Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО — ДЛЯ ВСЕХ 1 страница




Рихард Рудзитис

Николай Рерих — Мир через Культуру

Минск

"Лотаць"

Перевод с латышского Л. Р. Цесюлевича

под редакцией Г. Р. Рудзите

___________________________

Рудзитис Р.

Р83

Николай Рерих — Мир через Культуру / Рихард Рудзитис; пер. с латыш. Л. Р. Цесюлевич. — Мн.: УП "Лотаць", 2002. —160 с.

ISBN 985-6307-58-9.

Монография "Николай Рерих. Мир через Культуру" принадлежит перу известного латышского поэта и философа Рихарда Рудзитиса, долгие годы возглавлявшего Латвийское общество Рериха. Она повествует о жизни и творчестве великого художника Н. К. Рериха, о его борьбе за мир во всем мире. Значительное место в книге посвящено идее Рериха о защите культурных ценностей и объединении народов на ниве культурного сотрудничества под Знаменем Мира.

Знак Агни на титульном листе книги печатается с разрешения президента Латвийского общества Рериха Гунты Рудзите.

ISBN 985-6307-58-9

© Рудзите Г. Р., 2002.

© Цесюлевич Л. Р., перевод на русский язык, 2002.

© УП "Лотаць", 2002.

___________________________

СОДЕРЖАНИЕ

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

ВВЕДЕНИЕ

РЕРИХ КАК ХУДОЖНИК

ИСКУССТВО — ДЛЯ ВСЕХ

МУЗЕЙ РЕРИХА

ЗНАМЯ МИРА

КУЛЬТУРА

РЕРИХ КАК ПИСАТЕЛЬ И ЛИЧНОСТЬ

___________________________

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

Имейте в себе соль; и мир имейте между собою.

Эта книга — о человеке, вся жизнь которого была молитвой — молитвой о мире всего мира. Все, к чему прикасалось сердце великого художника, звучало призывом к миру, культуре, единению. Николай Рерих "знал, что Мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах земли повторяется и будет повторяться это священное моление", пока не наступит благословенный мир на всей земле.

Монография "Николай Рерих. Мир через Культуру", принадлежащая перу известного латышского поэта и философа Рихарда Рудзитиса, долгие годы возглавлявшего Латвийское общество Рериха, повествует о жизни и творчестве Николая Константиновича до второй мировой войны. К середине 30-х годов деятельность Рериха достигла апогея. Его картины и литературные труды приобрели широкую известность не только в России (это был период, когда на родине они скорее замалчивались), но и во всем мире. Он уже совершил труднейшую научную экспедицию по Центральной Азии и заканчивал вторую — по Монголии и Маньчжурии. 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке был открыт Музей его имени, в котором, кроме экспозиции сотен прекрасных картин, были и научно-исследовательские и просветительские организации, утверждающие в жизни его идеи мира, сотрудничества и братства народов. На всех континентах были известны Пакт и Знамя Мира, предложенные Николаем Константиновичем. Они, по словам Рериха, должны были дать "международный импульс к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество", спасти планету от насилия и войн. В то время уже ни для кого не было тайной стремление Гитлера и Сталина, а также Великобритании расширить свои владения и сферы влияния. Потому одним из основных заданий культурных организаций и обществ имени Рериха стало продвижение Пакта и Знамени Мира для охраны сокровищ человеческого гения, иными словами, утверждение Красного Креста культуры.

Рихард Рудзитис написал ряд работ, посвященных Пакту Рериха и Знамени Мира, поскольку было крайне необходимо продвигать идеи Н. К. Рериха в Прибалтике. Ведь несмотря на то, что президент Латвии того времени Альберт Квиесис положительно отозвался о Пакте Рериха, правительство не поддержало его. (Впоследствии документы Государственного архива показали, что это произошло по причине давления дипломатических кругов Германии и Англии.) Рихарду Яковлевичу кажется, что правительство Латвии и интеллигенция страны просто еще не понимают благородных идей Рериха. Перед очередной встречей министров иностранных дел Прибалтики, которая предполагалась в мае 1935 года и должна была в числе прочих вопросов утвердить Пакт Мира, Рудзитис спешит написать книгу о Рерихе — художнике, философе и путешественнике, но прежде всего — общественном деятеле, борце за мир.

2 июля 1934 года Рихард Яковлевич пишет в своем Дневнике: "Еще я начал работу о Рерихе. Это мое первое и самое священное задание". Здесь, на земле, Рудзитис нашел духовного учителя, которого так долго искал, и с огромным пиететом и благоговением он пишет эту книгу. Ответственность была тем более велика, что здесь впервые была упомянута Елена Ивановна Рерих, которую Рудзитис огненно чтил и называл Великой Матерью человечества. Более 250 писем, полученных от Елены Ивановны и Николая Константиновича, свидетельствуют о том, как близок был им Рихард Рудзитис.

Для выражения своих мыслей Рихард Яковлевич стремится найти самые красивые, поэтичные слова. "Мысли летели и горели", — записал он в Дневнике 6 февраля 1935 года.

14 апреля работа завершена и передана в типографию. "Корректура окончена, клише готовы, еще нужно отпечатать два листа. Ни одну книгу до сих пор я не писал с таким огромным напряжением, как эту. И также с осознанием величайшей ответственности. Это напряжение продолжалось 4 месяца. <...> У каждой книги своя карма и положенный ей срок. Знаю, чувствую, что моя книга сильно опоздала. <...> Но, может быть, именно сейчас более всего необходимо маэстозно нести идею личности Николая Рериха в наш народ…" (Дневник, 29 апреля 1935 г.)

4 мая книга выходит в издательстве "Rita daile" ("Красота утра"), принадлежавшем автору. Она написана в легендарном ключе, но, быть может, и жизнь Николая Рериха станет легендой в будущем.

Оценка жизни и творчества Рериха в книге философски осмыслена. Вместе с углублением в мир Рериха она дает нам некоторое отображение и взглядов самого Рудзитиса. Здесь проявляется и талант Рудзитиса-эссеиста, его образный, богатый язык поэта. Все опубликованные в книге стихи и очерки Н. К. Рериха переведены на латышский язык самим Рудзитисом.

После выхода книги Р. Рудзитис сразу же раздает около сотни экземпляров. Но на сердце тревога: "Сердце было несколько беспокойное, теперь же избегают всего, что имеет нелатышское звучание, сегодня на работе я долго сомневался, послать ли книгу Ульманису и Мунтеру[1]. Я же торопился только к Прибалтийской конференции, иначе можно было бы помедленнее... Но они сказали, что как будто боятся восточной миссии Н. Рериха. <...> Конечно, для дипломатов годится только Знамя Мира и идея Культуры. Но где остается Рерих — художник, путешественник, философ, поэт? Может быть, можно было где-то еще немного сократить. Но где же объективное расстояние? И кто знает все узлы судьбы? Осознаю свою большую ответственность за эту книгу" (4 мая 1935 г.).

"С таким вниманием и трепетом сердца слежу за Прибалтийской конференцией в Каунасе. Но мало надежды, что коснутся Пакта".

На Второй конференции министров иностранных дел Прибалтики в мае 1935 г. в Каунасе вопрос о Пакте Рериха все же был затронут. Внес предложение министр иностранных дел Литвы Стасис Лазорайтис. Эстония и Латвия предлагают отложить. "Да. Мы знаем, что Живая Этика говорит о тех, кто откладывает", — отмечает Рудзитис.

Неожиданно для самого Рудзитиса, его книгу оценили другие: "Сегодня я получил в типографии извещение, что президент К.Ульманис с благодарностью подтверждает получение подарка".

Одним из первых получил книгу сам Рерих. 14 мая в письме к Е. И. Рерих Рудзитис пишет: "Послал Вам вчера свою книгу о Николае Константиновиче[2]. Последние месяцы я жил лишь в своем труде, спешил, спешил. Но, конечно, столько других препятствий и обязанностей мешали ритму работы. Мое желание было охватить по возможности шире и глубже личность Н. К., постичь синтез его деятельности. В сердце своем я чуял Указ держать имя Н. К. высоко".

Вскоре от Елены Ивановны он получил ответ, который взволновал его до глубины души: "Родной Рихард Яковлевич, на днях получила чудесные главы Вашего труда об Н. К. на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама книга дает радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне, что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н. К. и ввели творчество его в ритм космического строительства" (11 июня 1935 г.).

Не менее высоко оценил книгу Н. К. Рерих: "С последней почтой получили мы перевод Вашей главы из латышской монографии — “Культура”... Как хорошо, сердечно и убедительно Вы сложили эту весть о культуре. Пришли мы к единогласному заключению, что эта глава “Культура” должна быть в “Угунсе” напечатана как отдельная маленькая книжка, по возможности общедоступная. <…> Такая книга о культуре пригодится и для Востока и для Запада" (9 сентября 1936 г.).

С такой же просьбой Е. И. и Н. К. Рерих обращаются и к Нью-Йоркскому Музею, и осенью 1936 года "Культура" выходит на русском и английском языках.

Написанная в 30-х годах ХХ столетия на латышском языке, книга Рихарда Рудзитиса о Пакте Рериха и Знамени Мира не утратила своей актуальности, ведь Пакт и Знамя приняты еще не всеми странами. Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей не разрешила проблем, скорее затушевала их, свидетельство чему — продолжающаяся гибель сокровищ культуры. Пророческий взгляд Николая Рериха видел далеко вперед. Великий мыслитель знал: спасение планеты — в объединении народов под Знаменем Мира, в сотрудничестве на поприще культуры.

Е. И. Рерих утверждала, что ни благословение, ни Помощь Высшая не будут над безымянным договором. Пришло время готовить сознание масс для заключения нового соглашения о защите культурных ценностей на основе Пакта Рериха, и присвоить новой конвенции имя Рериха — великого Вождя Культуры, положившего основание возрождению духа. Единым знаком охранения культурных сокровищ должно стать белое Знамя Мира, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга — наука, искусство, религия — прошлое, настоящее, будущее — в кольце вечности. Знамя Мира — величайшее в истории — должно быть развернуто над всею землею!

Pax per Cultura!

август 2001 года

Гунта Рудзите

___________________________

ВВЕДЕНИЕ

Тот, кто внимательно наблюдает за современными мировыми событиями, не станет отрицать, что наша планета переживает нечто небывалое. Происходящее можно назвать кризисом, болезнью, родовыми муками или же — обновлением, глубоким и всеобъемлющим. Но эти слова не выражают глубины потрясения, затронувшего все основы, все ценности. Человечество в своей эволюции подошло к новому рубежу. Перерождаются все старые понятия и методы мышления. Все ценности беспощадно переоцениваются. Мы смело можем говорить о смене сознания в масштабе всей планеты. Истинно, каждый народ, как натянутая космическая струна, трепещет в великом напряжении: все струны перенастраиваются на новый лад. Народы заново творят свою судьбу. Сам процесс этого перенастраивания подобен всеобъемлющей космической битве. Культура борется с хаотическими явлениями бескультурья, Свет Духа борется с тьмою, чтобы эволюционным благозвучием исцелить аритмичность жизни. Воистину, величественное и чрезвычайно серьезное время! Кто же не ощутит во всем этом зарю новой эпохи, насыщенной мощными, высокими энергиями!

В этом действе преображения и потрясения сознания человечества можно видеть, как дух человеческий жаждет обновления, как плоть стремится залечить социально-экономические раны. В особенности среди молодых народов мы замечаем некую энергичность и бодрость. Пробуждается стремление к переустройству жизни на новых, национальных, культурных основах. Можно предугадать и обновление сознания народов: они устремляются к более напряженным ритмам бытия и созиданию жизни в более широких масштабах, начинают искать руководителей, как в культуре, так и в общественной и государственной жизни, среди этически сильных личностей. По этим мечтам, еще тайным и не кристаллизованным, по жажде героических и авторитетных жизненных примеров можно ощутить приближение великого времени.

Однако человечество пока еще находится на великом перепутье. Поэтому мы все еще вынуждены наблюдать и печальное явление обособления многих держав. Народы все еще отгораживаются друг от друга горами таможенных пошлин. В большой политике все еще заметно недоверие. Мощно наэлектризовано пространство взаимоотношений. Вновь слышны угрозы войны. И Лига Наций была бы сильной и влиятельной только в том случае, если бы в ее основах были заложены истинно объединяющие принципы служения Высшей Идее. Человечество нашей планеты нуждается в великом общекультурном принципе сотрудничества и служения, который своей четкой системой регулировал бы всю духовную и материальную жизнь человечества.

Экономический кризис есть не что иное, как последствие эгоистического мышления человечества, отсутствия осознания великой ответственности. Разве возможна безработица, если народы идут истинно духовным путем? Разве возможен голод во времена перепроизводства, если народы идут путем любви? Человеческий капитал и все созданные им механизмы служат главным образом материальному благополучию — накоплению богатства, но не возвышению духа. Не будет преувеличением сказать, что наш земной шар болен спекуляцией. К чему же может привести беспорядочная, бездумная растрата накопленных физических и духовных энергий, если не думать о возобновлении использованных сил, — что мы так часто наблюдаем в наши дни? Действительно, час последний оздоровить нашу Землю, привести в систему хозяйственную деятельность и поднять ее до этических высот. Счастливы те государства, которые уже начинают сознавать это и воплощать в жизнь!

Точно так же в высшей мере ответственны люди и за пустые, отрицательные, низкие вибрации мысли, которые они излучают в пространство, приводя в хаотическое состояние, перегружая и засоряя слои атмосферы Земли. Наука уже доказала, что отрицательные мысли и вызванные ими стихии страстей — огромная разрушительная сила, угрожающая не только своему породителю, но и другим. Также ученые заинтересовались связью между эгоистическими мыслями, создаваемыми массами людей, и столь частыми ныне катаклизмами, пертурбациями, сменами климата, новыми видами эпидемий и т. д. На нашей Земле мало внимания уделяется культуре сердца, поэтому и увеличивается жестокость, растут взаимная ненависть и непонимание. Но мы знаем, что каждое великое эволюционное свершение достигалось пламенем чистого, одухотворенного сердца. Мы знаем, что только сердце, зажженное огнем духа, очистит и обновит человечество.

Наконец — самым тяжким обстоятельством является тот факт, что великое множество людей на Земле избрали путь отрицания духа: они не признают Высшей Водящей Руки, не признают Иерархию Света, на которой единственно держится развитие всего мира и сама жизнь, не признают Мира Невидимого и тем самым возводят жилище свое на краю бездны тьмы. "О свободе мечтают люди, но в какой темнице держат они сердца свои!" Ведь высшим предназначением человека является сотрудничество с Высшим Разумом, строительство всей своей жизни по Законам Космической Гармонии, сознательное содействие космическим процессам. В основу всего Мироздания положена кооперация и объединение, вся Вселенная созвучит в эволюционном ритме, и на этих же устоях единства человечество должно созидать свой Новый Мир. Действительно, неприятие Руки Водящей и антагонизм между людьми могут довести любого индивида и народ до катастрофы. Ни одно живое создание не может существовать, предавая забвению свою Космическую задачу, идя против закона Эволюции.

Еще не было эпохи, в которой человечество столь насущно нуждалось бы в бескорыстном сотрудничестве и объединении, как теперь. В периоды международной смуты каждому, кто обладает логическим мышлением, становится ясно, что истинное исцеление человечества может произойти посредством дружной совместной деятельности всех сословий, народов и рас. Именно по этой причине некоторые государства в настоящее время предпринимают столь напряженные попытки объединения. С другой стороны, наш век утвердил и ту мысль, что объединить человечество более всего способны великие личности, разумеется, те, кто приходят не как отрицатели, но как подлинные утвердители и воплотители положительных ценностей и принципов.

Попытки политического объединения народов до сих пор не имели успеха, ибо политика чаще всего основывалась на холодном расчете и интеллекте. Но истинное объединение возможно лишь на основе сердца. Легче всего объединение достижимо на постулатах культуры, а именно на сущности всех тех общечеловеческих ценностей, в которых раскрываются устремления человеческого сердца и духа. На основе этих ценностей, рожденных сердцами народов, — национальных сокровищ, обогащающих все человечество, которыми они взаимно обмениваются, и следует народам заключить между собой вечную дружбу и братство.

Новую идею — объединение через культуру — принес человечеству Николай Рерих. В то время как принято искать причину кризиса в разных обстоятельствах, Рерих смело заявляет, что "мировой кризис не в торговле, но в наших сердцах". Кризис — в неверном понимании культуры, в нашем сознании. Кризис — в потере смысла жизни. Если укрепить и гармонизировать жизнь истинным пониманием культуры, то исчезнут кризис и дисгармония. Девиз Николая Рериха — Мир через Культуру.

Николай Рерих известен не только как художник, но и как вождь культуры, как выдающаяся личность, его имя почитается в культурных кругах как Запада, так и Востока, людьми не только белой, но и желтой расы. Его духовное сознание поистине обладает универсальным размахом, поле его деятельности удивительно широко и значительно. В личности Рериха нас особенно привлекает то, что он не просто мыслитель — пропагандист или мечтатель. У него нет ни одной неосуществимой идеи, замысла, для реализации которого он не заложил бы первых твердых основ. Рерих — творец множества величественных начинаний, культурных учреждений и объединений, монументальный характер которых заставляет нас вспомнить великих строителей прошлого.

Во все века культуру созидали личности, наделенные великой душой, бескорыстно сеявшие в сердца людей и народов зерна мощного света своего духа. Какой бы исторический период мы ни рассматривали, неизменно увидим в нем лучезарный облик творца, величественного духа, воздействие мощных деяний которого воодушевляло и возвышало многие последующие поколения. Этих великих создателей не так уж много, и все же в великом пламени их сердец всегда обновлялось и очищалось все человечество. Они и теперь направляют человечество по ступеням эволюции поверх всех противоборствующих темных течений к светлой, возвышенной эпохе единения, основанной на истинном сотрудничестве.

___________________________

РЕРИХ КАК ХУДОЖНИК

Мир красоты, созданный Николаем Рерихом, на фоне общего состояния современного искусства кажется некой сказочной страной. Все там подано в другом измерении, увидено в иной, более широкой, космической перспективе, создано в неведомом нам духовном полете. В его мире властвует одна лишь форма и чувство цвета и линий, здесь нет отражения обычной жизни или состояний природы, того, что чаще всего преподносит нам современное искусство. Здесь налицо попытка запечатлеть жизнь в ее подлинном облике, как простор возвышенных устремлений и вдохновений, как высшую истину и единство, жизнь, устремленную к раскрытию смысла сущего, — то, что еще Аристотель выдвигал как высшую задачу и заповедь искусства. Форма здесь сияет, звенит благозвучием духа.

Николай Рерих в своем созидании исходит из постулатов духа, из полноты его выражения и мощи его красоты. Он ведает великую истину, что художник должен развиться как возвышенная духовная личность, чтобы впоследствии стать выдающимся мастером формы и цвета. Он знает, что художнику надо насытить картину не только эстетическим видением, но и всею мудростью и благородством своего духа. Он знает, что произведение искусства должно быть словом пророка и пламенем божественного откровения, аккордом Космической Гармонии.

Высшая Истина трудно вместима в чувственно воспринимаемые формы и образы изобразительного искусства. Поэтому художники духа неизменно прибегают к символам, знакам и притчам, к священному языку всех религий и искусств, который можно расшифровать и постичь независимо от знания существующих наречий. Такой язык высоких символов использует и Николай Рерих. Язык его столь общечеловечен и международен, что его легко может понять как европеец, так и монгол или индус, устремленный к Высшей Истине. Ведь сияние Истины может одинаково отразиться в любом сознании, если приближаться к ней и искать ее чистым сердцем.

* * *

Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге. Его отец, нотариус, просвещенный человек, участвовал в общественном движении, которое ставило своей целью народное образование. И мать Николая Константиновича была духовно одаренной. Предки Рериха по отцу происходили из древнего скандинавского рода, в жилах его течет кровь викингов. Недаром некоторые биографы Рериха ведут его родословную от основателя Российского государства Рюрика. Среди дальних предков его матери, напротив, сильно влияние Востока — просторов тайги и пустынь Азии. Таким образом, уже по условиям своего рождения Николай Рерих несет на себе отблески двух культур — синтез Востока и Запада.

Еще в школьные годы в Рерихе пробуждается великая заинтересованность русскими древностями и археологией, определившими всю его дальнейшую деятельность на поприще искусства. Проводя летние каникулы в отцовском имении, он восторгается древними захоронениями — курганами, производит раскопки, зарисовывает найденные предметы. Перед его внутренним взором предстает красота древней жизни, ее вековые сны, мечты и легенды. Он познает и благословенность родной земли. Его манит немногословная и суровая природа Русского Севера, где он находит истинный лиризм, возвышающую душу тишину и дыхание дальних просторов. "Помни о Севере, — пишет он другу. — Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждений. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?"

Первые рисунки Рериха увидел друг отца, скульптор Микешин, который предложил дать Николаю художественное образование. Закончив гимназию, Рерих одновременно поступает в Академию художеств и университет, выполняя волю отца — учиться на юриста. Вскоре он попадает в мастерскую знаменитого русского художника Куинджи. Позже в своих статьях Рерих самыми восторженными словами превозносит гений Куинджи и его одухотворенность. Он был учителем в идеальном смысле этого слова, объединив в себе великое знание мастера и дар художника жизни и воспитателя. Своим примером Куинджи пробудил в Рерихе духовные импульсы, дал понимание возвышенного, царственного подхода к дальнейшему творчеству. Когда в 1897 году Куинджи покидает Академию, вместе с ним уходят и его ученики, заранее представив свои дипломные работы. Протестующим студентам, в том числе и Рериху, Академия все же присуждает звания художников. Рерих получает его за "Гонца", это первое признание молодого художника. В следующем году Рерих заканчивает и университет.

В "Гонце", как и в других работах того времени, обозначились технические и идейные признаки первого периода искусства Рериха: здесь русская старина в своем романтическом облике, в осознании и широте, воссозданная удивительно непосредственно и ярко, словно художник сам слышал, воспринимал и чувствовал дыхание жизни минувших времен. Наряду с занятиями археологией, Рерих предается историческим и доисторическим изысканиям, пишет статьи для журналов об искусстве и о древности. Он воспевает старину, претворяя сухие археологические факты в живую поэзию. Углубляясь в историю творческих побуждений человечества, Рерих видит, что даже у человека каменного века была значительная тяга к прекрасному, которую он пытался проявлять, украшая бытовые предметы, стены пещер и т. д. Он видит, что жажда прекрасного сопровождала человечество на путях эволюции как нечто вдохновляющее, окрыляющее, созидающее культуру.

Начиная с первых лучших работ — "Гонца", "Сходятся старцы", Рерих искал в прошедшем и религиозно-метафизические моменты, аспекты духа. Древность у него одушевлена магическими чудесами, волшебными и заколдованными замками, она — страна солнцепоклонников и фей. Древность полна предвечным колокольным звоном, жаждой познания беспредельности.

В этих первых картинах уже вырисовывается весь своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость.

В 1900 году Рерих уезжает в Париж, где поступает в студию рисунка и композиции Кормона. Кроме того, знакомство с Пюви де Шаванном и другими французскими художниками помогло ему совершенствовать свой стиль и, с другой стороны, более объективно оценить свою любовь к древности.

Когда через год Рерих возвращается из-за рубежа, его избирают секретарем Общества поощрения художеств. Он вносит заметное оживление в его деятельность, кроме того, ведет раскопки в сотрудничестве с Археологическим обществом, собирает громадную коллекцию экспонатов. Его произведения на выставках имеют большой успех. Несколько картин приобретают музей Александра III и Третьяковская галерея. В 1903 году Рерих устраивает первую персональную выставку, где наряду с историческими картинами "Город строят" и другими выставляется целый цикл работ на религиозную тему. Он в восторге от русского церковного искусства, его привлекают живописные решения иконописи, он словно предчувствует, что своим пониманием духа и мелодичностью цвета сможет возродить эту область искусства. Уже первыми своими иконописными изображениями Рерих поражает зрителя: его иконы сияют нежданной свежестью, жизненностью, лики его святых не похожи на традиционные суровые, хмурые изображения, они расцветают светом и весной. Такова его мозаика в церкви Шлиссельбургской крепости, фрески в Пархомовке, вдохновленные византийскими образами, таковы его "Сокровище ангелов", "Пещное действо" и др.

В 1903 году Николай Рерих вместе со своей супругой Еленой Ивановной совершил паломничество по святым местам России — по городам, богатым древними христианскими святынями и строениями. Между прочими городами он посещает и Ригу, где создает три картины и откуда увозит возвышенные воспоминания; затем гостит в Цесисе, Елгаве, Печерах, Пскове, Каунасе, Вильно. Найденная древняя красота неизменно его радует, особенно — сакральная архитектура, он увековечивает ее в своих картинах, и таким образом рождается цикл из 75 этюдов и 300 фотографий, охватывающих образцы церковных строений разных эпох и религий. Это время не только наблюдения, изучения, восторгов, но и большого напряженного творчества. В следующем году Рерих устраивает выставку своих этюдов. Впоследствии они были увезены в Америку, при трагически сложившихся обстоятельствах проданы с молотка и разошлись по частным рукам; часть из них собрал музей в Сан-Франциско.

Пренебрежение к священным древним памятникам искусства, которое пришлось наблюдать Рериху, больно отзывалось в его сознании. "Грозные башни и стены заросли, закрылись мирными березками и кустарником. Величавые, полные романтического блеска соборы задавлены ужасными домишками. Седые иконостасы обезображены нехудожественными, доброхотными приношениями. Все потеряло свою жизненность. И стоят памятники, окруженные врагами снаружи и внутри". Так Рерих записывает во время путешествия. В своих статьях он часто отмечает многие случаи разрушения памятников старины, акультурное отношение к искусству. Именно тогда у него зародились мысли, которые значительно позже воплотились в проекте Знамени Мира.

В это же время выставки картин Рериха покоряют и Западную Европу, начиная с Праги и Вены и кончая Берлином и Парижем. Сам же Рерих в 1906 году направляется в новое паломничество, на этот раз по "возвышенному пути итальянского искусства", посещает ряд городов Италии, сохранивших древнюю прелесть, приобщается к чуду расцвета итальянского Ренессанса, как в священную литургию, углубляется в древние картины и фрески, увлекается царственностью строений, дремлющей в них красотой, насыщает досыта зрение и все клетки своей плоти и духа голубым небом Италии и сверканием красок ее природы. Великую радость звучания цвета Рерих привносит и в свои картины. Он учится чудесной тайне колорита, свежести и силе цвета, присущей старым мастерам, всему тому, что так привлекает его в работах Джотто, Гоццоли и Анджелико и возрождается в полной мере в его позднейших картинах.

В том же 1906 году Рерих назначается директором школы Императорского Общества поощрения художеств. Как истинный творческий, культурный организатор, Рерих широко реорганизует Школу. Он перестраивает прежние устои по-новому, вносит в них дух бодрости и радости познания, поднимает на большую высоту, неизменно памятуя свой девиз: "По-моему, главное значение художественного образования заключается в том, чтобы учащимся открыть возможно <более> широкие горизонты и привить им взгляд на искусство, как на нечто почти неограниченное". Рерих привлекает в Школу новых педагогов — психологов и воспитателей, открывает целый ряд новых классов и мастерских (среди прочих — по иконописи, ткачеству, художественной ковке), устраивает экскурсии, закладывает в Школе музей и т. д. Следует отметить, что под руководством Рериха в этой Школе учились и многие известные латышские художники. Рерих даже мечтает о создании "Университета прекрасного" — широкого, всеобъемлющего учреждения искусства. Война помешала осуществлению его мечты на Родине, он реализует ее позже в Америке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных