Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Духовная жизнь российских дворян в произведениях Л.Н. Толстого и И.С.Тургенева




 

Всякая культура многослойна. Была культура русского крестьянина, тоже не единая внутри себя, был резко обособленный быт и своеобразная культура русского духовенства. И купец​​​, и городской житель мещанин имели свой уклад жизни, свой круг чтения свои жизненные обряды, формы досуга, одежду.

Но следует признать что обычно то, что мы подразумеваем под культурой - это дворянская культура, эта великая культура которая дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева. которая составила базу для Гоголя, Герцена Толстого, Тютчева.

И вот эта духовная жизнь ярко предстает на страницах Толстого и Тургенева.

 

 

В созданной Л.Н. Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века в романе «Война и мир» важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства — главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства. В романе писатель отразил свои самые сокровенные мысли о дворянском обществе, особенно резко выступил против столичного дворянства, так называемого светского общества.

В первую очередь это Большой свет, представители которого претендуют на ведущую роль в общественно-политической жизни,
важной частью столичной дворянской жизни были Салоны. Роман «Война и мир» начинается с описания салона Анны Павловны Шерер, а в дальнейшем автор изображает салоп Элен Курагиной. В салонах обсуждались политические новости, затрагивались вопросы, связанные с философией, религией, поэзией. Здесь же распространялись последние сплетни, здесь искали покровительства влиятельных особ, карьеры или выгодных браков для себя или для своих детей.
В романе рассказывается и о масонской организации, объединявшей различных по знатности и богатству дворян, по отмеченной теми же пороками, что и салонное общество.
Но Толстой отрицает положительное значение представителей большого свет в русской истории, как отрицает их человеческую и нравственную состоятельность.
Симпатии автора, безусловно, на стороне поместного дворянства.

По мнению Толстого, только вдали от развращающего действия салопной жизни люди имеют возможность вести физически и нравственно здоровую жизнь, сохранять связь с народом, с природой, заниматься деятельностью, полезной для общества. Наиболее подробно описаны в «Войне и мире» семьи Болконских и Ростовых.
Пьеру Безухову дано в романе объединить жизнь души и жизнь разума. Это один из любимых героев Толстого. Пьер — сложная, духовно одаренная, во многом противоречивая личность, и его путь к гармонии был непростым. При этом для героя неприемлем путь насилия. Единственное средство оздоровить общество, улучшить жизнь людей — нравственное совершенствование. Пьер Безухов принадлежит к числу тех русских дворян, па которых автор возлагает ответственность за духовное обновление общества.

В романе «Анна Каренина» представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другие чиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права.

И в том и другом Романе Толстой подробно описывает обряды существующие в дворянском обществе. Подробно описана свадьба Левина в «Анне Каренине»..

Важным элементом дворянского быта были танцы. Л.Н Толстой подробно описывает бал как явление дворянской культуры.

В «Анне Каренине» Толстой дает яркую картину скачек.

Не обходит стороной Толстой и не самые привлекательные, но характерные черты дворянского быта. Одно из занятий карточная игра. Это своеобразный поединок. Сцена карточной игры между Долоховым и Николаем Ростовым ярок написана у Толстого в «Войне и мире»

Одним из элементом жизни дворян - дуэль с ее строгим ритуалом. Дуэль Дорохова и Безухова, имеющая целью восстановление чести обиженного.

"Дворянские гнезда в творчестве Тургенева"


В творчестве Тургенева перед нами предстает галерея "дворянских гнезд" - русских помещичьих усадеб, в которых протекала жизнь провинциального дворянства.

Понятие "дворянского гнезда" еще за десять лет до создания этого романа было введено Тургеневым в литературу. В большинстве произведений Тургенева отражена эта тема в той или иной степени.

Произведением, в котором в наиболее полной мере воплотилась тема русских "дворянских гнезд", является "Дворянское гнездо". Так же в романах «Рудин», «Накануне».

Незначительную с первого взгляда, но вполне определенную роль в романах Тургенева играет описание устройства, обстановки усадеб, бытовых деталей жизни героев. "Дворянские гнезда" - это в первую очередь родовые усадьбы: старинные дома, окруженные великолепными садами и аллеями с вековыми липами. Писатель показывает нам жизнь в конкретном реальном предметном окружении. Обстановка дома, его атмосфера имеет большое значение для формирования личности в раннем возрасте.

Несмотря на то, что жизнь тургеневских "дворянских гнезд" провинциальна, его герои образованные и просвещенные люди, они были в курсе основных общественных и культурных событий, благодаря выписываемым журналам, имели большие библиотеки, многие занимались хозяйственными преобразованиями и поэтому изучали агрономию и другие прикладные науки. Их дети получали образование и воспитание, ставшее традиционным для того времени и мало чем уступавшее городскому. Родители тратили немалые средства, нанимая учителей и гувернеров для обучения своих детей. Тургенев подробно описывает воспитание Лизы Калитиной. Кроме различных моментов как положительных, так и негативных, "дворянские гнезда" прежде всего высоки своей духовностью. Об этом нам говорит тот факт, что они рождали таких высоких людей, как Лиза Калитина, Лаврецкий, Наталья Ласунская, Рудин, Елена Стахова (Накануне Инсаров). И эти люди были основой русского дворянства, русского народа;

Жизнь других "дворянских гнезд" предстает перед нами в романе "Отцы и дети". в романе "Отцы и дети" сталкиваются две культуры: дворянская культура и культура разночинцев. а Базаров выступает как противник "дворянских гнезд". Но во всех этих романах Тургенев доказывает, что высота духовности "дворянских гнезд" неугасима, так как в противном случае произойдет исчезновение моральной основы русского народа, а это может привести к гибели национального духаНо Тургенев говорит, что в конце концов побеждает культура русского дворянства, так как она несет основы нравственности: доброту, сострадание, милосердие, порядочность, честность, верность, то есть высокую духовность, а эта духовность неугасима..
В конце романа "Отцы и дети" Тургенев задает основной вопрос: неужели все существующее необходимо разрушить, "расчистить место", неужели ничего невозможно наследовать из дворянской культуры. И, пытаясь найти на этот вопрос ответ, он убеждает нас в том, что дворянская культура должна сохраняться, так как она является носителем русской духовности, нравственных традиций, и только на ее основе возможно дальнейшее развитие и движение в будущее всего народа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных