Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ГЕНЕТИКА И БИОМЕТРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

36.03.02 «Зоотехния»

 

 

Полесск 2015

 

Утверждение методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ:

1. Рассмотрены на заседании кафедры (дата и № протокола);

2. Утверждены на заседании Методического совета КФ ФГБОУ ВО СПбГАУ (22.09. 2015 Протокол №7)

 

Прежде чем приступать к выполнению контрольной работы, внимательно изучите учебный материал и ознакомьтесь с содержанием методических указаний. Изучив самостоятельно рекомендованную в соответствии с программой дисциплины литературу, студент-заочник выполняет тот вариант контрольной работы, номер которого совпадает с двумя последними цифрами его шифра, и высылает его в академию до сессии.

Изучать дисциплину «Генетика и биометрия» необходимо по темам в следующем порядке. Сначала прочитать соответствующие страницы основного учебника, после чего ознакомиться с дополнительной литературой. При чтении разбирайте всегда рисунки, таблицы и схемы – это очень помогает усвоению материала.

При вторичном чтении материала по теме необходимо приступить к составлению конспекта, что обеспечит лучшее усвоение материала. По конспекту нужно составить ответы на вопросы для повторения, перечисленные в методических указаниях. Студентам необходимо творчески осмыслить, а не зазубрить фактические материалы, поэтому самостоятельная работа должна приближаться к научному исследованию.

К написанию контрольной работы приступайте только после того, как проработаете материал, не оставляя неясных вопросов. Оптимальный объем контрольной работы – 24 страницы школьной тетради.

Студент-заочник при выполнении работы должен стремиться точно отвечать на поставленные вопросы.

Рекомендуется при выполнении контрольной работы и изучении вопросов программы завести словарь генетических терминов, что облегчит усвоение материала и пригодится при подготовке к экзамену.

Контрольную работу с грамматическими ошибками и небрежно оформленную не оценивают.

В контрольной работе необходимо привести список использованной литературы, оформленный по библиографическим правилам. Перед ответом должен быть написан вопрос контрольной работы.

Номера вопросов, которые должны быть освещены в контрольной работе, устанавливаются по приведенной ниже таблице с учетом учебного шифра студента. Например, учебный шифр студента 09238. Для нахождения номеров вопросов контрольного задания нужно в первой (заглавной) строке таблицы найти последнюю цифру шифра, т. е. 8. В первой вертикальной графе таблицы находится предпоследняя цифра учебного шифра — 3. В клетке таблицы, находящейся па месте пересечения графы, идущей от цифры 8 со строкой, отходящей от цифры 3, указаны номера вопросов контрольной работы студента. Они следующие: 14,47, 80, 90,109.

Вопросы для контрольной работы

1. Генетика как наука. Основные этапы ее становления. Место генетики среди биологических наук.

2. Методы генетических исследований: гибридологический, генеалогический, популяционный, феногенетический, рекомбинационный, мутационный, цитогенетический, статистический.

3. Исследования по изучению наследственности и наследственной изменчивости до открытия законов Г. Менделя (гибридологические — Й.Кельрейтер, Т.Найт, О.Сажре, Ш.Ноден; цитологические — И.Д.Чистяков, Т. Бовери, О. Гертвиг). Работы Ч. Дарвина и их значение в становлении генетики.

4. Развитие генетики в нашей стране. Работы Е. А. Богданова, Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова, С. С. Четверикова, Ю. А. Филипченко и др.

5. Основные отличия методов традиционной и современной биотехнологии.

6. Дайте краткую характеристику основных направлений современной биотехнологии.

7. Строение клетки и роль ее органоидов в передаче наследственной информации.

8. Строение и химический состав хромосом. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом- Понятие о геноме и кариотипе.

9. Митоз и его генетическая сущность.

10. Мейоз и его генетическая сущность.. Цели использования генной инженерии в селекции сельскохозяйственных животных.

11. Что такое кариотип? Охарактеризуйте (кариотипы основных видов сельскохозяйственных животных. Что общего в кариотипах разных видов и каковы различия? Что такое геном?

12. Гибридологический метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем, и его основные принципы.

13. Законы наследования - признаков, установленные Г. Менделем. Проиллюстрируйте на схемах скрещиваний суть этих законов.

14. Моногибридное скрещивание и его схема. Реципрокное, возвратное и анализирующее скрещивания, их схемы и значение.

15. Дигибридное скрещивание. Составьте схему дигибридного скрещивания и проанализируйте наследование признаков, гены которых локализованы в разных парах хромосом.

16. Основные типы доминирования. Используя конкретные примеры, составьте схемы скрещиваний и охарактеризуйте F1и F2при разных типах доминирования.

17. Основные типы взаимодействия неаллельных генов. Используя конкретные примеры, составьте схемы скрещиваний и охарактеризуйте F1 и F2при разных типах взаимодействия неаллельных генов.

18. Летальные гены и их действие. Назовите признаки, детерминируемые летальными генами у разных видов сельскохозяйственных животных и покажите на схемах скрещиваний особенности их наследования.

19. Какие признаки называются сцепленными? Составьте схему скрещивания, с помощью которой объясните особенности наследования сцепленных признаков в F1и F2.

20. Кроссинговер как причина нарушения сцепления между признаками. Кроссоверные и некроссоверные гаметы. Составьте схему скрещивания, используя которую объясните нарушение сцепления между признаками при кроссинговере.

21. Зоотехническое значение партеногенетических животных и химер (генетических мозаиков)..

22.. Изложите сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана.

23. Хромосомное определение пола у млекопитающих и птиц. Половые хромосомы и аутосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Покажите на схемах скрещиваний определение пола у млекопитающих и птиц.

24.. Какие признаки называются сцепленными с полом? С помощью схемы скрещивания проанализируйте особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

25. Балансовая теория определения пола. Биологическое значение соотношения числа половых Х-хромосом и аутосом.

26. Бисексуальность организмов. Гинандроморфизм, гермафродитизм и фримартинизм.

27. Соотношение полов и возможности его искусственного регулирования у сельскохозяйственных животных. Значение этой проблемы для практики животноводства.

28. Партеногенез, гиногенез и андрогенез. Их сущность, распространение и практическое использование.

29. Структура ДНК по Уотсону и Крику. Видовая специ­фичность ДНК, ее содержание в геномах разных видов. Реп­ликация ДНК.

30. Структура, основные типы РНК, их роль в синтезе белков. Передача наследственной информации в системе ДНК-РНК-белок. Обратная транскрипция.

31. Генетический код, его сущность и основные свойства (триплетность, неперекрываемость, вырожденность, универсальность).

32. Значение искусственного регулирования соотношения полов для животноводства.

33. Метод трансплантации эмбрионов как основа биотех­нологии воспроизводства высокопродуктивных животных.

34. Основные этапы процесса трансплантации эмбрионов.

35. Ген как биологическая система. Влияние генов на фор­мирование признаков у эукариот. Онтогенез как процесс реа­лизации генотипа.

36. Влияние материнских генов на развитие зиготы. Дей­ствие генов на ранних стадиях онтогенеза.

37. Теория Ф. Жакоба и Ж- Моно о регуляции синтеза и-РНК и белков.

38.. Критические периоды онтогенеза. Влияние физиологи­чески активных соединений (индукторов, гормонов) на раз­витие организмов. Дифференциальная активность генов и роль цитоплазмы в ее регуляции. Фенокопии и морфозы.

39. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность. В каких органоидах цитоплазмы локализована ДНК? В чем ее отличие от хромосомной ДНК? Примеры цитоплазматической наследственности у растений и животных.

40. Мутационная изменчивость как одна из форм наслед­ственной изменчивости- Роль Г. де Фриза и отечественных уче­ных в создании и развитии теорий мутаций.

41. Генные, хромосомные и геномные мутации. Их харак­теристика. Примеры мутаций, имеющих значение для сельско­го хозяйства.

42. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Мутагенные факторы.

43. Закон гомологических рядов в наследственной измен­чивости, сформулированный Н. И. Вавиловым, и его значение.

44. Генетические основы наследования количественных признаков. Полимерное и полигенное наследование. Влияние среды на формирование количественных признаков.

45. Коэффициенты наследуемости и повторяемости. Их значение и использование в селекции животных.

46. Популяции и чистые линии. Работы В. Иоганнсена по выяснению эффективности отбора в популяциях и чистых ли­ниях.

47. Генетическая структура популяции по концентрации ге­нов и частоте генотипов. Формула и закон Харди-Вайнберга для характеристики структуры панмиктической популяции.

48. Факторы, нарушающие структуру популяции по частоте генотипов.

49. Формы отбора (направленный, стабилизирующий, дестабилизирующий, дизруптивный) и их характеристика.

50. Генетическая сущность инбридинга и его значение для селекции. Влияние инбридинга на генетическую структуру популяции.

51. Гетерозис и его биологическая сущность. Основные гипотезы, объясняющие эффект гетерозиса.

52. Иммунитет и его генетическая основа. Неспецифические и специфические факторы иммунитета.

53. Основные типы аномалий и наследственных заболеваний животных, их генетическая обусловленность и наследование.

54. Значение наследственной устойчивости сельскохозяйственных животных к болезням и возможности селекции на повышение резистентности.

55. Группы крови сельскохозяйственных животных, их генетическая обусловленность и наследование. Использование групп крови в селекции животных.

56. Биохимический полиморфизм белков и его генетическая природа. Использование биохимического полиморфизма белков в селекции животных.

57. Роль генотипа и условий среды в формировании поведенческих признаков у животных. Использование генетически обусловленного поведения животных в практической селекции.

58. Охарактеризуйте один из видов сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, птица) по следующему плану: селекционируемые признаки; цитогенетическая характеристика; наследование основных качественных и количественных признаков; группы крови и полиморфные системы белков; наследственные болезни и аномалии; генетика воспроизводительной функции.

59. Учение Ч. Дарвина о наследственности, изменчивости и отборе как факторах эволюции.

60. Популяция как элементарная единица эволюционного процесса. Значение работ С. С. Четверикова и И- И. Шмальгаузена для развития современной теории эволюции.

61. У собак черная окраска шерсти (ген «В») доминирует над коричневой (ген «в»). Черная самка несколько раз была спарена с одним и тем же черным самцом и принесла во всех пометах 18 черных и 5 коричневых щенков. Определите генотип родителей, составьте схему скрещивания и выясните, сколько черных щенков из числа родившихся могут быть гомозиготными.

62. Желтая морская свинка при скрещивании с белой всегда дает кремовое потомство. При скрещивании кремовых свинок между собой наблюдается расщепление потомства: 1 желтая: 2 кремовых: 1 белая. Каков характер наследования окраски шерсти морских свинок? Составьте схемы скрещиваний в соответствии с условием задачи.

63. У собак черная окраска шерсти (ген «В») доминирует над коричневой (ген «в»). Четыре самки были спарены с одним и тем же черным самцом. Самка № 1, коричневая, ощенилась несколькими щенками, один из которых был коричневый. В помете самки № 2 (коричневой) один щенок был черный. У самки № 3 (черной) один щенок был коричневый. Самка № 4 (черная) принесла всех черных щенков. Составьте схемы скрещиваний и определите генотипы самца и всех четырех самок.

64. У морских свинок черная окраска шерсти (ген «А») доминирует над белой (ген «а»). При спаривании черного самца с черной самкой в нескольких пометах получено 20 потомков, из которых 6 было белых, а остальные черные. Определите генотип каждого родителя. Составьте схему скрещивания и выясните соотношение генотипов полученного потомства. Составьте схемы скрещиваний, с помощью которых можно было бы выяснить генотипы черных особей.

65. У собак жесткая шерсть доминантна, мягкая — рецессивна. От жесткошерстных родителей получен жесткошерстный щенок. Может ли этот щенок получить от родителей ген мягкошерстности? С кем его надо скрестить, чтобы выяснить,имеет ли он в генотипе ген мягкошерстности? Сделайте схемы всех скрещиваний.

66. У кроликов шерсть нормальной длины (ген «L») доминантна, короткая (ген «l») — рецессивна. У короткошерстной крольчихи родилось 5 крольчат: 3 короткошерстных и 2 с нормальной шерстью. Составьте схему скрещивания. Определите генотип и фенотип отца, генотипы матери и потомков.

67. При скрещивании длинноухих овец («АА») с безухими («аа») получается потомство с короткой ушной раковиной. Как называется такой тип наследования? Какое потомство получится при скрещивании короткоухих овец с такими же баранами? Безухих овец с короткоухими баранами? Составьте схемы скрещиваний и сделайте их анализ.

68. У андалузских кур черная окраска оперения (ген «В») доминирует над белой (ген «в»)- Гетерозиготная птица имеет голубое оперение. Какое потомство даст голубая курица при скрещивании с белым, голубым и черным петухами? Почему голубые андалузские куры при возведении «в себе» не дают однообразного потомства?

69. У крупного рогатого скота шортгорнской породы красная масть (ген «R») доминирует над белой (ген «r»). Гетерозиготные животные имеют чалую масть. В Шотландии одна шортгорнская корова принесла за один отел 5 телят, в том числе одного бычка красной масти, двух телок чалой и двух телок белой масти. Можете ли вы определить масть и генотип быка и коровы, от которых родились эти телята?

70. При скрещивании между собой хохлатых уток (хохолок на голове) утята выводятся только из 3/4 яиц, а 1/4 эмбрионов гибнет перед вылуплением. Среди вылупившихся утят около 2/3 имеют хохолок, а 1/3 без хохолка. Как наследуется признак наличия хохолка у уток? Составьте схему скрещивания.

71. У норок ген «Р» определяет серебристо-соболиную окраску — «бос», но обладает летальным действием. Его рецессивная аллель «p» обусловливает стандартную окраску. Все взрослые особи «бос» гетерозиготны «Рp». Какое потомство получится при спаривании гетерозигот между собой? Как избежать отхода?

72. На ферме все утки и селезни имеют хохолок на голове. Ген хохлатости обладает летальным действием — эмбрионы гибнут перед вылуплением из яйца. В инкубатор было заложено 2400 яиц, полученных в этом стаде. Составьте схему скрещивания и определите, какими могут быть генетически обусловленные потери. Какое количество из полученных утят будут иметь хохолок? Какую схему скрещивания можно предложить, чтобы избежать отхода?

73. Признак укороченных ног у кур (ген «Ср») доминирует над длинноногостью (ген «ср»)- У гомозиготных по гену коротконогости цыплят клюв настолько мал, что они не могут пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В хозяйстве, разводящем только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

74. У каракумских овец серый цвет шерстного покрова (ген «A») доминирует над черным (ген «a»). От скрещивания серых овец с черными баранами получено половина серых и половина черных ягнят. Напишите генотипы родителей и потомства. Составьте схему скрещивания и выясните, какое получится отношение по генотипу и фенотипу в F2при скрещивании серых овец F1с серыми и черными баранами. Почему в практике разведения каракульских овец серой окраски не встречаются серые бараны, дающие при скрещивании с черными овцами всех серых ягнят?

75. У крупного рогатого скота ген «Д» (декстер) определяет укороченность головы и ног, обусловливает улучшение мясных качеств, но обладает летальным действием. Каким будет расщепление при спаривании между собой двух гетерозиготных животных; гетерозиготных с рецессивным гомозиготным?

76. У мышей доминантный ген желтой окраски «Y» обладает летальным действием. Его рецессивная аллель «y» в гомозиготном состоянии обусловливает черную окраску. Каков генотип взрослых желтых мышей? Какое будет расщепление при спаривании их между собой; при спаривании с черными?

77. У крупного рогатого скота комолость (ген «К») доминирует над рогатостью (ген «к»), а красная масть (ген «А») — над белой (ген «а»). У шортгорнов гетерозиготные (Аа) животные имеют чалую масть. Какие соотношения генотипов и фенотипов получается при следующих спариваниях: ааКк x Аакк, АаКК x АаКк, ААКк x аакк? Каковы фенотипы родительских особей?

78. У кур оперенные ноги (ген «О») доминируют над голыми (ген «о»), а гороховидный гребень (ген «Р») —над простым (ген «р»). Петух с оперенными ногами и гороховидным гребнем, спаренный с голоногой курицей, имеющей тоже гороховидный гребень, дал потомство с оперенными ногами. Большинство потомков имело гороховидный гребень, но встречались куры и с простым гребнем. Определите генотипы родителей и составьте схему скрещивания-

79. У собак черная окраска шерсти (ген «В») доминирует над коричневой (ген «в»), а висячее ухо (ген «Н») — над стоячим (ген «h»). Гомозиготная черная самка с висячими ушами спарена с коричневым самцом со стоячими ушами. Каковы генотипы и фенотипы потомства первого и второго поколений?

80. Комолость (ген «К»), у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью (ген «к»), красная масть (ген «А») — над белой (ген «а»). Гетерозиготы (Аа) имеют чалую масть. Комолый чалый бык был спарен с рогатой белой коровой. От этого спаривания получена рогатая чалая телка. Каковы генотипы родителей и рогатой чалой телки? Какое потомство можно ожидать при повторных спариваниях этих родителей? Установите это, составив схему скрещивания. Какое получится потомство при возвратном спаривании рогатой чалой телки с ее отцом?

81. У свиней белая щетина (ген «В») доминирует над черной (ген «в»), а наличие сережек (ген «С») — над их отсутствием (ген «с»). Определите генотип белого хряка с сережками, если от спаривания его с черными без сережек свиноматками получено 50% белых поросят с сережками и 50% черных поросят с сережками?

82. У собак черная окраска шерсти (ген «В») доминирует над коричневой (ген «в»), а короткошерстность (ген «К») — «ад длинношерстностью (ген «к»). Коричневая длинношерстная самка была спарена с гомозиготным черным короткошерстным самцом. Составьте схему скрещивания и выясните фенотип и генотип потомков первого и второго поколений (второе поколение получено путем скрещивания особей первого поколения между собой)?

83. У морских свинок черная окраска шерсти (ген «В») доминирует над белой (ген «в»), а короткая шерсть (ген «К») — над длинной — (ген «к»). Гомозиготные черные длинношерстные животные были спарены с гомозиготными короткошерстными белыми. Определите генотип и фенотип потомства в F1и F2(F2получено от спаривания животных F1 между собой).

84. У свиней черная масть (ген «Ч») доминирует над рыжей (ген «ч»), прямой профиль головы (ген «К») — «ад изогнутым (ген «к»). От черного с прямой головой хряка и такой же свиноматки за два опороса получено 20 поросят, в том числе 7 черных прямоголовых, 4 черных с изогнутым профилем, 6 рыжих прямоголовых и 3 рыжих с изогнутым профилем. Составьте схему скрещивания и определите генотип и фенотип родителей и потомков.

85. В хозяйство, занимающееся разведением мясного скота, было завезено 50 телок и один бык. Все животные были черными и комолыми, то есть по фенотипу они были сходны с абердин-ангусами. Точных сведений о их происхождении не было. Среди полученных от этих животных 50-ти телят 28 были черными комолыми, 10 — красными комолыми, 8 — черными рогатыми и 4 теленка — красными рогатыми. Какие признаки являются доминантными, а какие рецессивными? Каков генотип завезенных животных? Каково теоретически ожидаемое расщепление в их потомстве?

86. У кур гороховидный гребень контролируется геном «Р», розовидный — геном «R», а.простой (листовидный) — их рецессивными аллелями «р» и «r». Какие гребни будет иметь потомство, полученное от следующего сочетания родительских пар: RrРр x RRРр, RrРр x RrРp, rrРр x rrРр? Выясните это, используя решетку Пеннета. С каким типом взаимодействия генов мы имеем здесь дело?

87. У лошадей ген «С», контролирующий серую масть, эпистатичен по отношению к гену вороной масти («В»). Их рецессивные аллели в гомозиготном состоянии обусловливают рыжую масть (ссвв). Каким будет соотношение фенотипов во втором поколении при спаривании вороных лошадей с серыми (второе поколение получено от спаривания животных первого поколения между собой)?

88. У лошадей серая масть (ген «С») доминирует над рыжей (ген «с»), вороная (ген «В») — над рыжей (ген «в»). Ген «С» эпистатичен по отношению к гену «В». При скрещивании серого жеребца с серой кобылой получен рыжий жеребенок. Каковы генотипы родителей? Какое потомство можно ожидать при повторении этих спариваний? Покажите это на решетке Пеннета.

89. При скрещивании кур, имеющих гребень розовидной формы, с петухами, гребень которых гороховидный, получено 18 потомков с ореховидным гребнем, 13 — с розовидным, 11 — с гороховидным и 12 — с простым (листовидным). Розовидная форма гребня у кур контролируется геном «R», гороховидная — геном «Р». Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков.

90. У кур розовидная форма гребня контролируется геном «R»,гороховидная — геном «Р», листовидная — их рецессивными аллелями «r» и «р». При скрещивании кур, имеющих ореховидный гребень с петухами, имеющими листовидный гребень, были получены следующие результаты: 50% потомков имели ореховидный гребень и 50% — розовидный. Определите генотипы родителей, составьте схему скрещивания и опре­делите генотипы и фенотипы потомков.

91. У кур розовидная форма гребня контролируется геном «R», гороховидная — геном «Р», а листовидная — их рецессивными аллелями «r» и «р». От курицы с ореховидным гребнем получено 3/8потомков с розовидным гребнем, 3/8 — с ореховидным, 1/4 — с листовидным. Отец цыплят имел розовидный гребень. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы родителей и их потомков.

92. У кур розовидный гребень контролируется геном «R», гороховидный — геном «Р», а листовидный — их рецессивными аллелями «r» и «р». Петуха с ореховидным гребнем спарили с тремя курами. Курица № 1, гребень которой ореховидной формы, дала потомство с отношением фенотипов 3 ореховидных и 1 розовидный. Курица № 2 (гороховидный гребень) дала потомков в следующем отношении: 3 ореховидных, 3 гороховидных, 1 розовидный и 1 листовидный (простой). От курицы № 3 получены потомки только с ореховидным гребнем. Определите генотипы петуха, трех кур и их потомков, составив для этого схемы скрещиваний.

93. Петух с розовидным гребнем (ген «R») спарен с имеющей гороховидный гребень (ген «Р») курицей. От этого спаривания получено 25 потомков с гороховидным гребнем, 24 — с ореховидным, 26 — с розовидным и 22 — с простым (листовидным) -гребнем. Определите генотипы родителей, составьте схему скрещивания и определите генотипы и фенотипы потомков.

94. Скрещиваются между собой алеутские (ааРР) и серебристо-голубые норки (ААрр). В каком количестве в F2будет получено сапфировых, то есть голубых (аарр), алеутских (ааР...), серебристо-голубых (А...рр) и стандартных (А... Р...) норок? Составьте схему скрещивания и определите соотношение фенотипов и генотипов в F2.

95. У собак наблюдается нервное заболевание, которое проявляется в возрасте 5-6 месяцев. Оно не является смертельным, но в дальнейшем препятсвует свободному передвижению больных собак. Определите:

а) доминантна или рецессивна эта болезнь, если среди 109 щенят, родившихся в 18 пометах, данный дефект наблюдался у 27;

б) тип скрещивания, генотипы родителей, если от их скрещивания было получено 4 здоровых и 3 больных щенка.

96. У собак породы доберман-пинчер ген «В» определяет черную окраску шерсти, а «в» — коричневую (кофейную). Другой ген «О»— усилитель — определяет интенсивность окраски (распределение пигмента в корковом и мякотном веществе волоса), а «о»— ослабитель (пигмент имеется только в мякотном веществе, а в корковом содержится в виде отдельных вкраплений, что приводит к голубой окраске волос). При спаривании кофейного добермана; bbOOс голубым ВВoo в F1рождаются черные потомки. В каком соотношении в F2появятся черные, голубые и кофейные разных оттенков?

97. У кур позднее оперение (ген «Sk») сцеплено с полом и доминирует над ранним оперением (ген «sk»). Определите генотипы и фенотипы петушков и курочек, полученных от спаривания следующих кур с гомозиготными петухами: а) поздняя курица x ранний петух; б) ранняя курица x поздний петух.

98. У кошек гены, определяющие окраску шерсти, сцеплены с полом. Рыжая окраска (ген «В»), доминирует над черной (ген «в»), а у гетерозигот (Вв) формируется пестрая («черепаховая») окраска. Каким будет потомство, полученное от спаривания черного кота с пестрой кошкой? С рыжей кошкой?

99. У кур гены, контролирующие окраску оперения, локализованы в Х-хромосоме. У кур породы плимутрок серая окраска оперения (ген «В») доминирует над черной (ген «в»). Определите: А. Фенотип F1 (отдельно для петушков и курочек), если серая курица спарена с черным петухом. Б. Расщепление по окраске оперения в F1у курочек и петушков, если серый петух, у матери которого было черное оперение, спарен с черной курицей.

100. У однодневных цыплят породы плимутрок ген серой окраски оперения «В» проявляется в виде белого пятна на голове. Оперившись, такие цыплята становятся серыми. При определенных типах спаривания этот сцепленный с полом признак служит «метчиком» (маркером) пола. Определите, при каком типе спаривания можно по метке на голове определить пол цыплят: А. Куры серые спарены с черным петухом. Б. Куры черные спарены с серым петухом.

101. У кошек гены, определяющие окраску шерсти, сцеплены с полом. Ген «В» контролирует рыжую окраску, ген «в» — черную. У гетерозигот формируется пестрая масть. Черная кошка принесла четырех котят, один из которых имеет пеструю масть, а три —черную. Какую окраску шерсти имеет отец этих котят? Какого пола черные котята?

102. У кроликов окраска волосяного покрова «шиншилла» (ген «ссh») доминирует над альбинизмом (ген «са»). Гетерозиготы ссhсаимеют светлосерую окраску. На кролиководчекой ферме среди молодняка кроликов шиншилла произошло выщепление альбиносов. Из 5400 крольчат 17 оказались альбиносами. Пользуясь формулой Харди-Вайнберга, выясните, сколько было получено гомозиготных крольчат шиншилла.

103. В свободно размножающейся популяции доля особей «АА» равна 0,81. Какая часть должна быть гетерозиготной «Аа»? Вычислите это, используя формулу Харди-Вайнберга.

104. Изучая распространение безухости в популяции каракульских овец, Б. Н. Васин установил по гену безухости следующее соотношение генотипов: 729АА+111Аа+4аа. Соответствует ли это соотношение теоретически ожидаемому, рассчитанному по формуле Харди-Вайнберга?

105. Какова концентрация доминантного гена «R»(при условии применимости закона Харди-Вайнберга), если гомозиготы по рецессивному гену «r» составляют такой процент от всей популяции: 49, 36, 25, 4? Определите генетическую структуру этих популяций.

106. У крупного рогатого скота гидроцефалия (водянка головного мозга) приводит к смерти телят на 2—3 день жизни. Заболевание обусловлено действием аутосомного рецессивного гена. На одной из ферм из 600 родившихся телят 3 погибли от гидроцефалии. Пользуясь формулой Харди-Вайнберга, определите количество телят-носителей гена; данного заболевания.

107. У крупного рогатого скота сплошная окраска (ген «С») доминирует над пестрой (ген «с»). В популяции беспородного скота, насчитывающей 940 голов, 705 животных имели черно-пеструю масть и 235 — сплошную черную. Пользуясь формулой Харди-Вайнберга, определите частоту фенотипов и концентрацию генов «С» и «с».

108. У крупного рогатого скота черная масть (ген «А») доминирует над красной (ген «а»). В популяции ярославского скота, состоящей из 850 животных, 799 имели черную масть и 51—красную. Определите частоту фенотипов, концентрацию генов «А» и «а» и структуру популяции по генотипам.

109. У крупного рогатого скота шортгорнской породы было установлено следующее расщепление по масти: 4169 красных, 3780 чалых и 756 белых особей. Красная масть обусловлена геном «R», белая — геном «r». У гетерозигот формируется чалая масть. Определите концентрацию генов «R»и «r» и теоретически ожидаемое, рассчитанное по формуле Харди-Вайнберга, соотношение генотипов.

110. Амилаза— фермент, расщепляющий крахмал. У крупного рогатого скота чаще всего встречаются два типа этого фермента: В и С, которые контролируются двумя кодоминантными генами «Ат» и «Ат». В стаде крупного рогатого скота было установлено следующее распределение этого фермента по типам: 68 особей типа ВВ, 216 — ВС и 186 — ОС. Определите частоту фенотипов и концентрацию аллелей Ат и Ат.

111. *. Цепочка аминокислот участка рибонуклеазы имеет следующее строение: лазин — глутамин — треонин — аланин — аланин — аланин —лизин.... Какова последовательность азотистых оснований участка гена, соответствующего этому участку белка?

112. *. Какой последовательностью азотистых оснований молекулы ДНК кодируется участок белковой молекулы, если известно, что он имеет следующее строение: пролин — лейцин — валин — аргинин — пролин —аргинин?

113. *. Определите порядок следования друг за другом аминокислот в участке молекулы белка, если он кодируется такой последовательностью азотистых оснований участка молекулы ДНК: ТГАТГЦГТТТАТГЦГЦ... Как изменится ответ, если из молекулы ДНК удалить девятое и двенадцатое азотистые основания?

114. *. Какая последовательность аминокислот кодируется такой последовательностью азотистых оснований участка молекулы ДНК: ЦЦТАГТГТГААЦЦАГ... и какой станет последовательность аминокислот, если между шестым и седьмым основаниями вставить тимин?

115. *. Участок гена имеет следующее строение: ЦГГЦГЦТЦААААТЦГ... Определите последовательность аминокислот участка белковой молекулы, информация о которой содержится в данном гене. Как отразится на строении белка удаление из гена четвертого азотистого основания?

* Таблица генетического кода находится в учебниках (2, с. 200; 7, с. 92).


ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра                      
  2,20, 80,96,101 1,21, 61,81,115 22,42, 62,72,82 23,43, 63,83,101 4,44, 64,84,90 5,45, 65,85,91 26,46, 66,86,105 7,27, 67,87,112 8,28, 68,88,110 9,29,49, 69,89,121
  10,30, 70,90,102 11,31, 71,91,114 12,32,52 72,82,92 33,53 73,93,102 14,54, 74,94,99 15,55 75,95,92 16,56 76,96,104 17,37 77,97,111 18,38, 78,98,109 19,39,59 79,99,122
  20,40, 80,100,103 21,41, 81,100,113 22,42 66,82,100 43,54 83,100,103 25,56, 60,80,98 20,41, 60,89,93 22,48, 69,95,103 25,43, 69,99,113 17,55, 63,91,108 10,15,31 82,94,123
  13,28, 89,99,104 7,28, 86,91,112 15,49, 63,81,110 27,38, 87,95,104 15,29, 71,97,98 8,27, 66,99,84 33,41 64,96,102 22,58 78,100,115 17,23, 79,98,107 14,19,31 76,99,124
  11,33, 78,100,105 12,35, 76,84,111 22,47, 76,97,109 10,37 71,81,105 31,59 68,96,97 9,41, 88,99,85 25,40, 81,98,101 23,49, 73,89,114 14,55 75,91,106 18,21,55 73,88,125
  13,23, 64,85,106 35,53, 62,77,92 31,50 71,91,108 32,51 70,97,106 29,52 70,86,95 8,11, 67,87,86 15,49 65,81,106 18,60, 67,91,113 16,29, 64,71,105 14,36,31 67,78,126
  16,25, 80,99,107 23,37, 63,89,97 19,58, 88,96,107 26,41, 68, 96,107 19,38, 71,91,94 34,57, 70,90,87 31,50, 69,81,107 29,60, 67,91,112 17,28, 64,71,104 4,18,31, 67,78,127
  1,10, 61,81,108 41,50 64,72,99 16,33, 86,93,106 19,32, 70,90,108 9,20, 72, 82,93 11,21, 74,91,88 13,43 87,92,108 24,39 62,78,111 27,34 79,95,103 15,27,49 69,77,128
  3,19, 69,74,109 19,20, 65,74,88 17,44, 81,93,105 14,47, 80, 90,109 23,45, 67,92,94 6,19, 61,73,89 14,53, 62,72,109 12,52, 73,96,110 14,44, 66,74,102 1,17,36, 67,87,129
  8,17, 62,76,110 -7,29, 66,77,87 9,21, 69,97,104 16,34, 69,97,110 19,39, 70,91,98 29,30, 64,79,80 12,44 69,93,110 26,46 70,88,109 17,38, 75,85,101 2,18,39, 67,88,130

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бакай А.В. Генетика: учебник. / А.В. Бакай, И.И. Кочиш, Г.Г. Скрипниченко. – М.: КолосС, 2006. – 448 с.: ил.

2. Меркурьева Е. К. Генетика: учебник. / Е. К. Меркурьева, З. В. Абрамова, А. В. Бакай, И. И. Кочиш. – М.: Агропромиздат, 1991. – 446 с.: ил.

3. Петухов В.Л. Генетика: учебник. / В.Л. Петухов, О.С. Короткевич, С.Ж. Стамбеков, А.И. Жигачев. – Новосибирск:СемГПИ, 2007. – 616 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

4. Бочков Н. П. Клиническая генетика. / Н. П. Бочков. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 448 с.

5. Иванова О. А. Генетика: учебник для сельскохозяйственных вузов. / О.А. Иванова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1974.— 431 с.

6. Карманова Е.П. Практикум по генетике / Е.П. Карманова, А.Е. Болгов. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. - 204 с.

7. Красота В. Ф. Биотехнология в животноводстве. / В. Ф. Красота. – М.: Агропромиздат, 1995.

8. Крюков А.М. Вариационная статистика в животноводстве: учебное пособие для студентов сельскохозяйственных вузов. / А.М. Крюков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Пенза: РИО ПГСХА, 2001. - 193 с.

9. Ларцева С.Х. Практикум по генетике: учебное пособие для сельскохозяйственных вузов. / С.Х. Ларцева, М.К. Муксинов. – М.: Агропромиздат, 1985. - 288 с.

Максимов Г.В. Сборник задач по генетике: учебное пособие / Г.В. Максимов, В.И. Степанов, В.Н. Василенко; Под ред. М.В. Супотницкого. - 2-е изд. - М.: Вузовская книга, 2005. - 136 с.

11. Красавцев Ю.В. Хромосомы домашних и родственных им видов животных. Профилактика аномалий в популяциях животных: учебное пособие. / Ю.В. Красавцев. - Н. Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2006. - 104 с. илл. 76. Табл.1. Библ. 30.

12. Мефодьев Г.А. Словарь генетических терминов / Г.А. Мефодьев, Н.И. Васильев. - Чебоксары: 2002. - 180 с.

13. Московкина Н.Н. Генетика и наследственные болезни собак и кошек. / Н.Н. Московкина, М.Н. Сотская. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2000. – 448 с.: ил.

14. Семенов А.С. Генетика аномалий и болезней: учебное пособие. / А.С. Семенов, Г.Г. Скрипниченко, Ф.Р. Бакай. – Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2006. – 83 с.

15. Эрнст Л. К. Генетические основы селекции сельскохозяйственных животных / Л. К. Эрнст. – М.: ВИЖ РАСХН, 2004. – 736 с.

Интернет – ресурсы:

http:/www.cnshb.ru (Центральная научная сельскохозяйственная библиотека)

http:/www.bionet.nsc.ru (Институт цитологии и генетики — Сибирское отделение Российской академии наук)

http:/www.celltranspl.ru (научно-информационный и аналитический журнал «Клеточная трансплантология и тканевая инженерия»)

http://www.maik.ru (Генетика)

http://www.medlit.ru/ (Молекулярная генетика, микробиология и вирусология)

http://gene-on-gene.narod.ru (Экологическая генетика)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Болезни с наследственной предрасположенностью | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных