Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребности и способности человека: философский анализ




Цель изучения темы: Раскрыть философское содержание потребностей и способностей человека, составляющих его потенциал.

Основные вопросы темы: Потенциал человека и его составляющие. Потребности. Способности. Философская трактовка уровней способности.

 

Родившийся ребенок еще не является человеком в социальном смысле, он не обладает социальными человеческими качествами. Эти качества не передаются по генетическим каналам. Но ребенок и не животное, равно как никакое животное ни при каких условиях не станет человеком. Иными словами, ребенок пока лишь потенциальный человек: собственно человеком, человеком в социальном смысле он становится лишь в процессе социализации. С другой стороны, он все же человек, поскольку в нем генетически заложена возможность - в отличие от любого животного - стать человеком.

Таким образом, первичный анализ становящегося человека указывает на наличие у него потенциала (лат. рotentia - сила, мощь). Наша задача - провести философский анализ потенциала человека. Понятно, что сам потенциал человека не является чем-то постоянным, застывшим. Он развивается и реализуется в ходе социализации человека.

В состав потенциала человека, безусловно, входит он сам как целостность своих биологических (тело, руки, ноги, голова, сердце, органы чувств и т. д.), физиологических (процессы жизнедеятельности) и психических качеств (мышление, речь, память и т. д.). Единство биологических, физиологических, психических качеств человека называют его биопсихическим субстратом (лат. substratum – подкладка, основа). Именно на биопсихическом субстрате человека базируются все его потенциальные качества более высокого порядка, его потенциал. Человеческие качества можно перечислять бесконечно. Желательно выделить среди всех этих качеств базисные, предельные, родовые, сущностные. Такими родовыми, сущностными качествами человека являются его потребности и способности. Внимательный анализ человеческих свойств и качеств (воля, целеустремленность, знания, установки, физическая сила, ловкость и т. д.) показывает, что все они в конечном итоге являются видами, модусами, комбинациями различного порядка потребностей и способностей человека самого разного уровня. Для ребенка потребности и способности выступают на первом этапе в форме жизнепотребностей и жизнеспособностей.

Теория потребности. Потребность – одна из двух родовых, сущностных сил человека, составляющих его потенциал. Родовая - потому что присуща всем людям, сущностная - поскольку выражает кардинальное, глубинное, генеральное качество человека. Потребность является побудительной силой, пусковым механизмом деятельности человека. Прототипом человеческих потребностей является жизнепотребность живых организмов. Потребность человека включает в себя и жизнепотребность, но она у него «осоциалена» (приготовление пищи, отправление естественных надобностей, продолжение человеческого рода, поведенческая практика и т. д.). Отсюда видно, что потребность - это социальное образование, присущее человеку, социальным системам.

Потребность - это объективное состояние человека, детерминированное рассогласованием наличной, фактической и требуемой, искомой мер его бытия.

Отсюда ряд экспликаций (лат.: explicatio - разъяснение, развертывание):

1.Потребность объективна, поэтому может и не осознаваться отдельным человеком;

2.Потребность - это противоречие;

3.Потребность - это состояние, т.е. мера бытия человека, поэтому сопряжена со временем;

4.Если потребность сопряжена со временем, то мы имеем дело с потенциальным. Если с течением времени наличная мера человеческого бытия меняется, переходит к требуемой, то мы говорим, что потребность удовлетворена. В зависимости от социальной сущности потребности происходит или не происходит развитие человека, происходит прогресс или регресс. Характер потребностей человека, механизмы их удовлетворения - основа развития человека, развития его потенциала.

5.С философской точки зрения у человека существует не множество, а одна универсальная потребность, на базе которой, в процессе деятельности, выявляются, формируются и развиваются различные системы потребностей (физические, духовные, нравственные, материальные, образовательные и т. д.), являющиеся различными способами бытия, различными метаморфозами (греч. meta - после, вслед за, morphe - форма) одной универсальной человеческой потребности. В обыденной жизни эти метаморфозы и называют различными потребностями человека.

Философское оценка человека через призму системы «Человек - Мир» указывает на глубинное основание человеческих потребностей: противоречие между человеком и окружающим его миром. Отсюда важный методологический вывод: система образования появляется как институциональная форма удовлетворения потребностей человека определенного типа - образовательных потребностей с целью социализации человека.

Образовательные потребности человека удовлетворяются в образовательной деятельности в сфере образования, снимающей в себе и высший уровень образования - самообразование.

Потребности человека, их развитие и необходимость их удовлетворения посредством деятельности детерминируют формирование цели деятельности как идеальной формы результата деятельности и удовлетворения потребности. Здесь выявляется схема деятельности, предстающая и схемой удовлетворения потребностей. Поставленная цель, будучи соотнесенной со средой деятельности, превращается в задачу. Способы решения задачи (этапы, последовательность, время, средства, и т. д.) выступают в виде программы деятельности. После чего осуществляется сама деятельность, направленная на удовлетворение потребности. В итоге появляется следующая, пока упрощенная, схема или алгоритм человеческой деятельности:

потребность - цель - задача - программа - деятельность

По этой схеме по существу проистекает любая деятельность. Методологическое значение этой схемы для образования заключается в том, что следование этой схеме делает образовательную деятельность эффективной.

Теория способности. Способность - вторая, наряду с потребностью, родовая, сущностная сила человека. Если потребность - побудительная сила, то способность - деятельная сила. Генетическим основанием способности человека является жизнеспособность живых организмов. Человеческая способность это осоциаленная жизнеспособность. Способность выступает не иначе как способность к деятельности.

Мы рассматриваем с пособность как социально заданную возможность формирования на биопсихическом субстрате человека функциональных систем для определенной деятельности.

Отсюда ряд экспликаций:

1.Способность не сводится ни к биопсихическому, ни к социальному в человеке. Это - социальная трансформация биопсихического субстрата;

2.Биопсихическое представлено в способностях генетическими программами предков человека, его генофондом (возможности голоса, психотип и т. д.), выступающим базой его личностно ориентированных программ;

3.Социальное в способности представлено социокультурными программами человечества, общества в данный исторический период, в том числе и локально-этническими проекциями этих программ (обычаи, нравы данного народа в данной местности, страна, город, село, социокультурные возможности в данном случае и т. д.). Самый полноценный биопсихический субстрат не проявит способности, если он «социально неокультурен». Например, способность к психологической совместимости людей в экстремальных ситуациях возникает на определенном историческом этапе при возникновении экстремальных видов деятельности (космонавтика, подводный флот и т. д.). В то же время, отсутствие возможностей вокального пения в данном селе не выявит потенциальные способности у кого-либо из его жителей и т. д. С другой стороны, даже самый развитый социальный опыт не сформирует способность на ущербном с т. зр. данной деятельности биопсихическом субстрате (нет голоса, слуха - не стать певцом);

4.Способность человека существует лишь в отношении деятельности. Это означает, что способность а) выявляется, б) формируется и в) развивается в деятельности. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для образования: выявить, сформировать и развить способность можно только правильно организовав образовательную деятельность с точки зрения типа, качества, уровня, организации и т. д. (см. также схему деятельности);

5.Способность выступает в качестве возможности образования на биопсихическом субстрате человека тех или иных функциональных систем. Функциональная система рассматривается как композиция тех или иных биопсихических качеств человека, организованных определенного типа социальным опытом: музыкальным, техническим (композитор, инженер и т. д.). Если та или иная деятельность не организована, не представлена, соответствующая функциональная система не сформируется, а при утрате деятельности происходит декомпозиция уже сформированной функциональной системы (разрушена система натурального хозяйства - не формируется или теряется способность к народным ремеслам; нарушена система дошкольного воспитания - уменьшается число людей, способных к работе с малышами; уехал учитель музыки из села - исчезает основа выявления музыкальных способностей у сельских ребят и т. д.);

6.С философской точки зрения у человека существует не множество, а одна, универсальная способность формировать функциональные системы для различных видов деятельности, но формировать множество таких систем, являющихся различными способами бытия, различными метаморфозами одной универсальной человеческой способности. В обыденной жизни эти метаморфозы и называют различными способностями человека. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для образования: не существует неспособных людей. В силу различных обстоятельств у человека может быть не выявлена или не сформирована какая-либо функциональная система для определенной деятельности.

Если способность проявляется в деятельности, то деятельность выступает способом бытия способности. Потребность же выступает как побудительная сила к деятельности. В деятельности снимаются потребность и способность, в результате деятельности удовлетворяется старая потребность, появляется основа возникновения новой потребности, развивается способность человека, возникает новое качество способности, появляются новые возможности для возникновения качественно иных способностей. Происходит развитие человека.

Различают несколько уровней, модусов (лат. modus - способ, мера, разновидность, ср. modus vivendi - способ жизни) способностей:

1.Задатки - низкий уровень способностей, тождественный самой возможности возникновения функциональных систем;

2.Одаренность - средний уровень способностей. Человек способен варьировать наличным (анализировать, сопоставлять, делать выводы и т. д);

3.Талант - высокий уровень способностей. Человек способен создавать, продуцировать, творить новое, но в заданных рамках, границах, в границах меры наличного;

4.Гениальность - высший уровень способностей, позволяющий создавать принципиально новое. Талант нарушает прежнюю меру и создает новую.

Методологическое значение уровней способности: первые два уровня (задатки, одаренность) обеспечивают репродуктивный уровень обучения; два других (талант и гениальность) - продуктивный уровень обучения.

Сформированную способность называют готовностью человека (к деятельности). У готовности зримо выделяются два блока, две плоскости: информационная готовность (знаю как действовать) и операциональная готовность (умею действовать, научен, испробовал). Для образовательной деятельности выделение этих (информационного и операционального) блоков несет в себе большой продуцирующий потенциал. Образование (в узком смысле) - это формирование именно информационной готовности. Обучение - формирование операциональной готовности человека к деятельности. Но операциональная готовность неизбежно формируется на основе информационной. Поэтому, весь процесс обучения (научения) неизбежно выступает как процесс «оборачивания теории в метод».

Контрольные вопросы и задания

1. Обоснуйте наличие у человека потенциала.

2. Сформулируйте понятие потребности. Разверните содержание этого понятия.

3. Сформулируйте понятие способности. Разверните содержание этого понятия.

 

 

Тема 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных