мах. 3 балла] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями побега (А–В).
Задания
Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
Класс
Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого: а) форма и окраска объекта; б) рост и развитие во времени; в) обмен веществ и превращение энергии; г) разрушение объекта под действием окружающей среды.
2.Рисунок справа иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства: а) обмен веществ; б) размножение; в) раздражимость; г) движение.
3. Основная (элементарная) единица биологической систематики организмов: а) вид; б) класс; в) отдел; г) царство.
4. Наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний: а) гигиена; б) анатомия; в) медицина; г) физиология.
5. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки. Тем не менее, установлено, что меньше всего бактерий встречается в высокогорной местности. Это можно объяснить тем, что в горах: а) высока интенсивность ультрафиолетового излучения; б) низкое содержание кислорода в воздухе; в) высокая дневная температура; г) низкая ночная температура.
6. Споры на пластинках плодового тела образуются у: а) сморчка; б) масленка; в) мухомора; г) подберезовика.
7. Наличие у грибов мицелия с большой площадью поверхности является приспособлением к: а) фотосинтезу; б) паразитическому образу жизни; в) усваиванию крупных частиц пищи; г) питанию путем всасывания растворенных веществ.
8.В процессе анатомо-морфологического исследования структуры, обозначенной на рисунке цифрой «1», невозможно обнаружить: а) чешуевидных листьев; б) придаточных корней; в) корневого чехлика; г) зеленых листьев.
9. Голосеменное растение, имеющее мягкие, светло-зеленые листья, которые сидят на стебле пучками и опадают на зиму: а) лиственница; б) секвойя; в) эфедра; г) гинкго.
10. К растениям-паразитам относят: а) омелу; б) Петров крест; в) раффлезию Арнольда; г) все перечисленные растения.
11.На рисунке показан агротехнический прием (А), который: а) стимулирует образование корневых клубеньков у бобовых; б) вызывает усиленный рост боковых побегов и ветвление основного стебля растения; в) целесообразно применять вместо пасынкования для повышения урожайности томатов; г) никогда не применяют при выращивании однолетников, принадлежащих к семейству сложноцветных.
12. Если в эпидермисе листа исследуемого цветкового растения отсутствуют устьица, то наиболее вероятно, что оно является обитателем: а) водоема; б) заливного луга; в) сухого песчаного места; г) умеренно влажного леса.
13. На рисунке представлены поперечные срезы органов растений А и Б соответственно: а) корней однодольного и двудольного; б) стеблей двудольного и однодольного; в) корня однодольного и стебля двудольного; г) корня двудольного и стебля однодольного.
14.Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке справа. Это растение: а) лилия; б) чеснок; в) нарцисс; г) гладиолус.
15.Наибольший вред двудольному растению может принести удаление: а) центральной сердцевины; б) пробкового камбия; в) пробковой ткани; г) коры.
16. На рисунке справа показан опыт, иллюстрирующий явление: а) фотопериодизм; б) фототропизм; в) фототаксис; г) фотонастия.
18. Процесс дыхания у изображенного на рисунке справа организма: а) осуществляется специализированными органеллами; б) осуществляется всей поверхностью тела; в) осуществляется без участия кислорода; г) не осуществляется, так как он живет в воде.
19. Диффузный тип нервной системы характерен для: а) кишечнополостных; б) членистоногих; в) моллюсков; г) иглокожих.
20.У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются: а) гермафродитами; б) бесполыми особями; в) самцами и самками с недоразвитой половой системой; г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.
21. На рисунке справа изображён поперечный срез: а) пиявки; б) аскариды; в) бычьего цепня; г) дождевого червя.
22. Ротовой аппарат насекомого, изображенный на рисунке справа: а) грызущий; б) колющий; в) сосущий; г) лижущий.
23. Среди перечисленных брюхоногих моллюсков не имеет раковины: а) лужанка; б) прудовик; в) голый слизень; г) виноградная улитка.
24.На рисунке верное направление движения воды через тело губки показывает стрелка: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
25. На рисунке справа представлены силуэты летящих птиц. Силуэт серой цапли представлен под номером: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
26. В Аргентине были обнаружены несколько хорошо сохранившихся скелетов вымерших птиц, у которых на грудине отсутствовал киль. Наиболее вероятно, что эти скелеты принадлежали: а) наземным птицам, способным к коротким мощным полетам; б) водным птицам, неспособным к полету; в) насекомоядным летающим птицам; г) наземным птицам, неспособным к полету.
27. В процессе эволюции щеки млекопитающих развились как: а) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей; б) приспособление для собирания большого количества пищи; в) приспособление для сосания молока; г) приспособление для дыхания.
28. Неандертальцев относят к представителям: а) предшественников человека; б) древнейших людей; в) древних людей; г) ископаемым людям современного анатомического типа.
29. Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем, белок гемоглобин следует отнести к уровню организации: а) атомно-молекулярному; б) тканевому; в) органному; г) системному.
30. Многообразие размеров и форм клеток организма человека на фоне общего плана строения, характерного для животных можно объяснить: а) разнообразием химических элементов образующих их структуры; б) разнообразием органических веществ, входящих в их состав; в) спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме; г) спецификой размещения в структурах органов.
Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Плаунам для оплодотворения нужна вода.
2.Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.
3.Черешок ориентирует листовую пластинку относительно света.
4.Во время покоя у семян процессы жизнедеятельности не прекращаются.
5.Иглокожие, как и кишечнополостные, относятся к животным с радиальным типом симметрии.
6.Гельминтами называют всех червей, паразитирующих в организме животных и человека.
7.Взрослый овод питается кровью теплокровных животных, прежде всего, крупного рогатого скота.
8.Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
9.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
10.У всех млекопитающих зубы дифференцированы.
Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 3 балла] На рисунке представлен продольный срез корня цветкового растения. Соотнесите цифры (1–6) с названием структур или зон корня, которые они обозначают:
А – зона деления;
Б – зона проведения;
В – зона растяжения;
Г – зона всасывания;
Д – корневой чехлик;
Е – корневой волосок.
Условное обозначение
Структура/зона
мах. 3 балла] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями побега (А–В).