Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Синтаксис слова. Глагол.




1.В синтаксисе глагол занимает центральную роль. При анализе синтаксического функционирования глагола необходимо учитывать его отнесённость к ряду семантических групп, т.к. семантика обусловливает разную роль глаголов в структуре предложения, их возможность/невозможность участвовать в организации моделей того или иного типового значения.

В предложении глагол может выполнять одну из трёх синтаксических функций:

1.Функцию главного члена предложения (субъекта, предиката).

2.Распространителя всего предложения.

3.Присловного распространителя.

2.Семантическая классификация глаголов была разработана В.В.Виноградовым, дополнена Г.А.Золотовой.

Неполнознаменательные.

1.Модификаторы.

 Фазисные

 Модальные

2.Компенсаторы.

Знаменательные.

1.Акциональные.

 1.Глаголы конкретного физического действия (косить, мыть, пилить).

 2. Движения и перемещения (летать, бегать, двигаться).

 3.Донативные глаголы (изменение посессивных отношений; дарить, приобретать, получать).

 4.Глаголы речевого действия (говорить, бормотать, объясняться).

 5.Глаголы социального интерсубъектного действия (ссориться, сражаться, судиться).

 6.Глаголы ментального действия (размышлять, думать, анализировать).

 7.Глаголы восприятия (ощущать, чувствовать, слышать).

 8.Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать,жалеть).

 9.Физиологического действия (есть, пить, жевать).

 10.Деятельности или занятия (работать, батрачить, учиться).

 11.Способа поведения (капризничать, модничать, мошенничать).

2.Неакциональные

 Статуальные, состояния (тосковать, цвести, светает, морозит).

 Функтивные или экзистенциальные. Сообщают о наблюдаемом или известном говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических устройств (телевизор работает, мотор тарахтит).Следствие сочетания акциональных глаголов с именами предметных субъектов.

 Реляционные (выражение отношений между предметами).

Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю).

Партитивные (относиться к, входить в).

Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-то).

Сопоставительные (уступать, превосходить).

 Компликаторы

Каузативные

Авторизующие.

Итак, в центре системы глагола деление на (полно)знаменательные и неполнознаменательные глаголы. Полнознаменательные глаголы могут самостоятельно функционировать в предложении в роли предикатов. Неполнознаменательные же (связочные, вспомогательные) не образуют самостоятельных компонентов предложения, они либо выполняют связочную функцию между субъектом и предикативным признаком (Он явился в неожиданный момент), либо обозначают признак предиката точки зрения фазы обозначаемого действия (Он начал вздыхать), либо выражают модальное значение между субъектом и предикативным признаком (я стремлюсь уехать отсюда). Неполнознаменательные глаголы являются вспомогательными элементами в составе предикатов. К неполнознам. глаголам относятся глаголы-модификаторы и глаголы компенсаторы. Фазисные глаголы и модальные глаголы служат модификаторами, усложнителями предиката (дополняют его значение). При них основной глагол принимает форму инфинитива: дети любят читать, дети начинают читать.

Глаголы-компенсаторы: образуют предикат вместе с отвлеченными именами действия, состояния, качества. Примеры: самолет совершает посадку, мальчик отличается впечатлительностью.

В состав полнознаменательных глаголов входят акциональные (обозначающие действие) и неакциональные глаголы. Акциональные глаголы (идти, рассказывать) в силу семантики составляют ядро глагольной системы (они изосемические!). Они обозначают действие, характеризуемое, как правило, рядом признаков:

1).Активность.

2).Целенаправленность.

3).Потенциальная наблюдаемость (не всегда)

4).Способность к конкретно-временной локализации (не всегда).

*Неакциональные глаголы включают особую группу каузативных глаголов. Они выражают взаимосвязь, взаимные изменения между предметами, лицами, событиями. Примеры: есть, огорчаться.

! Семантические разряды глаголов отличаются неоднородностью. Так, разные значения многозначного глагола вести относятся к разным разрядам:

1.Пастух ведёт стадо к реке – акциональный глагол движения.

2.Учитель ведет опрос учеников – неакциональный компенсатор.

3.Дорога ведет к реке – неакциональный глагол локализующий.

4.К беде неопытность ведет – неакциональный глагол-каузатор.

8.Синтаксис слова. Предложно-падежные синтаксемы имён существительных.

Эта сфера науки изучает синт.функции частей речи и классификацию частей речи по смыслу (семант.классификацию). Поведение слов в связной речи определяется их семантикой, принадлежностью к группам полнознаменательных/неполнознаменательных и изосемичных/неизосемичных слов. При этом важно помнить, что здесь речь идёт не об их индивидуальных лексических значениях (стол - предмет мебели), но об ином уровне абстракции*, категориально-семантическом значении подкласса (напр., стол – полнознаменательное и изосемичное сущ.).

*Лексема имеет 3 значения:

1.частиречное 2. категориально-семантическое 3. индивидуальное лексическое

Итак, подклассы. 1.Полнознаменательные /неполнознаменательные. Различаются участием в синт.построениях.

Первые могут употребляться абсолютивно, т.е. без зависящих от них форм других слов, распространителей (АГ-80), например: вечер, каникулы, помочь.

Вторые информативно недостаточны и без распространителей не несут полноты обозначения ситуации, примеры: находиться (где, у кого), стать (кем, каким), (странное) дело, (удивительная)вещь. Иначе говоря, глагол находиться не может образовать ядерной, базовой синтаксической конструкции (глагол + актанты), необходимы сирконстанты!

2.Изосемические(от.греч. корней ‘подобие’ и ‘значение’)/неизосемические. Различаются соответствием/несоответствием семантике части речи, к которой они относятся-->прямой и косвенной номинацией явлений действительности. Семантика порождает прямые следствия для синтаксиса, разные типы предложений.

Изосемические слова – центр частей речи. Примеры:

Имя сущ.: частиречное значение предметности --> певец, белок, дым изосемические (предметы), а белизна (свойство), побелка (действие) или двойка (количество) – нет, т.к. предмета не обозначают!! С глаголом: значение действия (петь, белить), --> белеть, двоиться (свойство), грустить, дымить (состояние) НЕИЗОСЕМИЧЕСКИЕ. Слова изосем. образуют более лаконичные модели предложений. Ср.: лаборанты испытывают (изосем.) новый прибор – лаборанты ведут испытания (неизосем.) нового прибора. Во 2. случае нужно вспомогательное слово – слово со значением действия, т.к. испытание значения действия не имеет, в отличие от глагола испытывать! Такие модели предложений соотносятся как синонимы. Ещё один пример: девербатив езда не обозначает предмета, и из этого вытекает его предикативная функция в предложении (либо носителя признака).

 

!Важно понимать, что cинтаксическое функционирование характеризует не лексемы (как в семантике, морфологии), но синтаксические формы слов (синтаксемы). Как раз таки это структурные единицы синтаксиса, ‘’кирпичики’’ строя, которые несут категориально-сем.значение слов (то, что мы рассматривали выше, принадлежность к подклассам слов, знамен. или изосем.).

Синтаксема (пример: – это слово (имя сущ., прилаг., глагол или наречие, слова кат. состояния и числ. не образуют) или сочетание предлога со словом (предл.- им. синтаксемы), которое:

1.имеет катег.- сем.значение слова, от которого она образована.

2.морф.форму

3.синт.функцию, может употребляться изолированно, в качестве компонента предложения или словосочетания.

Задачу систематизации синт. ресурсов РЯ поставила в своём ‘’Синт. словаре’’ Г.А.Золотова. Примеры:

субстантивные синтаксемы: родительный падеж без предлога – родительный даты (6 июня).

адъективные синтаксемы: прил. в сравн. степени – синт.значение предиката компаративных моделей (брат выше сестры), прил. типа присущ, типичен в сочетании с именами качества – предикаты неизосемичных квалитативных моделей (ей присущ артистизм).

глагольные синтаксемы: глаголы компликативные (зависеть, вести) – синт.значение выразителя логических отношений между двумя пропозициональными понятиями (прилежание ведёт к пятеркам).

синтаксемы наречия: предикативные наречия – предикаты со значением состояния лица, вызванного действием инфинитива (мне горько вспоминать об этом).

Пример еще один: в саду – синтаксема; семантика – имя предмета, морфоформа – в+предл.падеж, синт.функция,. Производное синтаксическое значение – это значение локатива, места. Этоуже не изолированное лексическое или грамм. значение, но элемент смысла предложения, коммуникативное значение!

 

Имена существительные своё категор.-сем.значение облекают в форму определенного падежа (это морф.характеристика синтаксемы). Пример: форма им. падежа существительного –свободная синтаксема со значением наименования (‘Литературная газета’).

Субстантивная конструкция также может включать предлог, тогда это предложно-падежная именная синтаксема, пример: из + род.падеж со значением директива, исходной точки движения (из подземного мира). Такие формы существительных не зависят от глагола (пример: фабрикатив из+род.п., памятник выполнен из мрамора). Форма и синт.значение синтаксемы не связаны со значением глагола ‘выполнен’.

Большинство синтаксем русского языка – именные, т.е. имена существительные служат в русском языке опорой большинства синтаксических конструкций, как выразился Виноградов. (Предложно)-падежные субстантивные синтаксемы – ключ к синтаксису РЯ. Это видно на примере ‘’Синтаксического словаря’’, в котором центральное место занимает перечень и анализ субстантивных синтаксем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных