Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Синдром психологического выгорания, его характеристика и стадии.




Синдром психологического выгорания – состояние эмоционального, психического и физического истощения развивается в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.

Компоненты:

1. Эмоциональное истощение (эмоцион напряжение, чувство истощенности, опустошенности, исчерпоности своих ресурсов).

2. Деперсонализация (возникновения равнодушного, негативного отношения к людям обслуживаемым по роду работы).

3. Сниженная рабочая продуктивность (сниженные оценки своей компетентности, недовольство собой, негативное отношение к себе как к личности).

Симптомы:

1. Физические (усталость, физическое утомление, изменение веса, бессонница, тошнота, головокружение, повышенное давление).

2. Эмоциональные (недостаток эмоций, писсимизм, безразличие, агрессивность, ощущение беспомощности, чувство вины, истерики).

3. Поведенческие (постоянное чувство усталости, оправдания при употреблении табака и спиртного)

4. Интеллектуальное состояние (падение интересов к новым идеям, скука, тоска апатия, потеря интереса к жизни, работа по шаблону).

5. Социальные симптомы (низкая соц активность, падение интереса к досугу, развлечениям, скудное отношение дома и на работе, ощущение недостатка в поддержке).

Три осн модели выделяют стадии:

1. Теория Гринберга:

· «медовый месяц» - доволен работой.

· «недостаток топлива» - усталость, лечится мотивацией.

· Хронические симптомы – раздраженность, обостренная злоба.

· Эмоциональное выгорание – хронические заболевания, лечится при смене работы.

· «пробивание стены» - возникновение опасных заболеваний угрожающих жизни.

2. Динамичная модель Перлмана и Хартмана:

· Напряженность связанная с дополнительными усилиями адоптации к различным условиям – не хватает навыков и умений.

· Сильные переживания, стресс.

· Сопровождается классами отклонений: физиологическое, поведенческое, эмоциональное – невозможность противостоять накопившемся стрессам.

· Эмоциональное выгорание – развитие болезней.

 

3. Модель Буриша:

· Предупреждающая - активность, затем истощение.

· Снижения уровня участия – по отнош к коллегам, затем по отнош к миру, затем по отношению к работе, затем возрастание требований к личной персоне.

· Эмоциональная реакция – депрессия, затем агрессия.

· Диструктивное поведение поражает – сферу интеллекта(нету воображения), сферу мативации, эмоционально-социальная сфера.

· Психосамотические реакции и снижение эмунитета.

· Разочарование, отчаяние, бессмысленность.

 

 

34. Модель эмоционального выгорания Дж. Гринберга: основные стадии, их характеристика.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

 

 

35. Динамичная модель эмоционального выгорания Б. Перлмана и Е. Хартмана: основные стадии, их характеристика.

Представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

1. Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

 

 

36. Модель синдрома эмоционального выгорания М. Буриша: основные стадии, их характеристика.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:
• чрезмерная активность;
• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
• ограничение социальных контактов.

б) Истощение:
• чувство усталости;
• бессонница;
• угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
• потеря положительного восприятия коллег;
• переход от помощи к надзору и контролю;
• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:
• отсутствие эмпатии;
• безразличие;
• циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:
• нежелание выполнять свои обязанности;
• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
• зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:
• отсутствие собственной инициативы;
• снижение эффективности деятельности;
• выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера:
• безразличие, избегание неформальных контактов;
• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
• избегание тем, связанных с работой;
• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

• неспособность к релаксации в свободное время;
• бессонница, сексуальные расстройства;
• повышение давления, тахикардия, головные боли;
• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
• экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

 

37. Основные методы борьбы с психологическим выгоранием.
•мативация

• психотренинг;
• психотерапия, арт-терапия, визуализация, игротерапия, музыкотерапия;
• соблюдение психогигиены (настрой на позитив; умение обращать внимание на 95% плюсов, а не на 5% минусов, неудач и ошибок; расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);

• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, дыхательная гимнастика, определение целей и положительная внутренняя речь);

• профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с представителями других гимназий, повышение квалификации, семенары);

• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

• эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими людьми, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между физическим состоянием и разумом существует тесная связь)

•новизна, смена обстановки.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных