Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




Содержание предлагаемых контрольных работ соответствует получившей признание как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе трехуровневой структуре социологического знания. Каждая контрольная работа включает три вопроса.

1. Общая характеристика теоретического направления или авторской социологической теории.

2. Характеристика одной из специальных социологических теорий или авторской трактовки специальной теории.

3. Изложение одного из разделов эмпирической социологии.

Рекомендации по выполнению пунктов контрольного задания см. ниже.

№1

1. Социология О. Конта.

2. Социология личности: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Выборочный метод в эмпирическом исследовании. Характеристики выборки: репрезентативность, ошибка выборки.

№2

1. Органицизм Г. Спенсера

2. Социология социальных институтов (организаций): предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология выборки в эмпирических исследованиях.

№3

1. Географический детерминизм на примере Ф. Ратцеля или Л.И. Мечникова.

2. Социология общественного мнения: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Опрос: типология, область применения, инструментарий.

№4

1. Органицизм на примере П. Лилиенфельда или А. Шеффле.

2. Геронтосоциология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Анализ документов: типология, область применения, инструментарий.

№5

1. Социал-дарвинизм на примере Л. Гумпловича или У. Самнера.

2. Социология молодежи: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Статус и должностная инструкция социолога предприятия, учреждения. Задачи социологической службы предприятий и учреждений.

№ 6

1. Расово-антропологическая школа социологии на примере А. Гобино или X. Чемберлена.

2. Социология информационных процессов и массовых коммуникаций: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Анкетирование: типология, область применения, инструментарий.

№7

1.Социологическая теория Г. Тарда.

2.Социология инженерного труда: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Интервьюирование: типология, область применения, инструментарий.

№8

1. Бихевиоризм Б. Скиннера

2. Социология права: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Тестирование: область применения, инструментарий.

№9

1. Теория социального обмена на примере Д. Хоманса или П. Блау или Д. Адамса.

2. Социология быта: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Эксперимент в социологии: типология, область применения, инструментарий. Оценка сдвига значений признака, анализ изменения признака под влиянием управляемых факторов с помощью критериев Вилкоксона, Джонкира, Фишера.

№10

1. Психоаналитическая модель общества З.Фрейда.

2. Социология народонаселения: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа документов.

№11

1. Структурный функционализм Т. Парсонса.

2. Социология окружающей среды: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Объект и предмет социологического исследования.

№ 12

1. Институционализм Т. Веблена.

2. Социология культуры: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Эмпирическая интерпретация понятий в социологическом исследовании. Эмпирические показатели и социальное измерение.

№13

1. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа.

2. Социология труда: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология эмпирических исследований.

№14

1. Социология франкфуртской школы марксизма на примере Т. Адорно или М. Хоркхаймера или Г. Маркузе или Ю. Хабермаса.

2. Экономическая социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Классификация документов в социологии.

№ 16

1. Социология В. Парето.

2. Социология семьи: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Метод экспертных оценок, область его применения.

№17

1. Социологизм Э. Дюркгейма.

2. Социология науки: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Сравнительная характеристика методов «количественной» и «качественной» традиции.

№18

1. Социобиологическое понимание общества на примере Э. Уилсона или Р. Александера или Д. Береша.

2. Политическая социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Наблюдение, его виды и этапы.

№ 19

1. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

2. Социология медицины и здравоохранения: предмет, проблемы, основные понятия.

3.Объект и предмет социологического исследования.

№ 20

1. Социологическая теория К. Маркса.

2. Гендерная социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология целей и задач социологического исследования.

№21

1. Символический интеракционизм на примере Г. Блумера или Д. Мида или У.Томаса.

2. Социология поселений: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Эмпирические гипотезы: типология, смысл и правила выдвижения. Соотношение со статистическими гипотезами.

№22

1. Теория массового общества на примере X. Ортега-и-Гассета или Р. Миллса или Э. Шилза.

2. Социология организаций и коллективов: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий эмпирического исследования.

№23

1 Футурологическая концепция общества Д. Белла.

2. Социология религии: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Структура программы социологического исследования. Соотношение программы и процесса исследования.

№24

1. Технологический детерминизм Дж. К. Гэлбрайта.

2. Военная социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Социометрия как социально-психологичский метод: область применения, инструментарий.

№25

1. Футурологическая концепция общества Г. Макклуэна.

2. Социология воспитания и образования: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Анкета: структура, связь с задачами и гипотезами исследования.

№26

1. Технологический детерминизм А. Тоффлера.

2. Этносоциология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология вопросов анкеты. Закрытые вопросы: правила построения шкалы ответов.

№27

1. Понимающая социология Г. Зиммеля.

2. Социология миграционных процессов: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Содержание процесса эмпирического исследования, отображение его в программе исследования.

№28

1. Формальная социология Ф.Тенниса.

2. Социология управления: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Проблема эмпирического исследования: связь с объектом и предметом, способы формулирования.

№29

1. Социология М.Вебера.

2. Социология девиантного поведения: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Теоретическая часть программы эмпирического исследования.

№30

1. Социология Р. Арона.

2. Социология социальной сферы: предмет, проблемы, основные понятия.

3.Методическая часть программы эмпирического исследования.

№31

1. Конфликтологическая модель общества Л. Козера.

2. Социология морали: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Организационная часть программы эмпирического исследования.

№32

1. Интегральная социология П. Сорокина.

2. Социология инноватики: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Средства оптимизации социальной практики: практические рекомендации, прогнозы, социальные технологии.

№33

1. Гуманистическая социология Э. Фромма.

2. Социология религии Э. Дюркгейма.

3. Этические основы социологических исследований. Основные группы норм профессионального кодекса социолога.

№34

1. Диалектическая социология Ж. Гурвича.

2. Теория аномии Э. Дюркгейма.

3. Связь эмпирических социальных фактов и социальной теории.

№35

1. Социология Э. Гидденса.

2. Социология личности Г. Спенсера и О. Конта (сравнительная характеристика).

3. Логические основы выдвижения гипотез.

№36

1. Социология Л. Уорда.

2. Концепция форм адаптации личности к обществу Р.Мертона.

3. Метод семантического дифференциала: область применения, инструментарий, описание процедуры.

№37

1.Социология Г. Лебона.

2. Теория социального действия М.Вебера.

3. Игровые методы в социологии: типология, область применения.

№38

1. Социология Ч.Х. Кули.

2. Теория личности Г. Тарда.

3. Выявление различий в уровне исследуемого признака: статистический смысл критериев Розенбаума, Манна- Уитни, Джонкира, Крускала - Уоллиса.

№39

1.Социально-антропологическая теория А.Р. Редклифф-Брауна.

2. Теория личности Г. Зиммеля.

3. Метод «фокус-групп»: область применения, методика.

№40

1. Социология И. Валлерстайна.

2. Социология религии М.Вебера.

3. Исследование «кейс-стади» (качественной традиции): область применения, методика.

№41

1. Русская субъективная социология на примере П.Л. Лаврова или Н.К. Михайловского.

2. Теория личности К. Маркса.

3.Типология эмпирических методов.

№42

1. Позитивистская социология М.М. Ковалевского.

2. Теория социально-классовой структуры К. Маркса

3. Анализ одномерных распределений: способы измерения центральной тенденции, измерение разброса признаков.

№43

1. Неоканатианаская социология в России на примере П.И. Новгородцева или Б.А. Кистяковского или Л.И. Петражицкого.

2. Теория социальной мобильности П. Сорокина.

3. Выявление степени согласованности изменений (анализ двумерных распределений): коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

№44

1. Неопозитивистская модель общества К.М. Тахтарева.

2. Модель социальной структуры Ф.Г. Гиддингса.

3. Табличное представление социологических данных.

№45

1. Феноменологическая социология А. Шюца.

2. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

3. Графическое представление социологических данных: гистограмма, полигон распределения, кумулята, диаграмма.

№46

1. Социология П. Бурдье

2. Теория личности Э.Фромма.

3. Группировка и типологизация как методы первичной обработки социологических данных.

№47

1. Социология Н. Лумана.

2. Теория «жизненного мира» А. Шюца.

3. Выявление различий в распределении признака: критерии Пирсона и Фишера в сопоставлении распределений.

 

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Порядок распределения работ.

Каждый студент в течение семестра должен выполнить одну письменную работу. Работы распределяются в соответствии с порядковым номером в списке учебной группы.

Если студент не может найти литературу по тому или иному вопросу, вполне возможна замена этого вопроса на аналогичный (по согласованию с преподавателем).

2. Порядок выполнения работы.

Работа выполняется на листах формата А 4. Объем работы задается ее структурой, которая представлена ниже: необходим краткий, содержательный ответ на каждый подпункт плана. В конце работы обязательно приводится список использованных источников (не менее трех наименований).

Начинать работу следует с поиска литературы. Прежде всего, необходимо изучить учебную и справочную литературу (учебники и словари по социологии), затем переходить к поиску и изучению монографий и, если потребуется, журнальных статей.

При ответе на первый вопрос требуется общая характеристика данного социологического направления, или авторской теории, которая дается по следующей схеме:

1) Основные познавательные принципы данного автора или данного направления: определение предмета социологии, методологические принципы, которые в контексте данного направления считаются оптимальными для познания общества. Например, Ф. Теннис и Г. Зиммель считали, что предметом социологии является изучение универсальных, свойственных всем эпохам форм взаимодействия индивидов, представители органицизма рассматривают общество по аналогии с биологическим организмом и т.д.

2) Характер истолкования общества. Как было показано выше, общество истолковывается в номиналистическом или реалистическом плане. Особенно это характерно для классического этапа развития. Современные авторы пытаются синтезировать эти два подхода, избежать односторонности каждого из них.

Кроме того, может признаваться специфичность общества и его законов, в то время как некоторые авторы отождествляют социальную и природную реальность, то есть находятся на позициях социологического натурализма (психологического или биологического).

Большинство авторов признает закономерный характер общественного развития, то есть стоит на позициях детерминизма. В номиналистических разновидностях социологии мы часто сталкиваемся с отрицанием законосообразности общества, субъективизацией социальной реальности.

3) Социальная статика. В этом фрагменте речь должна идти о законах структуры и функционирования общества. Уместно описание основных элементов общества (социальных групп, социальных институтов, отношений, форм сознания) и их взаимосвязи.

3а) Социологическая концепция личности (механизмы формирования личности, ее структура, особенности взаимодействия личности и общества). Поскольку детально разработанная теория личности есть далеко не у каждого автора, данный пункт не является обязательным. Вместе с тем из контекста первых трех пунктов всегда можно сделать обоснованное предположение о принципиальном характере взаимодействия личности и общества, о значимости личностного начала в представлении того или иного автора. Так что попытка изложения этого вопроса приветствуется!

4) Социальная динамика. Здесь излагаются законы развития общества, представления о факторах и этапах общественного развития.

Примечание. При описании номиналистических моделей пункт «3)» будет обладать спецификой в том смысле, что типичные для реалистов элементы общества (социальные институты, большие социальные группы) как правило, номиналистами не рассматриваются. Пункт «4)» при описании номиналистических моделей может вовсе отсутствовать, что объясняется спецификой их взгляда на общество, понимаемого локально, на уровне межличностного взаимодействия.

Схема изложения второго вопроса такая.

1) Определить предмет данной специальной теории, назвать ее цели и задачи. Часть вариантов содержит авторские теории, например, «Социология религии М.Вебера». В этом случае необходимо показать специфику изучения данной области социальной жизни конкретным автором, показать связь концепции и методологических принципов данного автора.

Например, М.Вебер общество рассматривал с номиналистических позиций. Содержание социальных явлений определяется, по его мнению, доминирующим типом социальных действий индивидов, уровнем их рациональности. Протестантизм, предполагающий веру в предопределение и непосредственное общение с Богом, более рациональная религия по сравнению с католицизмом. Человек не может знать о предопределении, но косвенно может судить о нем по степени успешности повседневных дел. Так формируется стремление к достижению максимального успеха в любой деятельности, прежде всего – экономической. Таким образом, делает вывод М. Вебер, протестантизм прямо повлиял на накопление капитала и становление капитализма.

2) Обрисовать круг основных проблем (в количестве 3-5) специальной социологической теории. Такое же требование и в случае, если требуется описать авторскую теорию. Продолжая пример с М.Вебером, следует выделить такие проблемы, как проблема влияния форм сознания на практическую деятельность, соотношения материальных и духовных факторов развития общества, изучения механизмов индивидуального поведения, установления соотношения

3) Дать определение (раскрыть содержание) не менее пяти главных для данной отрасли социологии понятий. То же самое и в случае, если во втором пункте задания требуется представить авторскую теорию.

Ответ на третий вопрос предполагает краткое изложение вопроса в строгом соответствии с его формулировкой. Если речь идет о методе или исследовательском инструментарии, то схема ответа такая.

1) Краткое описание социологического метода и (или) исследовательского инструментария.

2) Определение области применения того или иного метода (процедуры) социологического исследования с указанием на объективные достоинства и недостатки.

Завершается работа списком использованных источников. Список оформляется так же, как список рекомендуемой литературы настоящего издания.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература представлена в соответствии со структурой письменной контрольной работы: теоретическая социология, специальные социологические теории, эмпирическая социология. Обратите внимание на то, что многие специальные социологические теории, а также вопросы по эмпирической социологии в достаточном объеме отражены в учебниках, которые будут названы в разделе по теоретической социологии. Практически все названные ниже издания имеются в библиотечном фонде Ми (ф) ВлГУ.

Литература по теоретической социологии (с включением справочной литературы)

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс,1993.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2008.

3. Горелов А.А. Социология: учебник. – М.: Эксмо, 2006.

4. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: Гардарики, 2004.

5. Иванов Д.В. Социология: теория и история: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

6. Исаев Б.А. Социология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

7. История социологии. - М.: Алатейя, 1993.

8. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Норма, 2001.

9. Качанов Ю.Л. Начало социологии. – М.: Ин-т. экспериментальной социологии; СПб.: Алатейя, 2000.

10. Козлова О.Н. Социология: учебник. – М.: Омега-Л, 2004.

11. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005.

12. Кравченко А.И. История отечественной социологии: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2005.

13. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2006.

14. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004.

15. Култыгин В.П. Классическая социология.- М.: Наука, 2000.

16. Осипов Г.В. Социология и социализм. - М.: Наука, 1990.

17. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.

18. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология. - М.: Владос, 1995.

19. Русская философия и социология права: учеб. пособие / авт.-сост. Ю.А. Агафонов В.В. Шалин Н.А. Зимонина. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

20. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

21. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2004.

22. Теория общества. Фундаментальные проблемы. – М.: Канон-пресс, 1999.

23. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М. Прогресс, 1980.

24. Томпсон Д., Пристли. Д. Социология: вводный курс. - М. АСЕ, 1998.

25. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006.

26. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник / Международная академия бизнеса и управления. – М.: Экзамен, 2007.

27. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

28. Ярская-Смирнова Е.Р.; Романов П.В. Социальная антропология: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных