Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занимательное стихосложение

Представлены различные типы занимательных стихотворений


Акростих — стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

А нгел лёг у края небосклона,
Н аклоняясь, удивлялся безднам.
Н овый мир был тёмным и беззвёздным.
А д молчал. Не слышалось ни стона…

(Н.Гумилев)

 

Четырёхкратный акросонет, посвящённый Марине Цветаевой

 

М едовым эхом, золочёным сно М
А г А товая даль, без дна тр А в А...
Р асп Р авлено крыло напе Р еко Р...
И звест И ю о пагубност И жизн И!
Н евесты Н еземные с Н ы и сто Н
А нгар конц А, поэм А без поэт А!..


Ц елующее бли Ц Ц ерковных ни Ц,
В оюющих даро В В оздушный зо В,
Е жеминутно Е бров Е й брожень Е!..
Т ечёт ар Т ерии отве Т ный све Т
А ртист А вызывает век А ветк А:
Е щё, Е щё, евангельское с Е рдц Е,
В В енке терновом, эру зая В и В,
А орты от Христова Рождеств А!..

(Г.Седельников)

Тавтограмма — стихотворение, где все слова начинаются с одной и той же буквы.

 

Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.

(В. Смиренский)

 

Липограмма — стихотворение, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков (например, «Соловей» Г.Н. Державина написан без звука «р»).

Наиболее сложным типом липограмм является гиперлипограмма или моновокализм — стихотворение, в котором употребляются только определённые гласные.

гипрерлипограмма «О»

 

Молодость — словно сон:
Только вот рос, рос —
Скоро срок похорон,
Скоро погост, снос.

Плохо, хоть волком вой.
Но, поборов боль,
Вновь той дорогой в свой
Город, хоть он — ноль.

Молодость – столько снов!:
В космос!, в поход в ночь!,
Бодрой тропой слонов
Гордо точь-в-точь мочь!..

Долог сон? Скромно стон,
Скорбно-больной вздох…
Короток… Что потом?
Только Господь Бог…

(И. Чудасов)


одна согласная (Л)

Алла, алло! Аллеи
Алое лили еле.
Лилии ли алели?
Или алели ели?

Оле ли еле-еле
Лили елеи ало?
Лиле ли? Лии? Леле?
Алое лило Алле!

(И. Чудасов)

 

тавтограммная гиперлипограмма

Сто сорок солнц. Сплошь соль со склонов.
Ссох скос. СволОчь с соломой стог?
Со сгонов скот сполз сворой сонной,
Сполз скопом, сольно — сколько смог…

Смолк сбор со стоголосой склокой,
Сноровкой спорой, скоростной…
Со стоном сдох совхоз стоокой
Совой. Совковость — смог сплошной.

Совхоз – с Содомом стойко сродство,
Со смоквой. Соткой слободской
(Собор со стойлом) — спорно сходство —
Со скользкой сошкой, со скобой.

(И. Чудасов)

Анагриф — стихотворение, полностью составленное из определённых букв, взятых из какого-либо слова или фразы. Прекрасным примером подобного стихотворения является анагриф «Харитонову», написанный Борисом Гринбергом (посвящение поэту Евгению Харитонову):

использует исключительно буквы, содержащиеся в заглавии «Харитонову»

ХАРИТОНОВУ

НОВАТОР:
Утро — ворота в аорту Харона.
Ворон у трона, ворона — на трон.
Ворон хранит, а ворона хоронит...
В ухо отраву. Тиару, хитон
и на траву. Ни вина, ни овина.
Тихо. Но варит оторва отвар,
хвори, вину, рану, норов отринув...
Воину — урна, а вору — товар...

ТИРАН:
Хоти, но в тон,
А-то… урон!

ХОР:
Трохи рун, а хитов — вороха.
Ох и врун, а руно-то труха

(Борис Гринберг)

 

Метаметаграмма - стихотворения, образующиеся одно из другого путём замены букв. Вероятно, самый сложный поэтический опыт.

Буква «р» в первом стихотворении заменяется буквой «л» во втором


ИГРА

 

ГОРОД ДОРОГ

Обрети ветра гора,
розы загоритесь...
Сиры правила. Игра
жарит — покоритесь!

— Город нагреет! —
Дрань ржёт,
Рясами зреет
Храм, врёт!

Среди руна крестов ворчат,
Грянут утро рая...
Руки жаркие врача,
кроны вырезают.

Морить?
Обречь?
Мерь прыть.
Вправь речь!

 

ИГЛА

 

ГОЛОД ДОЛОГ

Облети ветла гола,
лозы заголитесь...
Силы плавила игла,
Жалит — поколитесь!

Голод наглеет
Длань лжёт,
Лясами злеет
Хлам влёт.

Следи луна клестов, волчат…
Глянут, утло лая —
Луки жалкие влача,
клоны вылезают.

Молить?
Облечь?
Мель — плыть.
Вплавь — лечь.

(Борис Гринберг)

 


Логогриф — стих, основанный на убывании начальных звуков.

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!

Звуковое кольцо — четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки — с первой буквой первой.

Давно известно: жизнь — борьба,
А у борьбы — один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...
(Иван Овчинников)

Гетерограмма (равнобуквица) — игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков — большевиков, не бомжи вы — небом живы, теперь я — те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм — редкое, но весьма интересное явление в поэзии.

 

Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)

Что вы простонете?
Что вы просто не те?

Разведу руками — мир стоит
Разве дураками мир стоит?
(Д. Авалиани)

Бесконечный стих – стих с кольцевой структурой, где конец переходит в начало.

Всем известен стих: «У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:

 

…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …

Алфавитный стих – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

 

Антисемит Антанте мил.

Антанта сборище громил.

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)

 

Центон (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» — отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина.

 

Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

 

Панторим – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения.

 

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

Анацикл (греч. ana — вперёд, против и cyclos — круг, цикл) — стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи — крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

 

Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье -
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого — виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!
(В. Брюсов)

Фигурный стих – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет — звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского — древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии — в 17 веке, когда стихотворная «алхимия» была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют символисты (Брюсов) и модернисты (Кирсанов, Вознесенский). В целом, фигурные стихи — не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение в виде треугольников Апухтина:

 

Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак… ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!

О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)

Буриме (от франц. bouts rimes -«зарифмованные концы») – сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Форма буриме зародилась во Франции в первой половине 17-го века. История возникновения буриме обязана французскому поэту Дюло, который заявил, что написал 300 сонетов, но рукопись потерял. После массовых сомнений публики в таком большом количестве написанных стихов, Дюлло признался, что написал не сами стихи, а только заготовленные рифмы. После этого его коллеги по перу написали сонеты на рифмы-заготовки, а новая стихотворная игра вошла в моду и в 17-18 вв. была довольно популярным салонным развлечением. Известно также, что А. Дюма в 19 веке был огранизатором конкурса на лучшее буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений.
В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. По этой причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено 4 пары рифм, и который мгновенно (!) выдал замечательный экспромт.

 

заданные рифмы:

воздух — отдых
игра — топора

недуг — досуг
земля — рубля

Избу не возвести без друга-топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо — удачи свежий воздух.

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.
Не трачу на лекарства ни рубля.
Дорогой под ноги мне стелется земля:
Природа для меня — лекарство и досуг.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Возpаст 21-24 месяца 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных