Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обоснования темы диссертационного исследования

(031300.68 Мультимедийная журналистика)

«Явление мнимой объективности (на примере «Арктик-ТВ»)»

магистранта 1 года обучения

Гладышевской Екатерины Александровны

Научный руководитель

Иванищева О. Н., д. ф. н., проф., зав. каф. культурологи и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики

 

Актуальность исследования заключается в следующем. В связи с глобализацией информационного пространства и расширением сферы услуг, предлагаемых современными СМИ, всё чаще потребители информации становятся объектами манипулятивного воздействия, идентифицировать которое без специальных знаний удается немногим. Неизменным последствием такого целенаправленного вмешательства в процесс восприятия индивидом предлагаемых ему сведений является формирование у него так называемой мнимой объективности – псевдореальности, которую индивид будет считать исключительно верной, не вызывающей сомнений в ее истинности. В теории журналистики понятие объективности трактуется по-разному. Часто под ним понимается один из главных принципов журналистской деятельности, некий начальный постулат, не требующий дополнительного обоснования. Объективность исключает эмоции и преподносит потребителю информации только факты, очищенные от мнений. В процессе манипуляции эти факты искажаются, но объект воздействия продолжает воспринимать их за истину. Если в первом случае информация из разных источников преподносится в равных долях, то во втором их размер намеренно изменен. В итоге в процессе манипулятивного воздействия возникает псевдореальность или кажущаяся реальность. Таким образом, многократное манипулирование даже небольшой силы может абсолютно исказить картину мира, воспринимаемую как отдельным потребителем информации, так и обществом в целом, где будут действовать уже другие законы, и господствовать абсолютно иная система социальных ценностей. В свою очередь пересмотр понятий приведет к смене лидеров, потому формирование такой действительности часто является главной целью манипулятора. Тем не менее, нередко встречаются случаи, когда она – не более чем побочный эффект. Основываясь на важности явления мнимой объективности в процессе анализа явления манипуляции, считаем нужным ввести этот термин в материал исследования, а само явление подвергнуть тщательному изучению.

Анализируя информационные материалы на региональных СМИ, приходим к выводу, что все они ставят своей целью оказать некое воздействие на аудиторию. Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых средств воздействия и насколько само их использование гибко и вариативно. Помимо активизации стереотипов симптомами и признаками манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения и пр. И хотя манипуляция массовым сознанием – один из способов господства и подавления воли граждан путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения, психологи считают, что манипулятивное заблуждение позволяет человеку выжить под давлением абсурдности своего бытия и подсознательных мыслей о смерти. Именно поэтому проблема манипулирования органично связана с проблемой становления личности. Мы считаем, что каждый индивид подвергался манипулятивному воздействию, что влекло за собой корректировку восприятия реальности, в частности, формирование мнимой объективности. Объектом анализа в исследовании является понятие объективности в журналистике. Предметом исследования – мнимая объективность. Источниками исследования являются 30 новостных информационных выпусков на телеканале «Арктик-ТВ», вышедшие в эфир за период 2012-2015 гг. А также – 5 выпусков программы «Специальный репортаж», столько же – программы «Точка зрения» за аналогичный период времени. Материал – сюжеты социальной, политической, экономической, экологической и криминальной тематик.

Новизна темы определяется тем, что впервые основу исследования составляют информационные материалы, являющиеся продуктом телеканала «Арктик-ТВ». Кроме того, в научной работе вводится понятие явления мнимой объективности, прежде не использованное.

Конечной целью исследования является определение присутствия мнимой объективности у зрительной аудитории телеканала «Арктик-ТВ».

Достижение поставленной цели мы связываем с решением следующих задач:

1. Раскрыть понятия: «общественное мнение», «манипуляция», «явление мнимой объективности».

2. Рассмотреть сущность явления манипуляции и его задачи в современном обществе.

3. Выявить и изучить основные признаки и средства манипулирования общественным мнением.

4. Проанализировать ряд материалов, представляющих собой часть контента телеканала «Арктик-ТВ».

5. Выявить приемы манипулятивного воздействия, примененных в процессе производства данных материалов.

6. Определить наличие мнимой объективности у зрительной аудитории телеканала «Арктик-ТВ».

Решение поставленных задач предполагает использование следующих методов:

- анализ литературы,

- метод сплошной выборки,

- экспертное интервью,

- опрос телезрителей.

В основной части нашего исследования предполагается следующая структура:

1 глава. Общественное мнение и СМИ: аспекты манипулятивного взаимодействия.

2 глава. Манипуляция общественным мнением в материалах телеканала «Арктик-ТВ».

3 глава. Формирование мнимой объективности у зрительной аудитории телеканала «Арктик-ТВ».

Результаты работы могут быть использованы для расширения теоретической базы о явлении мнимой объективности, включены в учебные курсы по изучению журналистики. В этом состоит практическая значимость нашего дальнейшего исследования.

 

Магистрант:

 

Научный руководитель:

 

Утверждено на заседании кафедры культурологи и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики МАГУ _____________________________________________

(Протокол № ___)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | КОРОТКИЙ ТЕРМІНОЛОГІЧНИЙ СЛОВНИК


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных