Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет, задачи и методы демографии




ДЕМОГРАФИЯ

 

Учебник для вузов

2-е изд., исправленное

 

 

Москва

NOTA BENE

 

ББК 60.7

Б 82

Борисов В. А.

 

Б 82 Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.

 

 

ISBN 5-8188-0016-4

 

Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной науки — демографии, определяется ее связь с вопросами социологии, политики, экономики в общем развитии государств.

 

 

ББК 60.7

ISBN 5-8188-0016-4 © В.А. Борисов, 1999

© Издательский дом NOTA BENE, 1999,2001

Памяти выдающихся ученых и выдающихся людей

Бориса Цезаревича Урланиса и Михаила Яковлевича Сонина посвящаю этот труд.

 

Введение

Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства на­ших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Расширяется преподавание демографии на социологических, юридиче­ских и других гуманитарных факультетах университетов (правда, по-преж­нему в стране нет ни одного учебного заведения, готовящего специали­стов-демографов).

Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседани­ях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уро­вень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных засе­даниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процесса­ми. Именно общественного, а не только государственного.

В первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, без преу­величения можно сказать, демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается прежде всего в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечест­венной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжите­льности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г. насе­ление России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. За прошедшие с 1992 г. шесть лет оно сократилось почти на 2 млн. человек, или на 1,3%, что может показаться небольшой цифрой. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в некоторой мере компенсировалась миг­рационным притоком населения из-за рубежа. За счет же естественной убыли, т.е. превышения числа умерших над числом родившихся, страна уменьшилась за указанный период на самом деле на 4,2 млн. человек.

Это не полный перечень демографических проблем нашей страны, но, думается, и названных цифр достаточно, чтобы оценить характер ситуа­ции.

Необходимы какие-то меры для исправления положения, какие-то программы... Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разра­батывать? На что они должны быть нацелены? До сих пор во всех странах, имеющих сходную с нашей демографическую ситуацию и пытающихся как-то ее исправить, применяются в основном меры материальной поддер­жки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельст­вует история, эффективность этих мер невелика. Необходимы более глубо­кие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий. Для этого необхо­дима специальная семейная политика, широкомасштабные программы ку­льтурного, а не только экономического порядка. Для разработки же подоб­ных программ необходимы усилия многих ученых, представителей различных наук, в первую очередь гуманитарных (но не только их). Одним демографам такая работа не под силу.

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процес­сы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К при­меру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Коле­бания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соот­ветствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т. п.

Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услу­ги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics). Эта ветвь демографии изучает состав потенциа­льных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изменений на состояние потребительского рынка. Таким образом, некоторый уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами. Способствовать такому образованию и при­звано настоящее пособие.

Хотя учебник ориентирован в первую очередь на студентов гуманитарных факультетов, он может оказаться полезным и всем интересующимся демографическими аспектами нашей жизни. Цель его — ознакомить чита­теля с основными понятиями, показателями и методами анализа демогра­фических процессов, научить видеть действительное состояние и направ­ление демографических тенденций в стране и в мире, научить понимать демографические проблемы своей страны, оценивать их остроту и вероят­ные перспективы и возможные социальные последствия. В соответствии с такой адресностью учебника главное внимание в нем уделяется методам анализа статистических показателей, а не способам их конструирования, методам анализа демографической информации, а не способам ее сбора. Вместе с тем, поскольку статистика является фундаментом демографиче­ских знаний, без изучения элементарных понятий и методов демографиче­ской статистики в настоящем учебнике не обойтись.

Остается добавить, что никакой учебник не может заменить чтение научной литературы. В нашей стране появилось немало интересных, живо написанных, дискуссионных книг и журнальных статей, посвященных демографии, ознакомление с которыми может значительно облегчить понимание материалов учебника, а иногда и заменить его. В конце книги приво­дится список подобной литературы.

 

Тема 1

Предмет, задачи и методы демографии

 

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — на­род — и «графо» — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание бук­вально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных