Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История письма, типы письма, алфавиты. Орфография. (2ч.)




  1. История возникновения письма. Предметное письмо. Узелковое письмо. Виды письма условными знаками: кипу, вампум, зарубки на бирках, т.д.
  2. Пиктография. Характерные черты пиктографии Разновидности пиктограмм. Идеографическое письмо. Типы идеографии.
  3. Слоговое письмо. Виды слогового письма. Египетское письмо. Шумеро-аккадское письмо. Китайское письмо. Индийское письмо.
  4. Фонографическое письмо. Виды фонографического письма: консонантно-звуковое, вокализовано-звуковое, бустрофедон, вокализованное письмо.
  5. Алфавит, виды алфавитов. Греческий и латинский алфавит. Коптский, готский алфавиты. Возникновение славянского алфавита. Реформы русского алфавита.
  6. Транскрипция, транслитерация, письмо. Типы транскрипции. Типы письма. Виды графем.
  7. Графика. Орфография. Принципы орфографии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Каковы перспективы развития письма в будущем?

Существует ли взаимосвязь между типом письма и культурой?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

Основная литература

1. Вендина Т.А. Введение в языкознание. М., 2001.С. 260-280.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.256-268.

3. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. C.345-375.

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. С.221-230.

5. Головин Б.И. Введение в языкознание. М., 1983.

6. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1989.

7. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. С.386-457.

Дополнительная литература

  1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 658 с.
  2. Мартине А. Основы общей лингвистики// Новое в лингвистике. Вып. III.М., Наука, 1983 г.
  3. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н.Б. Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.

II семестр

Семинар № 11 (2 ч.)

Язык как знаковая система. Внутреннее устройство языка.

 

1. Понятие о семиотике как науке о знаках.

2. Знак и его типы (символы, сигналы, признаки).

3. Основные свойства языкового знака. План содержания и план выражения.

4. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков.

5. Специфика языка как знаковой системы.

6. Язык как система и структура. Понятие системы и структуры. Признаки языковой системы: динамичность, гетерогенность.

7. Понятие о языковых уровнях (ярусах).

8. Типы отношений между языковыми единицами (парадигматические, синтагматические, иерархические).

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем своеобразие языка как знаковой системы?

Чем она отличается от других знаковых систем?

Каковы реальные проявления системности языка??

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Литература:

1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1966. С. 36-77.

2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.С. 58-61.

3. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.2-32.

4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.29-41..

5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

6. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.. 1979.

7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975. С.5-10, 24-34.

8. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М. 1977. С.5-32.

9. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. С.38-48.

Дополнительная:

1. Бенвеннист Э.. Общая лингвистика. М., 1974, с. 90-96. с. 129-140.

2. Моррис Ч.У. Основания теории знаков [Текст] / Ч.У. Моррис // Семиотика / под ред. Ю. С. Степанова. – М.: Радуга, 1983. – 37–89.

3. НФС – Новейший философский словарь /сост. главн. науч. ред. А.. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом, 2003. –1280 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: //http.www.philosopi-terms.ru/word/– Дата обращения: 28.06.11 Загл. с экрана.

4. Общее языкознание: Учеб. пособие для филол. вузов / Н.Б. Мечковская, Б.Ю. Норман, Б.А. Плотников, А.Е. Супрун / Под общ. ред. А.Е. Супруна. – Мн.: Высш. школа, 1983. – 456 с.

5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975. С.58-61, 183-194.

6. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. С.124-199.

7. Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1978.

8. Соссюр де Ф.. Курс общей лингвистики/Труды по языкознанию. М.,1977, с. 40-61,98-173, с. 155-159..

9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1966. М., 1975.

 

Семинар № 12-13.Звуковой строй языка (4 ч.)

1. Три аспекта звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционные параметры звуков речи.

2. Классификация звуков речи. Артикуляционная классификация согласных. Классификация гласных

3. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Изменения структуры слога. Зияния гласных. Стечения согласных. Паразитические звуки. Виды слогов. Функции слогов. Проблемы слогоделения.

4. Просодические явления. Ударение. Его виды. Интонация. Ее элементы и функции.

5. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Комбинаторные и позиционные изменения звуков.

6. Фонема и звук. Содержание фонемы. Фонемные оппозиции. Типология оппозиций.

7. Понятие фонемы. Варианты (аллофоны). Функции фонемы. Интегральные и дифференциальные признаки фонем. Оппозиции фонем. Сильные и слабые позиции. Нейтрализация. Архифонема.

8. Московская и Санкт-Петербугрская школы в фонетике и фонологии.

9. Основные исторические процессы изменения звукового строя языка. Понятие об орфоэпии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем различаются звук и фонема?

Каковы главные причины изменения звукового строя языка?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Литература:

  1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы.. С.36-54, 65-77.
  2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1977. С. 5-77.
  3. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.66-112.
  4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.43-77, 225-256.
  5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
  6. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.
  7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.С.35-78.
  8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998.С. 157-190, 21-227.

Дополнительная:

1. Фонетика. Фонология //Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990

2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1960. С.33-74.

3. Матусевич М.И. введение в общую фонетику. М., 1959.

4. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. С.7-22, 38-52.

5. Щерба Л.В. Фонетика французского языка.//История советского языкознания. М., 1988. С. 185-189.

6. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.

7. Кондратов А.М. Книга о букве. М., 1975.

8. Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979.

Семинар № 14-15.Лексикология. Фразеология. Семасиология (4ч.)

  1. Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Аспекты рассмотрения слова. Внутренняя форма слова. Мотивированность слов.
  2. Семасиология. Сущность лексического значения. Типы лексического значения слова. Денотативный, сигнификативный и прагматический компоненты значения. Понятие семантического треугольника. Типы ЛЗ: прямые и переносные, свободные и связанные.
  3. Понятие семы, семный состав ЛЗ. Структура ЛЗ.
  4. Первичная и вторичная номинация. Полисемия. Семантическая структура слова. Типы связей в семантической структуре слова.
  5. Многозначность слова и омонимия.
  6. Фразеология. Типы фразеологических единиц.
  7. Фразеология в узком и широком объеме (Вопрос о пословицах, поговорках, крылатых выражениях).
  8. Системная организация фразеологизмов. Их стилистическая дифференциация.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Почему слово считается центральной единицей языка?

В чем главная трудность решения проблемы значения слова?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Литература:

1. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.12-187.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.109-177.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987.С. 85-120, 102-156.

4. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. C. 102– 129.

5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

6. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.С 166-168, 174-196.

7. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998. С. 60-156.

Дополнительная:

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. – М.: Гнозис. – 2005. – 326 с.

3. Кронгауз М.А. Семантика: учебник для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / М.А. Кронгауз. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 2005. – 352 с.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия

5. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. М., 1972.

6. Кунин А.В. Курс фразеологии английского языка. М., 1996.С. 101-134, 46-98.

 

Семинар № 15 (2 ч).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных