ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КРЕСТНАЯ ПОЗА В БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ
Если шаман долго не выздоравливает, то булук его (односельчане, одноулусники) все время брызгает Буха-Нойыну и всем (другим заянам— святым предкам и божествам)... (Из своих записей мне не удалось выяснить — говорит ли Степанов о первоначальной болезни призываемого к шаманству, или речь идет о простой случайной болезни уже ставшего шаманом. Г. К.) Тогда девять человек, знающих утха (шамана, т. е. имена духов, предков-шаманов), поют песни. Один (из них) держит в руках сорби (две деревянных палки-трости, атрибуты шаманского сана) и все поют про утха. В это время шаман сидит и (как только) приходит утха (нисходит, вселяется в шамана), шаман падает в обморок — «унха» (обычно при этом шаманы стремительно падают спиной на пол), (Обе) руки пластом вытянуты в сторону,тело не гнется, делается как палка. Всегда, когда приходит утха, шаман делается деревянный и «унха». Тогда один человек поднимает за голову. Если не поднимет, то (шаман) два, три часа будет лежать. Когда встанет (на ноги), то говорит уже (утха — дух сошедшего шамана), (он, как бы) в уши шепчет (а шаман машинально повторяет слова, не давая потом в них отчета). Этот обряд называется «онгнго татха» (тянуть, вызывать духа). (Шаман плохо говорит по-русски, в некоторых местах приходилось прибегать к помощи переводчиков, к сожалению, тоже не особенно хорошо владеющих русской речью. Поэтому чтобы не исказить смысла рассказов, я воспроизвожу свою запись без изменений, заключив свои комментарии в скобки. Г. К)
Чолко Иван, шаман. Нижняя Тунгуска, уроч. Ингаарыкта. 31 мая 1925 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|