Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы оценки знаний и навыков обучающихся.

Введение

Гигиена – основная профилактическая отрасль медицины, изучающая закономерности влияния природных и антропогенных факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье и разрабатывающая гигиенические нормативы, санитарные правила и мероприятия, реализация которых направлена на обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения заболеваний.

Гигиена является многопрофильной дисциплиной, каждый из разделов которой охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. Вместе с тем, особое место в системе подготовки будущих бакалавров общественного здравоохранениязанимает общая гигиена, являющаяся основополагающим разделом гигиенической науки - пропедевтикой гигиены, призванной впервые ввести студента в мир гигиены.

Цель дисциплины: формирование основ гигиенических знаний, позволяющих решать вопросы первичной и вторичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, быть необходимыми для правильной постановки диагноза, проведения адекватного лечения и реабилитации больных, повышения гигиенической грамотности населения.

Задачи обучения.

· Знания: излагает теоретические и методологические основы гигиены и принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.

· Понимание: описывает природу и характер воздействия на здоровье индивидуума и общественное здоровье различных факторов окружающей среды в условиях обитания и производственной деятельности человека.

Использовать знания и понимания на практике: демонстрирует владение методиками исследования наиболее распространенных факторов окружающей среды и их влияния на здоровье человека, навыками правильного применения вербальных и невербальных средств коммуникации.

· Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов: обсуждает основные направления оздоровительных мероприятий.

· Передача собственного понимания и умений: подбирает необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации, компилирует ее данные, создает доклады публичных выступлений с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.

· Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение по дисциплине общая врачебная практика.

 

Конечные результаты обучения:

Дескрипторы Конечные результаты обучения Компетенции*
А Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Кратко излагать историю развития гигиены, называть основоположников гигиенической науки, видных ученых-гигиенистов РК, перечислять гигиенические методы исследования. 1, 2
Перечислять мероприятия по санитарной очистке населенных мест. 1, 2
Перечислять гигиенические принципы рационального питания. 1, 2
Отмечать наиболее распространенные вредные производственные факторы и определять мероприятия по профилактике профессиональной патологии. 1, 2, 5
Воспроизводить гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и благоустройству лечебно-профилактических учреждений. 1, 2
Кратко излагать гигиенические основы планировки населенных мест. 1, 2
Кратко излагать содержание, объем и порядок проведения санитарно-гигиенических мероприятий, возлагаемых на медицинскую службу в военное время. 1, 2
Объяснять принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. 1, 2
Характеризовать гигиеническое значение воздуха, воды, почвы в возникновении и распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы и меры их профилактики. 1, 2
Обсуждать мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с воздействием на организм человека погодных, климатических и микроклиматических условий, природного и антропогенного химического и бактериального загрязнения атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений. 1, 2, 5
Обосновывать принципы личной гигиены и здорового образа жизни, оценивать их роль в профилактике заболеваний. 1, 2
В Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Определять параметры микроклимата, качества воздушной среды, вентиляции, отопления, освещения в жилых и общественных помещениях. 1, 2
Рассчитывать дозу хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды и давать рекомендации по проведению обеззараживания. 1, 2
Планировать мероприятия по оценке опасности воздействия профессиональных вредностей на организм человека, рекомендовать необходимые профилактические мероприятия. 1, 2, 4, 5
Давать рекомендации по осуществлению медицинского контроля за состоянием физического развития и здоровья детей и подростков, организацией режима дня, учебно-воспитательного процесса, условиями пребывания и обучения. 1, 2, 4, 5, 6
Составлять план мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, контролю за условиями пребывания больных в стационаре и санитарным режимом больниц. 1, 2, 5
Планировать проведение санитарной экспертизы пищевых продуктов, а также исследования их при заражении РВ и ОВ в объеме, соответствующем возможностям медицинской службы полка (бригады). 1, 2, 5
Разрабатывать меры по профилактике возникновения и распространения в войсках заболеваний. Предлагает мероприятия по контролю за осветлением и обеззараживанием воды в полевых условиях. 1, 2
Разрабатывать мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций 1, 2, 5
Осуществлять санитарно-просветительную работу среди различных контингентов населения. 1, 2, 5, 6
С Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Оценивать возможную роль водного фактора и почвы в развитии инфекционных и неинфекционных заболеваний и составляет план мероприятий по их профилактике. 1, 4
Оценивать организацию, безопасность и полноценность индивидуального питания и питания организованных групп населения и рекомендует мероприятия по медицинскому контролю за ним. 1, 4
Выявлять особенности взаимодействия факторов окружающей среды и состояния здоровья и физического развития детей и подростков с целью разработки мероприятий по профилактике неблагоприятных воздействий. 1, 4
Выявлять факторы риска возникновения и распространения в войсках заболеваний, в том числе, инфекционных, с целью разработки мероприятий по их профилактике. 1, 4
D Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений. Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам. Планировать и подбирать методы учебных исследований, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные связи. 1, 2, 3, 4, 5, 6
Связывать состояние здоровья индивидуума и населения с влиянием факторов окружающей среды. 1, 2, 3, 4, 5, 6
Формулировать цели и задачи гигиенических исследований и разрабатывать профилактические мероприятия. 1, 2, 3, 4, 5, 6
Подбирать необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации, компилировать ее данные, создавать доклады публичных выступлений с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. 1, 2, 3, 4, 5, 6
E Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение Способность продолжить самостоятельное обучение по дисциплинам: внутренние болезни, детские болезни, акушерство и гинекология, общая врачебная практика. 3, 5

* Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук. 3. Коммуникативные навыки. 4. Навык постоянного самосовершенствования. 5. Навыки научных исследований. 6. Навык работы в команде. 7. Профессионализм. 8. Навык профилактической медицины и управления общественным здравоохранением.

 

Пререквизиты: философия, политология, социология, основы права, информатика, экология, медицинская биофизика, химия, молекулярная биология, медицинская генетика, биохимия, анатомия-1, физиология-1, патологическая физиология-1, микробиология.

 

Постреквизиты: внутренние болезни, детские болезни, акушерство и гинекология, общая врачебная практика.

Краткое содержание дисциплины: Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Факторы воздушной среды. Вода как фактор здоровья. Влияние почвы на состояние здоровья населения. Показатели санитарного состояния почвы. Питание как фактор здоровья. Гигиена труда и основы физиологии. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Профилактика внутрибольничных инфекций. Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков. Неионизирующие электромагнитные излучения, электрические и магнитные поля и профилактика заболеваний, обусловленных ими.

 

Тематический план лекций, практических занятий и СРОП, СРО

Номер темы Название темы Количество часов, отведенных на тему и распределенных по видам учебной работы
Аудиторная нагрузка (час) Внеаудиторная нагрузка (час)
Лек. (час) Пр. (час) Лаб. (час) СРОП (час) СРО (час)
  Кредит 1          
1. 1 Гигиена как основная профилактическая дисциплина. Цель, задачи, методы исследования. Роль гигиены в системе медицинских знаний.          
2. 3 Гигиеническое значение воздушной среды.          
  Гигиеническая оценка микроклимата помещений.          
4. Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды          
5. Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции.          
6. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения помещений.          
7. Вода как фактор здоровья. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором.          
8. Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения.          
9. Методы улучшения качества воды.          
10. Санитарно-эпидемиологическое значение и гигиеническая оценка почвы.          
11. Мероприятия по охране почвы.          
12. Биогеохимические эндемии и их профилактика.          
13. Питание как фактор здоровья. Современные аспекты рационального питания.          
14. Пищевые отравления и инфекции и их профилактика.          
15. Гигиеническая оценка адекватности питания по меню-раскладке.          
16. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблоков больниц.          
17. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Профилактика внутрибольничных инфекций.          
18. Гигиеническая оценка ситуационного и генерального планов больниц.          
19. Гигиеническая оценка внутренней планировки специализированных отделений ЛПО.          
20. Внутрибольничные инфекции, их профилактика.          
21. Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации лечебно-профилактических объектов (ЛПО).          
  Кредит 2          
  22. 1 Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков.          
23. 2 Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков.          
24. 3 Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах.          
25. Врачебно-профессиональная консультация подростков. Врачебный контроль за организацией лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в школах и детских садах.          
26. Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Меры профилактики профессиональных заболеваний.          
27. Промышленная пыль, ее гигиеническое значение. Профилактика пылевых заболеваний.          
28. Гигиеническое значение производственного шума и вибрации. Профилактика шумовой и вибрационной болезней.          
29. Профессиональные отравления и их профилактика.          
30. Медицинский контроль за организацией условий труда и обучения при работе с видеодисплейными терминалами компьютеров.          
31. Основы физиологии труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом.          
32. Принципы организации лечебно-профилактического обеспечения рабочих промышленных предприятий.          
33. Основные аспекты гигиены труда медицинских работников.          
34. Принципы радиационной безопасности персонала и населения при проведении рентгендиагностичесих процедур.          
35. Контроль за обеспечением радиационной безопасности персонала и населения при использовании источников ионизирующего излучения в различных целях.          
36. Биологическая дозиметрия. Методы определения РВ в организме.          
37. Фармакологическая и биологическая защита от радиации при ее внешнем воздействии.          
38. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в армии.          
39. Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием и водоснабжением войск в полевых условиях.          
40. Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск.          
41. Роль личной гигиены в предупреждении нарушений в состоянии здоровья.          
42. Всего:          

 

Тематический план лекций

Наименование темы Форма провед. Продолжительн Компетенции
  Кредит № 1      
1. Вводная. Гигиена как основная профилактическая дисциплина. Цель, задачи, методы исследования. Роль гигиены в системе медицинских знаний. лекция-симпозиум 1 час 1, 2
2. Гигиеническое значение воздушной среды. лекция-симпозиум 1 час 1, 2, 4, 8
3. Вода как фактор здоровья. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором. проблемная 1 час 1, 2, 4, 8
4. Питание как фактор здоровья. Современные аспекты рационального питания. проблемная 1 час 1, 2, 4, 8
5. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Профилактика внутрибольничных инфекций. лекция-симпозиум 1 час 1, 2, 4, 8
  Кредит № 2      
6. Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков проблемная 1 час 1, 2, 4, 8
7. Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Меры профилактики профессиональных заболеваний. проблемная 1 час 1, 2, 4, 8
8. Основы физиологии труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом. лекция-симпозиум 1 час 1, 2, 4, 8
9. Принципы радиационной безопасности персонала и населения при проведении рентгендиагностичесих процедур. проблемная 1 час 1, 2, 4, 8
10. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в военное время. Гигиена полевого размещения войск. лекция-симпозиум 1 час 1, 2, 4
  Всего часов:    

 

Тематический план лабораторных занятий:

Наименование темы Форма проведения Продол- жительн компетенции
  Кредит № 1      
1. Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Оценка отопления. Лабораторная работа 2 часа 1, 2, 4, 5
  Кредит № 2      
2. Промышленная пыль, ее гигиеническое значение. Профилактика пылевых заболеваний. Лабораторная работа 2 часа 1, 2, 4, 6
3. Гигиеническое значение производственного шума и вибрации. Профилактика шумовой и вибрационной болезней. Лабораторная работа 2 часа 1, 2, 4, 5
4. Контроль за обеспечением радиационной безопасности персонала и населения при использовании источников ионизирующего излучения в различных целях. Лабораторная работа 2 часа 1, 2, 4, 5
  Всего часов: 8 часов  

 

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения Продол- жительн компетенции
  Кредит № 1      
1. Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения. TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) 2 часа 1, 2, 4
2. Санитарно-эпидемиологическое значение и гигиеническая оценка почвы. Решение ситауциннх задач 2 часа 1, 2, 4
3. Пищевые отравления и инфекции и их профилактика. РBL - проблемно-ориентриованное обучение (PROBLEM – BASID LEARNING) 2 часа 1, 2, 4, 5
4. Гигиеническая оценка ситуационного и генерального планов больниц. Решение ситауциннх задач 2 часа 1, 2, 4
  Кредит № 2      
5. Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков. TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) 2 часа 1, 2, 4
6. Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием и водоснабжением войск в полевых условиях Семинар 2 часа 1, 2, 3, 4
  Всего часов:    

 

Тематический план СРОП:Тематический план СРОП:

Наименование темы Форма проведения Продол- жительн компетенции
  Кредит № 1      
1. Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции. решение ситуационных задач 2 часа 1, 2, 4, 5
2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения в помещениях решение ситуационных задач 2 часа 1, 2, 4
3. Методы улучшения качества воды. решение ситуационных задач 2 часа 1, 2, 4
4. Мероприятия по охране почвы тестирование    
5. Гигиеническая оценка адекватности питания по меню-раскладке решение ситуационных задач 4 часа 1, 2, 4
6. Гигиеническая оценка внутренней планировки специализированных отделений ЛПО. коллоквиум 2 часа 1, 2, 4
7. Внутрибольничные инфекции, их профилактика. Рубежный контроль. коллоквиум 1 час 1, 2, 4
  Кредит № 2      
8. Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах решение ситуационных задач 2 часа 1, 2, 3, 4
9. Врачебно-профессиональная консультация подростков. Врачебный контроль за организацией лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в школах и детских садах. составление и решение ситауционных задач 2 часа 1, 2, 3, 4
10. Медицинский контроль за организацией условий труда и обучения при работе с видеодисплейными терминалами компьютеров коллоквиум 2 часа 1, 2, 4, 5
11. Профессиональные отравления и их профилактика. решение ситуационных задач 2 часа 1, 2, 4
12. Принципы организации лечебно-профилактического обеспечения рабочих промышленных предприятий. составление и решение ситуационных задач 2 часа 1, 2, 4
13. Биологическая дозиметрия. Методы определения РВ в организме. работа с нормативными и законодательными информациями 2 часа 1, 2, 4
14. Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск. тестирование 2 часа 1, 2, 4, 6
15. Роль личной гигиены в предупреждении нарушений в состоянии здоровья. Рубежный контроль. тестирование 1 час 1, 2, 3, 4
  Всего часов:    

а Время консультаций: консультации проводятся ежедневно с понедельника по пятницу с 16.00 до 18.00

Время рубежного контроля:

специальность Курс/поток/топ Дисциплина неделя/дата время
  Общая медицина   Курс 3/ поток все   Общая гигиена 7 неделя  
   
14 неделя  
 

1 РК включает вопросы разделов 1,2,3

2 РК включает вопросы разделов 4,5,6

 

Время итогового контроля: по академическому календарю.

Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРО:СРО:

Наименование темы форма выполнения часы компетентность
  № 1 кредит      
  Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды. работа с литературой, moodle   1, 2, 4
  Биогеохимические эндемии и их профилактика работа с литературой, moodle    
  Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблоков больниц. работа с литературой, moodle   1, 2, 4, 8
  Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации лечебно-профилактических объектов (ЛПО). работа с литературой, презентация   1, 2, 4, 8
  № 2 кредит      
  Основные аспекты гигиены труда медицинских работников. работа с литературой, презентация   1, 2, 4, 8
  Фармакологическая и биологическая защита от радиации при ее внешнем воздействии. работа с литературой, презентация   1, 2, 4, 8
  Всего часов:    

Задания по разделам:

Задание № 1 Тема1-6 (согласно тематическому плану дисциплины)

Задание № 2 Тема7-12 (согласно тематическому плану дисциплины)

Задание № 3 Тема13-16 (согласно тематическому плану дисциплины)

Задание № 4 Тема17-25 (согласно тематическому плану дисциплины)

Задание № 5 Тема26-33(согласно тематическому плану дисциплины)

Задание № 6 Тема34-41 (согласно тематическому плану дисциплины)

·

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:

Номер задания            
Неделя                     11 12          
Темы*       1-6**     7-12**     13-16**     17-25**   26-33**   34-41**

* Номера тем по тематическому плану дисциплины.

** Номера тем проставлены под крайним сроком выполнения заданий (последняя неделя).

Рекомендуемая литература:

На русском языке:

Основная:

1. Кича Д.И Общая гигиена: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник – 3-е издание перераб и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 г.

3. Архангельский В.И. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене: учеб. пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

4. Пивоваров Ю.П Гигиена и основы экологии человека, 2008

5. Пивоваров Ю.П Общая гигиена. Уч. пос. для вузов. Для системы послевуз. образования врачей.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006

6. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник / Мельниченко П.И., Огарков П.И., Лизунов Ю.В. - М.: Медицина, 2006. - 400с.

7. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене: учеб. пос. / Архангельский В.И., Бабенко О.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 432с.

Дополнительная:

1. Военная токсикология / под ред. Курляндский Б.А., Лошадкин Н.А. - М.: Медицина, 2006. - 208с.
2. Вопросы физиологии, гигиены труда и профпатологии: Вып.3: Материалы науч.-практ.конф., посвящ. 90-летию З.К. Тулегенова. - Караганда. 2004. - 317с.
3. Гигиена воды и водоснабжения населенных мест: руководство для врачей / Шпаков А.Е. и др. – Караганда. 2005. - 218с.
4. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / ред. Л.В. Воробьева. - СПб.: Спец. лит., 2011. - 255с.
5. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне / Атчабаров Б. - Алматы: Каржы-Каражат, 2002. - 200с.
6. Защита человека от опасных излучений / Грачев Н.Н., Мырова Л.О. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 318с.
7. Контроль безопасности и качества продуктов питания и товаров детского асортимента: практ. руководство / Другов Ю.С., Родин А.А.. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 440с.
8. Микронутриенты в питании здорового и больного человека: Спр. руководство по витаминам и минеральным веществам / Тутельян В.А. и др. - М.: Колос, 2002. - 424с.
9. Общая гигиена: учебник для студ. фарм. специальностей / Большаков А.М., Новикова И.М. - Изд. 2-е, перераб.и доп. - М.: Медицина, 2002. - 384с.
10. Оптимальное питание - ключ к здоровью / Тутельян В.А., Суханов Б.П. - М.: Здоровье, 2004. - 62с.
11. Основные анатомические и физиологические данные для использования в радиационной безопасности: референтные значения: Публикация МРКЗ 89 / Кеирим-Маркус И.Б. - М.: Мед. Книга. 2007. – 320с.
12. Основы общей и экологической токсикологии: учеб. пособие / Батян А.Н., Фрумин Г.Т., Базылев В.Н.. - СПб.: СпецЛит, 2009. - 352с.
13. Особенности микронутриентной обеспеченности и алиментарного статуса детей в городах Западного Казахстана: влияние эколого-физиологических факторов / Джаугашева К.К. – Актобе. 2009. - 160с.
14. Осторожно, компьютер!: рекомендации по сохранению здоровья пользователей компьютеров / Лизунов Ю.В. и др. - СПб.: СпецЛит. 2009. - 47с.
15. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: учеб. пособие / Марченко Д.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 262с.
16. Санитария и гигиена питания: Учеб. пос. для не мед.вузов / Рубина Е.А. - М.: Академия, 2005. - 286с.
17. Санитарно-гигиенический режим в терапевтических кабинетах (отделениях): учеб. пособие / Николаев А.И., Цепов Л.М., Михеева Е.А.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 240с.
18. Санитарные нормы: Полный справочник / под ред. Елисеев Ю.Ю. - М.: Эксмо, 2006. - 768с.
19. Техника современных санитарно-химических исследований в области Госсанэпиднадзора: учеб.-метод. пособие. / Коваленко Л.М. - Караганда, 2005. - 73с.
20. Радиобиология: учеб. пос. для МБФ / Боденова Т.Г., Култанов Б.Ж. - Караганда: КГМА, 2007. - 96с.
21. Руководство по гигиене питьевой воды и питьевого водоснабжения: учеб. пособие / Мазаев В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. - М.: Мед. информ. агентство, 2008. - 320с.
22. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пос. для вузов / Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. - М.: Академия, 2004. - 192с.
23. Радиобиология человека и животных: Учеб. пос. для медвузов / Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. - М.: Высшая школа, 2004. - 550с.

На казахском языке:

Қазақ тілінде

Негізгі әдебиет:

1. Бектұрғанов Р.С. Жалпы гигиена пәнінің тәжірибелік сабақтарға арналған нұсқаулық: оқулық. – Шымкент: Нүрдана-LTD, 2010. – 100 б.

2. Ү.И.Кенесариев. Гигиена: жоғары оқу орындарына арналған оқулық /– Алматы, 2010. – 656 б.

Қосымша:

1. Шабдарбаева М.С., Омаров С.Қ. Коммуналдық гигиена Алматы: ЖШС «Эверо» -2011, 264б І, ІІ бөлім

2. Тағам гигиенасы бойынша таңдамалы дәрістер жиынтығы Оқу-әдістемелік құрал Алматы: ЖШС «Эверо», 2013 ж – 352 бет. Терехин С.П. Ахметова С.В. Амреева К.Е.

3. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жоламанов М.Е., Алимова Н.Е. Тамақтану гигиенасы. Алматы, 2006. - 144 б.

4. В.Р.Кучма Балалар мен жасөспірімдер гигиенасы. Оқулық профессор Приз В.Н., Талиева Г.Н. редакциясында «ГЭОТАР-Медиа», 2014ж. - 464 б.

5. Абсаттарова К.С ПЭЕМ жұмыс істеу кезіндегі еңбек гигиенасы. – Алматы, 2005, 85 б.

6. 6.Кенесариев У.И., Бекмагамбетова Ж.Д., Жоламанов М.Е., Рузуддинова Г.Т. Радиациялық гигиена. Алматы, 2004. - 169 б.

7. Жарылқасын Ж.Ж. Әскери гигиенаның таңдамалы мәселелері: оқу-әдістемелік құрал / Ж. Ж. Жарылқасын, А. М. Жарылқасынова, Г. М. Елеусинова; ҚММУ. - Қарағанды, 2010. - 57 б.

8. Приз В.Н. Жасөспірімдерге кәсіптік бағдарды және дәрігерлік-кәсіптік кеңесті жүргізудің әдістемесі: оқу-әдістемелік нұсқау / В. Н. Приз, Ж. Ж. Жарылкасын, Ж. К. Шайхина; КГМУ. – Қарағанды, 2011. - 44 б.

9. Радиациялық гигиена: Оқу құралы / Ұ. И. Кенесариев [и др.]. - Алматы: Эверо, 2009. - 160 б

10. Тағам гигиенасы: оқу құралы / бас.ред. Т. Ш. Шарманов; құраст.: А. Б. Чуенбекова, М. С. Қайнарбаева, А. Н. Ќожахметова. - Алматы: Эверо, 2011. - 285 б.

11. Жалпы және жеке еңбек гигиенасы бойынша есептер жинағы: Оқу-әдістемелік құрал / Сраубаев Е.Н. [et al.]. - Қарағанды, 2007. - 43 с

12. Тағам гигиенасы: оқу құралы / бас.ред. Т. Ш. Шарманов; құраст.: А. Б. Чуенбекова, М. С. Қайнарбаева, А. Н. Ќожахметова. - Алматы: Эверо, 2011. - 285 б.

13. Торгаутов Б.К. Жалпы гигиена: Оқулық / Б. К. Торгаутов, М. Ш. Сералиева. - Шымкент, 2011. - 432 б

На английском языке:

  Pivovarow V.P., Al- Sabounchi A.A. Short textbook of Hygiene and Ecology. – Russian State Medical University. - 2002.
  Pivovarow V.P., Al- Sabounchi A.A. Short textbook of Preventive medicine. - Russian State Medical University. - 2004.

Методы обучения и преподавания: лекция-симпозиум.

Практические (семинарские, лабораторные) занятия: командно-ориентированное обучение (TBL), проблемно-ориентированное обучение (PBL), решение ситуационных задач, семинар

СРОП: решение и составление ситуационных задач, тестирование, работа с нормативными и законодательными информациями, коллоквиум

СРО: работа с литературой, moodle, презентация

Методы оценки знаний и навыков обучающихся.

· Текщий контроль: тестирование, писменный/устный опрос, программированный контроль, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

· Заключительное занятие по разделу: письменное тестирование, решение ситуационных задач

· Итоговый контроль: экзамен

 

· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

 

Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка рук по Бруну. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных