ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды представлений.Представления разделяют: а) по видам анализаторов, которые в них задействованы, б) по степени обобщенности, в) по степени проявления волевых усилий, г) по продолжительности. По видам анализаторов, которые участвуют в формировании представлений, различают следующие: o зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), o слуховые (представления музыкальной мелодии), o обонятельные (представления запаха цветов, травы, леса), o осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), o двигательные (например, представления движений своего тела и конечностей при прыжке) и др. Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно, поскольку наиболее часто представления возникают на основе двух или нескольких анализаторов. По степени обобщенности представления бывают: а) единичными, б) общими. Единичные представления – основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза). Общие – это представления, обобщенно отражающие множества сходных предметов (дерево, березовая роща и т. д.). По степени проявления волевых усилий представления различаются на: а) непроизвольные, б) произвольные. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти человека. По продолжительности представления бывают: o оперативные, o кратковременные, o долговременные. Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, деятельность авиадиспетчера, управляющего авиационными полетами. Кратковременные представления – это представления весьма непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления. Долговременные представления – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления. В качестве примера приведем профессиональную деятельность музыкантов, художников, конструкторов. Воображение Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Нам мало, что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека. Виды воображения. По степени выраженности активности различают воображение: активное и пассивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть: o творческим o воссоздающим. Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть: преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|