Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
Змановская Е.В.
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими выводами автора, имеющего опыт работы в детском доме и в судебно-психиатрической экспертизе, а также практику психологического консультирования и психотерапии.
Может быть полезно всем, кто в своей деятельности соприкасается с различными проявлениями девиантного поведения личности.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................ 4
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ........................................................................................................... 5
Глава 1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.................................................................................................................. 5
Поведение как психологическая категория и как свойство индивида........................................ 5
Определение понятия................................................................................................................... 9
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.................................................... 13
Понятие «социальная норма».................................................................................................... 13
Нормы в психологии................................................................................................................... 14
Виды социальных норм и механизмы их регулирования......................................................... 16
Социальные отклонения............................................................................................................. 18
Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ....................................... 22
Проблема классификации поведенческих отклонений............................................................. 22
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения...................................... 24
Медицинская классификация поведенческих расстройств....................................................... 26
Сравнительная характеристика поведенческих феноменов..................................................... 28
Раздел II ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ........................................................ 30
Глава 1. ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ........................................................................................................................ 30
Введение в проблему.................................................................................................................. 30
Социальные факторы отклоняющегося поведения................................................................... 31
Биологические предпосылки поведенческих девиаций............................................................ 33
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.. 38
Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению.............................. 38
Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения....................................................... 41
Отклоняющееся поведение как результат научения................................................................. 45
Схема анализа отклоняющегося поведения.............................................................................. 55
Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ........................................................................................................................ 59
Глава 1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 59
Агрессия и агрессивное поведение............................................................................................ 59
Условия формирования агрессивного поведения личности..................................................... 62
Агрессия и делинквентное поведение........................................................................................ 66
Глава 2. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 69
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности......................... 69
Условия формирования делинквентного поведения................................................................. 71
Противоправная мотивация........................................................................................................ 76
Антисоциальная (социопатическая) личность.......................................................................... 78
Глава 3. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 83
Общая характеристика зависимого поведения.......................................................................... 83
Концептуальные модели............................................................................................................ 86
Факторы зависимого поведения личности................................................................................ 88
Феномен со-зависимости............................................................................................................ 91
Химическая зависимость............................................................................................................ 92
Пищевая зависимость................................................................................................................. 95
Глава 4. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 100
Определение понятий............................................................................................................... 100
Типология суицидов................................................................................................................. 101
Возрастные особенности суицидального поведения.............................................................. 102
Концепции формирования суицидов....................................................................................... 103
Суицидальная мотивация......................................................................................................... 107
Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.............................................................................................................................................. 112
Глава 1. ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ......... 112
Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности............. 112
Профилактика отклоняющегося поведения............................................................................. 112
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности.................................. 115
Делинквентное поведение........................................................................................................ 116
Аддиктивное поведение............................................................................................................ 117
Суицидальное поведение.......................................................................................................... 122
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.. 126
Цели и принципы поведенческой коррекции........................................................................... 126
Стимулирование позитивной мотивации................................................................................. 129
Методы коррекции эмоциональных состояний....................................................................... 131
Методы саморегуляции............................................................................................................ 133
Когнитивное переструктурирование....................................................................................... 135
Методы угашения нежелательного поведения........................................................................ 136
Методы формирования позитивного поведения..................................................................... 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................... 142
ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?
Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.
Основная цель курса девиантологии видится в том, чтобы помочь читателям сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности. Признавая ценность различных психологических концепций для объяснения отклоняющегося поведения, мы выделяем в качестве приоритетных такие, в основе которых лежит когнитивно-поведенческий подход.
Опыт преподавания данного курса показывает, что в восприятии материала существует несколько трудностей. Во-первых, это многозначность понятия «отклоняющееся поведение» и связанная с этим терминологическая путаница. Во-вторых, это внутренне присущее каждому из нас противоречие между потребностью в личной свободе и ограничениями социума. Само существование феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека. Известную сложность представляет и то, что сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например в социологии, медицине, праве, психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологии отклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.
Предлагаемая читателю работа представляет собой попытку обзора имеющихся научных подходов и обобщения практического опыта автора в изучении и преодолении отклоняющегося поведения личности, рассматриваемого в его психологическом аспекте.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|