Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторический пролог




КНИГА ИОВА

Как обычно мы опускаем рассуждение о времени ее написания и об авторстве. Святитель Иоанн Златоуст считал ее принадлежащей Соломону, или даже Моисею. Следует заметить, что бытовые реалии, которые в этой книге описываются, вполне могут быть отнесены к истории патриархальной, – ко временам самого начала второго тысячелетия до Рождества Христова. Особенности языка, стиля этой книги, близость ее по многим выражениям к Псалтири скорее свидетельствуют о том, что окончательный вид свой она получила во временна расцвета Израильского царства, то есть во времена Соломона, в те времена, когда появились на свет и другие произведения учительной литературы. Одно другому не мешает, поскольку древнее предание могло получить свою окончательную форму гораздо позже. В других книгах Священного Писания об Иове говорится как о вполне реальном историческом лице (Иез14:14, Иак.5:11).

 

Исторический пролог

Первые две главы представляют собой введение или исторический пролог. Все начинается с того, что был некий благочестивый человек в земле Уц. О том, где эта земля находится, есть много разных соображений – одно из самых распространенных, что это северо-западная часть Аравии на границе с Идумеей. В приписке, которая есть в тексте Септуагинты, говориться, что Иов был потомок Исава, пятый от Авраама. Это одно из наиболее древних преданий, которое не возможно ни опровергнуть, ни подтвердить.

И вот описывается этот Иов, который необычайно богат и весьма благочестив. Далее следует сцена, когда как сказано в Писании: «пришли сыны Божии предстать пред Господа, между ними пришел и сатана» (Иов.1:6),– картина довольно своеобразная по своему «натурализму», но она имеет, конечно, свое толкование.

Это описание ясно свидетельствует нам, что, несмотря на то, что сатана отпал от Бога, и больше не стоит в ряду других ангелов, но, тем не менее, будучи злым ангелом и служебным духом, всё равно, так или иначе, участвует в промыслительном действии Божием, хотя и против своей воли. Сатана (или диавол, т.е. клеветник) начинает клеветать на Иова, говоря о том, что этот праведник не бескорыстен; что, конечно, хорошо быть благочестивым, когда Бог о нем так заботится, когда у него все есть, когда он огражден со всех сторон этим попечительством. Вот если бы отнять у него все, то тогда мы бы посмотрели: действительно ли он такой праведный, как о нем все говорят?

Обратите внимание: сатана не имеет власти. Разве он не растерзал бы Иова, имей он ее? Но он говорит Богу: «Простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (Иов 1:11). И вот сатане дается позволение поразить все, что есть у Иова, только самого Иова не трогать.

Свт. Григорий Двоеслов говорит по этому поводу: «Удивительно, что он не присваивает себе права поражать, и это тот, кто никогда не упускает случая гордиться своей гордыней перед Творцом всяческих. Диавол знает, что сам по себе он не способен ни на что и даже не существует сам по себе как дух. … Надо знать, что воля сатаны всегда зла, но могущество его не вне закона. Потому что волю он имеет от самого себя, власть же – от Бога. То, что он хочет сделать по злобе, то Бог позволяет ему исполнить по правосудию. … Не следует бояться того, кто ничего не может делать без разрешения. Надо только трепетать перед той силой, которая, разрешая врагу буйствовать, заставляет неправую волю служить исполнению правых предопределений»[1].

Наступает день, когда к Иову приходят подряд четыре вестника, которые говорят, что все стада его уничтожены, всех верблюдов его увели, что рухнул дом, в котором находились его дети – все дети погибли. Тогда встал Иов, поклонился Богу и сказал: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! И во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1:20-22).

Затем происходит следующее: диавол опять начинает говорить, о том, что хотя ничего не получилось, однако за жизнь свою человек отдаст все, что угодно, вплоть до того, что отречётся от Бога: «простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел /вне селения/» (Иов.2.5-8). Вот картина. Мало того, что это неизлечимая болезнь – это еще болезнь, которая всегда считалась нечистой. Иов, мало того, что лишился всего, – покрыт проказою, его тело начинает разлагаться. И вот он сидит вне селения, скребет себя черепком, в кратчайший срок потеря все: уважение, славу, богатство.

Вообще говоря, эти первые две главы, если посмотреть на них глазами неверующего, выглядят довольно странно. Ну как это так? Да будет мне прощено такое выражение, такая сценка из жизни заключенных: двое играют на вещи третьего, один выиграл и у того эти вещи отняли, – то есть у того, который к этому спору вообще никакого отношения не имел. Ну, хорошо, поспорил Бог с диаволом, – я это грубо толкую, я сам так не думаю, – но действительно, чем Иов виноват? Почему нужно было на нем все это испытывать? На этот вопрос я сейчас отвечать сейчас не буду, я пока его только поставлю.

Искушение продолжается. «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов.2:9). Вот интересно, смотрите: дома нет, семьи нет, и скот уничтожен, а жену диавол оставил. Как видим, он не слишком разнообразен в своих приемах. Но Иов не уподобился Адаму и сказал: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов.2:10). Однако, обратите внимание: «злого не будем принимать», – для Иова зло, которое на него обрушилось – от Бога, для Иова нет третьей стороны, он не видит ее, для него есть Бог и он. В этой связи ситуация для него выглядит довольно странно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных