Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Методы оценки знаний и навыков обучающихся.
Введение
Гигиена – основная профилактическая отрасль медицины, изучающая закономерности влияния природных и антропогенных факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье и разрабатывающая гигиенические нормативы, санитарные правила и мероприятия, реализация которых направлена на обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения заболеваний.
Гигиена является многопрофильной дисциплиной, каждый из разделов которой охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. Вместе с тем, особое место в системе подготовки будущих бакалавров общественного здравоохранениязанимает общая гигиена, являющаяся основополагающим разделом гигиенической науки - пропедевтикой гигиены, призванной впервые ввести студента в мир гигиены.
Цель дисциплины: формирование основ гигиенических знаний, позволяющих решать вопросы первичной и вторичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, быть необходимыми для правильной постановки диагноза, проведения адекватного лечения и реабилитации больных, повышения гигиенической грамотности населения.
Задачи обучения.
· Знания: излагает теоретические и методологические основы гигиены и принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.
· Понимание: описывает природу и характер воздействия на здоровье индивидуума и общественное здоровье различных факторов окружающей среды в условиях обитания и производственной деятельности человека.
Использовать знания и понимания на практике: демонстрирует владение методиками исследования наиболее распространенных факторов окружающей среды и их влияния на здоровье человека, навыками правильного применения вербальных и невербальных средств коммуникации.
· Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов: обсуждает основные направления оздоровительных мероприятий.
· Передача собственного понимания и умений: подбирает необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации, компилирует ее данные, создает доклады публичных выступлений с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
· Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение по дисциплине общая врачебная практика.
Конечные результаты обучения:
Дескрипторы
| Конечные результаты обучения
| Компетенции*
| А
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Кратко излагать историю развития гигиены, называть основоположников гигиенической науки, видных ученых-гигиенистов РК, перечислять гигиенические методы исследования.
| 1, 2
| Перечислять мероприятия по санитарной очистке населенных мест.
| 1, 2
| Перечислять гигиенические принципы рационального питания.
| 1, 2
| Отмечать наиболее распространенные вредные производственные факторы и определять мероприятия по профилактике профессиональной патологии.
| 1, 2, 5
| Воспроизводить гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и благоустройству лечебно-профилактических учреждений.
| 1, 2
| Кратко излагать гигиенические основы планировки населенных мест.
| 1, 2
| Кратко излагать содержание, объем и порядок проведения санитарно-гигиенических мероприятий, возлагаемых на медицинскую службу в военное время.
| 1, 2
| Объяснять принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.
| 1, 2
| Характеризовать гигиеническое значение воздуха, воды, почвы в возникновении и распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы и меры их профилактики.
| 1, 2
| Обсуждать мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с воздействием на организм человека погодных, климатических и микроклиматических условий, природного и антропогенного химического и бактериального загрязнения атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений.
| 1, 2, 5
| Обосновывать принципы личной гигиены и здорового образа жизни, оценивать их роль в профилактике заболеваний.
| 1, 2
| В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Определять параметры микроклимата, качества воздушной среды, вентиляции, отопления, освещения в жилых и общественных помещениях.
| 1, 2
| Рассчитывать дозу хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды и давать рекомендации по проведению обеззараживания.
| 1, 2
| Планировать мероприятия по оценке опасности воздействия профессиональных вредностей на организм человека, рекомендовать необходимые профилактические мероприятия.
| 1, 2, 4, 5
| Давать рекомендации по осуществлению медицинского контроля за состоянием физического развития и здоровья детей и подростков, организацией режима дня, учебно-воспитательного процесса, условиями пребывания и обучения.
| 1, 2, 4, 5, 6
| Составлять план мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, контролю за условиями пребывания больных в стационаре и санитарным режимом больниц.
| 1, 2, 5
| Планировать проведение санитарной экспертизы пищевых продуктов, а также исследования их при заражении РВ и ОВ в объеме, соответствующем возможностям медицинской службы полка (бригады).
| 1, 2, 5
| Разрабатывать меры по профилактике возникновения и распространения в войсках заболеваний. Предлагает мероприятия по контролю за осветлением и обеззараживанием воды в полевых условиях.
| 1, 2
| Разрабатывать мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций
| 1, 2, 5
| Осуществлять санитарно-просветительную работу среди различных контингентов населения.
| 1, 2, 5, 6
| С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Оценивать возможную роль водного фактора и почвы в развитии инфекционных и неинфекционных заболеваний и составляет план мероприятий по их профилактике.
| 1, 4
| Оценивать организацию, безопасность и полноценность индивидуального питания и питания организованных групп населения и рекомендует мероприятия по медицинскому контролю за ним.
| 1, 4
| Выявлять особенности взаимодействия факторов окружающей среды и состояния здоровья и физического развития детей и подростков с целью разработки мероприятий по профилактике неблагоприятных воздействий.
| 1, 4
| Выявлять факторы риска возникновения и распространения в войсках заболеваний, в том числе, инфекционных, с целью разработки мероприятий по их профилактике.
| 1, 4
| D
| Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам.
| Планировать и подбирать методы учебных исследований, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные связи.
| 1, 2, 3, 4, 5, 6
| Связывать состояние здоровья индивидуума и населения с влиянием факторов окружающей среды.
| 1, 2, 3, 4, 5, 6
| Формулировать цели и задачи гигиенических исследований и разрабатывать профилактические мероприятия.
| 1, 2, 3, 4, 5, 6
| Подбирать необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации, компилировать ее данные, создавать доклады публичных выступлений с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
| 1, 2, 3, 4, 5, 6
| E
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
| Способность продолжить самостоятельное обучение по дисциплинам: внутренние болезни, детские болезни, акушерство и гинекология, общая врачебная практика.
| 3, 5
| * Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук. 3. Коммуникативные навыки. 4. Навык постоянного самосовершенствования. 5. Навыки научных исследований. 6. Навык работы в команде. 7. Профессионализм. 8. Навык профилактической медицины и управления общественным здравоохранением.
Пререквизиты: философия, политология, социология, основы права, информатика, экология, медицинская биофизика, химия, молекулярная биология, медицинская генетика, биохимия, анатомия-1, физиология-1, патологическая физиология-1, микробиология.
Постреквизиты: внутренние болезни, детские болезни, акушерство и гинекология, общая врачебная практика.
Краткое содержание дисциплины: Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Факторы воздушной среды. Вода как фактор здоровья. Влияние почвы на состояние здоровья населения. Показатели санитарного состояния почвы. Питание как фактор здоровья. Гигиена труда и основы физиологии. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Профилактика внутрибольничных инфекций. Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков. Неионизирующие электромагнитные излучения, электрические и магнитные поля и профилактика заболеваний, обусловленных ими.
Тематический план лекций, практических занятий и СРОП, СРО
Номер темы
| Название темы
| Количество часов, отведенных на тему и распределенных по видам учебной работы
| Аудиторная нагрузка (час)
| Внеаудиторная нагрузка (час)
| Лек. (час)
| Пр. (час)
| Лаб. (час)
| СРОП (час)
| СРО (час)
|
| Кредит 1
|
|
|
|
|
| 1. 1
| Гигиена как основная профилактическая дисциплина. Цель, задачи, методы исследования. Роль гигиены в системе медицинских знаний.
|
|
|
|
|
| 2. 3
| Гигиеническое значение воздушной среды.
|
|
|
|
|
| | Гигиеническая оценка микроклимата помещений.
|
|
|
|
|
| 4.
| Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды
|
|
|
|
|
| 5.
| Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции.
|
|
|
|
|
| 6.
| Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения помещений.
|
|
|
|
|
| 7.
| Вода как фактор здоровья. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором.
|
|
|
|
|
| 8.
| Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения.
|
|
|
|
|
| 9.
| Методы улучшения качества воды.
|
|
|
|
|
| 10.
| Санитарно-эпидемиологическое значение и гигиеническая оценка почвы.
|
|
|
|
|
| 11.
| Мероприятия по охране почвы.
|
|
|
|
|
| 12.
| Биогеохимические эндемии и их профилактика.
|
|
|
|
|
| 13.
| Питание как фактор здоровья. Современные аспекты рационального питания.
|
|
|
|
|
| 14.
| Пищевые отравления и инфекции и их профилактика.
|
|
|
|
|
| 15.
| Гигиеническая оценка адекватности питания по меню-раскладке.
|
|
|
|
|
| 16.
| Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблоков больниц.
|
|
|
|
|
| 17.
| Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Профилактика внутрибольничных инфекций.
|
|
|
|
|
| 18.
| Гигиеническая оценка ситуационного и генерального планов больниц.
|
|
|
|
|
| 19.
| Гигиеническая оценка внутренней планировки специализированных отделений ЛПО.
|
|
|
|
|
| 20.
| Внутрибольничные инфекции, их профилактика.
|
|
|
|
|
| 21.
| Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации лечебно-профилактических объектов (ЛПО).
|
|
|
|
|
|
| Кредит 2
|
|
|
|
|
|
22. 1
| Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков.
|
|
|
|
|
| 23. 2
| Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков.
|
|
|
|
|
| 24. 3
| Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах.
|
|
|
|
|
| 25.
| Врачебно-профессиональная консультация подростков. Врачебный контроль за организацией лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в школах и детских садах.
|
|
|
|
|
| 26.
| Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Меры профилактики профессиональных заболеваний.
|
|
|
|
|
| 27.
| Промышленная пыль, ее гигиеническое значение. Профилактика пылевых заболеваний.
|
|
|
|
|
| 28.
| Гигиеническое значение производственного шума и вибрации. Профилактика шумовой и вибрационной болезней.
|
|
|
|
|
| 29.
| Профессиональные отравления и их профилактика.
|
|
|
|
|
| 30.
| Медицинский контроль за организацией условий труда и обучения при работе с видеодисплейными терминалами компьютеров.
|
|
|
|
|
| 31.
| Основы физиологии труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом.
|
|
|
|
|
| 32.
| Принципы организации лечебно-профилактического обеспечения рабочих промышленных предприятий.
|
|
|
|
|
| 33.
| Основные аспекты гигиены труда медицинских работников.
|
|
|
|
|
| 34.
| Принципы радиационной безопасности персонала и населения при проведении рентгендиагностичесих процедур.
|
|
|
|
|
| 35.
| Контроль за обеспечением радиационной безопасности персонала и населения при использовании источников ионизирующего излучения в различных целях.
|
|
|
|
|
| 36.
| Биологическая дозиметрия. Методы определения РВ в организме.
|
|
|
|
|
| 37.
| Фармакологическая и биологическая защита от радиации при ее внешнем воздействии.
|
|
|
|
|
| 38.
| Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в армии.
|
|
|
|
|
| 39.
| Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием и водоснабжением войск в полевых условиях.
|
|
|
|
|
| 40.
| Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск.
|
|
|
|
|
| 41.
| Роль личной гигиены в предупреждении нарушений в состоянии здоровья.
|
|
|
|
|
| 42.
| Всего:
|
|
|
|
|
|
Тематический план лекций
№
| Наименование темы
| Форма провед.
| Продолжительн
| Компетенции
|
| Кредит № 1
|
|
|
| 1.
| Вводная. Гигиена как основная профилактическая дисциплина. Цель, задачи, методы исследования. Роль гигиены в системе медицинских знаний.
| лекция-симпозиум
| 1 час
| 1, 2
| 2.
| Гигиеническое значение воздушной среды.
| лекция-симпозиум
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 3.
| Вода как фактор здоровья. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором.
| проблемная
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 4.
| Питание как фактор здоровья. Современные аспекты рационального питания.
| проблемная
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 5.
| Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Профилактика внутрибольничных инфекций.
| лекция-симпозиум
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
|
| Кредит № 2
|
|
|
| 6.
| Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков
| проблемная
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 7.
| Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Меры профилактики профессиональных заболеваний.
| проблемная
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 8.
| Основы физиологии труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом.
| лекция-симпозиум
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 9.
| Принципы радиационной безопасности персонала и населения при проведении рентгендиагностичесих процедур.
| проблемная
| 1 час
| 1, 2, 4, 8
| 10.
| Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в военное время. Гигиена полевого размещения войск.
| лекция-симпозиум
| 1 час
| 1, 2, 4
|
| Всего часов:
|
|
|
Тематический план лабораторных занятий:
№
| Наименование темы
| Форма
проведения
| Продол-
жительн
| компетенции
|
| Кредит № 1
|
|
|
| 1.
| Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Оценка отопления.
| Лабораторная работа
| 2 часа
| 1, 2, 4, 5
|
| Кредит № 2
|
|
|
| 2.
| Промышленная пыль, ее гигиеническое значение. Профилактика пылевых заболеваний.
| Лабораторная работа
| 2 часа
| 1, 2, 4, 6
| 3.
| Гигиеническое значение производственного шума и вибрации. Профилактика шумовой и вибрационной болезней.
| Лабораторная работа
| 2 часа
| 1, 2, 4, 5
| 4.
| Контроль за обеспечением радиационной безопасности персонала и населения при использовании источников ионизирующего излучения в различных целях.
| Лабораторная работа
| 2 часа
| 1, 2, 4, 5
|
| Всего часов:
| 8 часов
|
|
Тематический план практических занятий:
№
| Наименование темы
| Форма
проведения
| Продол-
жительн
| компетенции
|
| Кредит № 1
|
|
|
| 1.
| Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения.
| TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING)
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 2.
| Санитарно-эпидемиологическое значение и гигиеническая оценка почвы.
| Решение ситауциннх задач
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 3.
| Пищевые отравления и инфекции и их профилактика.
| РBL - проблемно-ориентриованное обучение (PROBLEM – BASID LEARNING)
| 2 часа
| 1, 2, 4, 5
| 4.
| Гигиеническая оценка ситуационного и генерального планов больниц.
| Решение ситауциннх задач
| 2 часа
| 1, 2, 4
|
| Кредит № 2
|
|
|
| 5.
| Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков.
| TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING)
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 6.
| Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием и водоснабжением войск в полевых условиях
| Семинар
| 2 часа
| 1, 2, 3, 4
|
| Всего часов:
|
|
|
Тематический план СРОП:Тематический план СРОП:
№
| Наименование темы
| Форма
проведения
| Продол-
жительн
| компетенции
|
| Кредит № 1
|
|
|
| 1.
| Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции.
| решение ситуационных задач
| 2 часа
| 1, 2, 4, 5
| 2.
| Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения в помещениях
| решение ситуационных задач
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 3.
| Методы улучшения качества воды.
| решение ситуационных задач
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 4.
| Мероприятия по охране почвы
| тестирование
|
|
| 5.
| Гигиеническая оценка адекватности питания по меню-раскладке
| решение ситуационных задач
| 4 часа
| 1, 2, 4
| 6.
| Гигиеническая оценка внутренней планировки специализированных отделений ЛПО.
| коллоквиум
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 7.
| Внутрибольничные инфекции, их профилактика. Рубежный контроль.
| коллоквиум
| 1 час
| 1, 2, 4
|
| Кредит № 2
|
|
|
| 8.
| Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах
| решение ситуационных задач
| 2 часа
| 1, 2, 3, 4
| 9.
| Врачебно-профессиональная консультация подростков. Врачебный контроль за организацией лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в школах и детских садах.
| составление и решение ситауционных задач
| 2 часа
| 1, 2, 3, 4
| 10.
| Медицинский контроль за организацией условий труда и обучения при работе с видеодисплейными терминалами компьютеров
| коллоквиум
| 2 часа
| 1, 2, 4, 5
| 11.
| Профессиональные отравления и их профилактика.
| решение ситуационных задач
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 12.
| Принципы организации лечебно-профилактического обеспечения рабочих промышленных предприятий.
| составление и решение ситуационных задач
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 13.
| Биологическая дозиметрия. Методы определения РВ в организме.
| работа с нормативными и законодательными информациями
| 2 часа
| 1, 2, 4
| 14.
| Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск.
| тестирование
| 2 часа
| 1, 2, 4, 6
| 15.
| Роль личной гигиены в предупреждении нарушений в состоянии здоровья. Рубежный контроль.
| тестирование
| 1 час
| 1, 2, 3, 4
|
| Всего часов:
|
|
| а Время консультаций: консультации проводятся ежедневно с понедельника по пятницу с 16.00 до 18.00
Время рубежного контроля:
специальность
| Курс/поток/топ
| Дисциплина
| неделя/дата
| время
|
Общая
медицина
| Курс 3/ поток все
|
Общая гигиена
| 7 неделя
|
|
|
| 14 неделя
|
|
| 1 РК включает вопросы разделов 1,2,3
2 РК включает вопросы разделов 4,5,6
Время итогового контроля: по академическому календарю.
Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРО:СРО:
№
| Наименование темы
| форма выполнения
| часы
| компетентность
|
| № 1 кредит
|
|
|
|
| Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды.
| работа с литературой, moodle
|
| 1, 2, 4
|
| Биогеохимические эндемии и их профилактика
| работа с литературой, moodle
|
|
|
| Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблоков больниц.
| работа с литературой, moodle
|
| 1, 2, 4, 8
|
| Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации лечебно-профилактических объектов (ЛПО).
| работа с литературой, презентация
|
| 1, 2, 4, 8
|
| № 2 кредит
|
|
|
|
| Основные аспекты гигиены труда медицинских работников.
| работа с литературой, презентация
|
| 1, 2, 4, 8
|
| Фармакологическая и биологическая защита от радиации при ее внешнем воздействии.
| работа с литературой, презентация
|
| 1, 2, 4, 8
|
| Всего часов:
|
|
| Задания по разделам:
Задание № 1 Тема1-6 (согласно тематическому плану дисциплины)
Задание № 2 Тема7-12 (согласно тематическому плану дисциплины)
Задание № 3 Тема13-16 (согласно тематическому плану дисциплины)
Задание № 4 Тема17-25 (согласно тематическому плану дисциплины)
Задание № 5 Тема26-33(согласно тематическому плану дисциплины)
Задание № 6 Тема34-41 (согласно тематическому плану дисциплины)
·
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:
Номер задания
|
|
|
|
|
|
| Неделя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11
| 12
|
|
|
|
|
| Темы*
|
|
|
| 1-6**
|
|
| 7-12**
|
|
| 13-16**
|
|
| 17-25**
|
| 26-33**
|
| 34-41**
| * Номера тем по тематическому плану дисциплины.
** Номера тем проставлены под крайним сроком выполнения заданий (последняя неделя).
Рекомендуемая литература:
На русском языке:
Основная:
1. Кича Д.И Общая гигиена: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник – 3-е издание перераб и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 г.
3. Архангельский В.И. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене: учеб. пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009
4. Пивоваров Ю.П Гигиена и основы экологии человека, 2008
5. Пивоваров Ю.П Общая гигиена. Уч. пос. для вузов. Для системы послевуз. образования врачей.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006
6. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник / Мельниченко П.И., Огарков П.И., Лизунов Ю.В. - М.: Медицина, 2006. - 400с.
7. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене: учеб. пос. / Архангельский В.И., Бабенко О.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 432с.
Дополнительная:
1.
| Военная токсикология / под ред. Курляндский Б.А., Лошадкин Н.А. - М.: Медицина, 2006. - 208с.
| 2.
| Вопросы физиологии, гигиены труда и профпатологии: Вып.3: Материалы науч.-практ.конф., посвящ. 90-летию З.К. Тулегенова. - Караганда. 2004. - 317с.
| 3.
| Гигиена воды и водоснабжения населенных мест: руководство для врачей / Шпаков А.Е. и др. – Караганда. 2005. - 218с.
| 4.
| Гигиена, санология, экология: учебное пособие / ред. Л.В. Воробьева. - СПб.: Спец. лит., 2011. - 255с.
| 5.
| Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне / Атчабаров Б. - Алматы: Каржы-Каражат, 2002. - 200с.
| 6.
| Защита человека от опасных излучений / Грачев Н.Н., Мырова Л.О. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 318с.
| 7.
| Контроль безопасности и качества продуктов питания и товаров детского асортимента: практ. руководство / Другов Ю.С., Родин А.А.. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 440с.
| 8.
| Микронутриенты в питании здорового и больного человека: Спр. руководство по витаминам и минеральным веществам / Тутельян В.А. и др. - М.: Колос, 2002. - 424с.
| 9.
| Общая гигиена: учебник для студ. фарм. специальностей / Большаков А.М., Новикова И.М. - Изд. 2-е, перераб.и доп. - М.: Медицина, 2002. - 384с.
| 10.
| Оптимальное питание - ключ к здоровью / Тутельян В.А., Суханов Б.П. - М.: Здоровье, 2004. - 62с.
| 11.
| Основные анатомические и физиологические данные для использования в радиационной безопасности: референтные значения: Публикация МРКЗ 89 / Кеирим-Маркус И.Б. - М.: Мед. Книга. 2007. – 320с.
| 12.
| Основы общей и экологической токсикологии: учеб. пособие / Батян А.Н., Фрумин Г.Т., Базылев В.Н.. - СПб.: СпецЛит, 2009. - 352с.
| 13.
| Особенности микронутриентной обеспеченности и алиментарного статуса детей в городах Западного Казахстана: влияние эколого-физиологических факторов / Джаугашева К.К. – Актобе. 2009. - 160с.
| 14.
| Осторожно, компьютер!: рекомендации по сохранению здоровья пользователей компьютеров / Лизунов Ю.В. и др. - СПб.: СпецЛит. 2009. - 47с.
| 15.
| Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: учеб. пособие / Марченко Д.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 262с.
| 16.
| Санитария и гигиена питания: Учеб. пос. для не мед.вузов / Рубина Е.А. - М.: Академия, 2005. - 286с.
| 17.
| Санитарно-гигиенический режим в терапевтических кабинетах (отделениях): учеб. пособие / Николаев А.И., Цепов Л.М., Михеева Е.А.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 240с.
| 18.
| Санитарные нормы: Полный справочник / под ред. Елисеев Ю.Ю. - М.: Эксмо, 2006. - 768с.
| 19.
| Техника современных санитарно-химических исследований в области Госсанэпиднадзора: учеб.-метод. пособие. / Коваленко Л.М. - Караганда, 2005. - 73с.
| 20.
| Радиобиология: учеб. пос. для МБФ / Боденова Т.Г., Култанов Б.Ж. - Караганда: КГМА, 2007. - 96с.
| 21.
| Руководство по гигиене питьевой воды и питьевого водоснабжения: учеб. пособие / Мазаев В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. - М.: Мед. информ. агентство, 2008. - 320с.
| 22.
| Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пос. для вузов / Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. - М.: Академия, 2004. - 192с.
| 23.
| Радиобиология человека и животных: Учеб. пос. для медвузов / Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. - М.: Высшая школа, 2004. - 550с.
| На казахском языке:
Қазақ тілінде
Негізгі әдебиет:
1. Бектұрғанов Р.С. Жалпы гигиена пәнінің тәжірибелік сабақтарға арналған нұсқаулық: оқулық. – Шымкент: Нүрдана-LTD, 2010. – 100 б.
2. Ү.И.Кенесариев. Гигиена: жоғары оқу орындарына арналған оқулық /– Алматы, 2010. – 656 б.
Қосымша:
1. Шабдарбаева М.С., Омаров С.Қ. Коммуналдық гигиена Алматы: ЖШС «Эверо» -2011, 264б І, ІІ бөлім
2. Тағам гигиенасы бойынша таңдамалы дәрістер жиынтығы Оқу-әдістемелік құрал Алматы: ЖШС «Эверо», 2013 ж – 352 бет. Терехин С.П. Ахметова С.В. Амреева К.Е.
3. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жоламанов М.Е., Алимова Н.Е. Тамақтану гигиенасы. Алматы, 2006. - 144 б.
4. В.Р.Кучма Балалар мен жасөспірімдер гигиенасы. Оқулық профессор Приз В.Н., Талиева Г.Н. редакциясында «ГЭОТАР-Медиа», 2014ж. - 464 б.
5. Абсаттарова К.С ПЭЕМ жұмыс істеу кезіндегі еңбек гигиенасы. – Алматы, 2005, 85 б.
6. 6.Кенесариев У.И., Бекмагамбетова Ж.Д., Жоламанов М.Е., Рузуддинова Г.Т. Радиациялық гигиена. Алматы, 2004. - 169 б.
7. Жарылқасын Ж.Ж. Әскери гигиенаның таңдамалы мәселелері: оқу-әдістемелік құрал / Ж. Ж. Жарылқасын, А. М. Жарылқасынова, Г. М. Елеусинова; ҚММУ. - Қарағанды, 2010. - 57 б.
8. Приз В.Н. Жасөспірімдерге кәсіптік бағдарды және дәрігерлік-кәсіптік кеңесті жүргізудің әдістемесі: оқу-әдістемелік нұсқау / В. Н. Приз, Ж. Ж. Жарылкасын, Ж. К. Шайхина; КГМУ. – Қарағанды, 2011. - 44 б.
9. Радиациялық гигиена: Оқу құралы / Ұ. И. Кенесариев [и др.]. - Алматы: Эверо, 2009. - 160 б
10. Тағам гигиенасы: оқу құралы / бас.ред. Т. Ш. Шарманов; құраст.: А. Б. Чуенбекова, М. С. Қайнарбаева, А. Н. Ќожахметова. - Алматы: Эверо, 2011. - 285 б.
11. Жалпы және жеке еңбек гигиенасы бойынша есептер жинағы: Оқу-әдістемелік құрал / Сраубаев Е.Н. [et al.]. - Қарағанды, 2007. - 43 с
12. Тағам гигиенасы: оқу құралы / бас.ред. Т. Ш. Шарманов; құраст.: А. Б. Чуенбекова, М. С. Қайнарбаева, А. Н. Ќожахметова. - Алматы: Эверо, 2011. - 285 б.
13. Торгаутов Б.К. Жалпы гигиена: Оқулық / Б. К. Торгаутов, М. Ш. Сералиева. - Шымкент, 2011. - 432 б
На английском языке:
| Pivovarow V.P., Al- Sabounchi A.A. Short textbook of Hygiene and Ecology. – Russian State Medical University. - 2002.
|
| Pivovarow V.P., Al- Sabounchi A.A. Short textbook of Preventive medicine. - Russian State Medical University. - 2004.
| Методы обучения и преподавания: лекция-симпозиум.
Практические (семинарские, лабораторные) занятия: командно-ориентированное обучение (TBL), проблемно-ориентированное обучение (PBL), решение ситуационных задач, семинар
СРОП: решение и составление ситуационных задач, тестирование, работа с нормативными и законодательными информациями, коллоквиум
СРО: работа с литературой, moodle, презентация
Методы оценки знаний и навыков обучающихся.
· Текщий контроль: тестирование, писменный/устный опрос, программированный контроль, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
· Заключительное занятие по разделу: письменное тестирование, решение ситуационных задач
· Итоговый контроль: экзамен
· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|