Мах. 3 балла] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями побега (А–В).
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год.
Класс
Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 50 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. У бактерий гаметы: а) могут образовываться только путем мейоза; б) могут образовываться только путем митоза; в) могут образовываться как путем митоза, так и мейоза; г) никогда не образуются.
2. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки. Тем не менее, установлено, что меньше всего бактерий встречается в высокогорной местности. Это можно объяснить тем, что в горах: а) высока интенсивность ультрафиолетового излучения; б) низкое содержание кислорода в воздухе; в) высокая дневная температура; г) низкая ночная температура.
3. Промышленным способом лимонную кислоту получают путем биосинтеза из сахаристых веществ при участии: а) дрожжей; б) стрептобактерий; в) плесневого гриба; г) кишечной палочки.
4.Наличие у грибов мицелия с большой площадью поверхности является приспособлением к: а) фотосинтезу; б) паразитическому образу жизни; в) усваиванию крупных частиц пищи; г) питанию путем всасывания растворенных веществ.
5. В процессе анатомо-морфологического исследования структуры, обозначенной на рисунке цифрой «1», невозможно обнаружить: а) чешуевидных листьев; б) придаточных корней; в) корневого чехлика; г) зеленых листьев.
6. Голосеменное растение, имеющее мягкие, светло-зеленые листья, которые сидят на стебле пучками и опадают на зиму: а) лиственница; б) секвойя; в) эфедра; г) гинкго.
7.На рисунке показан агротехнический прием (А), который: а) стимулирует образование корневых клубеньков у бобовых; б) вызывает усиленный рост боковых побегов и ветвление основного стебля растения; в) целесообразно применять вместо пасынкования для повышения урожайности томатов; г) никогда не применяют при выращивании однолетников, принадлежащих к семейству сложноцветных.
8.На рисунке представлены поперечные срезы органов растений А и Б соответственно: а) корней однодольного и двудольного; б) стеблей двудольного и однодольного; в) корня однодольного и стебля двудольного; г) корня двудольного и стебля однодольного.
9. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке. Это растение: а) лилия; б) чеснок; в) нарцисс; г) гладиолус.
10.Если в эпидермисе листа исследуемого цветкового растения отсутствуют устьица, то наиболее вероятно, что оно является обитателем: а) водоема; б) заливного луга; в) сухого песчаного места; г) умеренно влажного леса.
14. Процесс дыхания у изображенного на рисунке справа организма: а) осуществляется специализированными органеллами; б) осуществляется всей поверхностью тела; в) осуществляется без участия кислорода; г) не осуществляется, так как он живет в воде.
15.Диффузный тип нервной системы характерен для: а) кишечнополостных; б) членистоногих; в) моллюсков; г) иглокожих.
17.У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются: а) гермафродитами; б) бесполыми особями; в) самцами и самками с недоразвитой половой системой; г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.
18. Ротовой аппарат насекомого, изображенный на рисунке справа: а) грызущий; б) колющий; в) сосущий; г) лижущий.
19.В Аргентине были обнаружены несколько хорошо сохранившихся скелетов вымерших птиц, у которых на грудине отсутствовал киль. Наиболее вероятно, что эти скелеты принадлежали: а) наземным птицам, способным к коротким мощным полетам; б) водным птицам, неспособным к полету; в) насекомоядным летающим птицам; г) наземным птицам, неспособным к полету.
20. На рисунке верное направление движения воды через тело губки показывает стрелка: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
21.На рисунке справа представлены силуэты летящих птиц. Силуэт серой цапли представлен под номером: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
22. В процессе эволюции щеки млекопитающих развились как: а) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей; б) приспособление для собирания большого количества пищи; в) приспособление для сосания молока; г) приспособление для дыхания.
23. Неандертальцев относят к представителям: а) предшественников человека; б) древнейших людей; в) древних людей; г) ископаемым людям современного анатомического типа.
24. Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем, белок гемоглобин следует отнести к уровню организации: а) атомно-молекулярному; б) тканевому; в) органному; г) системному.
25. Многообразие размеров и форм клеток организма человека на фоне общего плана строения, характерного для животных можно объяснить: а) разнообразием химических элементов образующих их структуры; б) разнообразием органических веществ, входящих в их состав; в) спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме; г) спецификой размещения в структурах органов.
26. В свертывании крови участвует фибриноген, являющийся белком: а) плазмы крови; б) цитоплазмы лейкоцитов; в) входящим в состав тромбоцитов; г) образующимся при разрушении эритроцитов.
27.Кислотность (значение рН) смешанной слюны взрослого человека в норме должна быть: а) ниже 3,5 (слабокислая); б) близка к 7,0 (нейтральная); в) близка к 8,5 (слабощелочная); г) выше 9,5 (щелочная).
28. На рисунке представлен фрагмент электрокардиограммы (ЭКГ). Зубец Р на отражает следующий процесс в сердце: а) возбуждение предсердий; б) восстановление состояния желудочков после сокращения; в) только возбуждение желудочков; г) одновременное возбуждение предсердий и желудочков.
29. Из перечисленных структур организма человека гормоны не производит: а) скелетная мышца; б) жировая ткань; в) сердце; г) яичник.
30. Центры защитных рефлексов – кашля, чихания, рвоты находятся в: а) мозжечке; б) спинном мозге; в) промежуточном отделе головного мозга; г) продолговатом отделе головного мозга.
31.Во время вдоха: а) внешние межреберные мышцы сокращаются, а диафрагма опускается вниз; б) только внутренние межреберные мышцы сокращаются, а диафрагма опускается вниз; в) внутренние межреберные мышцы сокращаются, а диафрагма поднимается вверх; г) только внешние межреберные мышцы сокращаются, а диафрагма поднимается вверх.
33. Остеоны располагаются перпендикулярно вертикальной оси в костях: а) плоских; б) губчатых; в) трубчатых; г) трубчатых и губчатых.
34.При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток: а) кислорода; б) питательных веществ; в) воды и минеральных солей; г) всех названных веществ.
35. Кривая выживания, характерная для однолетних культурных растений, на рисунке: а) показана линией А; б) показана линией В; в) показана линией С; г) не показана.
36. Многие виды куликов-песочников (морской, белохвостый, короткопалый и др.) имеют широко перекрывающиеся ареалы, обитают в одних местообитаниях и внешне почти не различимы. Однако гибриды практически неизвестны. Межвидовой гибридизации препятствует изоляция: а) этологическая; б) географическая; в) хронологическая; г) морфологическая.
37. Пример аменсализма – биотические отношения между: а) волком и лисицей; б) актинией и раком-отшельником; в) елью и светолюбивыми травами; г) водорослью и грибом в лишайнике.
38. На рисунке изображены головы трех различных видов зайцев (род Lepus): 1) беляка (L. timidis); 2) толая (L. tolay); 3) калифорнийского (L. californicus). Разница в размерах ушных раковин объясняется: а) разницей в остроте слуха; б) разной стратегией привлечения самок; в) разным частотным диапазоном воспринимаемых звуков; г) приспособлением к обитанию в различных температурно-климатических условиях.
39.К приспособлениям растений для улавливания световой энергии нельзя отнести: а) широкую и плоскую листовую пластинку; б) особое расположение листьев; в) ярко окрашенные цветки; г) прозрачную кожицу, покрывающую лист.
40. На рисунке изображены волки. По отношению к волку А волк Б демонстрирует позу: а) угрозы; б) ухаживания; в) подчинения; г) приветствия.
41. Важной чертой обмена веществ многих животных, в отличие от растений и грибов, является: а) способность к автотрофному питанию; б) способность к гетеротрофному питанию; в) выделение продуктов жизнедеятельности через специализированную систему органов; г) способность выделять тепло.
42. Не является обязательным условием научного исследования: а) предложение и проверка гипотезы; б) доказательство верности гипотезы; в) обзор и анализ количественных и качественных данных; г) использование соответствующих методов для проверки гипотезы.
43. Ядрышко можно наблюдать: а) во время мейоза; б) во время апоптоза; в) в эритроцитах млекопитающих; г) во время роста растительных клеток.
45. В процессе эмбрионального развития эпидермис кожи у человека образуется из: а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы; г) всех перечисленных зародышевых листков.
46. Из перечисленных органелл клетки не имеют мембранного строения: а) лизосомы; б) хлоропласты; в) митохондрии; г) микротрубочки.
47. Клевер красный и клевер ползучий это растения: а) двух видов, одного рода и одного семейства; б) двух видов, двух родов, но одного семейства; в) одного вида, но с разными внешними признаками; г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
48.Различные виды саккулины (род морских усоногих раков) паразитируют на нижней стороне брюшка морских десятиногих раков, главным образом крабов. Наиболее известный представитель – Sacculina carcini – во взрослом состоянии имеет мешковидное тело (до 2,5 см длиной), лишенное конечностей и наружного расчленения. В теории эволюции эти признаки животного могут рассматриваться как яркий пример: а) ароморфоза; б) дегенерации; в) конвергенции; г) специализации.
49.Сходство в строении органов зрения у головоногих моллюсков и позвоночных животных объясняется: а) конвергенцией; б) параллелизмом; в) адаптацией; г) случайным совпадением.
50. О движении цитоплазмы в клетках листа элодеи можно судить по перемещению: а) хлоропластов; б) хромопластов; в) ядра; г) зернистых включений запасных питательных веществ.
Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Красные водоросли могут расти на глубине, ниже границы проникновения света красного и синего спектра.
2.Дрожжи осуществляют молочнокислое брожение.
3.Черешок ориентирует листовую пластинку относительно света.
4.В древесине сосны отсутствуют настоящие сосуды.
5.Взрослый овод питается кровью теплокровных животных, прежде всего, крупного рогатого скота.
6.Гаттерия – самая древняя из ныне живущих ящериц.
7.У млекопитающих яйцеклетка полностью завершает оба деления мейоза до оплодотворения.
8.Мочевой пузырь у мужчин и женщин имеет сходную топографию.
14.Биомасса живых организмов на каждой последующей ступени пищевой цепи всегда меньше биомассы организмов предыдущей ступени.
15.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.
16.Николай Иванович Вавилов создал в Санкт-Петербурге мировую коллекцию культурных растений.
17.Предметом исследования биологии являются общие и частные закономерности организации, развития, обмена веществ, передачи наследственной информации.
18.Y-хромосома самая маленькая по размеру из всех хромосом человека.
19.Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.
20.Основные запасы воды в клетке растения находятся в пластидах.
Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 3 балла] На рисунке представлен продольный срез корня цветкового растения. Соотнесите цифры (1–6) с названием структур или зон корня, которые они обозначают:
А – зона деления;
Б – зона проведения;
В – зона растяжения; Г – зона всасывания;
Д – корневой чехлик; Е – корневой волосок.
Условное обозначение
Структура/зона
мах. 3 балла] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями побега (А–В).