ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В. С. Малахов Философская герменевтика Ганса Георга Гадамера 2 страницаБетти (Betti), Уго (1892–1953) — итальянский писатель 143 Бетти (Betti), Эмилио (1890–1970) — итальянский философ 143 Бетховен (Beethoven), Людвиг ван (1770–1827) — немецкий композитор 40 Блох (Bloch), Эрнст (1885–1977) — немецкий философ 130 Блюменберг- (Blumenberg), Ганс (р. 1920) — немецкий филолог 148 Бор (Bohr), Нильс (1885–1962) — датский физик 166 Брак (Braque), Жорж (1882–1963) — французский художник 168, 183, 293 Брентано (Brentano) Франц (1838–1917) — немецкий философ и психолог 20 Брехт (Brecht), Бертольт (1898–1956) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства 272, 290 Бубер (Buber), Мартин (1878–1965) — еврейский философ 87 Будда (VI–V вв. до н. э.) 84 Бультман (Bultmartn), Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, философ 242 Бэкон (Bacon), Фрэнсис (1561–1626) — английский философ 29 Валери (Valery), Поль (1871–1945) — французский поэт и теоретик искусства 118, 136, 140, 148 Вазарели (Vazarely), Виктор (р. 1908) — венгерский художник 150 Вайцзекер (Weizsäcker), Виктор фон (1886–1957) — немецкий медик, антрополог 87 Ван Гог (Van Gogh), Винсент (1853–1890) — голландский художник 10, 108, 182 Вах (Wach), Иоахим (1898–1955) — немецкий религиовед и философ 189 Веласкес (Velasquez), Диего (1599–1660) — испанский живописец 293, 296 Вёльфлин (Wolflin), Генрих (1864–1945) — швейцарский теоретик искусства 232 Вебер (Weber), Макс (1864–1920) — немецкий социолог, философ, историк 93 Вико (Vico), Джамбаттиста (1668–1774) — итальянский философ 53, 145, 148, 193 Винкельман (W i пс ke 1 ш а п), Иоганн Иоахим (1717–1768) — немецкий историк искусства и археолог 155, 207 Виттгенштейм (Wittgenstein), Людвиг (1889–1951) — австрийский философ 12, 23— 25 Вольф (Wolff), Гуго (1860–1903) — немецкий композитор 144 Галилей (Galilei), Галилео (1564–1642) — итальянский ученый 40, 175 Гаман (Hamann), Рихард (1879–1961) — немецкий теоретик искусства 294, 295 Гартман (Hartmann), Николай (1882–1950) — немецкий философ 108 Гвардини (Guard ini), Романо (1885–1968) — итальянский теолог и философ 287—288 Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) 10, II, 16, 19, 26, 27, 31, 40, 47, 97, 101, 107, ПО, III, 123–125, 129, 145, 152–155, 166, 174, 191, 228, 259, 268, 269, 278, 297, 299, 300, 304 Гейне (Heine), Генрих (1797–1856) — немецкий поэт 180 Гелен (Gehlen), Арнольд (1904–1976) — немецкий философ 171–177, 179, 315 Гельдерлин (Hölderlin), Фридрих (1770–1843) — немецкий поэт 104, 122, 138, 141, 207–213, 218, 219, 222, 223, 225—228 Гельдзетцер (Geldsetzer), Лупщ — современный немецкий философ 190 Георге (George), Стефан (1868–1933) — немецкий поэт 104, 135, 150 Гераклипι (кон. IV в. нач. V в. до н. э.) — древнегреческий философ 14, 112, 124 Гердер (Herder), Иоганн Готфрид (1744–1803) — немецкий философ 53, 64, 145 Геродот (490/480 — ок. 425 до н. э.) — древнегреческий историк 246 Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.) — древнегреческий поэт 144, 242–248, 250 Гете (Goethe), Иоганн Вольфганг (1749–1832) 53, 64, 86, 135, 153, 207, 208, 254, 264, 265, 297, 301 Гогартен (Gogarten), Фридрих (1887–1967) — немецкий теолог 87 Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) — русский писатель 116 Гомер (до VII в. до н. э.) 114, 228, 245, 246 Гофмансталь (Ноfman пstahl), Гуго (1874–1929) — австрийский драматург 160 Грис (Gris), Хуан (Хосе Викториано Гонсалес, 1887–1927) — испанский художник 166, 168, 169, 183, 230, 233 Гумбольт (Humboldt), Вильгельм фон (1767–1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель 47 Гуссерль (Husserl), Эдмунд (1859–1938) — немецкий философ 7, 10, 19, 20, 58, 88, 102, 119, 126, 127, 138, 143, 169, 192 Даннхауэр (Dannhauer), Иоганн Конрад (1603–1666) — немецкий протестантский те-' олог 191. 195, 197, 201–203 ' Декарт (Descartus), Рене (1596–1650) — французский философ и математик 175 Деррида (Derrida), Жак (р. 1930) — французский философ 135 Джойс (Joyce), Джеймс (1882–1941) — ирландский писатель 229 Джотто (Giotto), du Бондоне (1266/1267—1337) — итальянский живописец 169 Дзабарелла (Zabarella), Джакомо (1533–1589) — итальянский философ и логик 195 Дильтей (Dilthey), Вильгельм (1833–1911) — немецкий философ и историк культуры 9, 73, 100, 189, 190, 192 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) — русский писатель 10, 112, 293 Дройзен (Droysen), Иоганн Густав (1808–1884) — немецкий историк 47, 260, 261 Дюшан (Duchamp), Марсель (1887— 967) — французский художник 287 Жан-Поль (Jean-Paul), Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763–1825) — немецкий писатель и теоретик искусства 208 Жид (Gide), Андре (1869–1951) — французский писатель 254 Золя (Zola), Элшль (1840–1902) — французский писатель 39, 112 Икскюлль (Uxkull), Якоб — современный немецкий философ 176 Иммерман (Itumertnann), Карл Лебфхт (1738–1840) — немецкий писатель, поэт, драматург 61, 270 Ингарден (Ingarden), Роман (1893–1970) — польский феноменолог 137, 138, 293 Каллас (Callas), Мария (1923–1977) — итальянская оперная певица греческого происхождения 322 Кальдерон (Calderon) de ла Барка, Педро (1600–1681) — испанский поэт и драматург 160 Канвайлер (Kahnweiler), Даниэль-Анри (1884–1979) — французский издатель и теоретик искусства 168, 169, 230, 233 Кандинский Василий Васильевич (1866— — русский художник-абстракционист 170, 172, 176 Кант (Kant), Иммануил (1724–1804) 8, 12, 25, 26, 28, 31, 46, 47, 97, 100, 105, 106, 128, 136, 168, 169, 173, 233, 234, 257, 258, 282, 287, 292, 295, 296, 312 Кассирер (Cassirer), Эрнст (1874 — — немецкий философ 99 Квинтилиан (Quintilianus), Марк Фабий (ок. 35 — ок. 96) — римский оратор и теоретик ораторского искусства 193 Кереньи (Kerenyi), Кароль (1897–1973) — немецкий философ венгерского происхождения 308 Клее (Klee), Пауль (1879–1940) — швейцарский художник 170, 171, 187 Клейст (Kleist), Генрих фон (1777–1811) — немецкий писатель и драматург 18, 208 Коген (Cohen), Герман (1842–1918) — немецкий философ 37, 127 Конфуций (551–478 до н. э.) 84 Кьеркегор (Kierkegaard), Сёрен (1813–1858) — датский философ 10, 11, 86, 87, 100, 101, 116, 262 Лейбниц (Leibniz), Готфрид Вильгельм (1646–1716) — немецкий философ 86, 188 Лессинг (Le ss i n g), Готхольд Эфраим (1729–1781) — немецкий драматург и теоретик искусства 286 Липпс (Lipps), Ганс (1889–1941) — немецкий философ 17, 57 Лютер (Luther), Мартин (1483–1546) 189, 197, 198, 200, 302 Маке (Маске), Август (1887–1914) — немецкий художник 176 Малевич Казимир Северинович (1878— — русский художник, основатель супрематизма 183, 232 Малларме (Mallarmé), Стефан (1842–1898) — французский поэт 120, 125, 142, 145, 170 • Мальро (Malraux), Андре (1901–1976) — французский писатель, историк, политический деятель 284 Маре (Marees), Ганс фон (1837–1887) — немецкий художник 271 Марк (Маге), Франц (1880–1916) — немецкий художник 176 Маркс (Marx), Карл (1818–1883) 10, Марсель (Marcel), Габриэль (1889–1973) — французский философ 116 Меланхтон (Melanchthon), Филипп (1497–1560) — деятель немецкой Реформации 194—197, 200 Мерло-Понти (Merleau-Ponty), Морис (1908–1961) — французский философ 116 Микеланджело (Michelangelo), Буонарроти (1475–1564) — итальянский скульптор и живописец 10 Мондриан (Mondrian), Лит (1872— — нидерландский художник 166, 172, 176 Моррис (Morris), Чарльз Уильям (р. 1901) — американский философ, основатель семиотики 60 Ницше (Nietzsche), Фридрих (1844–1900) — немецкий философ, поэт 9, 10, 16, 100, 116, 123, 126, 207, 243, 254, 315 О вербе к (Overbeck), Франц (1837–1905) — немецкий теолог 153 Остин (Austin), Джон (191I—1960) — английский философ 57 Отто (Otto), Вальтер (1874–1958) — немецкий философ 156, 159, 308 Павлова Анна Павловна (1881–1931) — русская балерина 138 Паунд (Pound), Эзра Лумис (1885–1972) — американский поэт 150, 173 Парменид (ок. 515 — ок. 544 до н. э.) — древнегреческий философ 37, 39 Пикассо (Picasso), Пабло (Пабло Руис Бласко, 1881–1973) — французский художник 166,168, 176, 233, 293 Пиндар (518–442/438 до н. э.) — Древнегреческий поэт 144, 208, 255 Пифагор (VI в. до н. э.) — древнегреческий философ 238 Платон (428/427—348/347 до н. э.) 12, 25, 31, 37, 38, 44, 45, 85, 86, 88, 117—119, 123–125, 131, 133, 144, 146, 151, 194, 201, 236, 239, 240, 266, 276, 277, 279, 282, 298 Плесснер (Plessner), Хельмут (1892–1985) — немецкий философ 315 Пруст (Proust), Марсель (1871–1922) — французский писатель 229 Рамбах (Rambach), Иоганн Якоб (1693–1735) — немецкий теолог 197, 198 Ранке (Ranke), Леопольд фон (1795–1886) — немецкий историк 47 Рейнхардт (Reinhardt), Карл 242 Рикёр (Ricocur), Поль (р. 1913) — французский философ 135 Рильке (Rilke), Райнер Мария <1875–1926) — австрийский поэт 99, 114, 135, 165 Розенцвейг (Rosenzweig), Франц (1886–1929) — немецкий философ 87 Рюкер т (Rukert), Фридрих (1788–1866) — немецкий поэт 153 Сартр (Sartre), Жан-Поль (1905–1980) — французский философ 116 Сен-Симон (Saint-Simon), Клод Анри, де Рувруа (1675–1755) — французский социалист-утопист 95 Сезанн (Cezanne), Поль <1839–1906) — французский художник 168, 182, 184, 271 Симон (Simon), Рихард (1638–1712) — католический теолог 198 Сократ (ок. 470–399 до н. э.) II, 12, 42, 84, 86, 131 Сорель (Sorel), Жорж (1847–1922) — французский публицист 95 Софокл (ок. 486–406 до и. э.) 10, 225, 226, 320 Стендаль (Stendhal,наст. имя — Анри- Мари Бейль, 1783–1842) — французский писатель 116 Тацит (Tacitus), Публий Корнелий (55— 120) — римский историк 205, 266 Тибо (Thibaut), Антон Фридрих (1772–1840) — немецкий юрист 190 Толстой Лев Николаевич (1828–1910) — русский писатель 116 Тракль (Trakl), Георг (1887–1914) — австрийский поэт 150 Трельч (Troltsch), Эрнст (1865–1923) — немецкий теолог, историк религии, философ 93 Тьеполо (Tiepolo), Джованни Баттиста (1696–1770) — итальянский художник 174 Уайтхед (Whitehead), Альфред Норт (1861–1947) — английский логик и философ 12 Удине (Udine), Джованни де (Джованни Нанни, 1487–1564) — итальянский художник 182 Фидий (нач. V в. — 432/431 до н. э.) — древнегреческий скульптор 10 Фидлер (Fiedler), Конрад (1841–1895) — немецкий теоретик искусства 167, 169 Фихте (Fichte), Иоганн Готлиб (1762–1814) — немецкий философ 47, 211 Флаций (Flacius), Маттиас (1520–1575) — немецкий протестантский теолог 189, 196, 198–201, 203 Франке (Francke), Август Герман (1663–1727) — немецкий теолог 197 Фрейд (Freud), Зигмунд (1856–1939) — австрийский психиатр 10 Фубини (Fubini), М. — современный итальянский музыковед 231 Фукидид (460–400 до н. э.) — древнегреческий историк 50 Хайдеггер (Heidegger), Мартин (1889–1976) — немецкий философ 9—13, 18, 20–22, 24, 72, 74–78, 88, 98, 100–105, 107–114, 116, 125–129, 140, 192, 301 Хеем (Нееш), Ян de (1606–1683/1684) — нидерландский художник 191 Хейзинга (Huizinga), Йохан (1872‘— — нидерландский историк и философ 287 Хеллинграт (Hellingrath), Норберпг фон (1886–1916) — немецкий издатель 208 Цвингли (Zwingli), Ульрих (1484–1531) — швейцарский деятель Реформации 302 - Делан (Celan), Пауль (1920–1970) — австрийский поэт 142 Цицерон (Cicero), Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский оратор, государственный деятель 192, 193 Шекспир (Shakespeare), Уильям (1564–1616) 10, 155, 286 Шелер (Scheler), Макс (1874–1928) — немецкий философ 17, 315 Шелли (Shelley), Перси Бииш (1792–1822) — английский поэт 254 Шеллинг (Shelling), Фридрих Вильгельм (1775–1854) — немецкий философ 7, 154 Шефтсбери. (Shaftesbury), Антони Эшли Купер (1671–1713) — английский философ- моралист 254 Шиллер (Schiller), Фридрих (1759–1805) — немецкий поэт и драматург, теоретик искусства 107, 126, 135, 141, 161, 207, 208, 278, 297, 301 Шлег ель (Schlegel), Фридрих (1772–1829) — немецкий философ и теоретик искусства 85 Шлейермахер (Schlciermacher), Фридрих (1768–1834) — немецкий протестантский теолог и философ 14, 73, 74, 79, 85, 189, 190, 192, 205 Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788–1860) — немецкий философ 116 Шпенглер (Spengler), Освальд (1889— — немецкий философ и историк 100 Штайгер (Sîaiger), Эмиль <1908–1987) — швейцарский теоретик литературы 76 Штурм (Sturm), Иоганн (1507–1589) — немсцк. ий теолог 196 Шульце (Schulze), Бернхард (р. 1915) — немецкий художник 177 Шюпщ (Schutz), Генрих (I585-1672) — немецкий композитор 267 Эбнер (Ebner), Фердинанд (1882–1931) — австрийский философ 87 Эйнштейн (Einstein), Альберт (1879–1955) — немецкий физик 166 Эрнст (Ernst), Макс (1891–1976) — немецкий художник 176 Эрнст (Ernst), Пауль (1866–1933) — немецкий писатель 100 Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) 242, 249–252, 320 Юнгиус (U n gi us), Иоахим (1585–1657) — немецкий ученый, математик, логик, физик, зоолог, астроном 188 Ясперс (Jaspers), Карл( 1883–1969) — немецкий философ 21, 86, 116. Baemler А. 281 Bœhm G. 271 Friedrichs И. 137 Henrich D. 149, 262–265, 268 Honigswald R. 314 Jager H. 191, 201, 202 Jauss H. R. 149 Koller H. 303 Kommereil M. 219 Kosseleck R. 275 Lagus J. 188 Oeltinger 64 Preisendanz W. 150, 154 Redeker M. 189 Sterling Ch. 181 Trous son R. 242 Vetter E. 180 Warren О. 171 Wellek R. 174
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1]© Г. Г. Гада мер, 1991 г. © Перевод Ал. В. Михайлова, 1991 г. См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., «Прогресс», 1988.
[2]Студенческие годы Гадамера —1918—922. Философию Ницше он изучал в семинаре Николая Гартмана, феноменологию — на занятиях у Эдмунда Гуссерля весной 1923 года во Фрайбурге. Правда, еще в Марбурге в 1920 году Гадамер слушал Макса Шелера, лекции которого послужили великолепным введением в феноменологическую философию. К числу важнейших событий гадамеровской юности относится и его дружба с Рудольфом Бультманом, в университете читавшим курс экзегетики, а дома организовавшим семинар по изучению классических авторов, который Гадамер неизменно посещал в течение пятнадцати лет. Особо следует сказать о Николае Гартмане, философия которого стоит у истоков онтологического поворота западноевропейской мысли. На поколение Гадамера оказало большое влияние дерзкое остроумие, с которым Николай Гартман пытался преодолеть собственное идеалистическое прошлое (Philosophie in Selbstdarstellungen, Bd. 3, S. 65).
[3]С М. Хайдеггером Гадамер встретился в начале 1923 года во Фрайбурге. Встреча с Хайдеггером, — вспоминает; он, — подтвердила мое подозрение, что абстрактные мыслительные упражнения, которым я усердно предавался, не получая, впрочем, полного удовлетворения, были совсем не то, чего я искал в философии. Сам Николай Гартман прекрасно видел, что мое следование его мысли было, скорее, подражательным и что в глубине души я устремлен в противоположном направлении — к историческому', и когда я нашел в Хайдеггере подтверждение этой своей целеустремленности… существовавшее прежде понимание между учителем и учеником разрушилось и я пошел по пути Хайдеггера (Gadamer H.G. Philosophische Lehrjahre. Frankfurt am M. 1977, S. 34).
[4]Возникновение исторического сознания совпадает с распространением во второй половине XIX века историзма (историзм в той традиции употребления термина, к какой примыкает Гадамер, — это, скорее, локальное мыслительное образование, как, например, позитивизм, и поэтому нуждается в закавычивании). Историзм как уразумение изменчивости и преходящести всех духовных формообразований и культурных установлений поставил перед европейской философией конца прошлого века проблему релятивизма. Решить ее была призвана предложенная В. Дильтеем типология мировоззрений, учение о различных, несводимых друг к другу формах миросозерцания. Под влиянием Дильтея появилось множество других типологических концепций — в философии истории, социологии, психологии, искусствоведении, антропологии, педагогике (М. Вебер, Т. Литт, Э. Шпрангер, Э. Йенш, В. Пиндер, Э. Кречмер). В своем отказе от осмысления бытия сквозь призму мировоззрения (Weltanschauung) Гадамер примыкает к Хайдегтеру, для которого мышление под знаком Weltanschauung, Weltbild (картина мира) означает окончательное утверждение субъективизма в философии. См.: Heidegger M. Die Zeit des Weltbildes. — In: Heidegger M. Holzwege. Frankfurt am M., S. 69—104. (Рус. пер. В. В. Бибихина см.: Хайдеггер М. Время картины мира. — В кн.: Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, с.93–18.) Термином эстетическое сознание Гадамер помечает другой феномен европейского культурного сознания, связанный с выделением эстетики в самостоятельную область знания. Появление особой дисциплины, специальной науки, изучающей прекрасное (в отличие от логики и этики, за которыми закреплены истина и добро), расценивается Гадамером как свидетельство обмельчания и опошления мысли. Утрата философией цельности, ее распадение на почти не связанные между собой сферы станет предметом обстоятельного критического разбора в Истине и методе, где наряду с историческим и эстетическим анализируется и лингвистическое измерение бытия (столь же односторонне, как и два первых, трактуемое современной философией и столь же неоправданно узурпированное особым исследовательским направлением, в данном случае — аналитической философией языка).
[5]неосознаваемое основание (яатин.)
[6]Работа С. Кьеркегора Или — или (1843) была одним из сильнейших интеллектуальных впечатлений гадамеровской молодости (см.: Philosophie in Selbstdarstellungen, Bd. 3, S. 65). Кьеркегоровская интуиция уникальности человеческого индивида с этих пор станет отправной точкой мышления Гадамера. Надо сказать, однако, что вопрос: Кьеркегор или Гегель? — относится к числу труднейших вопросов философской эволюции Гадамера. Характерно, что спустя полвека после знакомства с полемикой Кьеркегора с Гегелем, Гадамер признавался, что Гегель оказался в этом споре победителем (Gadamer Я. G. Philosophische Lehrjahre, S. 12).
[7]Марбургскими неокантианцами Платон рассматривался в контексте гносеологической проблематики новоевропейской философии. См.: Natorp Р. Piatos Ideenlehre. Leipzig, 1903
[8]Имеются в виду, по всей вероятности, представители философии анализа кембриджской школы (Б. Рассел, А. Н. Уайтхед, Д. Е. Мур, Г. Райл и другие). См. рецензию Гадамера на работу Райля о Платоне: Ryle G. Plato's progress (Cambridge, 1966). — Philosophische Rundschau, 1968, N. 15, S. 147–148.
[9]Logoi — разум, разумное, речь, слово (греч.). О бегстве, или побеге, души из сферы телесного в сферу logoi Сократ говорит в Федоне неоднократно. См. 62 с, 65 d, 66 а, 79 d, 81 а, 83 Ь, 108 с, 114 с, 115 Ь.
[10]Понятию игры Гадамер придает уже не культурологический (как это было у Хейзинги), а онтологический статус. Игра определяется им как то, что имеет свою цель в самом себе. Игра выводит играющего за пределы его субъективности, указывая на бесконечно превосходящую его реальность. Художественное произведение есть способ раскрытия этой реальности, а не проекция субъективности художника. Бытие всякой игры есть всегда обеспечение, чистое исполнение, energeia, телос которой — в ней самой. Мир художественного творения, в котором игра сполна высказывает себя в единстве своего исхода, представляет собой, по сути, мир совершенно преобразованный. Входя в него, нельзя не признать: да, это так… Понятие преобразования характеризует, следовательно… неизменный и превосходящий нас способ бытия того, что мы называем изображением. Исходя из этого понятия, так называемая действительность определяется как нечто непреобразованное, а искусство — как преодоление этой действительности в ее истине. Античная теория искусства, кладущая в основание всего искусства понятие мимесиса, подражания, несомненно отправлялась при этом также от игры, которая, будучи танцем, есть не что иное, как изображение божественного (Gadamer H. G. Wahrheit und Methode. Tübingen, 1960, S. 108; см. также: Gadamer H. G. Das Spiel der Kunst — Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 4. Tubingen, 1977, S. 234–240).
[11]Действенно-историческое сознание (wirkungsgeschichtliche Bewusstsein) — одно из основных понятий философской герменевтики Гадамера. Это исторически действующий духовный опыт, обеспечивающий непрерывность культурного наследования. Действенно-историческое сознание задает структуру того культурного пространства, в котором мы каждый раз себя застаем. Действенная история (английский аналог — effective history) — иное название традиции, в которой находится то или иное культурное сообщество и причастностью к которой обеспечивается, по Гадамеру, его жизнеспособность.
[12]Гераклит, фрг. 91 (Дильс).
[13]Определение историко-филологической науки как познания познанного (Erkennen des Erkannten) Август Бек дает в своей Энциклопедии и методологии филологических наук (1777). Гадамер весьма высокого мнения об идеях Бека, которому обычно, как он считает, отводят слишком скромное место в истории герменевтики, рассматривая лишь как одного из предшественников Шлейермахера. Между тем подход Бека к феномену понимания чрезвычайно продуктивен. Во-первых, Бек подчеркнул нормативный смысл классической литературы, а значит, и непреложность ее притязаний на истину. Во-вторых, определив задачу филолога как познание познанного, Бек провел спецификацию способов решения этой задачи и выделил четыре различные формы интерпретации: 1) грамматическую, 2) с точки зрения рода и жанра литературы, 3) реально-историческую, 4) индивидуально-психологическую. Это и позволило Гадамеру сделать вывод о том, что понимающая психология Дильтея с ее эмпатическим методом значительно беднее по сравнению с познавательным инструментарием Бека (см.: Gadamer H. G. Hermeneutik. — In: Historisches Wörterbuch der Philosophie. Hrsg. von J. Ritter. Bd. 3. Stuttgart — Basel, S. 1064^ Gadamer Я. G. Wahrheit und Methode, S. 175).
[14]бесконечный разум (латин.).
[15]Сознание, по Нищие, не может служить исходным пунктом философского рассуждения; взывая к интеллектуальной честности философа, Ницше требует признать, что за сознанием скрывается более изначальная реальность — воля, или, по терминологии его французских почитателей, желание. Поставив под сомнение статус понятия сознание (равно как и субъективность, мышление и т. п.), Ницше тем самым дал толчок движению по пересмотру основных положений классической философии, осуществившемуся в полную силу уже в XX веке.
[16]Имеется в виду трансцендентальный субъект, основную характеристику которого составляет автономность, то есть независимость от каких-либо внешних воздействий, а также самоактивность. Различные направления философствования в XX веке (марксизм и психоанализ, структурализм и аналитическая философия) едины в своей критической настроенности по отношению к трансцендентализму классики. Каждое из них предпринимает свою попытку развенчать иллюзию самоопределенности субъекта. Замечание Гадамера об особой значимости Ницше для философской ситуации XX века приобретает еще большую глубину, если учесть, что наиболее радикальные формы критики трансцендентальной философии с позиций, близких Ницше, возникли лишь в 70—0-е годы, то есть уже после выхода в свет данной статьи.
[17]Вышедшая в 1926 году книга М. Шелера Формы знания и общество представляет собой сборник из трех работ: Проблемы социологии знания, Познание и труд и Университет и народная школа. См.: Sclieler M. Die Wissenformen und die Gesellschaft. — Scheler M. Gesammelte Werke, Bd. 8. München, 1960.
[18]Гадамер имеет в виду Исследования по герменевтической логике Г. Липпса, впервые изданные в 1936 году. См.: Lipps H. Untersuchungen zu einer hermeneutischen Logik. 2. Aufl. Frankfurt am M., 1976.
[19]Упомянутая статья, относящаяся к 1799 году, была опубликована лишь в 1878 году. См.: Kleist Я. Gesammelte Werke, Bd. 3. Berlin, 1955, S. 368—73.
[20]Об антиципации, или предвосхищении, см. статью О круге понимания в настоящем сборнике и комментарии к ней.
[21]Vor-urteil буквально означает пред-суждение, пред-рассудок. Пред-рассудками Гадамер называет дорефлективные содержания сознания. Подробнее об этом см.: Гайденко П. П. Хайдеггер и философская герменевтика. — В кн.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ.М., 1978, с. 66; Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. Минск, 1986, с. 130.
[22]Под историзмом здесь имеется в виду прежде всего тенденция в исследовательской литературе второй половины XIX века, связанная с выявлением индивидуального своеобразия и исторической изменчивости культурных феноменов. Методологическую основу этого течения составлял позитивизм. Взгляд на историзм как на понятийный эквивалент релятивизма и психологизма сложился в западной литературе благодаря работам Эрнста Трельча и Фридриха Майнеке. См.: Troeltsch E
[23]общее чувство (грен.).
[24]действие означенное и действие осуществленное (латан.).
[25]У Хайдеггера — Eigentlichkeit. Этот термин хайдеггеровской философии приходится передавать на русском языке через прилагательное (буквально термин Eigentlichkeit означал бы собственность). В русском переводе собственности как подлинности (хотя у Хайдеггера есть и другое слово для обозначения подлинности — Echtheit) E также нашло отражение морализаторское прочтение Бытия и времени.
[26]См.: Хайдеггер. Бытие и время, 35—8.
[27]Руссхий переводсм: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
[28]Имеются в виду Голубая книга (1933) и Коричневая книга (1934), а также изданные посмертно Философские исследования (1956), где Витгенштейн подвергает критике выдвинутый в Трактате проект создания идеального языка, который позволил бы редуцировать знание к совокупности элементарных предложений.
[29]См. примеч. 8 к статье Философия и герменевтика. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|