Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная ответственность бизнеса и спорные мотивы





Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны предпринимательской организации, поэтому споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные действия предпринимателя, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.

Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с середины прошлого века. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Оно должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимизации прибыли.

Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

 

2. Расходы на социальную вовлеченность.

Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт.

3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике.

Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники, но лишен опыта в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

 

Четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса:

 

1) Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными. «В бизнесе нет места этике». Они не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо. С этой точки зрения ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.

2) Другая позиция охарактеризуется девизом: «Максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса». Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон, чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли. Сторонники этого направления сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.

3) Третья позиция допускает, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как условие, которое используется для достижения целей предпринимателя, т.е. если она не выдерживает этого, то может быть отброшена по прагматическим соображениям. Это - экономическая ответственность.

4) Четвертая позиция представляет социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. В центр проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для предпринимателя и его бизнеса. Чем выше уровень социальной ответственности у предпринимателя, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.

Заключение

В результате можно сделать следующие выводы. Социальная ответственность – это реализация не только своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

С точки зрения российских экспертов социальная ответственность предпринимательства включает в себя три основные составляющие:

· законопослушность бизнеса, то есть добросовестную уплату налогов;

· ответственность за развитие своих сотрудников;

· ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество.

Предпринимательство, являясь одним из основных агентов экономических и социальных преобразований в современной России, не может и не должно уходить в сторону от решения социальных проблем. Сегодня ему самому становится выгодно участвовать в проектах, улучшающих условия труда и быта своих работников.

Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны.

И одна из насущных задач социально-ответственного предпринимателя - активно способствовать развитию и совершенствованию человеческого фактора. Предприниматель должен поддерживать и развивать нравственную культуру, уважительное отношение у подрастающих поколений к бесценному отечественному культурному наследию.

Список используемой литературы:

1. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса / / Р.И. Гайнутдинов // Правоведение. – 2006

2. Ивченко С.В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний // С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева / Под. ред. М.И.Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003

3. Свод основных признаков социально ответственной российской компании // Бизнес и общество. – 2004

4. Кузнецов А.Л. Социальная ответственность в предпринимательстве / А.Л. Кузнецов // Изв. Акад. труда и занятости. – 2001.

 

Самодиагностика

1. На сколько этично ваше поведение на работе – 24 балла (Этичный)

2. Правила хорошего тона – 45 баллов (Отлично)

3. Деловой этикет в общении с иностранными партнерами – 9 баллов (Удовлетворительно)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных