Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные виды и принципы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве




В рамках типов информационно-консультационной дея­тельности осуществляются различные виды информационно-консультационной деятельности. Консультанты ФАО и Всемирного банка выделяют несколько таких видов (см. например, Axinn, G.H. Guide on Alternative Extension Approaches. Rome: FAO, 1988), каждый из которых определяет специфическую цель и подход к организации деятельности. На их основе можно выделить следующие основные виды информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве:

1. Агентский - вид информационно-консультационной деятельности, основанный на систематическом посещении хозяйств, анализе ситуации и результатов деятельности их работников с целью выявления проблем, формирования отношений и общественно значимых мнений, а также мотивирования сельских товаропроизводителей.

2. Адаптационный - вид информационно-консультационной деятельности, основанный на разработке (адаптации) и внедрении системы ведения хозяйства (производства) в данной зоне или на предприятии. Цель деятельности - увеличение количества внедренных современных производственных систем.

3. Аутсорсинг - принятие службой на себя выполнения ряда вспомогательных управленческих функций в хозяйстве клиента. Цель деятельности - повышение эффективности выполнения основных функций клиентом на собственном предприятии за счет передачи выполнения вспомогательных управленческих функций внешней организации.

4. Инновационный - вид информационно-консультационной деятельности, основанный на разработке и реализации прикладных научных исследований мероприятий, приводящих к комплексным изменениям в образе хозяйствования и/или образа жизни населения.

5. Информационный - вид деятельности, основанный на распространении информации, имеющей отношение к государст­венной политике, а также рыночной информации. Цель деятельности - увеличение информированности клиентов (производителей, населения) об изменениях в государственной политике и ситуации на рынке и, как следствие, увеличение конкурентоспособности предприятий.

6. Консультационный - оказание помощи в принятии ре­шений по конкретным проблемам конкретному клиенту. Цель деятельности - увеличение устойчивости производства, повышение конкурентоспособности предприятия.

7. Образовательный - вид информационно-консультацион­ной деятельности, основанный на проведении общеразвивающего и профессионального обучения. Цель деятельности – повышение уровня образования, в том числе профессионального, сельского населения.

8. Партиципативный (кооперирующий) - вид информационно-консультационной деятельности - предусматривающий добровольное вовлечение товаропроизводителей в процесс взаимного общения, обмена мнениями и опытом, создания объединений. Цель деятельности - выявление и распространение знаний и опыта, самостоятельно приобретенных товаропроизводителями, формирование общественных или производственных объединений товаропроизводителей.

9. Рекомендационный - вид деятельности заключающийся в разработке и распространении рекомендаций. Цель деятельности - повышение научного и методического уровня решений и действий, предпринимаемых клиентом.

10. Тренинговый (обучение-и-посещение) - вид деятельности - целенаправленное обучение и посещение хозяйств для проверки правильности использования полученных навыков и умений. Цель деятельности - увеличение урожайности культур (объема производства продукции) в хозяйствах, охваченных программой обучения.

Каждая отдельная сельскохозяйственная информационно-консультационная служба может проводить несколько видов деятельности. Это зависит от подхода к организации службы, который выбран при ее создании. Например, направлена ли деятельность службы на повышение продуктивности сельского хозяйства или на решение проблем сельских жителей, создана ли она централизованно в национальном масштабе или децентрализованно на местном уровне, предусмотрено ли привлечение сельских товаропроизводителей для формулирования и выполнения задач службы, за­нимается ли служба только передачей знаний или она также участвует в создании знаний и т.д. и т.п. Структура и задачи службы уточняются в зависимости от масштаба и сложности проблем целевой группы клиентов, от круга политических задач и других функций, возлагаемых на службу, возможностей выполнения общественные задачи вне системы информационно-консультационного обслуживания, наличия ресурсов и возможностей обеспечения финансовой устойчивости службы и др.

Каждому виду информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве соответствует свой комплекс форм и методов работы. Ситуация в регионе, цели государственной и местной политики, наиболее подходящие для их достижения тип и виды информационно-консультационной деятельности диктуют, какую организационную (организационно-правовую) форму службы необходимо выбрать для достижения максимального эффекта.

При проведении информационно-консультационной деятельности необходимо придерживаться определенных принципов. Существует ряд принципов информационно-консультационной деятельности, соблюдение которых обязательно для любой информационно-консультационной службы. При этом каждый тип деятельности имеет свои специфические принципы. К числу же наиболее общих принципов могут быть отнесены следующие:

- открытость - информационно-консультационная по­мощь должна быть оказана любому человеку, который обратился за помощью и является представителем целевой группы;

- гуманитарностъ - служба оказывает помощь людям, а не хозяйствам;

- независимость, объективность и научность информации и рекомендаций, распространяемых службой;

- конфиденциальность в отношениях с клиентом;

- адекватность - работа службы должна соответствовать ситуации в регионе и возможностям клиентов, она применяет методы работы и технологии, привязанные к конкретной местности;

- наличие устойчивой обратной связи с клиентами (населением);

- достижение целей службы происходит в рамках государственной политики и не противоречит ей;

- работа службы должна быть построена таким образом, чтобы она имела способность гибко реагировать на изменение государственной и местной политики и потребностей сельских товаропроизводителей и жителей;

- постоянное взаимодействие с другими организациями, занимающимися развитием местности;

- предотвращение и управление конфликтами интересов, возникающими в результате изменений, вызванных деятельностью службы.

Исходя из этих принципов, достаточно легко ответить на вопрос - чем должна и чем не должна заниматься информационно-консультационная служба.

Многолетняя работа сотрудников Департамента развития сельского хозяйства и сельской местности Всемирного банка с участием привлеченных специалистов по созданию эффективных информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве во многих странах мира позволила им сделать несколько важных выводов, учет которых может облегчить службе соблюдение ее прин­ципов и создать благоприятные условия ее развития.

Во-первых, необходимо стремление правительства оказывать содействие сельскому хозяйству и сельскохозяйственной информационно-консультационной службе. Экономические меры поддержки должны сочетаться с созданием благоприятных экономических и институциональных условий развития.

Во-вторых, необходим институциональный плюрализм в развитии ИКС. Для достижения успеха необходимо сочетание государственных, частных и добровольных инициатив.

В-третьих, необходимо учитывать, что развитие государственной сельскохозяйственной информационно-консультационной службы является длительным процессом и требует значительных инвестиций, чтобы функционировать эффективно. Окупаемость первоначальных инвестиций в нее может произойти не менее чем через 10 - 15 лет. (Agricultural extension: the next stepAVPoIicy and research series. Vol.13. - The World Bank, Washington D.C., 1990. -p.23).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных