Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Радуйтесь жизни - а потом совершите вознесение 5 страница




Боб: Можно ли в таком случае сказать, что эмоции овладевают тобой сегодня гораздо сильнее, чем в прошлом? Брайан: Я бы сказал, что за последние шесть месяцев я испытал куда больше эмоций, чем за последние шесть лет.

Боб: Ну и чтобы закрыть эту тему-Становясь все более сознательным, ты, в принципе, можешь ожидать, что подобное случится. Речь о процессе замещения, когда старая застоявшаяся энергия вытесняется поступающей новой энергией. Принцип действительно простой: предположим, что у тебя есть стакан воды, на дне которого лежит слой ила (старая застоявшаяся энергия). Если начнешь постоянно вливать в стакан струю чистой, свежей воды (новой энергии), поначалу ил поднимется и вода станет мутной. Но если ты продолжишь наливать свежую воду, вся муть (старая застоявшаяся энергия) постепенно уйдет и наконец у тебя останется стакан свежей и чистой воды (новой энергии). Насколько эта аналогия соответствует тому эмоциональному процессу, который ты переживаешь? И если соответствует, то не нужно ли постараться облегчить правильное протекание этого процесса, а если что-то пойдет неправильно, то исправить? Все это расширяет твою способность принимать все как есть, что, в свою очередь, расширит твою способность вместо сопротивления испытывать всю глубину ощущения. Если ты сможешь позволить себе эту глубину ощущения, значит, тем самым ты позволишь завершиться процессу замещения. Другими словами, ты пройдешь через горнило этих перемен.

Брайан: Это действительно хорошая аналогия. Для меня она вполне имеет смысл - у меня накопилось много мусора.

Боб: Наверное, можно сказать так: если ты переживаешь этот интенсивный и динамичный процесс пробуждения, он взмучивает то, что привыкло существовать на уровне ниже сознания, выводя его из подавленного состояния, так что в результате твои эмоции становятся, как ты говоришь, более мощными и сильными, чем когда бы то ни было. Правильно? Можно ли сказать, что все это лишь функция сознания, то, к чему предположительно должен приводить процесс пробуждения? В таком случае, речь идет о признании и принятии того факта, что жизнь полна риска и изменений; речь идет о том, чтобы согласиться с этим, а не противиться. Значит, имеет смысл скорее отправиться по течению, предаться ему, а не сопротивляться? Брайан: Да, имеет смысл. Я бы согласился с этим рассуждением, оно могло бы объяснить тот интенсивный процесс, который я сейчас переживаю. Однако понимание разницы между сопротивлением и переживанием - это как раз то, чего я пока не могу уловить... Я знаю, что переживаю нечто... Я не знаю, переживает ли это кто-нибудь еще. Во всяком случае, это вызывает у меня совершенно неповторимые с точки зрения моего личного опыта ощущения.

Боб: Так говорит каждый - до тех пор, пока я не соберу группу людей вместе и не задам им вопрос. Ответы совпадают на все сто процентов. Последний шанс проделать это представился мне в прошлую пятницу, когда я проводил беседу в книжном магазине "Восток - Запад". На вопрос: "Кто из вас переживает интенсивные изменения?" поднялся лес рук. Но каждый склонен думать, что это происходит исключительно с ним одним.

Брайан: Именно так я и думал: "Что со мной творится? Что?" И кажется, что все остальные отлично с этим справляются. Все остальные действуют так, будто их жизнь - сплошное удовольствие. По-моему, осознание того, что другие тоже переживают интенсивные перемены, позволяет мне чувствовать себя лучше - куда как приятнее чувствовать себя не одиноким в беде! Речь совсем не идет о боли или печали, просто когда дело доходит до этого чувства - очень сильного чувства, - то в момент провала появляется мысль, что ты уже никогда не выберешься из этого. Зато когда все позади, возникает такое облегчение! Это просто замечательное чувство! И это новое учение оказалось великой радостью. Дважды провести неделю в обществе с Друнвало - это было потрясающе! И повстречать других учеников в группе было тоже потрясающе. Даже обмен видеозаписями и просмотр новых фильмов - это замечательно. Я привык сопротивляться учению. Возможно, где-то внутри я не мог выносить самой мысли о том, что мне приходится учиться. Но вот пару лет назад я встретил нескольких просветленных; и я начал открываться новому знанию и хотя бы краем глаза взглянул на кое-какие новые веши. С того момента моя страсть к обучению все росла и росла - словно новая личность рождалась. Так что в результате действительно можно сказать, что я прошел бы и через эмоциональные перемены. Это было потрясающее приключение, несмотря на все его взлеты и падения. Я бы ни на что не променял его, я бы ни за что не вернулся назад - я не могу вернуться назад. Не знаю, что думаешь об этом ты. Скажи, а ты хотел бы забыть все, чему научился? Ты бы мог сказать: "Пожалуйста, сотрите мою память за последние десять-пятнадцать лет"? Нет. Ты же говорил по телефону, что тебе понадобилось пятнадцать или двадцать лет, чтобы научиться преодолевать все это. Ты сказал мне тогда: "Брайан, у тебя было только два года, чтобы пройти через это".

Только послушай этих сверчков! Знаешь, обычно, едва к ним кто-нибудь приблизится, они замолкают. А мы тут сидим, болтаем во весь голос - и они трещат-заливаются! Классно! Боб: Хочу поблагодарить их за это. Мне понравилось.

Брайан: И мне! Может, они как раз проходят через эмоционально-телесное очищение и полностью переделали себя? Ведь обычно они стрекочут по ночам, а сейчас солнце еще высоко. Послушать, так покажется, что они просто окружили нас! По-моему, это что-нибудь да значит.

* * *

Спасибо тебе, Брайан, за отлично проведенное время, за великолепное интервью - и за то, что своим рассказом ты прояснил многие моменты лучше, чем это сделал бы я.

Если кто-нибудь из вас, читатели, переживает какие-либо изменения вроде тех, что переживает Брайан; если вы обнаружили, что чувствуете больше эмоций, притом более сильных и со значительными колебаниями настроения; если вы обнаружили, что кое-кто из старых друзей постепенно отдалился от вас; если вы не всегда знаете, как найти общий язык со своими друзьями и членами семьи; наконец, если вы думаете, что все дело в вас, и размышляете над тем, что же с вами не в порядке, - успокойтесь! Это происходит со всеми нами! Повторюсь: наступило время великих перемен -для всей планеты, для живущих на ней людей, всех вместе и каждого в отдельности. Никто не в состоянии избежать этого; никакое отрицание, никакие уловки, попытки скрыться или сопротивляться в конечном итоге не дадут результата. Стало быть, ключ, как всегда, находится в сознании.

Первым шагом к сознанию является осознание. Если вы ничего не знаете или не понимаете в этом процессе, значит, вы всегда будете обречены вкушать его последствия. Иначе говоря, вы будете избегать, сопротивляться, отрицать, испытывать страх, биться над вопросом, что с вами происходит, или думать, что подумают другие, и т. д., и т. п.

Если же вы на самом деле понимаете, значит, вы сможете научиться сознательному взаимодействию с этим процессом. Вы можете научиться в полной мере наслаждаться происходящим, научившись двигаться вместе с ним (а в конце концов - ив нем). Именно это называется эмоционально-телесным очищением; именно этому посвящена почти вся остальная часть книги.

Вот что говорил Друнвало на конференции "Звездное видение" в Эстес-Парке (штат Колорадо) в ноябре 1996 года: Программа "Цветок Жизни" была создана для интеграции левого и правого полушарий головного мозга, а также для того, чтобы показать разуму, каким образом взаимосвязано все вокруг, с тем чтобы они могли увидеть это единство. Однако мы не включили в поле наших исследований сферу эмоционального тела - ив этом наш наибольший просчет. Самая большая задача, которая стоит перед нами сейчас, заключается в том, чтобы через эти изменения прийти к равновесию. Мы говорим об использовании Меркабы - но даже этого оказывается недостаточно, если эмоциональное тело выведено из равновесия. Мы можем в совершенстве изучить Меркабу, но без умения сохранять эмоциональное равновесие это не очень-то поможет.

И еще одна цитата из Друнвало, на этот раз ответ на вопрос о фотонном поясе: Мы не собираемся проникать в какое-либо внешнее поле света и трансформировать себя так, чтобы можно было избегнуть наших кармических связей. Нам придется работать над нашими эмоциями и всем многообразием того, что мы натворили, здесь, на Земле, в этой грязи и мраке, и нам придется пройти через это прежде, чем мы сможем проникнуть в те самые высшие сдои бытия.

Итак, разговор начался. Теперь мы можем перейти к основной теме - эмоционально-телесному очищению.

Все мы имеем несовершенства, тянущиеся за нами из прошлого, и они продолжают формировать наши жизни до тех пор, пока мы не решим сразиться с ними. Вначале я расскажу вам об источниках этих несовершенств, или незавершенностей, и о том, как они воздействуют на нас; затем мы рассмотрим способы преодоления или исцеления этих угнетателей нашего сознания.

Разум

Не меняйте веру. Переделайте верующего.

- Вернер Эрхард

Э то начало второй части книги, а по сути дела, даже новая книга.

Я довольно долго размышлял над тем, как это сделать: в конце концов, есть много хороших книг по эмоционально-телесному очищению - смогу ли я внести свой неповторимый вклад? Раздумья вернули меня в лето 1989 года, когда я тоже считал, что в лучшем случае смогу лишь пережевать уже однажды сказанное.

Потом я понял, что единственный способ написать книгу по эмоционально-телесному очищению состоит в том, чтобы делать все так, как я обычно делаю: использовать первую часть, так сказать, для создания соответствующей обстановки, т. е. показать, что жизнь на самом деле не такая, какой она нам представляется, что смысл жизни совсем не сводится к поиску "правильных" отношений, "правильной" работы, "правильного" автомобиля и т. п. Моя мысль заключается в том, что мы должны рассматривать эмоционально-телесное очищение в более широкой картине мира.

Но все же я никак не мог решить, что делать со второй частью. Для меня написание книги -это вопрос доверия и освобождения - иначе говоря, отказа от контроля. По моему личному опыту, именно такое отношение ведет к истинному контролю.

Итак, я продолжу свои воспоминания, чтобы, поведать вам все в точности так, как оно происходило в жизни, - мне нет никакой нужды пытаться корчить из себя умника.

Но чтобы рассказать все по порядку, придется вернуться к самому началу семидесятых, во время, когда одним из самых больших увлечений в моей жизни был кегельбан. О, к кегельбану я относился очень серьезно! Даже участвовал в соревнованиях профессионалов в 1970-1971 годах. Впрочем, после шести турниров я сошел с дистанции с травмой поясницы и с осознанием того, что большинство профессионалов играет куда лучше меня.

Я понимал, что худшим моим врагом является мой собственный разум. Мое тело все знало, мои мускулы знали - вся моя природная способность к знанию знала, как сделать правильный бросок, - но мой разум частенько не позволял мне совершить нужное действие, особенно, конечно, в стрессовой ситуации, Итак, я почувствовал, что самая большая моя потребность была в том, чтобы успокоить собственный разум и остаться один на один с моими природными способностями.

Первый прорыв явился в облике моего друга, который знал о моей проблеме. Он сказал мне, что, если я действительно хочу побольше узнать о разуме, мне стоит поискать что-нибудь из Алана Уоттса. В частности, он порекомендовал мне одну из его книг, называвшуюся просто "Книга". Я тут же помчался в ближайшую книжную лавку, а затем обошел еще два или три магазина, но нигде не нашел "Книги".

Вообще-то я даже не был уверен, что издание с таким названием вообще существует, - ну скажите, кому придет в голову назвать свою книгу "Книгой"7. В общем, я вернулся домой с другой книгой Уоттса, которая называлась "Это то, что нужно"*, предположив, что это она и есть. Однако мой друг сказал: "Нет, это не то, что нужно! Ищи "Книгу"!" Я отправился бродить по книжным магазинам на другой конец города и все-таки нашел ее. Вернувшись домой, засел за чтение - и не поверил своим глазам. Это было как раз то, что я искал! Книга стала моей библией, по крайней мере, на весь следующий год. Полное ее название было "Книга о табу на знание о том, кто ты есть"**. Вот что было написано в рецензии на обороте: Являясь, вероятно, самым известным произведением Уоттса, "Книга" глубоко исследует причины и способы избавления от иллюзии о том, что человеческая сущность представляет собой отдельно взятое эго, которое обитает в кожаном мешке и "противостоит" целой вселенной физических объектов, чужеродных и лишенных разума.

Согласно Д-ру Уоттсу, именно эта иллюзия и лежит в основе неправильного использования технологии, направленного на жестокое и враждебное подчинение человеком своей естественной окружающей среды и ведущего к постепенному ее разрушению... Со свойственным ему искрометным юмором Алан Уоттс представляет нам "изнанку" природы человеческой сущности в этой "Книге" - руководстве по посвящению в краеугольную тайну бытия, которое каждый отец должен дарить своему сыну, а каждая мать - своей дочери при вступлении их во взрослую жизнь. Вот так все началось на самом деле. Это было начало путешествия, продолжающегося и по сей день. А ведь я стремился всего лишь улучшить свои достижения в кегельбане! Конечно, у меня были свои соображения на эту тему еще до моего открытия Уоттса - они заключались в том, чтобы угомонить разум, научившись входить в альфа-состояние. Как этого достигнуть, я не знал, но мой друг по кегельбану, ставший "тренером моего разума", дал мне книгу по Трансцендентальной Медитации. В 1974 году я записался на курсы Трансцендентальной Медитации и буквально через пару секунд после начала моей первой медитации понял, что открыл для себя нечто действительно мощное (кстати, мои спортивные способности сразу же радикально улучшились).

Все это происходило в период между 1972 и 1974 годами. Если вы знакомы с главой "1972" в книге "Ни слова правды ", то вспомните, что этот год был временем больших перемен на нашей планете.

В тот период сирианцы (пришельцы из системы Сириуса) пытались заставить нас развиваться как можно быстрее - фактически, они даже на небольшое время лишили нас свободы воли. Мы напоминали малых детей, играющих в войну, пока сирианцы наконец не сказали нам: "Нет, этого делать нельзя". После чего приступили к прямому программированию событий нашей жизни, чтобы тем самым позволить нам как можно быстрее развиваться. Вскоре они вернули нам свободу воли (впрочем, довольно относительную: они снабдили нас набором вариантов, из которых можно было выбирать, и если мы выбирали неверный, они предлагали нам все тот же выбор до тех пор, пока мы не выбирали правильный вариант).

Во всяком случае, я совершенно точно знаю, что промежуток между 1972 и 1974 годами лично для меня стал временем грандиозных перемен и роста, хотя при этом я не чувствовал, будто меня вынуждают делать то или другое. Мотивация исходила изнутри меня. Не забывайте, что я был увлечен в основном кеглями.

Потом я узнал об эст (эрхардовском семинарском тренинге). Вообще говоря, о нем было трудно не узнать - в 1975 году он был на самом пике популярности. Казалось, он возник ниоткуда - вот так, внезапно - р-раз! - и появилась штука под названием эст. Я обнаружил, что у каждого есть свое мнение по этому поводу: люди могли поддерживать идею этого тренинга или быть решительно против него, но равнодушных просто не было.

Мое первоначальное впечатление было негативным - эст казался мне чем-то вроде придорожных закусочных. Я считал, что для достижения просветления нужно, наверное, сначала заниматься у мастера дзэн-буддизма, потом лет двадцать просидеть где-нибудь на вершине горы или в пещере. Разве двух уик-эндов может быть достаточно для того, чтобы изменить мою жизнь? Да ни за что! И потом, я слышал, что вводные семинары эст чересчур многолюдны и шумны - нет, это было не для меня! Но затем один мой близкий друг - тот самый, который рассказал мне об Алане Уоттсе, - записался на такой семинар. Естественно, я с нетерпением ожидал услышать его мнение. И он достаточно убедительно объяснил мне, что в эст действительно что-то есть и что мне, вероятно, стоило бы попробовать это самому.

Так я и поступил. Я отправился на вводный семинар. И это оказалось куда хуже, чем я себе представлял! Организаторы вручали призы тем, кто привел с собой больше всего неофитов! Они были навязчивыми! Они говорили, что всего лишь дают мне возможность выбора, но я считаю, что они просто силком навязывали мне свой "товар".

Но я твердо решил пройти семинар и потому смог пережить весь этот кошмар. В общем, на следующее утро я пришел в офис эст, подал заявление и выписал чек. Так я попал на тренинг. Мой друг, как мог, подготовил меня к тому, чего ожидать. Он сказал: "Не давай ведущим одурачить себя; все не совсем так, как выглядит внешне, там что-то другое происходит". Так что в результате наших с ним бесед я научился не поддаваться тренеру и его помощникам. Друг говорил мне, что они будут из кожи лезть, чтобы сбить меня с толку, и что я не должен попасться на этот крючок.

* Аббревиатуру эст (англ. est) принято писать строчными буквами. Методика Вернера Эрхарда (настоящее его имя - Джон Пол Розенберг) создана в 1971 г. в Калифорнии и основана на различных западных и восточных философских системах.

Еще он посоветовал смотреть на них, как на актеров, исполняющих свои роли, - по крайней мере, я получу удовольствие. Так я и сделал, и удовольствие действительно получил.

Семинары эст проходили по субботам и воскресеньям. Время начала было вполне подходящее - полдевятого утра. Заканчивались семинары нередко также под утро. Каждый день занятий тянулся ровно столько, сколько было необходимо для передачи очередного блока информации. Кроме того, у нас были еще предварительная трехчасовая встреча, собрание вечером в среду посреди семинара и заключительное собрание.

Наши занятия проходили в танцевальном зале на втором этаже здания студенческого союза, что в кампусе Калифорнийского университета в Беркли. Собралось почти двести пятьдесят человек.

В первый день семинара, ровно в восемь тридцать утра, к эстраде прошагал некий субъект. Он сильно смахивал на зомби. (Конечно, о времени я мог судить только приблизительно - ко одному из условий семинара, ни у кого из присутствующих не было с собой часов, - но, поскольку "эст всегда происходит вовремя", я был уверен, что занятия начались без опоздания.) - МЕНЯ ЗОВУТ ВИКТОР. Я БУДУ ПОМОЩНИКОМ ВАШЕГО ТРЕНЕРА. ВАШЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧАЛОСЬ.

Несмотря на то что костюм Виктор подобрал очень тщательно, вид у него был такой, будто он только что выбрался из какого-нибудь склепа. Он выглядел (и самое главное, двигался) словно зомби. По меньшей мере час он своим бесцветно-монотонным, механическим голосом напоминал нам об уже оговоренных и согласованных условиях. Поскольку на предварительной встрече мы уже говорили об этих условиях и приняли их, ничего нового сейчас не прозвучало.

Суть этих договоренностей заключалась в том, что мы обязались оставаться в зале, где проходит тренинг, в течение всего дня занятий; мы не должны были разговаривать, кроме особо оговоренных случаев, когда нужно было делиться информацией; перерывы на отправление естественных надобностей делались только по команде тренера; и наконец, утолять голод можно было только во время обеденного перерыва - максимум одного в день, минимум - ни единого. По поводу двух последних условий люди возмущались. Это напомнило мне слова Алана Уоттса из его "Книги": Многие в наше время начинают подозревать, что наше существование - это крысиная возня в клетке, живые организмы (не исключая человека) являются всего лишь трубками, вкладывающими нечто в один свой конец и выпускающими нечто из противоположного. Это занятие должно продолжаться постоянно и в конечном счете приводит к износу трубки. Поэтому, чтобы фарс мог продолжаться, трубки находят способы создавать новые трубочки, которые, в свою очередь, также вкладывают нечто в один свой конец и выпускают из другого. У входного отверстия у них развиваются скопления нервных узлов, называемые мозгами, а также глаза и уши, чтобы было легче рыскать в поисках того, что можно было бы проглотить. По мере насыщения они расходуют свою избыточную энергию: изгибаются в сложных комбинациях движении, производят всевозможные звуки, шумно втягивая и выбрасывая воздух из своего входного отверстия, а также собираются в группы, чтобы сразиться с другими такими же группами. Со временем трубки обрастают таким количеством дополнительных приспособлений, что угадать в них простые трубки можно лишь с большим трудом. Причем им удается изобретать умопомрачительное количество вариантов. Существует неписаное правило не есть трубки своего собственного вида, зато идет очень серьезное состязание за право быть главной трубкой. Все это кажется потрясающе глупым, и, если подумать, - больше потрясающим, чем глупым. Все это действительно крайне странно.

Может быть, жизнь - это все-таки нечто большее, чем "трубчатость". И, похоже, основатель эст тоже так считал.

Затем, в самый разгар монолога Виктора из задней комнаты, чеканя шаг, появился весьма опрятно одетый мужчина в возрасте где-то между тридцатью и сорока: - ВОТ ПОЧЕМУ В ВАШИХ ЖИЗНЯХ НЕТ ТОЛКУ! ВЫ ВСЕ РАВНО ЧТО ЗАПЛАТИЛИ ПО 300 ДОЛЛАРОВ ЗА НОВЫЙ РАДИОПРИЕМНИК - ВИКТОР ПЫТАЕТСЯ РАССКАЗАТЬ ВАМ О ТОМ, КАК ОН РАБОТАЕТ, А ВЫ, ЗАСРАНЦЫ ЭДАКИЕ, ДАЖЕ НЕ СЛУШАЕТЕ! ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВАШ ПУТЬ ЛУЧШЕ?! МЕНЯ ЗОВУТ РОН. Я - ВАШ ТРЕНЕР! К этому времени почти все уже вертелись на стульях и многие явно подумывали о том, как бы удрать. А я сидел и думал: "Ух ты, отлично! Это даже еще лучше, чем я предполагал!" Рон оказался, безусловно, самой впечатляющей личностью, с которой мне доводилось встречаться. Все это произошло в ноябре 1977 года, но я помню практически все, словно это происходило на прошлой неделе.

Постижение

Конечно, проще скакать на лошади туда, куда она сама хочет скакать.

- Вернер Эрхард

итак, что же я узнал на семинаре эст? Ну, прежде всего я "узнал", что в эст есть множество ловушек и подводных камней, включая даже жаргон (если вы когда-нибудь участвовали в эст, вы понимаете, о чем я говорю).

Эст часто обвиняют в том, что эти семинары породили целое стадо молодых тренеров, полагающих, что главной задачей их жизни является помощь другим людям в менторской манере (обсуждать можно любого, кроме самого тренера). Мы с друзьями особенно полюбили одну тренерскую фразу и даже превратили ее в дежурную шутку: "Вот поэтому и не складывается твоя жизнь! Потому ты и засранец!" Эта фраза долго еще напоминала нам о незабываемых ощущениях того тренинга. Что интересно, я никогда не встречал выпускника эст, который не восхищался бы своим тренером и не отзывался бы о нем в самых почтительных выражениях.

Однако действительная ценность эст, естественно, находится гораздо глубже всех этих фраз. То была бесценная возможность непосредственно пережить в обстановке безопасности и доверия те "акты", которыми все мы являемся, и затем избавиться от них.

Кстати, хотел бы сразу прояснить: у меня тоже был свой "акт". Он заключался в том, чтобы оставаться выше всего этого и "не поддаваться" тренеру; это была своего рода защитная броня. Она удерживала меня в рамках моих собственных представлений о жизни и защищала меня от необходимости переживать мои собственные эмоции.

И тем не менее я вынес из этого тренинга немало ценного - много того, что я сейчас знаю о разуме и обыкновенно преподаю на семинарах по "Цветку Жизни" и реберсингу, позаимствовано из эст. Кроме того, во времена становления реберсинга практически каждый практикующий прошел через семинары эст и находился под их глубоким воздействием. Как видите, эст оказал самое серьезное воздействие на реберсинг. Позднее я объясню это подробнее.

Леонард Орр даже какое-то время (в 1975 г.) был штатным сотрудником эст. Однажды он и Вернер Эрхард встретились. Новое знакомство произвело на Вернера достаточно сильное впечатление, и он нанял Леонарда в качестве специального консультанта для тренерского состава.

Эст не требовал рациональности. На самом деле наша "рациональность" подвергалась атакам на каждом шагу - взять хотя бы те же договоренности. Помимо уже упомянутых, нас попросили не садиться рядом со знакомыми. Кроме того, мы обещали не делать никаких записей в процессе тренинга; находиться на своих местах, пока не поступит команда; а также в течение всего семинара не принимать ни алкоголя, ни лекарственных препаратов, кроме назначенных врачом. Когда Виктора спрашивали о смысле подобных договоренностей - а люди действительно интересовались, - он лишь отвечал: "Потому что именно это и срабатывает".

Большинство из нас понимало эти договоренности как правила, назначенные сверху. Вообще люди, как правило, находятся под воздействием так называемого синдрома родительского неодобрения (я расскажу о нем позже, в главе 11), либо восставая против тех, кто имеет власть над ними, либо подчиняясь им.

Нас же попросили отнестись к договоренностям с ответственностью - так, словно это мы сами их придумали, словно мы сами для себя решили, что эти условия необходимы для создания того фундамента, который позволит нам извлечь из тренинга максимум пользы.

Впрочем, большинство из нас привыкло к разумным договоренностям. Например, многие с готовностью согласились бы с тем, что во время занятий часы надо оставлять в пальто или сумке. С другой стороны, как минимум десять-двенадцать человек в какой-то момент признались, что нарушили эту договоренность.

У нас было много возможностей убедиться в том, что рациональность лежит в основе "непережитого опыта". Рациональность - это сознание жертвы: "Я не сделал этого потому что не смог" или "Я опоздал, потому что было слишком плотное движение на дорогах", и так далее в этом духе. Мы действуем так, словно самое важное - это причины, по которым мы чего-то не делаем; мы не в состоянии увидеть, что самое важное - сделали мы что-то или нет.

Еще одним фактором всех этих соглашений было то, что Вернер называет "жестокими законами действительности". Он говорит, что эти законы не рациональны - они просто есть. Для силы гравитации, например, безразлично, если вы упадете с лестницы и сломаете себе ногу. Это может казаться несправедливым и нелогичным, но жизнь во многом устроена именно таким образом, так что винить в чем-либо силу гравитации бессмысленно.

Виктор просто возвышался над нами живым воплощением жестоких законов действительности, и люди буквально с ума сходили от этого! Но Виктору на это было наплевать.

Итак, как часто говорил Рон, "ваши жизни не складываются, потому что вы механически живете в ваших системах верований вместо того, чтобы жить своим опытом".

Он рассказал нам популярную в эст притчу: если посадить крысу в лабиринт, у четвертого выхода из которого лежит кусок сыра, она через некоторое время научится безошибочно находить сыр. Человек тоже способен научиться этому. Если же сыр положить у другого выхода, крыса будет продолжать искать лакомство у четвертого выхода до тех пор, пока не поймет, что нужно поискать в других местах. Здесь и проявляется различие между крысами и людьми - человек будет всегда искать сыр у четвертого выхода, потому что у него сформировалась вера в четвертый выход. Крыса же, со своей стороны, ни во что не верит - ей нужен только сыр и ничего более.

Так мы и проживаем свои жизни на основе понятий и верований (то есть рациональности), вместо того чтобы жить на основе опыта. Рон изобразил все это на доске в виде диаграммы (рис. 10-1). Вначале он начертил горизонтальную линию и обозначил ее как "ничто". Под этой чертой он написал "непережитый опыт", а под ним в нисходящем порядке "помощь", "надежды", "решения" и "рациональность". Все эти определения он назвал различными уровнями непережитого опыта.

Над чертой он написал "принятие". Как сказано в "Книге эст". Над чертой расположен пережитый опыт, а первый шаг выше линии, первая форма опыта, включает в себя просто принятие. Если ты хочешь вырваться из реальности непережитого опыта, тебе придется отказаться от рациональности, прекратить принимать решения, перестать надеяться и просто принимать все, как есть ни более, ни менее. Принимай все таким, какое оно есть. Когда ты поступаешь так, лампочка твоего опыта загорается. До этого мо-мента она не горит.

Над "принятием" Рон написал "свидетельствование, или наблюдение", выше - "участие, или способность делиться" и еще выше - "быть источником". Таковы различные уровни пережитого опыта.

"Книга эст" утверждает, что если измерять пережитый и непережитый опыт по стобалльной шкале, то "рациональность" будет равняться минус восьмидесяти, "решение" - минус двадцати, "надежда" - минус десяти и "помощь" -минус пяти. "Принятие", соответственно, будет равняться плюс пяти (уже по шкале опыта) - и так далее, вплоть до сотни баллов за "быть источником".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных