ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основы международно-правового регулирования мирохозяйственных связей1.1. Содержание понятия «международно-правовое регулирование» Многосторонние отношения государств на межправительственном уровне регулируются на основе международного права. Международное право — это особая система юридических норм, регулирующих международные отношения путем установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, в качестве которых выступает государство. Нормооб-разование в международном праве происходит в результате заключения международных договоров и через формирование международных обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах фиксируются, как правило, уже сложившиеся правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев. Система международного права включает: общепризнанные принципы; договорные и обычные правовые нормы; отрасли права; резолюции международных организаций; решения международных судебных органов. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая система упорядочивает поведение участников международных отношений и играет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права. Однородные международно-правовые нормы образуют институты и отрасли международного права. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, касающихся, например, заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций) и т.д. Существуют такие отрасли права, как международное экономическое право, международное морское право, международное воздушное право, международное атомное право, международное космическое право и др. Выделение и развитие отраслей международного права обусловлены объективной необходимостью 16 эффективного правового регулирования определенных комплексов международных отношений и появлением больших групп однородных правовых норм, которые связаны между собой общностью объекта регулирования. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. В международных отношениях не существует каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Единственный способ создания международно-правовых норм — это соглашения субъектов международного права. Явно выраженное соглашение именуется договором и соответственно содержащиеся в них нормы являются договорными. Соглашение, достигнутое молчаливым согласием, называется обычаем, а содержащиеся в нем нормы — обычными. Договоры, заключаемые между субъектами международного права, носят письменную форму и содержат четкие и конкретные формулировки международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными). Все нормы, содержащиеся в них, являются юридически обязательными и их нарушение влечет за собой международно-правовую ответственность. Обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (п. 1 «в» ст. 38 Статут Международного суда ООН). Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий. Решения международных организаций и других объединений, выражающие согласованные позиции государств, являются отправным моментом для образования обычая. Таким образом, правило поведения, признанное государствами в качестве правовой нормы, превращается в международно-правовой обычай. Обычаи (обычные нормы) имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы. Явно выраженные соглашения, не признанные юридически обязательными, включают правила поведения, но не становятся договорными нормами. К ним, в частности, относятся резолюции ООН и других международных организаций. Правила, содержащиеся в таких документах, получили название норм международного «мягкого права». Все такие резолюции включают правила или модель (образец поведения), однако определенной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают только в соответствии с Уставом ООН и лишь в рамках самой организации. По сути они входят в так называемое «внутреннее право ООН» и составляют, помимо Устава ООН, правила процедуры ее органов и другие акты. Резолюции ООН представляют интерес не только для государств—членов ООН, но и для других субъектов международного права. Согласно Ус- 17 [Централь."г наукова Ь\6п\а таву ООН, они носят рекомендательный характер (за исключением резолюций по внутриорганизационным вопросам ООН и бюджетно-финансовым вопросам) и являются нормами международного права. Как показывает практика ООН, государства-члены, хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, однако их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолюции не содержат юридических обязательств, вместе с тем роль многих резолюций Генеральной Ассамблеи выходит за рамки рекомендаций. Формируя правила поведения государств—членов ООН в ее рамках, они могут быть превращены путем соответствующего признания со стороны субъектов международного права, в том числе государств, не являющихся членами ООН, в договорные либо обычные международно-правовые нормы, как многостороннего (универсального), так и регионального (локального) характера. Помимо резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, к нормам «мягкого права» относятся аналогичные акты других межгосударственных организаций (многосторонних и региональных) и международных конференций. В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для Новой Европы от 21 ноября 1990 г. и другие документы ОБСЕ, хотя и не являются юридичес- < ки обязательными, однако государства—члены ОБСЕ придают им обязательную силу, которая носит политический и моральный характер. В то же время ряд положений, содержащихся в названных документах ОБСЕ и других ее актах, приобрели характер обычных норм международного права. В качестве примера можно назвать принцип нерушимости границ, провозглашенный в Заключительном акте 1975 г., который и стал обычной нормой международного права. Региональные нормы могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира. Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов и составляют общее международное право. По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Сложилось общее понимание, что принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., являются императивными нормами общего международного права. Это означает, что государ- 18 ства, выступая на международной арене, должны определять свое поведение в соответствии с императивными нормами общего международного права. Согласно ст. 103 Устава ООН, обязательства государств-членов имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-либо договору. Договоры и обычаи относятся к одному из источников международного права — международным конвенциям. Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, а в их законодательстве содержатся нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. Специальные международные конвенции включают договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Международный обычай создается в результате практики государств, которая путем признания в качестве правовой нормы приобретает характер международно-правовой обычной нормы. Для установления существования обычая используются судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или в другие международные судебные органы, государства, как правило, просят установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство. Односторонние действия и акты государств могут служить доказательством признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, и делегаций на международных конференциях могут служить доказательством международного обычая. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам переговоров. Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение международного обычая продолжает сохраняться. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями. Правовых норм, общих и Для международного и для внутреннего государственного права, не существует. Кодификация международного права, т.е. систематизация международно-правовых норм, осуществляется субъектами международного права; она предполагает приведение в единую систему действующих междуна- 19 родно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договорной форме международных обычаев. Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в процессе кодификации занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Последняя была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. в качестве вспомогательного органа для поощрения развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых Генеральной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. В рамках ООН задачи по кодификации и развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН. Руководящими правилами поведения субъектов международных отношений являются принципы международного права. Принцип международного права — это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права считается строго обязательным. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Они носят характер императивных норм общего международного права, т.е. служат обязательствами, и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению. Одним из принципов международного права служит принцип сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, являющийся основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был закреплен в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Принцип сотрудничества выражается в обязанностях государств сотрудничать друг с другом и с ООН в достижении целей, предусмотренных Уставом ООН (ст. 55). Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение ими норм международного права и Устава ООН. Другой важный принцип — принцип добросовестного выполнения международных обязательств в качестве общепризнанной нормы поведения субъектов международного права — также закреплен в Уставе ООН. В Преамбуле Устава подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, выте- 20
кающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации». Согласно упоминавшейся выше Декларации о принципах международного права 1970 г., каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Принцип добросовестности получил закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т.д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, главным образом разделов «Применение договоров» (ст. 28—30) и «Толкование договоров» (ст. 31—33). Применение положений договора во многом определяется его толкованием. Считается общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным и ни одно государство не может ссылаться на него или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. Международно-правовое регулирование многосторонних и двусторонних экономических отношений относится к международному экономическому праву, которое является отраслью международного права. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (ст. 1). О значении международного экономического сотрудничества и его правового регулирования во всей международной деятельности свидетельствует, в частности, о том, что подавляющая часть всех заключаемых международных договоров и всех существующих международных организаций относятся к экономическим отношениям государств. Международное экономическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим отношениям относятся коммерческие отношения в сферах: производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и др. Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и в международном праве. 21 Государства вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической, гражданско-правовой, коммерческой деятельности. Международной фун-циональной правосубъектностью наделяются межгосударственные экономические и иные организации на основании их учредительных документов. Это относится к различным торгово-экономическим объединениям государств: зонам свободной торговли, таможенным союзам, экономическим союзам, преференциальным системам. Характерным для системы международного экономического права является наличие большого числа рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью этих норм считается их императивность. Они не просто рекомендуют, но дают правомерность таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на своей сессии в 1964 г. приняла Женевские принципы, в которых содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам, в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, преференциальных таможенных льгот, которые были бы неправомерными при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы. В современных условиях международное регулирование экономических отношений осуществляется на основе: (1) международных договоров; (2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций; (3) решений межгосударственных экономических конференций; (4) международных обычаев. Решения (рекомендации, постановления) международных организаций по вопросам экономического сотрудничества принимаются органами ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу. Вопрос о юридической силе рекомендаций определяется уставами организаций как нормы не обязательного, а рекомендательного характера. В то же время подобные резолюции-рекомендации нередко становятся действенным регулятором межгосударственных отношений. Государства, не заключая международно-правовых договоров, применяют в отношениях друг с другом именно те правила, что были рекомендованы в резолюции межправительственной организации. Таким образом, не будучи источниками международного публичного права в строгом смысле, эти резолюции включаются в правоприменительную практику. К резолюциям-рекомендациям такого рода обычно относят: во-первых, декларации, устанавливающие новые правила (декларации Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на установление нового международного экономического порядка); во-вторых, программы развития определенной сферы сотрудничества государств, например, программы структурной адаптации экономики от- 22 дельных государств, принимаемые в группе Всемирного банка (ВБ) и Международном валютном фонде (МВФ); в-третьих, кодексы поведения государств в области специального международно-правового регулирования (кодекс поведения государств в области передачи высоких технологий, выработанный в ЮНКТАД, и др.). Резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов, обычно именуются декларациями. В этих документах формулируются общие принципы и цели будущего поведения участников межгосударственных отношений. Для того чтобы эти правовые акты начали «работать», необходима их конкретизация в других международно-правовых актах. К резолюциям такого рода относится, например, Декларация об установлении нового международного экономического порядка от 1 мая 1974 г. Впоследствии эта декларация получила развитие во многих многосторонних и двусторонних договорах, а также в решениях международных организаций. Таким образом, резолюции-рекомендации типа деклараций являются важными программными документами, но не имеют юридически обязательного характера. Принципы и правила поведения, заявленные в них, могут войти в международное публичное право традиционным путем — через имплантацию в договорную или обычно-правовую норму. В отличие от резолюций-рекомендаций типа деклараций программы структурной адаптации, разрабатываемые в рамках ВБ — МВФ, содержат достаточно конкретные правила поведения государств-членов и нацелены на немедленное регулирование очерченного круга международных отношений. В него включаются: а) вопросы формирования финансовой политики государства—члена МВФ и б) принятие и выполнение программ структурной перестройки национальной экономики государства— члена ВБ. Подобная практика выработки рекомендуемых правил установлением жесткого контроля за их соблюдением используется в ВТО. В данном случае резолюция-рекомендация выступает и как норма прямого действия, регулирующая поведение государств-членов. За невыполнение подобной рекомендации на государство может быть наложено бремя международно-правового принуждения. Практика ВБ, МВФ и ВТО свидетельствует, что эти организации рассматривают свои решения как рекомендательные, поддающиеся упрощенной процедуре пересмотра. В каждом конкретном случае санкция применяете^ к государству-члену не за невыполнение требований рекомендаций, а за невыполнение обязательств по уставу в целом. Межправительственные организации системы ООН практикуют принятие в форме рекомендаций целых сводов правил поведения государств-членов в конкретных сферах межгосударственного сотрудничества. Эти своды правил известны под названием кодексов поведения. В качестве примера можно назвать кодекс поведения государств в сфере передачи высоких технологий (ЮНКТАД), кодекс поведения в сфере ограничительной дело- 23 вой практики (ЮНКТАД), проект кодекса поведения транснациональных корпораций (ЭКОСОС). Для кодексов поведения характерно, что они представляют собой свод конкретных правил, направленных на регулирование определенного круга отношений. В этом смысле они являются нормами прямого действия. Так, кодекс передачи технологий предусматривает передачу достижений науки и техники из развитых в развивающиеся страны через определенный порядок оформления лицензий и их продажи, а также через заключение договоров передачи новейших технологий производства и секретов типа ноу-хау. В то же время, являясь достаточно конкретными правилами поведения, кодексы не получают оформления в виде юридически обязательных международно-правовых актов. Они остаются документами рекомендательного характера, т.е. соответствуют основным характеристикам резолюций-рекомендаций международных организаций. Формально МВФ в области валютных курсов дает государствам лишь рекомендации. Но, как правило, эти рекомендации неукоснительно соблюдаются государствами-членами. В свою очередь, Фонд контролирует их соблюдение при помощи особой системы надзора за политикой государств-членов в области валютно-финансовых вопросов. Так, государство-член представляет развернутую информацию о своем финансово-экономическом положении, и на ее основе Фонд дает рекомендации этому государству о дальнейших шагах в области развития валютно-финансовой системы. Рекомендации обычно содержат меры по регулированию экономики на макро- и микроуровне, обеспечению свободы торговли и социальной защиты населения. Следует отметить, что подобные рекомендации запрашивают (на возмездной основе) и выполняют и те государства, которые не являются членами МВФ. Например, Швейцария не участвует в Фонде, но пользуется его рекомендациями в вопросах валютных отношений. В том случае, если государство-член не придерживается рекомендуемых мер, исполнительный орган через три месяца после проведенных консультаций делает официальное заключение и выставляет его как вопрос для дискуссии, проводимой среди государств—членов МВФ. Дискуссия длится четыре месяца, а затем директор-распорядитель может поставить перед директоратом вопрос о публикации отчета о финансово-экономическом положении страны. При определении, что государство-член имеет нарушения по уставным обязательствам МВФ, к такому государству могут быть применены санкции межправительственной организации, выражающиеся, например, в замораживании кредитов. Применение рекомендательных норм в МВФ обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, предмет правового регулирования — международные экономические отношения — требует особых методов правового воздействия. Юридически обязательное решение, как правило, должно соблюдаться при любых обстоятельствах, в том числе и тогда, когда неверно по существу и не соответствует реалиям экономического развития; 24 во-вторых, процесс выработки рекомендаций Фонда предполагает тесное сотрудничество международной организации и государства-члена путем неформальных консультаций; в-третьих, регулирование экономики требует оперативного изменения нормативной базы, принятие обязательного решения обычно затруднено процедурными институтами. В последнее десятилетие ВБ — МВФ в обязательных нормах юридически закрепляют стратегию развития международной валютно-финансовой системы, в то время как тактика развития национальных экономических систем регулируется рекомендательными нормами. При этом режим жесткого контроля за соблюдением обязательств государств-членов гарантирует практически полное выполнение принципов и правил как обязательного, так и рекомендательного характера. Резолюции-рекомендации межправительственных организаций системы ООН, формулирующие новые правила поведения государств-членов, выполняют двоякую роль: во-первых, они могут выступать в качестве стадии в правотворческом процессе, ведущем к оформлению нормы международного публичного права, и, во-вторых, они являются регулятором межгосударственных отношений, оставаясь при этом рекомендательными, а не обязательными нормами. На современном этапе развития международного сообщества резолюции-рекомендации формализованы как международно-правовой источник в иной, чем международное публичное право, системе — праве международных организаций. Резолюции входят в источники права международных организаций согласно уставам последних; об этом же говорится в ст. 2 и ст. 6 Венской конвенции о праве договоров с участием международных организаций 1986 г. (внутренние правила международных организаций). При этом следует отметить, что в уставах межправительственных организаций системы ООН речь идет о возможности выражать волю организации в форме резолюций. Порядок принятия этих резолюций оговаривается в правилах процедуры и регламентах работы органов международного учреждения. Практика межправительственных организаций системы ООН свидетельствует о том, что в резолюциях международных организаций могут содержаться нормы как обязательного, так рекомендательного характера. Рекомендательные нормы резолюций обычно касаются тех обязательств, которые обращены к государствам-членам или другим международным организациям; в то же время обязательные нормы в этих резолюциях направлены на органы международного учреждения. Так, в резолюциях о применении санкций к государствам-членам нормы о мерах принуждения лишь рекомендуются к применению, ибо они обращены к государствам-членам или иным международным организациям. В то же время в этих резолюциях есть нормы обязательного характера — о контроле за выполнением резолюций; реализация этих норм возлагается на секретариаты международных организаций. Таким образом, резолюции-рекомендации являются источником пра- 25 ва международных организаций, которому в отличие от международного публичного права известно деление источников на рекомендательные и обязательные (твердые и мягкие)1. Решения межгосударственных экономических конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г. «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; раздел «Экономическое сотрудничество» Парижской хартии для Новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках ОБСЕ в 1990 г. Международный обычай играет ограниченную роль в области регулирования международных экономических отношений. ____________________________________________________________. 1.2. Международные организации: порядок образования, организационная структура Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Система международных организаций насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 — межправительственные. В центре этой системы находится ООН. В системе международных организаций для координации деятельности создаются совместные органы, координационные комитеты и пр. Международная организация объединяет членов из разных стран. Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев. (1) По характеру членства и юридической природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при уважении их суверенитета и яв- 1 Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. — М.: Дело, 1998, с. 100—109. 26 ляется субъектом международного права. Неправительственная международная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей. (2) По кругу участников межгосударственные организации подразделя (3) По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на (4) По характеру полномочий международные организации делятся на (5) По условиям участия в членстве международные организации де Порядок образования международных организаций. Международная межгосударственная организация создается на основе согласованного волеизъявления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей международной организации. Порядок образования международной межправительственной организации предполагает: (1) принятие учредительного документа; (2) формирование структуры организации; (3) созыв главного органа, с которого начинается функционирование организации. Наиболее распространенный способ образования межгосударственной организации — заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который является учредительным документом организации. Название учредительного документа может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ); Конвенция (ВОИС); Статут (Лига наций). Дата вступления в силу учреди- 27 тельного документа считается датой создания организации. Образование международной организации в форме принятия решения другой международной организацией осуществляется путем согласованного волеизъявления государств через голосование за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Такую форму использует ООН, в частности, при создании автономных организаций со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНКТАД — 1964 г., ПРООН — 1965 г.). Для формирования структуры международной организации используются специальные подготовительные органы, учреждаемые на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации, либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяется состав органа, его компетенция и функции. Деятельность подготовительного органа направлена на разработку проектов правил процедуры будущих органов организации, создание штаб-квартиры, составление повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся к вопросам повестки дня. Такова практика образования ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают формирование организационной структуры организации. Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами. Иногда могут быть аккредитованы миссии постоянных наблюдателей (ООН, ОАГ). Прекращение существования организации происходит также путем согласованного волеизъявления государств-членов — путем подписания протокола о роспуске (Варшавский договор — протокол о роспуске от 1 июля 1991 г.; СЭВ — протокол о расформировании организации от 28 июня 1991 г.). Правовая природа международных организаций определяется наличием общих целей, принципов, компетенции и интересов государств-членов, имеющих договорную основу. Государства-члены обязаны добросовестно соблюдать взятые на себя по уставу организации обязательства и следовать установленным принципам. Государства, оставаясь основными субъектами международного права, наделяют определенной право- и дееспособностью организации, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права. Этим в лице международных организаций создается новый субъект международного права. Международные организации наделяются договорной правоспособностью, т.е. правом заключать договоры (соглашения) в рамках своей компетенции. Компетенция международной организации определяется в ее учредительном документе и рассматривается как объект или сфера ее деятельности. В рамках своей компетенции международная организация наделяется полномочиями для выполнения возложенных на нее целей и задач. Финансовые средства международной организации складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах. 28 Органы международной организации образуют ее организационную структуру. Они создаются на основе учредительного документа международной организации и наделяются соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру и определенный состав; устанавливается порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закрепляется его правовой статус. Компетенция органов не может быть изменена без согласия государств-членов. Межправительственные органы состоят из представителей государств-членов, которым предоставляются полномочия действовать от имени правительств. Межпарламентские органы, создаваемые главным образом в региональных организациях, состоят из участников либо избираемых населением стран-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Парламентские органы обычно ограничиваются принятием рекомендаций. Административные органы состоят из должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Арбитражные, судебные органы и комитеты экспертов состоят из лиц в личном качестве — специалистов, обладающих наделенными полномочиями. Пленарные органы состоят из представителей всех государств-членов. Они, как правило, определяют общую политику организации и ее принципы; принимают проекты конвенций и рекомендаций; решают бюджетные и финансовые вопросы; пересматривают устав и вносимые в него поправки; занимаются вопросами, связанными с членством в организации: прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др. Органы с ограниченным членством создаются обычно в специализированных учреждениях ООН (МОТ, ММО, ИКАО). Они укомплектовываются таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не нескольких групп. Органы в международных организациях по функциям делятся на главные и вспомогательные; по периодичности заседаний — на постоянные и сессионные. Органы в международных организациях наделяются правом принимать решения. Инициатива относительно принятия того или иного решения исходит от одного государства или от групп государств; от органов или должностных лиц. Инициатива решения рассматривается соответствующим вспомогательным органом, который подготавливает проект решения и обсуждает его в главных либо во вспомогательных органах. Затем решение вносится в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии; дополнительные пункты вносятся за 30 дней; новые срочные пункты — менее чем за 30 дней или во время очередной сессии; после внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий и комитетов. После этого вопрос снова представляется на рассмотрение полномочного органа. Например, 29 по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окончательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета. Решающим для принятия решения является голосование. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство — только присутствующих и голосующих «за» или «против». В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов. В практике деятельности международных организаций все большее распространение в современных условиях получила процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств—членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом. 1.3. Механизм международно-правового регулирования мирохозяйственных связей • Две самостоятельные системы права — международная и государственная — тесно между собой связаны. Международное право, с одной стороны, влияет на национальное законодательство, с другой — учитывает нормы национально-правовых систем. Нормы международного права создают права и обязанности для его субъектов, т.е. государств. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на государственном уровне (имплементацию), осуществляются меры по включению международно-правовых норм в национальные законы и правила (трансформация) или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы. Субъекты международного права не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения международных обязательств. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств установлено, что в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., международное право является частью национальной правовой системы России (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), а его положения имеют преимущественную силу в случае расхождения с национальными законами. 30 До второй мировой войны универсальное многостороннее регулирование международных экономических отношений не имело серьезного распространения. Было лишь незначительное число многосторонних конвенций по экономическим вопросам, а в уставах международных организаций, и в первую очередь Лиги наций, даже не были разработаны вопросы компетенции организаций в сфере экономики. (Объективная необходимость в международав-иравовом регулировании мирохозяйственных связей обусловлена следующими обстоятельствами: • глобализацией мировой экономики: усилением взаимосвязи и взаи • возрастанием инвестиционных потоков и транснационализацией про • ростом международных потоков товаров и услуг. Толчком к интерна • несогласованность национальных законодательств разных стран неиз • достижение валютно-финансовой стабильности, способной обеспе • правовая основа и методы выработки и принятая управленческих реше /• внутригосударственное методы вмешательства и регулирования экономики, отличавшиеся большим разнообразием по странам, объективно требовали выработки единых подходов и для разработки стратегий развития, 31 в особенности в развивающихся странах, что способствовало развитию региональной экономической интеграции; • получившее развитие межотраслевое экономическое сотрудничество • огромная разница в социально-экономических условиях жизни лю Основы решения проблем международного экономического и социального сотрудничества были заложены в Уставе ООН. В ст. 55 Устава говорится: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует: a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и услови b) разрешению международных проблем в области экономической, c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных сво В статье 56 сказано, что «все члены организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55». Механизм воздействия международных организаций на межгосударственное регулирование строится на основе существующей международной правовой системы и ее подсистем. Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью норм международного права государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях их взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и взаимодействие. Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения. В международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное публичное, международное право и право международных организаций являются подсистемами (нормативный компонент) глобальной международной системы права. Все три международно-правовые системы, регулирующие многообразные международные отношения, тесно связаны и взаимодействуют с национальными правовыми системами. 32 Международные обязательства могут вытекать из норм права международных организаций. Так, уставы многих международных организаций содержат положения об иммунитете. Дальнейшее развитие эти нормы получают во внутренних правилах таких организаций. Соответственно национальное законодательство ряда стран восприняло положения этих правил об иммунитете международных организаций: в странах-членах ЕС такие положения введены на основе конвенции об иммунитете международных организаций. Введение в национальное законодательство положений об иммунитетах государств имеет принципиальное значение. Такой порядок был закреплен в национальном законодательстве США (1976 г.), Великобритании (1978 г.). Учредители ООН ставили перед собой задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула Устава ООН). Межправительственные организации ООН влияют на развитие международно-правовых систем путем участия в разработке правовых норм и наблюдения за их применением. Участие в разработке правовых норм осуществляется при: выработке проектов международных конвенций; заключении международных договоров; принятии решений, устанавливающих определенные правовые нормы; выработке рекомендаций для участников международных отношений. При выработке нормативных документов международная организация обязана действовать исключительно в рамках полномочий, которыми она обладает согласно международному праву. Каждая организация имеет право на нормотворческую деятельность при особых условиях в специально только ей присущих видах и формах и лишь в соответствии с целями и задачами, определенными ее уставом. Согласно правилам межправительственных организаций системы ООН, их правотворческая компетенция должна базироваться на положениях их учредительных документов (уставов) и может реализоваться лишь в соответствии с процессуальными требованиями, выработанными в этих организациях (уставы и правила процедуры). Как отмечалось, межправительственные организации, так же как и государства, признаются субъектами международного публичного права. Взаимодействие государств и международных организаций приводит к изменению их правового статуса. Взаимовлияние государств и межправительственных организаций обычно рассматривается с точки зрения соотношения компетенций государства и международной организации по поводу передачи части компетенций государством международной организации или совместного осуществления определенных функций. Правосубъектность межправительственной организации зависит от согласованного волеизъявления государств-членов; таким же образом определяются ее цели, компетенция, полномочия, характер принимаемых решений, структура органов и пр. При создании международной организации государства выступают в качестве суверенных и равноправных образований как стороны международного дого- 33 вора об учреждении международной организации. Процесс взаимодействия государств носит при этом согласованный и координирующий характер. С принятием устава международная организация становится субъектом международного права, имеющим свои полномочия, свои цели и принципы; это позволяет ей осуществлять деятельность, направленную на реализацию поставленных целей. Международные организации, как правило, придерживаются принципа суверенного равенства государств-членов, о чем свидетельствуют положение о представительстве — одно государство — один голос, а также право добровольного выхода из организации. Фактически государства передают отдельным международным организациям полномочия принимать обязательные решения или действовать в определенных сферах, лишив себя тем самым в указанных областях свободы действий. Таким образом, государства на добровольной основе ограничивают свой суверенитет, передавая определенные полномочия международной организации. Это означает, что государства теряют право предпринимать действия, входящие в компетенцию международной организации, и обязаны подчиняться ее решениям в соответствии с полномочиями организации. В современных условиях сложились три типа международных организаций по соотношению объема компетенций, перераспределяемых между государством и международной организацией: (1) межправительственные организации, осуществляющие координационные функции; (2) международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции; (3) полностью наднациональные организации. (1) В межправительственных организациях, осуществляющих коор (2) В международных организациях, выполняющих отдельные над жестко ограничивалась компетенция государств-членов в области валютно-финансовой политики, в частности: • государство-член лишалось права самостоятельно вводить валютные • государство-член обязывается представлять Фонду по его требованию Аналогичные статьи содержались и в Уставе МБРР. В первые десятилетия деятельности МВФ и МБРР строго контролировали соблюдение данных полномочий. Впоследствии в практике этих организаций произошли изменения, которые нашли отражение в их уставах. В частности, государства-члены получили право изменения курса своей валюты без согласия МВФ и МБРР. Санкции за нарушение условий пользователя специальными кредитными полномочиями, предусмотренные, в частности, Уставом МВФ (ст. 29 сек. 2), выражающиеся в приостановлении права голоса и права получения помощи, представляют собой частичное ограничение участия государств в деятельности МВФ. В Уставе МБРР установлено, что во время приостановления членства государство не может пользоваться правами, вытекающими из членства..., включая право выхода, но остается субъектом всех обязанностей перед организацией (ст. 6, сек 2). Аналогичные статьи содержатся в уставах МФК (ст. 5, сек 2) и MAP (ст. 7 сек 2). Участие в МБРР и МВФ позволило многим государствам-членам гармонизировать свои национальные финансовые системы, стабилизировать рынки финансов, снять многие барьеры в области международного экономического сотрудничества^ (3) Особенностями наднациональной организации являются: • право международной организации на вмешательство в вопросы, от • полномочия организации на создание в целях регулирования этих • возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их • право организации своими решениями обязывать и управомочивать Международной организацией наднационального типа является Европей-й Союз (ЕС), который в лице своих главных органов — Европейского Совета, Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской ко- миссии уполномочен создавать правила-регламенты и директивы, обязательные для стран-членов. Кроме того в состав ЕС входит такой орган, как Европейский суд, который контролирует соблюдение регламентов и директив и обладает полномочиями на принуждение государств-членов к их исполнению. Сложный международный межгосударственный механизм, на основе которого развиваются мирохозяйственные связи, определяет в современных условиях торгово-политические режимы подавляющего большинства стран мира. Примером взаимодействия международной организации и правительств государств-членов может служить Всемирная торговая организация — ВТО. Правительства стран-членов берут на себя определенные обязательства по соблюдению установленных ВТО принципов международной торговли и одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей конкретные условия и обязательства, которые они обязаны соблюдать в практической деятельности на мировом рынке. ВТО представляет собой многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Положение соглашений, образующих правовую базу ВТО, фактически кодифицируют мировую коммерческую практику, опирающуюся на сложную систему многосторонних отношений, конвенций, решений, выработанных на основе национальных законодательств крупнейших стран мира. ВТО — это своеобразный синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных торгово-экономических отношений. Из 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50 — это ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994) и правовые документы, развивающие или интерпретирующие статьи ГАТТ. ВТО — более жесткое по характеру создаваемых обязательств, чем ГАТТ. Страны, находящиеся вне системы международных правил, определяемых ВТО, не могут участвовать на полных правах в развитии мировой торговой системы и, в частности, в новых многосторонних переговорах по ее развитию. Направление и содержание работы органов ВТО определяются с учетом торговой политики стран-членов, которая вырабатывается правительствами стран на основе рекомендаций союзов предпринимателей и мнений частных фирм, потребителей и других групп населения. В соответствии с Соглашением о создании ВТО любая страна может присоединиться к нему и к действующим в его рамках правовым документам на условиях, «которые должны быть согласованы между вступающим государством и ВТО». При этом Соглашение требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, которые уже взяли на себя страны-учредители, и «каждый член организации должен обеспечить соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам», взятым по соглашениям, входящим в ВТО. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за 50 лет существования ГАТТ/ВТО, длительна, сложна и включает ряд этапов. На первом этапе специальные рабочие группы изучают торгово-политический режим и эко- 36 номическое положение присоединяющейся страны. Затем начинаются консультации и переговоры об условиях ее членства в ВТО. Консультации и переговоры проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами — членами ВТО. Обсуждаются уступки, которые присоединяющаяся страна предоставит членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также сроки принятия ею обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. После присоединения страна получает права, которыми обладают другие члены ВТО, в связи с чем прекращается дискриминация ее товаров и услуг на внешних рынках. Результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условиях присоединения к ВТО оформляются документами, важнейшими из которых являются: доклад Рабочей группы, включающий пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров; протокол о присоединении; список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства; список специфических обязательств по доступу на рынок услуг. 1.4. Значение многостороннего регулирования мирохозяйственных связей в современных условиях Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|