Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ




Психологическая подструктура личности объединяет психологические знания по исследованию инди­вида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоре­тические и экспериментальные исследования, выявляющие общие пси­хологические закономерности, ее основные понятия и категориальный психологический строй. Основными понятиями здесь являются психические процессы (познавательные, мотивационные, эмоциональ­ные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направлен­ность) и психические состояния. Разделение этих психологических понятий на группы условно.

Психическая функциональная система в действии — это психический процесс. Понятие «психи­ческий процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психическо­го явления.

Удовлетворение потребностей возможно только тогда, когда человек обладает информацией о ситуации, в которой он должен действовать. Отражение окружающего мира и преобразование информации обеспечивают познавательные процессы.

Совокупность познавательных процессов обеспечивает отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира. Процессом, связывающим познаватель­ную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации. Познавательные процессы в свою очередь также можно разделить по разным основаниям.

Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами.

Процессы памяти, представления и воображения име­ют дело с вторичными образами — результатами фикса­ции, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.

Мышление — это процесс опосредованного и обобщен­ного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вы­нести из непосредственного опыта (содержания ощуще­ний, восприятия, представлений). Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируе­мы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия реше­ния.

Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристи­ки объективного мира и соотносятся с ними. Память соотносима с прошедшим вре­менем, в ней хранятся следы пережитых мыслей, образов, действий, эмоций и чувств. Отражением актуальной реальности, обеспечивающим адаптацию к настоящему ве­дают сенсорно-перцептив-ные процессы. Воображение, прогнозы, фантазии, процессы целеполагания соотносимы с будущим. И, наконец, мышление — процесс, который как бы связывает прошлое, настоящее и будущее, становится над временем, устанав­ливая связь причин (прошлого), следствий (будущего) и условий реализации при­чинно-следственных отношений (настоящего). Не случайно в мышлении решающую роль играет обратимость операций, которая дает возможность восстановить началь­ные условия исходя из результата действия, решить и прямую и обратную ей задачу.

Взаимодействие познавательных процессов при познании окружающей действительности можно проиллюстрировать на схеме структуры приема информации:

 

Р ®ОЧ ® НИ ® ГМ ® ОЩ ® ЦВ ® ЭП ® ОП ® М ® ОС.

Рассмотрим функционирование этой структуры. Раздражитель (Р) – слуховой, зрительный и др. – воздействует на органы чувствительности (ОЧ). В результате возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который затем сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М), происходит осмысление понимания информации (ОС).

Общение между людьми, выражение и понимание их мыслей и чувств происходит с помощью коммуникативных процессов. Основу коммуникационных процессов составляют речь и язык. Се­годня обоснована точка зрения о единстве речи и языка, так как люди говорят только на основе языка, будучи его носителями. Коммуникативный подход к психо­логии речи и языка сводится к представлению, что речь и язык обеспечивают взаимо­действие людей.

Язык – это система знаков (акустических образов), соотнесенная с системой значе­ний (понятий). Языковой знак (например, слово) представляет собой единство озна­ченного и означающего. Субъективные значения называются смыслами. Речь представ­ляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.

Особо выделяется невербальное общение — передача информации с помощью поз, мимики, пантомимики и т. д. Психологи выделяют также невербальные составляю­щие речевого поведения — тембр голоса, высоту, интонацию, громкость, — которые обеспечивают выражение эмоций в речи и понимание эмоционального состояния го­ворящего, а также субъективного смысла сказанного.

Все психические процессы неразрывно связны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности и поведении личности.

Ощущение

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней сред человек получает с помощью органов чувствительности в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувствительности.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека как обладателя головного мозга. Ощущения могут быть объективными, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, и субъективными, поскольку зависят от состояния организма и индивидуальных особенностей человека.

 
 

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякому психическому явлению ему присущ рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис. 3.1.

 

 

Рис. 3.1. Возникновение ощущений

Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувствительности.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувствительности, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействия (свет, звук и т. п.), т. е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа анализатора как единого целого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных