ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Синтаксис слова. Глагол.1.В синтаксисе глагол занимает центральную роль. При анализе синтаксического функционирования глагола необходимо учитывать его отнесённость к ряду семантических групп, т.к. семантика обусловливает разную роль глаголов в структуре предложения, их возможность/невозможность участвовать в организации моделей того или иного типового значения. В предложении глагол может выполнять одну из трёх синтаксических функций: 1.Функцию главного члена предложения (субъекта, предиката). 2.Распространителя всего предложения. 3.Присловного распространителя. 2.Семантическая классификация глаголов была разработана В.В.Виноградовым, дополнена Г.А.Золотовой. Неполнознаменательные. 1.Модификаторы. Фазисные Модальные 2.Компенсаторы. Знаменательные. 1.Акциональные. 1.Глаголы конкретного физического действия (косить, мыть, пилить). 2. Движения и перемещения (летать, бегать, двигаться). 3.Донативные глаголы (изменение посессивных отношений; дарить, приобретать, получать). 4.Глаголы речевого действия (говорить, бормотать, объясняться). 5.Глаголы социального интерсубъектного действия (ссориться, сражаться, судиться). 6.Глаголы ментального действия (размышлять, думать, анализировать). 7.Глаголы восприятия (ощущать, чувствовать, слышать). 8.Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать,жалеть). 9.Физиологического действия (есть, пить, жевать). 10.Деятельности или занятия (работать, батрачить, учиться). 11.Способа поведения (капризничать, модничать, мошенничать). 2.Неакциональные Статуальные, состояния (тосковать, цвести, светает, морозит). Функтивные или экзистенциальные. Сообщают о наблюдаемом или известном говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических устройств (телевизор работает, мотор тарахтит).Следствие сочетания акциональных глаголов с именами предметных субъектов. Реляционные (выражение отношений между предметами). Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю). Партитивные (относиться к, входить в). Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-то). Сопоставительные (уступать, превосходить). Компликаторы Каузативные Авторизующие. Итак, в центре системы глагола деление на (полно)знаменательные и неполнознаменательные глаголы. Полнознаменательные глаголы могут самостоятельно функционировать в предложении в роли предикатов. Неполнознаменательные же (связочные, вспомогательные) не образуют самостоятельных компонентов предложения, они либо выполняют связочную функцию между субъектом и предикативным признаком (Он явился в неожиданный момент), либо обозначают признак предиката точки зрения фазы обозначаемого действия (Он начал вздыхать), либо выражают модальное значение между субъектом и предикативным признаком (я стремлюсь уехать отсюда). Неполнознаменательные глаголы являются вспомогательными элементами в составе предикатов. К неполнознам. глаголам относятся глаголы-модификаторы и глаголы компенсаторы. Фазисные глаголы и модальные глаголы служат модификаторами, усложнителями предиката (дополняют его значение). При них основной глагол принимает форму инфинитива: дети любят читать, дети начинают читать. Глаголы-компенсаторы: образуют предикат вместе с отвлеченными именами действия, состояния, качества. Примеры: самолет совершает посадку, мальчик отличается впечатлительностью. В состав полнознаменательных глаголов входят акциональные (обозначающие действие) и неакциональные глаголы. Акциональные глаголы (идти, рассказывать) в силу семантики составляют ядро глагольной системы (они изосемические!). Они обозначают действие, характеризуемое, как правило, рядом признаков: 1).Активность. 2).Целенаправленность. 3).Потенциальная наблюдаемость (не всегда) 4).Способность к конкретно-временной локализации (не всегда). *Неакциональные глаголы включают особую группу каузативных глаголов. Они выражают взаимосвязь, взаимные изменения между предметами, лицами, событиями. Примеры: есть, огорчаться. ! Семантические разряды глаголов отличаются неоднородностью. Так, разные значения многозначного глагола вести относятся к разным разрядам: 1.Пастух ведёт стадо к реке – акциональный глагол движения. 2.Учитель ведет опрос учеников – неакциональный компенсатор. 3.Дорога ведет к реке – неакциональный глагол локализующий. 4.К беде неопытность ведет – неакциональный глагол-каузатор. 8.Синтаксис слова. Предложно-падежные синтаксемы имён существительных. Эта сфера науки изучает синт.функции частей речи и классификацию частей речи по смыслу (семант.классификацию). Поведение слов в связной речи определяется их семантикой, принадлежностью к группам полнознаменательных/неполнознаменательных и изосемичных/неизосемичных слов. При этом важно помнить, что здесь речь идёт не об их индивидуальных лексических значениях (стол - предмет мебели), но об ином уровне абстракции*, категориально-семантическом значении подкласса (напр., стол – полнознаменательное и изосемичное сущ.). *Лексема имеет 3 значения: 1.частиречное 2. категориально-семантическое 3. индивидуальное лексическое Итак, подклассы. 1.Полнознаменательные /неполнознаменательные. Различаются участием в синт.построениях. Первые могут употребляться абсолютивно, т.е. без зависящих от них форм других слов, распространителей (АГ-80), например: вечер, каникулы, помочь. Вторые информативно недостаточны и без распространителей не несут полноты обозначения ситуации, примеры: находиться (где, у кого), стать (кем, каким), (странное) дело, (удивительная)вещь. Иначе говоря, глагол находиться не может образовать ядерной, базовой синтаксической конструкции (глагол + актанты), необходимы сирконстанты! 2.Изосемические(от.греч. корней ‘подобие’ и ‘значение’)/неизосемические. Различаются соответствием/несоответствием семантике части речи, к которой они относятся-->прямой и косвенной номинацией явлений действительности. Семантика порождает прямые следствия для синтаксиса, разные типы предложений. Изосемические слова – центр частей речи. Примеры: Имя сущ.: частиречное значение предметности --> певец, белок, дым изосемические (предметы), а белизна (свойство), побелка (действие) или двойка (количество) – нет, т.к. предмета не обозначают!! С глаголом: значение действия (петь, белить), --> белеть, двоиться (свойство), грустить, дымить (состояние) НЕИЗОСЕМИЧЕСКИЕ. Слова изосем. образуют более лаконичные модели предложений. Ср.: лаборанты испытывают (изосем.) новый прибор – лаборанты ведут испытания (неизосем.) нового прибора. Во 2. случае нужно вспомогательное слово – слово со значением действия, т.к. испытание значения действия не имеет, в отличие от глагола испытывать! Такие модели предложений соотносятся как синонимы. Ещё один пример: девербатив езда не обозначает предмета, и из этого вытекает его предикативная функция в предложении (либо носителя признака).
!Важно понимать, что cинтаксическое функционирование характеризует не лексемы (как в семантике, морфологии), но синтаксические формы слов (синтаксемы). Как раз таки это структурные единицы синтаксиса, ‘’кирпичики’’ строя, которые несут категориально-сем.значение слов (то, что мы рассматривали выше, принадлежность к подклассам слов, знамен. или изосем.). Синтаксема (пример: – это слово (имя сущ., прилаг., глагол или наречие, слова кат. состояния и числ. не образуют) или сочетание предлога со словом (предл.- им. синтаксемы), которое: 1.имеет катег.- сем.значение слова, от которого она образована. 2.морф.форму 3.синт.функцию, может употребляться изолированно, в качестве компонента предложения или словосочетания. Задачу систематизации синт. ресурсов РЯ поставила в своём ‘’Синт. словаре’’ Г.А.Золотова. Примеры: субстантивные синтаксемы: родительный падеж без предлога – родительный даты (6 июня). адъективные синтаксемы: прил. в сравн. степени – синт.значение предиката компаративных моделей (брат выше сестры), прил. типа присущ, типичен в сочетании с именами качества – предикаты неизосемичных квалитативных моделей (ей присущ артистизм). глагольные синтаксемы: глаголы компликативные (зависеть, вести) – синт.значение выразителя логических отношений между двумя пропозициональными понятиями (прилежание ведёт к пятеркам). синтаксемы наречия: предикативные наречия – предикаты со значением состояния лица, вызванного действием инфинитива (мне горько вспоминать об этом). Пример еще один: в саду – синтаксема; семантика – имя предмета, морфоформа – в+предл.падеж, синт.функция,. Производное синтаксическое значение – это значение локатива, места. Этоуже не изолированное лексическое или грамм. значение, но элемент смысла предложения, коммуникативное значение!
Имена существительные своё категор.-сем.значение облекают в форму определенного падежа (это морф.характеристика синтаксемы). Пример: форма им. падежа существительного –свободная синтаксема со значением наименования (‘Литературная газета’). Субстантивная конструкция также может включать предлог, тогда это предложно-падежная именная синтаксема, пример: из + род.падеж со значением директива, исходной точки движения (из подземного мира). Такие формы существительных не зависят от глагола (пример: фабрикатив из+род.п., памятник выполнен из мрамора). Форма и синт.значение синтаксемы не связаны со значением глагола ‘выполнен’. Большинство синтаксем русского языка – именные, т.е. имена существительные служат в русском языке опорой большинства синтаксических конструкций, как выразился Виноградов. (Предложно)-падежные субстантивные синтаксемы – ключ к синтаксису РЯ. Это видно на примере ‘’Синтаксического словаря’’, в котором центральное место занимает перечень и анализ субстантивных синтаксем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|