ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Динамическое программирование справедливого будущего
Образ и понимание Разберём слова «образ» и «понимание». Часто под информацией люди понимают слова, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь. Образ – это результат отражения в психику, познанного человеком через восприятие органами чувств, реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, алгоритмика, программа, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Если мы никогда не видели и не слышали про лимон, то на это слово у нас не возникнет никаких образов. Воображение - это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества. Способность к воображению заложена в каждого, но она зависит от того, насколько развито мышление и воля. Современная культура часто не способствует развитию этих компонент психики, а наоборот, подавляет их. Мышление – это диалог сознания с безсознательными уровнями психики (БУП), включающий в себя восприятие, воображение, постановку задач, рассуждение, умозаключение.
При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объёму материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующего труда с текстом. Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают понятия и явления, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений. Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента представления могут измениться. Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино. В процессе понимания письменных текстов участники трудятся не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, участнику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого». Участник, читая текст, должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения, а для этого необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям. Рассмотрим один из фрагментов этого метода. Текст автора представлен несколькими фрагментами (отрывками, частями). При чтении первой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста. Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается корректировке. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упростить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем.
Узнать о видах схем вы можете в брошюре “Рекомендации по самообразованию”
Теперь давайте рассмотрим алгоритм схематизации:
Теперь, имея эти две схемы с алгоритмами самообразования, вы можете приступить к применению этих знаний. Первый текст, который мы предлагаем засхематизировать – это фрагмент из «Основ социологии» о мировоззрении и миропонимании:
Пройдите все пункты алгоритма схематизации, начиная с выделения ключевых слов и заканчивая отображением целостной схемы. Перед тем, как засхематизировать следующий текст, рекомендуется спросить у себя: «Как я представляю себе Бога или образ Божий?» и зафиксируйте на бумаге то, что всплывает из безсознательных уровней психики. Задайте себе вопросы: откуда вы скопировали такие представления и не являются ли такие представления о Боге, взятыми из христианства (Иисус, крест, иконы), ведизма (боги-предки), пантеизма (тучки, небо, солнышко, космос, вселенная), антропоморфизма (седовласый старец, дед мороз, и т.п.), многобожия (идолопоклонство, обожествление сил природы), марксизма (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) и прочих вариантов стереотипов религиозных конфессий. Далее откладывайте ваш черновик со старыми представлениями и начинаете создавать и осваивать совершенно новые схемы или образы (свои собственные образы). Текст для схематизации Богоначального мировоззрения и его противоположности – «Я-центричного» мировоззрения: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|