Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ




В. М. ВОЛКОВ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСАДКИ И

ПОЛЯ ДОПУСКОВ

ОМСК 2006
Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

_______________________________

 

 

В. М. Волков

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСАДКИ И

ПОЛЯ ДОПУСКОВ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний к выполнению задания по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Методы и средства измерений, испытаний и контроля» и «Взаимозаменяемость»

 

 

Омск 2006

УДК 621.713.1 (075)

ББК 34.417.2я7

В67

 

Рекомендуемые посадки и поля допусков: Методические указания к выполнению задания по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Методы и средства измерений, испытаний и контроля» и «Взаимозаменяемость» / В. М. Волков; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006. 20 с.

 

В методических указания приведены краткие теоретические сведения о допусках и посадках, стандартные термины и определения, применяемые в дисциплинах «Метрология, стандартизация и сертификация», «Методы и средства измерений, испытаний и контроля», «Взаимозаменяемость», изложена методика расчета допусков, предельных отклонений, зазоров и натягов, даны конкретные примеры построения полей допусков одного сопряжения и расчет зазора (натяга).

Методические указания предназначены для студентов второго курса очного и третьего курса заочного обучения.

 

Библиогр.: 3 назв. Табл. 4. Рис. 6.

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В. А. Николаев;

канд. техн. наук, директор опытного завода

«Транспорт» В. В. Молчанов.

 

 

_____________________________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2006

 

 
 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………… 1. Краткие теоретические сведения…………………………………………… 2. Порядок выполнения задания………………………………………………. 3. Отчет по заданию…………………………………………………………….. 4. Контрольные вопросы………………………………………………………. Библиографический список…………………………………………………… Приложение 1. Значения допусков……………………………………………. Приложение 2. Значения основных отклонений вала………………………… Приложение 3. Значения основных отклонений отверстий………………….. Приложение 4. Рекомендуемые посадки в системе отверстия… … ………...  

 

 

       
   
 
 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Система допусков и посадок для гладких цилиндрических деталей является составной частью более широкого комплекса основных норм взаимозаменяемости, охватывающих кроме гладких соединений номинальные размеры, геометрические параметры, допуски и посадки для резьбовых, шпоночных, шлицевых, гладких конических соединений, для зубчатых и червячных передач, подшипников качения, а также допуски формы, расположения и шероховатость поверхностей. Особое значение системы допусков и посадок в этом комплексе определяется тем, что она является основополагающей для систем допусков и посадок других видов соединений.

Система допусков и посадок гладких элементов разработана на базе международной системы допусков и посадок ISO, которой соответствуют закономерности построения системы, числовые значения допусков и предельных отклонений, условные обозначения. Каждое поле допуска представляется сочетанием двух независимых характеристик: числового значения допуска и его положения относительно номинального размера (при графическом изображении - относительно нулевой линии). Независимые друг от друга ряды допусков и ряды основных отклонений, определяющих положение полей допусков относительно нулевой линии, составляют главное содержание системы ISO. Поля допусков и посадки являются в этой системе производными от допусков и основных отклонений.

Данные методические указания предназначены для получения студентами практических навыков определения допусков, предельных отклонений и построения полей допусков.

 

1. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемые детали и поверхности, по которым детали соединяются, называются сопрягаемыми. В соединении двух деталей, входящих одна в другую, имеются охватывающие и охватываемые поверхности [1].

Отверстие – термин, применяемый для обозначения внутренних (ох-ватывающих) поверхностей 1 (рис. 1).

 

Рис. 1

 

Вал – термин, применяемый для обозначения наружных (охватываемых) поверхностей или элементов детали.

Термины отверстия и вала применимы не только к цилиндрическим деталям круглого сечения, но и к элементам деталей другой формы, например к шпонкам и шпоночным пазам. Размеры, относящиеся к валам, показаны на рис. 2, а - д, к отверстиям - на рис. 2, е - и.

Рис. 2

Номинальный размер – величина, относительно которой определяются предельные размеры; номинальный размер служит началом отсчета отклонений. Этому размеру соответствует нулевая линия при графическом изображении допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладывают от нее вверх, а отрицательные – вниз.

Действительный размер – размер, полученный измерением с допустимой погрешностью.

Предельные размеры – два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.

Наибольший предельный размер (Dmax, dmax) – больший из двух предельных, а наименьший предельный (Dmin, dmin) – меньший.

Верхнее предельное отклонение (ES, es) – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами [2].

Нижнее предельное отклонение (EI, ei) – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Допуск (TD, Td) – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним предельными отклонениями. Допуск удобно представлять графически в виде поля допуска (рис. 3).

 

Рис. 3

 

Поле допуска – поле, ограниченное верхним и нижним предельными отклонениями. Поле допуска определяется значением допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

Квалитет – совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров.

В Единой системе допусков и посадок (ЕСДП) применяются две системы: отверстия и вала.

В системе отверстия для одного номинального размера величина отверстия остается неизменной для любой посадки, а характер ее определяется изменением размера вала, отверстие в этом случае считается основным и поле допуска для любой посадки располагается точно на нулевой линии, т. е. нижнее отклонение EI равно нулю, а верхнее – значению допуска: ES = TD (рис. 4). Поле допуска основного отверстия обозначается буквой Н с цифрой, соответствующей порядковому номеру квалитета.

 

Рис. 4

 

В системе вала размер вала остается неизменным для любой посадки в одном номинальном размере. Вал считается основной деталью, его поле допуска обозначается буквой h с цифрой, соответствующей квалитету. Поле допуска вала располагается под нулевой линией, верхнее отклонение равно нулю (es = 0), а нижнее ei – допуску, взятому с отрицательным знаком (ei = –Td). Характер посадки определяется изменением размеров отверстий, а их поля допусков располагаются в любом месте относительно поля допуска основного вала (рис. 5).

Обе системы могут давать одинаковый зазор или натяг, количество посадок в той или другой системе одинаковое, однако система отверстия имеет преимущественное распространение, поскольку требует меньшей номенклатуры режущих инструментов для обработки отверстий и калибров – пробок для их контроля [3].

Зазор – разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала.

Натяг – разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

 

Рис. 5

 

Посадка – характер соединения деталей, определяется значением получающейся в ней зазора или натяга.

Для любой системы обозначение посадки чаще представляется в виде дроби, причем в числителе стоит обозначение отверстия, а в знаменателе - вала, например Æ , что означает: сопряжение выполнено в системе отверстия, отверстие - по седьмому квалитету, а вал - по шестому. Это же сопряжение можно записать другими выражениями: Æ50H7/f6 или Æ50H7 – f6.

Все три вида обозначения посадки стандартом признаны равнозначными.

Рекомендуемые для практического применения посадки должны соответствовать ГОСТ 25347-89 (прил. 4).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

1) Для заданных преподавателем сопряжений (одно из них дается в системе отверстия, другое – в системе вала), пользуясь таблицами ГОСТ 25346-89 или прил. 1 - 3 данных методических указаний, выбрать допуски и основные отклонения для отверстий и валов.

2) Построить поля допусков отдельно для сопряжений в системе отверстия и системе вала.

 

 

3) Определить предельные размеры отверстий и валов по формулам:

 

Dmax = D + ES; (1)

Dmin = D + EI; (2)

dmax = d + es; (3)

dmin = d + ei, (4)

 

где D = d – номинальный размер сопряжений;

ES, EI - верхнее и нижнее предельные отклонения отверстия соответственно;

es, ei - верхнее и нижнее предельные отклонения вала соответственно.

4) Вычислить зазор или натяг по формулам:

 

S(N) = Dmax - dmin ; (5)

S(N) = Dmin - dmax. (6)

Если результат получится положительный, то в соединении будет зазор S, а если отрицательный – натяг N.

5) Привести обозначения отверстия и вала в трех видах: буквенном, цифровом и смешанном.

6) Результаты расчетов свести в таблицу отчета.

П р и м е р. Для сопряжения Æ50H7/f6 построить поля допусков и определить зазор (натяг).

1) Вычерчивают нулевую линию, соответствующую номинальному размеру - 50 мм (рис. 6).

 

Рис. 6

 

2) Используя данные, приведенные в прил. 1, определяют допуски отверстия и вала.

3) По данным прил. 3 находят основное отклонение отверстия Æ50H7. Основным отклонением для Н7 будет нижнее: EI = 0.

 

4) Зная нижнее отклонение и допуск, определяют верхнее отклонение, мкм:

 

ES = EI + TD; (7)

ES = 0 + 25 = +25.

 

Вычерчивают поле допуска Н7 (см. рис. 6).

5) По данным прил. 2 находят основное отклонение для вала Æ50f6. Основным отклонением для f6 будет верхнее: es = -25 мкм.

6) По известным верхнему отклонению и допуску определяют нижнее отклонение, мкм:

 

ei = es – Td; (8)

ei = -25 – 16 = -41.

 

Вычерчивают поле допуска вала f6 (см. рис. 6).

7) Определяют значения предельных размеров отверстий и валов по формулам (1) – (4), мм:

 

Dmax = 50 + 0,025 = 50,025;

Dmin = 50 + 0 = 50,0;

dmax = 50 + (-0,025) = 49,975;

dmin = 50 + (-0,041) = 49,959.

 

8) Подсчитывают значения зазора или натяга по формулам (5) и (6), мм:

 

S(N) = 50,025 - 49,959 = 0,066 (зазор);

S (N) = 50,000 - 49,975 = 0,025 (зазор).

 

Следовательно, Smax = 0,066 мм;

Smin = 0,025 мм, посадка - с гарантированным зазором.

9) Обозначение отверстия и вала соответственно:

буквенное - Æ 50H7, Æ f6;

цифровое - Æ 50+0,025 мм, Æ 50 мм;

смешанное - Æ 5H7(+0,025) мм,

Æ 5f6 мм.

 

ОТЧЕТ ПО ЗАДАНИЮ

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных