Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По направлению 020200.62 Биология




ЗООЛОГИЯ

Методические указания

По выполнению контрольных работ

 

для студентов заочной формы обучения

По направлению 020200.62 Биология

 

Красноярск, 2009


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Л.П. Шатурина

 

ЗООЛОГИЯ

Методические указания

По выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

по направлению 020200.62 Биология

 

 

Красноярск, 2009

 
 
 

Рецензент: И.Ю.Еремина, канд. биол. наук, доцент

 

 


Шатурина Л.П. ЗООЛОГИЯ: Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

по направлению 020200.62 Биология /Л.П. Шатурина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2009. – 36 с.

 

Предназначено для студентов заочной формы обучения 1 курса института ПБиВМ по направлению 020200.62 – «Биология»

 

 

Ó Шатурина Л.П.

Ó Красноярский государственный аграрный университет


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение  
Указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ ………………………………………………………………..  
Часть I – Зоология беспозвоночных …………………………...  
Выполнение 1-й контрольной работы (за 1 семестр) ………..  
Выполнение первого задания - Теоретические вопросы..  
Выполнение второго задания – Рисунки …………………  
Правила выполнения рисунков ………………………..  
Выполнение третьего задания –Таблицы ………………...  
Ключевые моменты при изучении материала ………………..  
Часть II – Зоология позвоночных ……………………………...  
Выполнение 2-й контрольной работы (за 2-й семестр) ……..  
Выполнение первого задания - Теоретические вопросы..  
Выполнение второго задания – Рисунки …………………  
Выполнение третьего задания – Таблицы ………………..  
Ключевые моменты при изучении материала ………………..  
Цитируемые источники …………………………………………..  

Введение

 

Курс «ЗООЛОГИЯ» является неотъемлемой частью всего комплекса дисциплин, входящих в программу подготовки специалистов-биологов. Данные методические указания подготовлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020200.62 – Биология. (10 марта 2000 г., Номер государственной регистрации 87 ЕН/Бак).

Зоология (от греч. zōon – животное и logos – учениеот), наука о животных – часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Зоология тесно связана с производственной деятельностью человека, с освоением, реконструкцией и охраной животного мира Земли.

По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин. Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира. Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных. Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира, эмбриология животных – их индивидуальное развитие (онтогенез), экология животных – взаимоотношения их между собой и с др. организмами, а также неорганическими факторами среды обитания, этология – поведение животных в сравнительном и эволюционном плане. Зоогеография – раздел зоологии и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение. Палеозоология изучает вымерших животных прежних геологических эпох; она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией. Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей зоологии, развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма. По объектам исследования зоологи подразделяют на ряд подчинённых дисциплин: протозоологию – науку об одноклеточных животных, гельминтологию – о паразитических червях, малакологию – о моллюсках, карцинологию – о ракообразных, арахнологию – о паукообразных, акарологию – о клещах, энтомологию – о насекомых, ихтиологию – о рыбах и рыбообразных, герпетологию – о земноводных и пресмыкающихся, орнитологию – о птицах, териологию – науку о млекопитающих, и т.п. Зоология пользуется разнообразными методами исследования, общими для многих биологических дисциплин.

Зоология тесно связана с др. биологическими науками, а также с медициной и ветеринарией. Некоторые разделы зоологии входят как составная часть в такие комплексные дисциплины, как паразитология, гидробиология, эпизоотология, эпидемиология. Так, например, для медицинской и ветеринарной паразитологии особое значение имеет изучение животных – паразитов человека, домашних животных; животных – переносчиков возбудителей болезней. Зоологические исследования лежат в основе организации мероприятий по борьбе с животными – вредителями сельского и лесного хозяйства. Многие беспозвоночные животные – некоторые моллюски, ракообразные, насекомые (пчела, тутовый шелкопряд и др.) используются человеком как источник пищевых продуктов и как сырьё для технических целей. Эколого-зоологические исследования лежат в основе, определения объектов и расчетов допустимых норм изъятия охотничьих зверей, пернатой дичи, промысловых рыб, мер по воспроизводству запасов, акклиматизации животных.

Изучать курс Зоологии необходимо по темам в следующем порядке. Вначале необходимо прочитать соответствующие страницы основного учебника, затем ознакомиться с дополнительной литературой. При чтении следует всегда разбирать рисунки, схемы и таблицы – это очень помогает при усвоении материала. При вторичном прочтении материала по теме необходимо приступить к составлению конспекта, что обеспечивает лучшее его усвоение. По конспекту нужно составить ответы на вопросы для самоконтроля, приведенных в данных методических указаниях.

Студенты должны творчески осмыслить, а не зазубрить фактические материалы. Найти пути решения практических задач на основе теоретических знаний.

 

Основным руководством для изучения Зоологии являются учебники следующих авторов:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Блохин, Г.И. Зоология. /Г.И. Блохин, В.А. Александров – М.: КолосС, 2005. - 512 с.
2. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. /И.Х. Шарова – М.: ВЛАДОС, 1999. - 592 с.
3. Константинов, В.М. Зоология позвоночных: Учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. вузов /В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. – М.: Академия, 2000. - 496 с.
4. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / В.М. Константинов, С.П. Шаталова, В.Г. Бабенко [и др.] – М.: Академия, 2004. - 272 с.
5. Лукин, Е.И. Зоология. /Е.И. Лукин. – 3-е изд. – М.: Агропроимиздат, 1989. - 384 с.

ДОПОЛНИЕТЕЛЬНАЯ

1. Душенков, В.М., Макаров К.В. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных. Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.завед /В.М. Душенков, К.В. Макаров. – М.: Академия, 2000. - 486 с.
2. Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. /И.В. Потапов – М.: Академия, 2001. - 296 с.
3. Веселов, Е.А. Практикум по зоологии /Е.А. Веселов, О.Н. Кузнецова. – М.: Колос, 2000. - 368 с.
4. Райков, Б.Е. Зоологические экскурсии. /Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков – М.: Топикал, 1994. - 640 с.
5. Абдурахманов, Г.М. Основы зоологии, зоогеографии. / Г.М. Абдурахманов, И. К. Лопатин и др. М. Колос, 2001. - 450 с.
6. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: Учебн. пособие для студ. биол. фак. пед. вузов /В.М. Константинов, В.Т. Бутьев, Е.Н. Дерим-Оглу [и др.] – М.: Академия, 1999. -299 с.
7. Популярный биологический словарь /Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1990. - 544 с.
8. Горностаев, Г.Н. Определитель отрядов и семейств и насекомых фауны России. /Г.Н. Горностаев – М.: Логос. 1999. - 176 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных