Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научные основы криминалистической фоноскопия




 

К новым видам специальных исследований, которые объективизируют оперативные данные и расширяют круг вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве, относится криминалистическая фоноскопия, изучающая звуковые следы с целью идентификации и диагностики их источника, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на магнитную или видеопленку либо другой носитель информации.

Термин "фоноскопия" происходит от греч. phone звук и skopeo смотрю, предложен польскими криминалистами.

Фоноскопическими объектами как носителями криминалистически значимой информации служат магнитные фонограммы и технические средства, с помощью которых записываются или воспроизводятся звуковые сигналы.

Фонозаписи могут содержать сведения:

о результатах осмотра места и предметов, связанных с событием преступления, причастных лицах (словесное описание обстановки, положения предметов, следов и вещественных доказательств);

высказанные свидетелями и очевидцами происшествия предположения, версии и догадки; описание мер, принятых для раскрытия преступления по горячим следам;

об опросе граждан, могущих дать ценную информацию о подготовке преступления, субъектах, его совершивших, примененных ими способах и т.д.;

Данные, записанные на фонограмму и имеющие существенное значение для дела, используются для проверки выдвинутых версий, выбора путей раскрытия преступления и розыска скрывшегося преступника, отождествления источника звука, установления монтажа или изменения записи и др.

С физической точки зрения устная речь представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата. Последний выполняет триединую функцию по образованию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушной среды участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи. В фонации гортань и голосовые связки, а в артикуляции глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, язык, губы и носоглотка.

Анатомические и физиологические особенности органов речевого аппарата обусловливают строение гортани и голосовых связок, а также тип дыхания. Проходящая через голосовую щель воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное движение, в результате чего образуется голос определенной высоты, силы и тембра.

В число основных биологических факторов человека, влияющих на особенности фонации, включают: строение тела, симметричность голосового аппарата, работу желез внутренней секреции и возраст. Так, железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании.

Начиная с крика новорожденного и кончая старческой речью, человеческий голос претерпевает резкие превращения, связанные как с закономерностями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в голос мужчины баритон или даже бас. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.

Помимо указанных характеристик, обусловливающих индивидуальность человеческого голоса, большое влияние оказывают и пути формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индивидууме генетически, так и из внешних. К последним обычно относят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д.

Овладевая речью, человек учится управлять своим речевым аппаратом под воздействием названных факторов в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых правил для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Постепенно вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, а потому требует значительного времени и усилий.

Таким образом, устная речь это особый вид человеческого общения, основанный на психофизиологических функциях человека в условиях определенного общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных