Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комический трюк должен соответствовать характеру персонажа или маски.




Комический трюк всегда краток и динамичен. И он обязательно должен найти свое точное место в номере. Сколько раз бывало, ког­да тот или иной трюк, исполненный в начале номера, вызывал лишь легкую улыбку, а поставленный в конец выступления — хохот и го­мерический смех.

Если, к примеру, в известном номере музыкальных клоунов Е. Амвросьевой и Г. Шахнина поставить конечный комический трюк (моментальная костюмная трансформация, когда женщина

Стр.68

«превращается» в мужчину и наоборот) в начало номера — трюк не только не «стрельнет», но и не будет элементарно понят.

Конечно, в определении места комического трюка сказывается профессионализм сценариста номера. Он должен знать, что зрите­лей необходимо «разогревать», чтобы они были эмоционально под­готовлены к трюковой кульминации.

Во всем многообразии форм комических трюков есть одно об­щее правило: в нем используются жизненно-бытовые предметы:

В комических трюках вещи как бы одушевляются, им как бы при­дается способность действовать разумно, иногда в отличие от своих владельцев. Вначале бытовые предметы функционируют по своему прямому назначению, но затем происходит эксцентрический сдвиг: на­рушаются жизненные закономерности. И тогда платок прыгает в кар­ман, струя пронзает клоуна насквозь, скрипка „дерется", а рояль стре­ляет»6.

И эти обычные, повседневные предметы с помощью фантазии и необычного мышления творца приобретают неожиданное звучание и новое качество: способность вызывать смех.

«Давайте посмотрим, как из бытовых аксессуаров высекается ко­мический эффект.

Возьмем, к примеру, бутылку. Клоуны решили отметить день рож­дения своего друга, инспектора манежа. По этому поводу откупорено игристое шампанское. Но... О, ужас! Струя из горлышка бутылки уда­рила чуть ли не под самый купол. Первое, что пришло в голову, — ско­рее прикрыть горлышко ладонью, но струя озорно пронзила руку и по-прежнему хлещет и хлещет. Тогда на помощь ринулся второй клоун: плотно прижал свои ладони к ладоням партнера — куда там! И их про­шило. Натянули на горлышко шляпу. Думаете, помогло? Ничуть не бывало! Наконец в панике рыжий сам уселся на горлышко бутылки. И тут струя, пронзив беднягу насквозь, начала фонтанировать из его головы... В финале неожиданный поворот — партнер догадался пере­резать струю, как нитку, огромными ножницами.

Еще один пример комического трюка с кобурой револьвера. Кло­ун, исполняющий в пантомиме роль начальника полиции, в самый на­пряженный момент хватается за оружие. С угрожающим видом, сви­репо вращая белками глаз, он решительно ударяет по кобуре, нервно отстегивает ее, но вместо ожидаемого всеми револьвера вытаскивает из кобуры... носовой платок и громко сморкается.

Стр. 69

Клоуна послали за пивом. Зачем бежать куда-то. Сейчас устрою. Он позвонил знакомой буфетчице — все в порядке: подставляй посу­ду. Из той самой телефонной трубки, по которой только что тел раз­говор, выливается на наших глазах полная кружка свежего пива...»7

Комический трюк не должен быть перегружен смыслом. Воспри­ятие комизма такого трюка не предназначено для глубокого размыш­ления. Комические трюки рассчитаны на живую сиюминутную ре­акцию. В то же время они требуют от зрителей принятия этой игры, соучастия, увлеченности, полной веры в досужий вымысел, как в правду.

Существуют так называемые классические комические трюки. Уже никто не помнит их авторов и первых исполнителей, но они сто­летиями кочуют из номера в номер и до сих пор хорошо принима­ются зрителями. Бьющие фонтаном из глаз слезы и поднимающие­ся дыбом волосы парика — вот примеры таких классических коми­ческих трюков.

Комические трюки подразделяют на «проходные» и «сюжетные». Пер­вые очень коротки и исполняются как бы между прочим. Вторые — раз­вернуты по времени и смысловому наполнению. Трюки второго рода могут служить фундаментом, на котором строится целый номер.

К классическим примерам такого рода относится номер Каран­даша «Разбитая статуя». Основу номера здесь составляет именно сю­жетный комический трюк.

«Уголок парка. Скамейка, урна, скульптура Венеры. Сторож ме­тет дорожку, парк еще закрыт. Тут появляется человек — он явно идет из бани. В руках у него тазик, через плечо — полотенце. (Типичная картина 30-х годов. Все живут в коммуналках и моются в бане непо­далеку.) Сторож замечает раннего посетителя, гонит его. Карандаш (это, конечно, он) прячется за спину дворника. Тот вертится, не мо­жет найти нарушителя порядка, убегает на его поиски. Оказавшись хозяином положения, Карандаш важно разваливается на скамейке и вдруг замечает, что руки и одежда его в зеленой краске. Скамейку только что покрасили! Собираясь стереть краску, берет из тазика мочалку, мыло. Но мыло такое скользкое, просто само выпрыгивает из рук. Карандаш очень потешно ловит его. Поймал! А оно опять ускользает, на этот раз... в штаны. Оно холодное, скользкое, щекочет клоуна, тот хохочет, натыкается на Венеру. Скульптура падает и

Стр.70

разлетается на куски. Бежать? Или восстановить скульптуру? Соби­рает поспешно, не соображая, в какой последовательности устанав­ливать отдельные части. Надумал: снимает ремень с брюк, измеряет „осколки", чтобы хоть так определить порядок их установки. Меша­ют сползающие брюки, мешает мыло, все еще „гуляющее" в них. А тут скульптура покачнулась, прищемила ногу. Ее удалось высво­бодить, но носок оказался зажатым скульптурой. Работа вроде бы завершена. Клоун отходит и смотрит со стороны, что у него получи­лось. Ужас!

Венера перекручена, как штопор. С досады Карандаш хлопает себя по щеке, и на лице появляются зеленые разводы. Забирается на пьеде­стал и пытается исправить ошибку. Скульптура снова падает, куски ле­тят наземь... И в эту самую минуту возвращается сторож. Бежать позд­но. Клоун выпускает из брюк рубашку, прикрывает ею брюки и изоб­ражает на пьедестале... Венеру. С кепкой на голове и зелеными пятнами на лице. Когда сторож приходит в себя от изумления, он метлой сго­няет разрушителя, тот с криком убегает, сторож гонится за ним. На манеже — разбитая вдребезги Венера...»8

Чтобы добиться на эстраде комического эффекта, необходимо внимательно и пристально наблюдать жизнь. Ведь одно из условий возникновения смеха есть открытие того, что в окружающем нас мире есть нечто, что противоречит здравому смыслу. Тогда смех ста­новится результатом наблюдения и осмысления человеческих, соци­альных, экономических недостатков, что позволяет ему подняться до сатирического звучания и эти недостатки развенчать. Как спра­ведливо сформулировал И. Кант: «Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто»9.

· · · · · · · · · · ·

На эстраде реприза означает не только «смеховую точку» в фельетоне, монологе, миниатюре, но и определенный жанр.

РЕПРИЗА — это и маленькая интермедия между номерами в концерте, тем или иным образом «привязанная» или к самой теме концерта, эстрадного представления, шоу-программы, или непосред­ственно к тому, что в этот момент происходит на эстраде, к реперту­ару исполнителей, к их номерам...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных