ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЫМКОВСКАЯ СВИСТУНЬЯ
С давних пор в холодных северных землях на реке Вятке встречали весну весёлым праздником «Свистунья». Ох, и удалые были игрища в честь славянского бога света и тепла — Ярилы. А в христианскую пору этот праздник пробуждения природы соединился с торжеством Воскресения Христова. К празднику сему лепили игрушек-свистулек превеликое множество. Долгожданная весна много радости несла. И радости этой предчувствие воплощалось в игрушке. Словно цвет весенний ярка и красочна вятская игрушка. И в праздник как запоют, засвистят игрушки на разные голоса переливчатые. Зазвучат призывные ребячьи песни: «Весна, Весна Красная! Приди, Весна, с радостью, со великою милостью! — начинают в хороводах, а потом продолжают: — Благослови, мати, Весну закликати, Зиму провожати...» И так задорно и весело поет свистулька, так мило сердцу весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются. И пошла свистопляска! Веселятся стар и млад от души, во всю ширь раздольного своего характера. А когда утомятся, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал человека праздник весь год. Словно радуга воцарится в доме. Расписные кони в яблоках, птицы-павы и жар-птицы, медведи могучие и львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то в полоску, либо в клетку. Слеплены они по всем скульптурным правилам, с какой стороны ни взгляни — красивы, глаз не оторвать. Откуда же пришли сюда эти красоты? А пришли они не из дальних стран, а из давних времен. Тысячу лет пролежали в земле первые игрушки. Да и то сказать, игрушками-то они и не были, а были это изображения божков — неведомых природных сил, коим поклонялись и коих старались задобрить. Даже погремушки, и те не были просто развлечением младенца, — ими отгоняли духов злых. Тому же служили и свистульки. Славянские игрушки дожили до наших дней в курганах — высоких насыпных могильниках, в землях киевских и псковских, новгородских и староладожских... В старину любая вещь, любой узор и даже цвет имели свой особый сокровенный смысл. Ничто не делали бессмысленно. И каждый новый мастер или мастерица передавали знание и умение сыну, дочери и далее внукам. Так создавалась традиция, что и означает передача. Но почему наши свистуньи и игрушки называются «дымковскими»? Да потому что задымили всю округу трубы печек, где игрушки обжигали.
Как и сотни лет назад лепят сегодня дымковскую игрушку. Благо глина прямо под ногами. Бери сколько хочешь. Но выбирают-то глину не всякую, а мягкую, пластичную, чтобы «лепкая» была. Все мелкие камешки повыкинут. Руками разомнут. Вот и готова. Лепи в своё удовольствие. Налепят игрушек самых разных «как в старину». Затем высушат. Затем в печи обожгут – для крепости. Закаленную игрушку отбеливают тертым мелом на молоке в непорочный белый цвет. А затем уж краской разукрашивают – «наряжают». И народится Белый Конь Ясный День с желтым кругом-солнцем на груди, жаркими вокруг лучами, да звездными боками. Среди ярких дымковских коней, баранов, птиц и барынь всегда тихонько звучат песни-«веснянки». Лишь чуткое ухо расслышит их. Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое! Унесите от нас Зиму холодную! Нам холодная зима Надокучила, Руки, ноги отморозила!
Дымковская игрушка рождена родной землёй, напоена привольным русским духом и расцвечена любовью к родной природе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|