, фразой и т.д.):

 

       
 
   
Слово «лицо»
 

 


означаемое означающее

 

Как можно прочитать эту схему: говорящий приводит свою мысль о предмете (означаемое) в соответствие с конкретным языком (означающее).

Второй поток семиотических идей связан с изучением национальных особенностей человечества.

Народность и нация – такие совокупности людей, которые определяются общностью языка, психического склада, территории, материальной жизни и культуры. Все эти элементы характеризуют именно единое целое, единство. Как единство, они всегда и изучались, хотя разные ученые выделяли и соединяли элементы этого единства по-разному.

Ученые начинают интересоваться этим вопросом впервые в начале Х1Х века, вслед за писателями-романтиками. Крупнейший языковед той поры немецкий ученый В.Гумбольдт создал учение о внутренней форме языка, своеобразной и неповторимой для каждого народа.

В конце Х1Х века над этой проблемой работают В. Вундт в Германии и А.А. Потебня в России. Потебня устанавливает поразительное сходство между происхождением и зависимостью слов и происхождением и зависимостью мифических образов народного творчества.

В ХХ веке французский ученый Поль Гриеже систематизировал все известные факты о национальных характерах и попытался создать свою теорию этнического единства людей в книге «Этническая характерология. Сближение и взаимопонимание народов».

Таким образом, на смену разрозненным представлениям о языке, психическом складе и культуре этносов, материальной и духовной, приходит идея их единства, понимание их как комплекса знаков. Поскольку выработать единые критерии знаковости, значит, способствовать пониманию всего окружающего.

 

По мере развития семиотики все четче формировались основные понятия и проблемы изучения.

Так основной корпус гуманитарной семиотики составляют два корпуса понятий: 1) наиболее общие семиотические закономерности (прежде всего оппозиции, позволяющие выявить дифференциальные признаки: «глухость / звонкость» фонем (пить – бить); «сидение / стояние» в позах и т.п.; а также способность к замещению – новый элемент включается в систему в форме того элемента, который он заместил; так, например, в некоторых ритуалах кочевников, первоначально не знавших лошадей, лошади маскируются под оленей (известных ранее); первые автомобили маскируются под кареты, хотя в этом нет никакой технической надобности; и другие закономерности);

2) наиболее общие семиотические членения (уровни, аспекта) исследуемых объектов – синтактика, семантика, прагматика. Синтактика определяется как отношение между знаками (в речи, во времени); семантика – как отношение между знаком, предметом обозначения и понятием о предмете; прагматика – отношение между знаками и тем, кто их использует.

Проблематика семиотики в 1960-70-е годы ХХ века включала следующие вопросы:

- общая семиотика и ее структура,

- типология знаков,

- аспекты семиотики,

- свойства знаков и знаковых систем,

- типология знаковых систем.

Развитие семиотики во второй половине ХХ века характеризовалось попытками применения ее принципов в различных областях деятельности человека. Наметившиеся в результате этого направления семиотики стали оформляться в самостоятельные разделы семиотики. Ю.С. Степанов предложил выделить такие разделы семиотика, как

1) биосемиотика – исследует системы, основанные на естественных знаках, или, точнее, на знаках, важных для самого существования организма. Этот раздел опирается на биологию, на изучение систем сигнализации (коммуникации) животных, включая низших животных, насекомых и пр. представители этого направления – Чарльз Хоккетт в США и Н.И. Жинкин в России;

2) этносемиотика, включающая несколько направлений: одно ориентируется на антропологию и этнографию, т.е. на изучение преимущественно примитивных обществ (Эдвард Холл в США, Клод Леви-Стросс во Франции); еще одно направление на социальную психологию и инженерную психологию, т.е. на изучение высокоразвитых обществ (тартуско-московская школа, Анри Чапанис в США); третье направление – на историю философии и литературы (Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида во Франции). В целом это разностороннее направление условно можно назвать этносемиотикой, или семиотикой культуры;

3) лингвосемиотика – ориентируется на изучение естественного языка и сопровождающих его знаковых систем, в том числе и искусственных языков, т.к. они функционируют параллельно с речью (жесты и мимика), компенсируют речь. Представители – Ю.С. Степанов в России, Юлия Кристева во Франции;

4) абстрактная семиотика – разработка логико-математической теории знаковых систем, независимо от материального воплощения этих систем (Карнап в США, Бирюков, Горский, Зиновьев в России).

Все эти направления существуют в самых тесных контактах друг с другом, и их общие вопросы решаются в рамках одной науки – общей семиотики. Хотя при этом неизбежно различное понимание основных принципов и элементов семиотики.

Необходимо заметить, что и традиционное понимание основных семиотических понятий и сама система этих понятий, принимаемая в отечественной литературе, различаются у разных авторов и несколько отличаются от классической, которая предложена основоположниками этой науки и используется на Западе.

1. Прежде всего различно как число единиц, рассматриваемых разными авторами в качестве знаков, так и их состав. При этом в основе современных типологий знаков используются только знаки, предложенные Ч.Пирсом.

Так, Н.И. Кондаков, В.А. Виноградов различают, вслед за Пирсом, такие виды знаков, как изображения, индексы и символы, причем оба ученых указывают, что в символических знаках связь между означаемым и означающим никак не вытекает ни из их природы, ни из смежности их денотатов в пространстве, а определяется социально (по договоренности).

«Советский энциклопедический словарь» и «Философский словарь» 1986 г. подразделяют знаки на языковые и неязыковые.

За рубежом было обращено внимание на то, ч то знаки можно классифицировать и на основе тех органов чувств, которыми они воспринимаются. Таким образом, можно различать знаки зрительные, вкусовые, осязательные и органолептические (вкусовые вместе с обонятельными) (по Энциклопедии семиотики, изданной в Германии).

2. Другую трактовку получили и аспекты рассмотрения знаков. Например, В.И. Кодухов под синтактикой понимает отношение между знаками не только в знаковой ситуации, но и в пределах знаковой системы.

Н.И. Кондаков понимает синтактику как раздел семиотики, изучающий не взаимоотношения знаков, а структуру знаковых систем. «Философский словарь» разделяет эту точку зрения.

Генри Карри понимает под синтактикой изучение структур только символических систем.

 

3. Дальнейшее развитие в это время получает категория свойств знаков.

Ф. де Соссюр в качестве фундаментальных свойств знака рассматривал его произвольность (немотивированность) и линейность. Ю.С. Маслов выделяет такие свойства, как противопоставленность знака в системе другим знакам и наличие внутренней структуры различной степени сложности.

Следуя за Ю.С. Степановым, В.И. Кодухов выделяет такие свойства знака, как произвольность, немотивированность. Это положение встречает возражения Б.Н. Головина, который указывает на то, что существуют достаточно хорошо известные типы мотивированных знаков (слов), и, таким образом, немотивированность не является общим свойством знака.

4. Некоторое развитие в эти годы получила и типология знаковых систем. Так, Ю.В. Рождественский предлагал различать три типа знаковых систем:

1) знаковые системы, отражающие модель поведения – язык, пластика и танец;

2) знаковые системы, отражающие модель мира – музыка и изобразительные искусства;

3) знаковые системы, отражающие индивидуальные особенности личности – костюм и татуировки.

Подводя итоги, можно сказать, что вплоть до недавнего времени в общей семиотике выделялись только три основных типа знаков – признаки, сигналы и символы, три аспекта их рассмотрения – семантика, синтактика и прагматика. Вместе с тем чрезвычайно плодотворным являлось введение разграничения естественных (природных) и искусственных знаков и попытки приложения общей теории знаков к различным областям знаний.

 

Семиотические исследования ведутся едва ли не во всех странах. Однако различия в национальных, научных и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотических исследований существуют отчетливо выраженные направления и школы.

Среди семиотических школ выделяются тартуско - московская; французская; польская, опирающаяся на традиции польской логической школы и представленная трудами Томаша Котарбиньского, М.Р. Маеновой, Станислава Жулкевского и др.;; итальянская (Эко); американская; чешская, связанная с традицией Пражского лингвистического кружка и Я. Мукаржовского. В основе семиотического механизма, намеченного Соссюром и получившего разработку в трудах европейских семиотических школ, лежит: 1) разграничение синхронного состояния структуры языка и диахронии – изменений структуры языка во времени; 2) разграничение языка и речи (язык – иерархическая система вне времени; речь – реализация языка в знаковой деятельности отдельных текстов, находящихся в определенном пространстве и времени); 3) разграничение в языке оси парадигматики (сходства, подобия форм, но разных по значению) и синтагматики (соединения разнородных элементов на оси высказывания).

В области семиотики одно из ведущих мест занимает тартуско-московская школа (ТМШ). Её представители: Ю.М. Лотман, Иванов В.В., Топоров В.Н., Степанов Ю.С., Успенский Б.А. и др.

Опираясь на труды Потебни, Бахтина, Выготского, Проппа, Лихачева, Якобсона и др. исследователей первой половины ХХ века, ученые тартуско-московской школы проводят исследования в области поэтики, стиховедения, семиотики культуры (на материале русской, восточной, античной, западноевропейских культур и литератур).

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Ее характерной чертой было стремление охватить в описании как можно более широкий круг социальных явлений на основе единых принципов семиотического анализа. Речевое поведение, поэтика, теория невербальных искусств, мифология, фольклор, этнография, психология, игры, мода, формы социального этикета, наконец, история и типология культуры как многосоставного семиотического целого - все эти явления, при всей специфике каждого из них, попадали в рамку единой дисциплины в силу их способности функционировать в качестве "моделирующих систем", то есть знаковых кодов, в категориях которых действуют и сознают себя участники семиотического сообщества, приобщенные к знанию соответствующих семиотических языков.

Наиболее распространенным видом семиотических исследований ТМШ в 60-70 гг. было приложение лингвистических моделей к новым семиотическим объектам (прежде всего к различным видам искусства). Появились и «узаконились» такие понятия, как «язык балета», «язык цирка», «язык кино», а также языки отдельных жанров.

Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Проблемы реконструкции, дешифровки, теории перевода всё больше выдвигаются в центр семиотической культуры.

В конце 70-х гг. открытия в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека дали новый импульс семиотическим исследованиям, т.к. обнаружили ряд глубоких аналогий между индивидуальным сознанием человека и структурой человеческой культуры.

В исследованиях все большее место занимают проблемы информатики, словесного общения с машиной, искусственного интеллекта.

В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским.

Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

В то время как ТМШ в своих трудах обращала внимание прежде всего на семиотику культуры, западноевропейская семиотики (прежде всего французская) отличается открытым взаимодействием с философией, психоанализом, литературным творчеством.

Французская семиотика (семиология) 60-х гг. выработала и новое общее представление о знаковых процессах, приведшее к частичной ревизии теории Соссюра. Так, Эмиль Бенвинист сформулировал разграничение двух способов означивания – семиотических (одиночные знаки по Соссюру, которые отсылают напрямую к понятию и должны быть опознаны) и семантических (целостные высказывания, смысл их не складывается из отдельных единиц, а должен быть понят).

В 60-70-е гг. ХХ ст. складывается постструктуралистская семиотика (Ролан Барт, Юлия Кристева, Жак Деррида и др.). Для нее характерны концепции открытого, интегрального семиозиса, избавленного от власти социально фиксированных смыслов. Выражением такой свободной семиотической деятельности явилось новое понятие «Текста», лишенного структуры «означающее/ означаемое» и обладающего внутренней множественностью и безличностью. Обобщая подобные концепции, с опорой на Бахтина и его концепцию диалога, Юлия Кристева выдвинула понятие «интертекстуальности», т.е. в принципе неограниченной, непрерывной совокупности (континуума) знаковой деятельности, где разные высказывания, коды, тексты сообщаются между собой даже в отсутствие прямых исторически фиксируемых контактов.

Постструктурализм актуализировал также философские и психоаналитические аспекты семиотической прагматики, поставив вопрос об антропологических структурах смысла, о его связи со становлением человеческого субъекта и объекта. Ролан Барт выступил с концепцией «удовольствие от текста» как семиотического процесса, высвобождающего подавленные эротические импульса читателя.

Жак Деррида противопоставил друг другу два типа коммуникации – «речь» и «письмо» (не обязательно реализуемые в физической форме устных и письменных текстов). Письмо, по Дерриде, характеризуется «отсроченностью» смысла.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных