Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внутренняя и внешняя среда предприятий




Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.

Факторы внешней среды можно разделить на две группы.

Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:

- состояние экономики, в условиях которой функционирует предприятие;

- политическая система страны;

- состояние законодательства, регулирующего и хозяйственную деятельность;

- научно-технический прогресс;

- социокультурные факторы;

- коммуникации;

- природно-климатические и др.

Вторая группа факторов, которая также формируют внешнюю среду, отличается тем, что на них предприятие может оказывать определенное воздействие. Эти факторы образуют деловую среду предприятия. К ним относятся:

- поставщики;

- потребители;

- инфраструктура;

- конкуренты;

- местные органы власти;

- население;

- СМИ;

- контрагенты по внешнеэкономическим связям.

Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:

- производственно-технические;

- персонал;

- финансы;

- информация.

Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.

Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.

Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.

Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.

 

Типы предприятий

Разнообразие видов и форм предпринимательской деятельности обусловливает появление большого числа разнообразных предприятий. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности, выявления специфических закономерностей организации и ведения хозяйственной деятельности предприятия можно классифицировать по целому ряду признаков.

 

Типы предприятий

№№ Классификационный признак Виды предприятий
  По отраслевой принадлежности и виду хозяйственной деятельности - производственные; - строительные; - торговые и др.
  По форме собственности - государственные; - муниципальные; - частные; - смешанные
  По характеру правового режима собственности - индивидуальные; - коллективные: - с общей долевой собственностью; - с общей совместной собственностью
  По мощности производственного потенциала (размеру предприятия) - малые; - средние; - крупные
  По преобладающему производственному фактору - трудоемкие; - капиталоемкие; - материалоемкие
  По принадлежности капитала и контролю над ним - национальные; - иностранные; - смешанные
  В зависимости от пределов ответственности - с полной ответственностью; - с ограниченной ответственностью
  По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности - полное товарищество; - товарищество на вере; - общество с ограниченной ответственностью; - общество с дополнительной ответственностью; - акционерное общество; - производственный кооператив; - унитарное предприятие
  По виду производимой продукции - предприятия по производству товаров; - предприятия по оказанию услуг

 

Источник: Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 2002, СС.47-48

 

Из классификации предприятий следует, что, прежде всего, они различаются по принадлежности к той или иной отрасли экономики страны. Для определения отраслевой принадлежности в ходе регистрации предприятия используется «Российский классификатор отраслей народного хозяйства». Отнесение предприятия к той или иной отрасли основывается на определении назначения выпускаемой продукции, особенностях материально-технической базы и технологических процессов, на степени однородности используемого сырья, на профессиональном составе кадров и т. д.

Одной из важных характеристик предприятия является его размер. В основе этого признака лежит число занятых работников на предприятии. По этому признаку предприятия делятся на малые – до 50 чел., средние – от50 до 500 чел., крупные – свыше 500 чел., особо крупные – свыше 1000чел. Уточнение размеров предприятия основывается на определении объема продаж, величины активов, получаемой прибыли и т.п. Сложилась тесная связь между размерами предприятий и их отраслевой принадлежностью. Как правило, предприятия металлургии, машиностроения являются крупными. А предприятия легкой, пищевой промышленности средние. В рыночной экономике весьма важную роль играют малые предприятия. Их роль проявляется в следующем:

1) увеличивается число собственников и формируется средний класс;

2) растет доля экономически активного населения и доходы граждан;

3) создаются новые рабочие места и решаются проблемы занятости и безработицы;

4) формируется конкурентная среда;

5) происходит мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов в хозяйственную деятельность.

В США, странах Западной Европы, Японии на 1000 чел. приходится около 50-70 малых фирм. В России же – лишь 5-6 малых предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере малого предпринимательства занято 50-70% рабочей силы, в России – около 10%.[1]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных