ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели исполнительной власти в республикахК концу 2004 г., т.е. к началу нового этапа формирования региональной исполнительной власти, в российских республиках сложилось несколько моделей. Модель президентской республики использовалась в 14 республиках (главой республики является президент, которого выбирает народ). Ранее она также применялась в Мордовии и Туве, которые от нее отказались. К числу президентских республик относились: Адыгея, Башкирия, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Северная Осетия, Татарстан, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Якутия. В 2005 г. из этого списка выбыли Калмыкия и Северная Осетия, и число "президентских республик" сократилось до 12. Само наличие в республиках поста президента вызывало дискуссии на федеральном уровне. Должность президента воспринимается частью политиков и экспертов как рудимент эпохи "парада суверенитетов", неуместный на этапе укре- 2 В Карелии глава правительства в итоге отказался от участия в выборах, в прочих республиках премьер-министры проиграли выборы. ¶ 7.2 Исполнительная власть в субъектах федерации пления властной вертикали. Есть точка зрения, что в России не должно быть других президентов в системе государственной власти, помимо президента страны. Были попытки ввести поправки в федеральное законодательство, запрещающие использование понятия "президент" для наименования высшего должностного лица в регионе. Летом 2005 г., подчеркивая свою лояльность центру, власти Северной Осетии приняли решение о переименовании должности регионального руководителя из президента в просто главу республики. За ними последовала Калмыкия. Наряду с президентской в некоторых республиках применялась премьерская модель. Здесь народ выбирал председателя республиканского правительства. Эта модель возникла в регионах, в которых долгое время сохранялась модель парламентской республики. Обычно премьерская модель предполагает сохранение за республиканским парламентом несколько больших рычагов контроля за деятельностью исполнительной власти, чем это возможно при президентской модели. Впервые такая модель была введена в Карелии в 1994 г. (затем Карелия от нее отказалась). В 1996 г. к ней перешла Хакасия, в 1997 г. — Республика Алтай. В 2002 г. по тактическим соображениям правящая элита Тувы решила отказаться от президентской модели в пользу премьерской3. Кроме того, может быть выделена модель главы республики. В этих республиках не используется понятие "президент", и высшее должностное лицо просто именуется главой республики. Данная модель применялась в тех республиках, которые по каким-то причинам не стали вводить президентский пост. Например, в Республике Коми сорвался всенародный референдум о введении поста президента республики, после чего была принята конституция, предусматривающая всенародные выборы первого лица, именуемого не президент, но глава республики. Мордовия экспериментировала с президентским постом в начале 1990-х гг., и, создавая новый политический режим, ее власти решили отказаться от этой должности. Понятие "глава республики" официально использовалось и в Карачаево-Черкесии с ее сложным национальным составом и многочисленными внутренними конфликтами. Поэтому там сначала решили не вводить пост президента и сделали это позднее. Напротив, Карелия отказалась от премьерской модели и ввела пост главы республики. Республика Алтай ввела пост главы республики, который одновременно является и именуется председателем правительства. По сути, понятие "глава республики" является заменой понятия "президент" в отдельных республиках. По состоянию на начало 2006 г. оно является официальным наименованием высшего должностного лица в Республике Алтай, Калмыкии, Карелии, Республике Коми, Мордовии и Северной Осетии. 3 Новая конституция была принята незадолго до истечения второго президентского срока Ш. Ооржака. На следующие выборы Ш. Ооржак пошел по новой конституции, а должность высшего должностного лица стала называться "председатель правительства". ¶ Глава 7 Региональная и местная власть в современной России Совершенно особая модель использовалась в Дагестане, где можно говорить о региональной дагестанской модели. С 1994 г. высшим органом государственной власти в Дагестане служил Государственный совет, в состав которого входят 14 членов. Каждый член Госсовета являлся представителем одного из народов Дагестана, имеющего, таким образом, статус государствообразующего (в состав Госсовета включаются представители аварцев, агулов, азербайджанцев, даргинцев, лакцев, лезгин, кумыков, ногайцев, русских, рутульцев, табасаранов, татов, цаху-ров и чеченцев). Председатель Госсовета был высшим должностным лицом в республике. Госсовет и его председатель в Дагестане избирались Конституционным собранием — специально созываемым для этого представительным собранием. Конституционное собрание наполовину состояло из депутатов республиканского парламента, наполовину — из делегатов от органов местного самоуправления. Федеральный закон 1999 г. предусмотрел возможность для того, чтобы Дагестан мог сохранить такую форму правления. Тем регионам, которые на момент принятия федерального закона выбирали своих руководителей на специально созываемом собрании представителей, было позволено сохранить такую модель. Возникновение особой региональной модели в Дагестане объясняется крайне сложной этнополитической ситуацией, в которой всенародные выборы президента республики могли нарушить этнический баланс и дать преимущество одному этносу перед другими. В Дагестане проводились референдумы о введении поста президента, но избиратели голосовали против (в июне 1992 и марте 1999 гг.). Необходимостью обеспечить этнополитическую стабильность объясняется создание коллективного полиэтнического органа управления в виде Госсовета. Однако часть республиканской элиты по-прежнему выступала за введение президентского поста, что и было сделано в соответствии с конституцией 2003 г. После истечения срока полномочий действующего Госсовета в Дагестане в 2006 г. должны были пройти президентские выборы, что сделало бы его еще одной президентской республикой. Однако выборность дагестанского президента пришлось отменить уже в связи с изменениями в российском законодательстве в 2004 г. Модель парламентской республики (когда население избирает парламент, который формирует исполнительную власть; главой республики является председатель парламента) не предусмотрена федеральным законодательством, принятым в 1999 г. Поэтому Удмуртия, остававшаяся последним "островком" парламентской модели, все-таки изменила конституцию и провела первые президентские выборы в 2000 г. Ранее довольно долго парламентская модель сохранялась в Хакасии (до 1996 г.) и Республике Алтай (до 1997 г.). В 2003 г. обсуждался вариант ее повторного введения в Башкирии в процессе подготовки к очередным выборам президента республики. Однако в таком случае было практически невозможно обеспечить соответствие башкирского законодательства российскому. ¶ 1.2 Исполнительная власть в субъектах федерации Важно отметить, что принятие федерального закона в 1999 г. и развитие системы общефедеральных стандартов привело к минимизации статусных различий между руководителями республик, использующих разные обозначения своей должности. Ранее президентская модель воспринималась как подтверждение высокого статуса региона и, соответственно, высокого статуса регионального руководителя. Эта модель формировалась по аналогии с федеральной моделью, в которой институт президента "приподнят" над исполнительной властью. Однако в соответствии с федеральным законом все высшие должностные лица являются руководителями исполнительной власти своих регионов. В нынешней ситуации наименования "президент", "глава республики" и "председатель правительства" представляют собой региональные варианты общего понятия "высшее должностное лицо". Поэтому говорить о различных управленческих моделях в республиках нужно с большими оговорками. Эти модели различаются ныне лишь в довольно узких рамках федерального законодательства и уже не воспринимаются как совершенно разные системы региональной власти4. В связи с изменением российского законодательства в конце 2004 г. республики должны были отказаться от всенародных выборов своих руководителей и пользоваться формулой "мягкого назначения". Первыми процесс назначения в первой половине 2005 г. прошли президенты Ингушетии и Татарстана, глава Северной Осетии. Политика рецентрализации и интерес к сохранению власти в руках правящих групп предопределили лояльность правящих республиканских элит к изменению модели формирования региональной исполнительной власти. Помимо прочего это привело к практически полной утрате смысла при использовании понятия "президент" для наименования высшего должностного лица в республике: президент республики перестал быть выборным лицом. Разные наименования высших должностных лиц в республиках сохранились, но наметилась тенденция к прекращению использования понятия "президент". В сущности, на месте прежнего относительного разнообразия с 2005 г. возникла только одна модель — назначаемого главы республики с разными наименованиями должности. 7.2.3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|