Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тактильная и двигательная память




194. «Теплый—холодный, сухой—мокрый». Подготовьте стимуль-ный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребенку с открыты­ми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После


202 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему пред­мет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и теплый клубок ниток»).

195. «Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупыва­
ет ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые,
колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он
должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в
заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощу­
пывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом
одной рукой (правой, левой), а нахождение предметов — двумя рука­
ми одновременно, той же и другой рукой.

196. «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает
фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называ­
ет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъяв­
лялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой
паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

197. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с за­
крытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза
(усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Его задача —
почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной по­
следовательности.

198. «Замри». Играют несколько детей, один из них — ведущий.
Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внима­
тельно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать,
ползать (по договоренности). По сигналу «Замри!» дети воспроизво­
дят позу (позы), которую показывал ведущий.

199. «Двигательная память». Психолог показывает несколько
движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Ребенок должен по­
вторить эти движения как можно точнее, желательно в той же после­
довательности.

Зрительная память

200. «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить
все предметы, собранные под шапкой, которая на это время подни­
мается, а затем перечислить их.

201. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением
предметов (рис. 25), геометрических фигур.

Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предло­жите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней ча­сти таблицы. То же — с геометрическими фигурами.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения



 


 



 


 


 


Рис. 25

Рис. 25 'J

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует де­лать паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятель­ностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, по­вторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физи­ческих упражнений и т.д.).

202. «Запомни точно».

а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигура­
ми, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги,
квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Попросите ребен­
ка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые
фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.

б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми
(сверху — вниз, справа — налево) фигурками, цифрами или бук­
вами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка
запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (циф­
ры, буквы), а затем — найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых эле­ментов — от 5 до 10.

203. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее
подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги
(рис. 26), а также лист бумаги и карандаш.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запом­нить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в


Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

204 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация



 


Рис. 26

Рис. 26

том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последова­тельности — 2 сек., для второй — 3—4 сек., для пятой — 6—7 сек.

204. «Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предме­
тов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запом­
нить их расположение (15—20 сек.). Затем он отворачивается, а психо­
лог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен
восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти этало­
ны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

205. Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запом­
нить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачива­
ется и называет детей по порядку; второй вариант — психолог изме­
няет порядок, переставляя не более 3—5 детей, а ребенок его восста­
навливает.

206. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осмат­
ривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из ком­
наты, а психолог производит не более трех — пяти изменений в позах и
одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

207. Дети располагаются определенным образом по периметру
зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запо­
минают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свобод­
но бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее:
а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед
при движении по часовой стрелке.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 205

При большом количестве детей, или если дети испытывают труд­ности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (в этом случае важны взаимопомощь и согласованность действий).

208. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различны­
ми изображениями.

Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить мате­риал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фи­гуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

209. «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запо­
минания и воспроизведения (рис. 27).

Рис. 27


206 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предла­гается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен на­рисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствую­щую ей пару.

210. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинако­
вых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр,
букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например,
парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участника. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок перево­рачивает любые две карточки, показывая всем участникам изобра­женные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расче­том, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

211. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку пред­
лагается бланк с 7—20 геометрическими фигурами (треугольник,
круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат
и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом,
квадраты — красным, треугольники — зеленым и т.д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и раз­нообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных