Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как лечить заикание 3 страница




Заикливая речь пациентов, сформированная ещё в детстве, переведена на уровень подсознания (включается автоматически), тогда как новый речедвигательный навык ещё только складывается и требует поэтому сосредоточенного внимания, многократных повторений (в противном случае можно не получить желаемого результата). Однако многие пациенты не готовы к длительной скрупулезной работе, не умеют концентрировать внимание, быстро утомляются и т.д. Поэтому мы специально занимаемся с группой психотренингом, обучаем способам удержания произвольного внимания, стараемся увеличить его объем, развиваем оперативное мышление. Такие упражнения позволяют существенно повысить эффективность логопедических занятий в целом.

Рассмотрим более подробно содержание приведенных этапов коррекции заикания.

Первый этап имеет своей главной задачей обучение заикающихся правильному слогопроизношению, объединяя его с мягкой атакой голоса, соответствующей осанкой и пр., а также новым для них состоянием душевного спокойствия во время речи.

Значение этого этапа исключительно велико: если мы свяжем с рукой неполноценный слог, оставшиеся не устраненными следы патологической доминанты могут в дальнейшем вызвать новый всплеск заикания. Чтобы в процессе произнесения слогов добиться спокойного душевного состояния лечащихся, логопедические занятия должны проводиться на фоне глубокого мышечного расслабления. Заикающимся практически незнакомо состояние спокойствия во время речи. Оно должно быть выработано в процессе логопедических занятий, а затем в практике реального общения.

Первым шагом, ведущим к обретению такого спокойствия, являются вопросы "на темпе подвига" (см. главу 2). Эта работа проводится на протяжении всего курса логопедических тренировок и помогает убрать часть самых грубых проявлений страхов заикающихся.

Страх речи, навязчивые мысли тесно связаны с многочисленными неприятными психофизиологическими ощущениями: напряжением, скованностью, мышечными зажимами и т.п. Их довольно трудно отключить от речевого механизма, опираясь лишь на педагогические и психотерапевтические методы. Для наших пациентов "говорение" не столько естественная человеческая потребность, сколько тяжелый, подчас изнурительный труд, изматывающий их физически и эмоционально.

Психическое напряжение и усталость накапливаются во время общения. Организм фиксирует эти ощущения по принципу антиципации, как бы предсказывая наступление судорог на основании прошлого отрицательного опыта. Память о соответствующих ощущениях, о привычном динамическом стереотипе приводит в действие и сам механизм заикания. Весь комплекс физиологических ощущений и психических особенностей заикающихся "наработан" ими в течение долгих лет сосуществования с дефектом.

Чтобы устранить эти ощущения, каждое занятие начинается с аутогенной тренировки (АТ), которую мы проводим в основном по методике А.И.Лубенской /64/.

Наступление состояния полного покоя, мы соединяем со словом (символом) "пять". И только после этого приступаем к речевым тренировкам.

Как известно, АТ используются и в других методиках коррекции заикания, предлагают проговаривать некий связный текст, т.к. слова в произносимом тексте имеют для заикающихся большую эмоциональную значимость, приобретённое ими состояние спокойствия очень быстро утрачивается, не фиксируясь механизмом долгосрочной памяти. Отличие нашей методики в том, что новое психическое самоощущение, возникшее после АТ, связывается вначале только со слогом, состоящим из одной гласной, а затем из согласных и гласных. После произнесения каждого слога пауза заполняется полным расслаблением и спокойствием становится в сочетании с формулами АТ как бы "микродозой валерианы", которую пациенты регулярно получают в течение всего занятия и во время домашних тренировок.

На фоне расслабления и спокойствия, связываемого со словом "пять", произносится каждый речевой отрезок (в данном случае слог). После чего снова сигнал к расслаблению и спокойствию. Голова, руки, плечи при этом должны действительно расслабляться (см. актерское упражнение "Вешалка", описанное Станиславским). И так в начале и конце каждого слога. Такой утрированный прием совершенно необходим заикающимся на первых порах, так же как и контрасты: напряжение расслабление. Со временем мы отказываемся от гротеска, но остается память об умении и необходимости спокойно включаться в речь, расслабляться в паузе. Эта память, наработанная с помощью сознательного контроля и суммирующая ощущения многократно исполненных упражнений, накрепко завязанная с условно-рефлекторным опорным словом ("пять"), является наиболее прочной.

Параллельно, в рамках коррекции просодической стороны речи заикающихся, мы начинаем обучение пациентов мягкой атаке звука и правильному синтезу слога (см. главу 4).

К концу первого этапа заикающиеся в основном усваивают навык свободного звукоизвлечения на слоге. Этот навык связан с новой суммой психологических ощущений и пока еще находится под активным контролем сознания. Прочно усвоенный алгоритм придает пациентам уверенность в том, что они смогут произнести без запинок, технически грамотно любой слог, в любых условиях. При этом в ходе занятий мы стремимся концентрировать внимание заикающихся не столько на технических приемах правильной речи, сколько на связанных с новой речью внутренних ощущениях. Мы уже неоднократно говорили, что заикающимся практически не знакомо чувство полного спокойствия во время речи и это отнюдь не банальное утверждение. Они привыкли постоянно быть начеку напряженно прислушиваться к многочисленным симптомам, несущим информацию об их психофизиологическом состоянии во время речи. Активная обратная связь оказывает сильнейшее отрицательное влияние на их речь и психику. Постепенно в результате многократного исполнения соответствующих упражнений лечащиеся нарабатывают совершенно незнакомые им ощущения.

Пациенты чрезвычайно тонко чувствуют происходящие с ними перемены. По нашим наблюдениям, заикающиеся становятся активными участниками лечения, начинают реально верить в возможность положительных результатов лишь тогда, когда начинают испытывать спокойствие и удовлетворение от самого процесса работы над речью, в частности над слогом. Это становится реальным в первую неделю занятий. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке в ходе АТ, вызываем ощущение тяжести и тепла в кистях рук, биение пульса в разных пальцах и т.д. На следующем этапе продолжаем углублять и развивать эту связь, одновременно усложняя алгоритм естественной бессудорожной речи.

Второй этап логопедической тренировки обучение большого пальца ведущей руки технике правильного движения. Этот этап отличается от первого только тем, что здесь все приобретенные навыки тесно связываются с рукой, с движением ее большого пальца, а дальше это движение условно рефлекторно вызывает всю гамму ощущений, сопутствующих нормальной речи. На первый взгляд может показаться странным, почему мы посвящаем отдельный этап работы такой элементарной задаче. На самом деле от правильной постановки большого пальца ведущей руки при обучении пациентов свободному звукоизвлечению на уровне слога зависит устойчивость формируемого алгоритма естественной бессудорожной речи.

Одна из важнейших задач на данном этапе высвободить из под контроля сознания пациентов новый навык свободного слогопроизнесения. Другими словами, начать процесс автоматизации навыка. Уникальные моторные возможности пальцев рук позволяют скоординировать на основе движений большого пальца различные элементы техники новой речи, включающей в себя мягкую голосопередачу, участие головных и грудных резонаторов, опору на нижний голосовой регистр, навыки расслабления. По существу, каждый из названных элементов сам по себе является лечебным фактором. Но если бы не координирующая функция большого пальца, мы вряд ли могли бы, не фиксируя заикающихся на правилах речи, отладить механизм слогопроизнесения.

На этой стадии логопедических тренировок необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе не только для того, чтобы посредством обратной афферентации синхронизировать механизм слогообразования с нажатием большого пальца ведущей руки, но и в целях суммирования элементарных навыков новой речи. Большой палец должен успеть проконтролировать работу всех звеньев речевого механизма, так чтобы уже сейчас произнесение слога носило естественный характер. При этом большой палец формирует опережающий буксирный импульс и служит как бы для мягкого "вплывания" в речь.

Так же как и на предыдущем этапе, прежде чем начать соответствующие логопедические упражнения, мы проводим мышечное расслабление, используем элементы АТ. Пациенты приступают к речевым тренировкам только на фоне мышечного расслабления, в состоянии глубокого покоя. Перед тем как связать движение большого пальца руки со слогом, мы вызываем у заикающихся свободное звучание на слоге с мягкой голосовой атакой, включением опоры и т.д., т.е. проделываем различные голосовые упражнения. Лишь после этого переходим к тренировке речи "с рукой".

Упражнение 1.

Исходное положение максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Упражнение 2.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшении силы нажатия голосовое звучание ослабляется. В ходе многочисленных тренировок происходит согласование работы всех звеньев речевого механизма. В итоге нажатие пальца должно автоматически открыть челюсть, увести вниз голос, включить опору. Медленное мягкое нажатие способствует такой же голосоподаче, правильному "вплыванию".

После каждого слогоизвлечения вначале по знаку логопеда, а потом самостоятельно кисть заикающихся опадает, принимая исходное положение, что становится сигналом к общему расслаблению. В дальнейшем условно-рефлекторное опадение кисти после каждого речевого отрезка (в данном случае слога) должно автоматически вызывать у заикающихся состояние, которое ассоциируется у них со словом "пять".

При выполнении данного упражнения нужно уделять особое внимание тому, чтобы команда большого пальца действительно упреждала, а не сопровождала работу речевого аппарата. Мы вынуждены еще раз подчеркнуть, что звукоизвлечение с помощью пальца должно осуществляться без всякого напряжения, в противном случае, закрепляя это напряжение, которое безусловно передается мышцам речевого аппарата, мы тренировали бы заикание. Исполнение упражнения контролируется визуально и на слух. В группе организуется взаимоконтроль и используются разнообразные приемы, позволяющие ускорить формирование навыка (например, логопед демонстрирует упражнение на своей собственной руке и руке пациента). На данном этапе закладывается основа будущей речи, и нам нужно выработать у заикающихся твердый уверенный навык синхронизированного с рукой свободного слогопроизношения. Не решив этой задачи, мы не сможем двинуться дальше и добиться в лечении устойчивых положительных результатов.

Каждый раз, координируя слог с движением пальцев ведущей руки, мы одновременно тренируем (в упрощенном виде) "ввод в речь", причем отлаживаем как моторную, так и нервно-психологическую часть программы. И хотя вся речевая программа будущего высказывания сводится пока только к слогу, каждый запуск такой элементарной программы гарантирует от речевых судорог, обеспечивая саморегулировку механизмов речи, готовность речевого аппарата к выполнению более сложных задач.

По закону коартикуляции, реализуемая в работе речевого аппарата слоговая программа (обычно 5 9 слогов) задается уже на уровне первого слога, т.е. импульсный сигнал, поступающий в мозг от большого пальца, формирует слоговую динамику всего высказывания. Остальным пальцам отводится меньшая роль отследить темпоритм фразы, расставить интонационные акценты и т.п.

Третий этап имеет своей целью формирование навыков речи с рукой, выработку алгоритма разнометричной интонированной речи на уровне слова или синтагмы, состоящей не более чем из двух-трех слов. Примерно к середине второй недели пациенты начинают испытывать во время тренировочной речи все большее спокойствие. Произнесение слога, пока еще находящееся под контролем сознания, становится привычным, осуществляется без речевых судорог и задержек, в связи с чем постепенно исчезает звукофобия. Это позволяет лечащимся свободно, беспрепятственно выражать в речи свои эмоции, ощущать красоту свободно звучащего голоса почувствовать "душу" звука.

Однако, сколько бы мы ни обучали пациентов интонировать на слоге, как бы ни были велики успехи группы в овладении этой техникой и навыками саморегуляции, слог остается слогом, а его произнесение сугубо тренировочным актом, и заикающиеся прекрасно это понимают. Упорядоченный алгоритм тренировочной речи, естественно, не может снять связанные с многолетней речевой практикой страхи, навязчивые мысли. По нашим наблюдениям, дезавтоматизированная, разрушенная заиканием речь чаще всего воспринимается как некий хаос, где царствуют окрашенные страхом звуки, "трудные" слова и потому приходится постоянно прибегать к уловкам, чтобы обойти опасные повороты речи, за которыми скрываются привычные судороги. Заикающихся пугает само непредсказуемое течение речевого потока. Для них заикание фетиш, и в мифологизованном хаосе речевого потока они, как правило, не видят самого элементарного порядка. Поэтому при переходе к тренировочной речи на уровне синтагмы и коротких фраз-предложений (третий этап логопедических занятий) группа может испытывать определенные трудности.

Стремясь устранить возможный психологический барьер, в начале этого этапа мы проводим с группой новую разъяснительную беседу, во время которой сообщаем элементарные сведения об актуальном членении речи, вводим в обиход упрощенное понятие синтагмы. Объясняем заикающимся смысл предстоящего этапа, который заключается в том, чтобы выработать у них несложный стереотип, усвоить новый речедвигательный навык, обучить руку основным интонационным приемам.

В дальнейшем этот несложный (но непременно правильно усвоенный и заученный) алгоритм позволит чисто автоматически раскладывать речевой поток на короткие речевые отрезки синтагмы, и рука, взяв на себя заботу о технике речи, всякий раз будет решать привычную задачу, отлаживая саморегулировку механизма речи, снимая тревогу, страх и ожидаемые запинки.

После беседы переходим к тренировкам. Общие принципы организации логопедических занятий при этом остаются прежними: сначала концентрация внимания и расслабление, затем голосовые тренировки и только после этого новый цикл, новые упражнения.

Упражнение 1.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2345). Каждый слог "пропевается" акцентированно, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов. Требования к каждому пальцу при исполнении упражнения в принципе те же, что и к большому. Но так как первый палец играет роль пускового механизма, задает программу речевому аппарату, длительность первого слога в слогоряде всегда будет несколько выше, чем у последующих слогов. Во время упражнения мы следим за тем, чтобы голос заикающихся оставался на опоре, чтобы сохранялась мягкая голосоподача и т.д. Иными словами, наша задача сохранить наработанную ранее технику слога и перенести ее на работу со слогорядом.

Сохраняя необходимую последовательность движения пальцев (12345), следим за тем, чтобы все пальцы, кроме работающего, были свободными и расслабленными. По окончании каждого ряда слогов кисть руки опадает, наступает пауза ("пять"), после чего заикающиеся встряхивают кисть, сбрасывают на бедро, снова и снова обучая ее расслаблению. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет выполняться точно.

Упражнение 2.

Его задачей является выработка навыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговаривания слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются слова двух, трех, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Необходимо добиться от каждого пациента четкого "вплывания", что не только обеспечивает правильную технику речи, но и задает ей соответствующий темп. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра.

Особое внимание необходимо уделить плавности перехода от слога к слогу в составе слов. Замечено, что в разговорной речи (как и при пении) заикающиеся менее всего испытывают трудности во фразах с сильной позицией (ударением) на первом слоге (см. приложение 3). А так как главная цель всех упражнений обеспечить состояние спокойствия, ощущение порядка во время речи, то при произнесении синтагмы первый слог мы акцентируем, добиваясь некоторого его удлинения по сравнению с остальными слогами, кроме ударного.

Пациенты, как правило, стремятся уравнять по длительности первый слог с ударным, что влечет за собой возникновение монотонной, невыразительной речи. При проведении упражнений нужно избежать этой типичной ошибки и добиваться правильного соотношения длительности ударных и безударных слогов. Сохранение их динамики на замедленном темпе с самого начала тренировок является важным условием формирования в будущем стереотипа естественной разнометричной речи.

С переходом к полноценным словам методические задачи усложняются, и прежде всего это касается повышения требований к интонации. Сначала мы обучаем пациентов передавать при помощи интонации буквальное значение слова, затем контекстуальное значение, смысл.

И, наконец, начинается работа над сочетанием слов и элементарными фразами. Теперь мы обучаем пациентов выделять более сильным и длительным нажатием пальца логическое ударение, добиваемся слитности произнесения слогов в синтагме. Если количество слогов в синтагме больше пяти, то пальцы рук отслеживают слоги, начиная с пятого, в обратном направлении (54321). Интонационные навыки отрабатываются на разных сочетаниях слов, помещаемых в разные контексты, при этом используются всевозможные интонационные штампы (см. главу 4).

К концу данного этапа пациенты усваивают на замедленном темпе навык интонированной речи с участием руки в пределах синтагмы. Постепенно рука становится действительным синхронизатором речи, берет на себя контроль за ее техникой.

Расслабление приобретает менее гротескный характер: у пациентов продолжают складываться и закрепляться навыки речи с рукой в рамках следующего алгоритма: пауза (расслабление и спокойствие) - речь - пауза (снова расслабление и спокойствие) речь и т.д.

 

 

Четвертый этап работа над текстом.

Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые пациентам тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. Каждое предложение делится на минимально возможные синтагмы, в паузах между которыми пациенты должны успеть расслабиться, снять мышечное напряжение, ощутить спокойствие. Со временем используются более сложные тексты, предложения делятся на естественные синтагмы, протяжённость пауз между синтагмами уменьшается. И на этом этапе продолжается работа над интонацией. Для обучения пациентов выразительности фраза проговаривается без руки, с использованием жестовых знаков (см. главу 4), затем мелодический рисунок переносится на речь с рукой. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Это позволяет сравнительно легко осуществить переход к импровизированной речи, когда необходимо отстоять свое мнение, выступить без подготовки на определенную тему. Но все же такой переход требует специальных упражнений, в процессе которых мы обучаем пациентов навыкам импровизации, композиции. Выполняя такие речевые упражнения, пациенты, естественно, не могут осуществлять детальный контроль за техникой речи, к этому времени составляющие навыка должны быть уже достаточно автоматизированными. Проводя функциональные тренировки, мы проверяем прочность усвоенных навыков и в случае необходимости проводим дополнительные занятия.

 

 

4.ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

 

В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт /44/ прямо говорит о заикании как о "просодическом дефекте", который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман /23/ также сводит заикание к нарушению просодики. По его данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог. Он также отмечает у них затруднения с постановкой ударения. Другая просодическая особенность речи заикающихся выражается в ограничении способности к модуляции голоса. Факт монотонности речи при заикании широко известен. О.Фон Эссен /51/ и Х.Фернау Хорн /104/ даже выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания.

В ряде работ отечественных авторов говорится о нарушении ритма, мелодики, динамической гармонии речи заикающихся. Приводятся данные, подтверждающие это экспериментально. Так, А.Ю. Панасюк установил, что перепады основного тона у взрослых заикающихся на 30% меньше, чем у нормально говорящих людей /84/. Т.С.Когновицкая /60/, измерявшая максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей, отмечает, что они на 15% ниже, чем у здоровых.

В литературе имеются отдельные рекомендации, направленные на коррекцию просодической стороны речи. Так, Н.П.Тяпугин /102/ замечает, что выразительность речи достигается игрой слогов и логических ударений. Многие советуют корригировать мелодику речи заикающихся, используя музыкотерапию /70/ и логопедическую ритмику /37,81/. Авторы указывают на возможность достижения выразительной речи демонстрацией правильных ее образцов.

В свете концепции Н.П.Бехтеревой, нарушение просодической стороны речи является частью устойчивого патологического состояния, которое формируется при возникновении и развитии заикания.

Просодику нельзя рассматривать отдельно от таких важнейших аспектов речевого общения, как мимика, поза, взгляд, жест. Все эти обязательные элементы коммуникации создают специфическую эмоциональную окраску речи, способствуют передаче не только вербального сообщения, но и подтекста, который часто определяет основной смысл высказывания. Как известно, в норме все названные элементы задействованы в речевом общении. Они дополняют друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным, в том числе вследствие дисгармонии, рассогласования различных элементов единой функциональной системы.

Заикание прежде всего сказывается на темпоритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, обусловлен желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее "отговорить", окончить тяжкий труд, которым является в этих условиях речь. Заикающихся подгоняют тревога, волнение, связанные с актом речи. Темп неровен и может значительно изменяться даже в одной фразе.

Речевые судороги дезорганизуют и ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерываться, что в свою очередь ведет к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стройность речевого потока, его звучность.

В речи заикающихся царит хаос, который особенно ощутим, когда они стоят перед необходимостью развернутого высказывания. Страх перед фатальным беспорядком становится значимой частью невротической составляющей заикания. Из-за стремления скрыть дефект от окружающих возникает нечеткая артикуляция, причем согласные утяжеляются, а гласные как бы "цедятся" сквозь зубы. Купол практически перестает использоваться как резонаторная полость, и в целом речь создает впечатление "каши во рту".

Нечеткая артикуляция, с одной стороны, присущие заикающимся тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы, в результате чего звучание переводится, в основном, в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. В большинстве случаев такая речь представляет собой "шелест на связках", при котором воздушная струя используется крайне неэкономно. Даже при отсутствии явной инспирации заикающиеся обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед синтагмой вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не столько недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом.

Состояние речи усугубляется фиксированностью пациентов на отдельных звуках. Звукофобия является одной из причин, способствующих формированию "твердой атаки" звуков. Речь теряет звучность, перестает быть "концентрированным пением", как у хорошо говорящих людей.

Таким образом, существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены, по существу, все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске последней и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. У заикающихся нарушено живое общение с собеседниками. Их лица во время речи амимичны, жест отсутствует или не точен, глаза избегают собеседника, не оживлены передаваемой мыслью, не "говорят".

Крайне зависимые от внешней оценки, заикающиеся боятся заявить о себе, в их речи не проявляется личность, не ощущается отношения к высказываемому. У нормально говорящих людей велика вариабельность интонационного рисунка, который зависит от конкретной ситуации общения, эмоционального состояния, интересов, способностей, характера, типа высшей нервной деятельности и т.п. У заикающихся, несмотря на значительные личностные различия, эта вариабельность крайне мала. Их речь имеет весьма ограниченный подтекст.

Специально нужно остановиться на понятии подтекста, играющего важную роль в правильной постановке всей коррекционно-воспитательной работы. Посвящая этому отдельную беседу, мы говорим о подтексте как о неявном, но чрезвычайно важном проявлении внутренней жизни человеческого духа, неразрывно связанном с побудительной силой высказывания, с тем, что человек хочет выразить на самом деле. Это "хочу" бывает глубоко запрятано. Но без него нет подтекста.

Для того чтобы общение состоялось, необходим волевой посыл, обращенный к слушателю. Говорящий не просто сообщает собеседнику определенную информацию, но реально переживает ее, стремясь зажечь слушателя своими чувствами, убедить его в истинности своих утверждений. Слова, не освящённые правдой человеческих чувств, представляют собой лишь ряд пустых звуков.

Но если "хочу" здорового человека реализуется в повседневном общении, то заикающиеся уверены в безнадежности этого намерения, что становится для них источником страданий и в конечном счёте невротизации. С возрастом они обычно примиряются со своим положением и в процессе вынужденного общения все чаще руководствуются вместо императива "хочу" императивом "надо", причем рядом с "надо" по прежнему живет "не могу".

Заканчивая характеристику особенностей просодики заикающихся, отметим, что наиболее серьезные нарушения в этой области имеют место при тяжелом заикании, протекающем на резидуально органическом фоне. Особенно в случаях, когда речевая судорога возникает при отстающем речевом онтогенезе. Несомненно, существует возраст, когда все лингвистические, а значит, также интонационные возможности развиваются наиболее продуктивно. Скудность словарного запаса чаще всего коррелирует с бедностью интонационного словаря. Это наблюдается у детей, страдающих общим недоразвитием речи, и еще более усугубляется, если на этом фоне возникает заикание.

Более тяжелые нарушения интонационной стороны речи отмечаются у заикающихся, которые воспитывались в неблагоприятной микросоциальной среде. Напротив, там, где речь ребенка формировалась на правильных речевых образцах, где дети жили в обстановке добра и любви, слушали музыку, их интонационные возможности стали богаче и способность интонировать сохранилась в более значительной степени, несмотря на заикание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных