Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






мах. 3 балла] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями побега (А–В).

Задания

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год

Класс

Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30
(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого:
а) форма и окраска объекта;
б) рост и развитие во времени;
в) обмен веществ и превращение энергии;
г) разрушение объекта под действием окружающей среды.

2. Рисунок справа иллюстрирует пример проявления у
организмов жизненного свойства:
а) обмен веществ;
б) размножение;
в) раздражимость;
г) движение.

3. Основная (элементарная) единица биологической систематики организмов:
а) вид;
б) класс;
в) отдел;
г) царство.

4. Наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний:
а) гигиена;
б) анатомия;
в) медицина;
г) физиология.

5. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки. Тем не менее, установлено, что меньше всего бактерий встречается в высокогорной местности. Это можно объяснить тем, что в горах:
а) высока интенсивность ультрафиолетового излучения;
б) низкое содержание кислорода в воздухе;
в) высокая дневная температура;
г) низкая ночная температура.

6. Споры на пластинках плодового тела образуются у:
а) сморчка;
б) масленка;
в) мухомора;
г) подберезовика.

7. Наличие у грибов мицелия с большой площадью поверхности является приспособлением к:
а) фотосинтезу;
б) паразитическому образу жизни;
в) усваиванию крупных частиц пищи;
г) питанию путем всасывания растворенных веществ.

8. В процессе анатомо-морфологического исследования структуры, обозначенной на рисунке цифрой «1», невозможно обнаружить:
а) чешуевидных листьев;
б) придаточных корней;
в) корневого чехлика;
г) зеленых листьев.

9. Голосеменное растение, имеющее мягкие,
светло-зеленые листья, которые сидят на
стебле пучками и опадают на зиму:
а) лиственница;
б) секвойя;
в) эфедра;
г) гинкго.

10. К растениям-паразитам относят:
а) омелу;
б) Петров крест;
в) раффлезию Арнольда;
г) все перечисленные растения.

11. На рисунке показан агротехнический прием (А), который:
а) стимулирует образование корневых клубеньков у бобовых;
б) вызывает усиленный рост боковых побегов и ветвление основного стебля растения;
в) целесообразно применять вместо пасынкования для повышения урожайности томатов;
г) никогда не применяют при выращивании однолетников, принадлежащих к семейству сложноцветных.

12. Если в эпидермисе листа исследуемого цветкового растения отсутствуют устьица, то наиболее вероятно, что оно является обитателем:
а) водоема;
б) заливного луга;
в) сухого песчаного места;
г) умеренно влажного леса.

13. На рисунке представлены поперечные срезы органов растений А и Б
соответственно:

а) корней однодольного и двудольного;
б) стеблей двудольного и однодольного;
в) корня однодольного и стебля двудольного;
г) корня двудольного и стебля однодольного.

14. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке справа. Это растение:
а) лилия;
б) чеснок;
в) нарцисс;
г) гладиолус.

15. Наибольший вред двудольному растению может принести удаление:
а) центральной сердцевины;
б) пробкового камбия;
в) пробковой ткани;
г) коры.

16. На рисунке справа показан опыт, иллюстрирующий явление:
а) фотопериодизм;
б) фототропизм;
в) фототаксис;
г) фотонастия.

17. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами,
к ракообразным относится:
а) мотыль;
б) артемия;
в) трубочник;
г) мучной червь.

18. Процесс дыхания у изображенного на рисунке справа
организма:
а) осуществляется специализированными органеллами;
б) осуществляется всей поверхностью тела;
в) осуществляется без участия кислорода;
г) не осуществляется, так как он живет в воде.

19. Диффузный тип нервной системы характерен для:
а) кишечнополостных;
б) членистоногих;
в) моллюсков;
г) иглокожих.

20. У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются:
а) гермафродитами;
б) бесполыми особями;
в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;
г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.

21. На рисунке справа изображён поперечный срез:
а) пиявки;
б) аскариды;
в) бычьего цепня;
г) дождевого червя.

22. Ротовой аппарат насекомого, изображенный на рисунке справа:
а) грызущий;
б) колющий;
в) сосущий;
г) лижущий.

23. Среди перечисленных брюхоногих моллюсков не имеет раковины:
а) лужанка;
б) прудовик;
в) голый слизень;
г) виноградная улитка.

24. На рисунке верное направление движения воды
через тело губки показывает стрелка:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

25. На рисунке справа представлены силуэты летящих птиц. Силуэт серой цапли представлен под номером:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

26. В Аргентине были обнаружены несколько хорошо сохранившихся скелетов
вымерших птиц, у которых на грудине отсутствовал киль. Наиболее вероятно,
что эти скелеты принадлежали:
а) наземным птицам, способным к коротким мощным полетам;
б) водным птицам, неспособным к полету;
в) насекомоядным летающим птицам;
г) наземным птицам, неспособным к полету.

27. В процессе эволюции щеки млекопитающих развились как:
а) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
б) приспособление для собирания большого количества пищи;
в) приспособление для сосания молока;
г) приспособление для дыхания.

28. Неандертальцев относят к представителям:
а) предшественников человека;
б) древнейших людей;
в) древних людей;
г) ископаемым людям современного анатомического типа.


29. Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем, белок гемоглобин следует отнести к уровню организации:
а) атомно-молекулярному;
б) тканевому;
в) органному;
г) системному.

30. Многообразие размеров и форм клеток организма человека на фоне общего плана строения, характерного для животных можно объяснить:
а) разнообразием химических элементов образующих их структуры;
б) разнообразием органических веществ, входящих в их состав;
в) спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме;
г) спецификой размещения в структурах органов.

 

Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Бактерии вызывают заболевания:
1) возвратный тиф;
2) сыпной тиф;
3) малярия;
4) туляремия;
5) гепатит.
а) 1, 3, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 2, 4;
г) 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4, 5.

2. Споры мхов служат для:
1) размножения;
2) фотосинтеза;
3) симбиоза с грибами;
4) расселения;
5) образования гаметофита в цикле воспроизведения мхов.
а) 1, 2, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.

3. Для хвойных растений характерны признаки:
1) наличие семенной кожуры;
2) образование плодов;
3) ветроопыление;
4) широкий спектр жизненных форм;
5) преобладание спорофита в жизненном цикле.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.

4. Плоды не образуются у:
1) папоротниковидных;
2) голосеменных;
3) покрытосеменных;
4) моховидных;
5) плауновидных.
а) только 1, 2, 4;
б) только 1, 3, 5;
в) только 2, 3, 4;
г) 1, 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4, 5.

5. У растений семейства пасленовых (Solanaceae) встречаются листья:
1) простые цельные;
2) пальчатосложные;
3) непарноперистосложные;
4) сложные с прилистниками;
5) простые, рассеченные на разную глубину.
а) только 1, 2;
б) только 1, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.

6. Для представителей царства Грибов характерны признаки:
1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;
2) структурный компонент клеточной стенки – целлюлоза;
3) запасной продукт – гликоген;
4) запасной продукт – багрянковый крахмал;
5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий.
а) 1, 4, 5;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 5.

7. Смена хозяев необходима для завершения жизненного цикла («от яйца до яйца»):
1) кошачьей двуустке;
2) острице;
3) чесоточному зудню;
4) трихинелле;
5) аскариде.
а) только 1, 2;
б) только 1, 4;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.

8. В процессе онтогенеза более одного способа дыхания используют:
1) майский жук;
2) стрекоза;
3) скорпион
4) прудовик
5) дафния.
а) только 1, 3;
б) только 1, 4;
в) только 2, 4;
г) 1, 2, 5;
д) 2, 3, 4.

9. Для осуществления газообмена всем животным необходимы:
1) диффузия;
2) органы дыхания;
3) красные кровяные тельца;
4) тонкие и влажные поверхности;
5) гемоглобин или другие дыхательные пигменты.
а) только 1, 3;
б) только 1, 4;
в) только 2, 4;
г) 1, 2, 5;
д) 2, 3, 4.

10. Клыки всегда отсутствуют в зубной системе:
1) хоботных;
2) парнокопытных;
3) грызунов;
4) непарнокопытных;
5) зайцеобразных.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4.

Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Плаунам для оплодотворения нужна вода.

2.Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.

3.Черешок ориентирует листовую пластинку относительно света.

4.Во время покоя у семян процессы жизнедеятельности не прекращаются.

5.Иглокожие, как и кишечнополостные, относятся к животным с радиальным типом симметрии.

6.Гельминтами называют всех червей, паразитирующих в организме животных и человека.

7.Взрослый овод питается кровью теплокровных животных, прежде всего, крупного рогатого скота.

8.Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

9.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.

10.У всех млекопитающих зубы дифференцированы.


Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 3 балла] На рисунке представлен продольный срез корня цветкового растения. Соотнесите цифры (1–6) с названием структур или зон корня, которые они обозначают:

А – зона деления; Б – зона проведения; В – зона растяжения; Г­ – зона всасывания; Д – корневой чехлик; Е – корневой волосок.  
Условное обозначение
Структура/зона            

мах. 3 балла] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями побега (А–В).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных