Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История аудита в России

Специфика аудиторской деятельности в России обусловле­на, прежде всего, тем, что распространенным явлением аудит стал в период проведения экономических реформ 90-х годов XX века. Однако аудиторская деятельность в России развива­лась и до этого.

В России понятие «аудит» впервые появилось во времена Петра I и означало «слушающий». Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с рас­следованием имущественных споров. В более поздние периоды институт аудита возникал в отечественной истории лишь эпи­зодически. Так, в 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. предприни­мались попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами, но к возникновению аудиторской профессии они не привели.

Развитие экономических отношений в России, впоследствии приведшее к становлению аудита в современном его понима­нии, так же, как во всех странах, было связано с формированием акционерных обществ и проведением тех банковских реформ, которые были направлены на оживление кредитного капитала и активизацию фондового рынка. В России в это время большая часть акционерных обществ создавалась с привлечением ино­странного капитала, прежде всего французского и немецкого. Это четко сказалось на подходе к формированию и организа­ции аудиторской деятельности. Для проведения аудиторских проверок тех акционерных обществ, которые были созданы в России в этот период, часто приглашались зарубежные ауди­торские организации. Несмотря на то что аудит в России в конце XIX — начале XX века не получил широкого развития, многие положения, которые были приняты в других странах, активно применялись в России. Российские бухгалтеры содействовали развитию методологии и приемов аудиторских проверок, что нашло отражение в российской бухгалтерской литературе.

После 1917 года, когда была проведена национализация ос­новных субъектов хозяйствования, аудит в значительной мере потерял актуальность и был полностью заменен государствен­ным контролем. Именно в это время в России активно начали формироваться специализированные организации по проведе­нию государственного контроля, а также методология контроль­но-ревизионной работы. Однако даже в послереволюционный период было некоторое время, когда аудиторские услуги и дея­тельность аудиторов стали востребованными. Это относится к периоду Нэпа, когда появилось много частных предприятий и государство было заинтересовано в том, чтобы существовала система независимого контроля за правильностью их деятель­ности.

Современную предпринимательскую форму аудит в нашей стране стал обретать лишь в конце 80-х годов XX века, когда на­чалась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Потребность в аудите как самостоятельном рыночном институ­те обусловили такие происходившие в то время процессы, как: приватизация и акционирование крупных отечественных пред­приятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической деятельности; приток иностранного капитала и появление совместных предприятий. Первой реакцией на указанные процессы было издание специ­ального Постановления Совета Министров СССР от 08.09.1987 «О создании советской аудиторской организации», в соответст­вии с которым на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество по оказа­нию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит», которое послужило хорошим примером для практической деятельности отечественного аудита.

В период с 1988 по 1993 гг. аудит в нашей стране в основ­ном носил инициативный характер, поскольку не было зако­нодательного акта, регулирующего деятельность аудиторских организаций в России. Предприятия в большей мере ориенти­ровались на услуги консалтинговых, научно-технических орга­низаций, которые начали проводить аудит и оказывать другие аудиторские услуги. Вместе с тем, именно в тот период на наш рынок активно вошли представители международных аудиторских организаций, которые в последующем организовали соот­ветствующие совместные аудиторские фирмы.

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1988— 1990 гг., т. е. еще до того времени, когда законодательно аудит был закреплен как особый вид деятельности. Процесс обособ­ления аудиторской деятельности интенсифицировался в связи с быстрым ростом числа коммерческих организаций. С изме­нением структуры управления хозяйством страны были ликви­дированы отраслевые министерства и, соответственно, система ведомственного контроля, а общегосударственный контроль, в частности, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Ми­нистерства финансов РФ, в силу значительного числа субъектов хозяйствования не мог обеспечить соответствующий контроль.

Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Они оказывали аудиторские услуги после заключения соответствующего договора и за плату. В со­став предоставляемых услуг входили документальные проверки, восстановление учета, проведение экспертиз, консультацион­ные услуги, повышение эффективности использования ресур­сов, улучшение финансового состояния, т. е. множество работ, которые связаны с ведением бухгалтерского учета, финансово­го анализа и бизнес-планирования производства. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах, и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.

С 1989 по 1991 гг. был принят ряд законов, в частности, За­кон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятель­ности», способствующих дальнейшему развитию рыночных от­ношений. В этот период резко увеличилось число предприятий и организаций негосударственных форм собственности. В ре­зультате произошло быстрое формирование основных институ­тов фондового рынка, проявился первый негативный опыт, свя­занный с банкротством предприятий, соответственно, возросла потребность в аудите.

Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен Указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соот­ветствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 года, когда был при­нят Закон об аудиторской деятельности. В этот период был при­нят целый пакет постановлений правительства, которые регла­ментировали отдельные стороны аудиторской деятельности.

Толчком к быстрому развитию аудита стало принятие в мае 1994 г. Постановления Правительства об обязательном аудите деятельности экономических субъектов, которые отвечали оп­ределенным критериям. Это сразу сформировало достаточно большой рынок аудиторских услуг. Учитывая, что в это время в России функционировало множество коммерческих банков, страховых компаний, бирж и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодно ау­дит, возникла необходимость в формировании широкой сети аудиторских организаций.

В этот же период сложилась структура органов, на которые было возложено регулирование и контроль за аудиторской дея­тельностью. В частности, была создана Комиссия по аудитор­ской деятельности при Президенте Российской Федерации, Методологический совет при этой комиссии и специальное под­разделение по контролю за аудиторской деятельностью в Ми­нистерстве финансов и Центральном Банке РФ.

С 1994 года в России рынок аудиторских услуг стал обще­признанным, и на первом этапе он был прежде всего связан с проведением обязательного аудита. В этот период быстро росло число аудиторских фирм во всех регионах страны. Ожи­вилась работа зарубежных фирм. С учетом имиджа они заняли видное место на российском рынке аудиторских услуг, обслу­живая наиболее крупные организации, прежде всего те орга­низации, которые имели выход на внешние рынки. При этом для заключения сделок с крупными зарубежными партнерами, получения кредитов во Всемирном банке, Международном ва­лютном фонде и зарубежных банках обязательно требовались аудиторские заключения по отчетности, составленные между­народными фирмами.

Однако очень скоро и на российском рынке выделились лидеры, которые стали обслуживать определенные сегмен­ты бизнеса и регионы. Достаточно быстро средства массо­вой информации стали публиковать рейтинги аудиторских фирм, проводить специализированные выставки, например выставку «Бухгалтерский учет и аудит», которая проводится с 1994 года.

Начиная с 1994 года на российском рынке стали активно ра­ботать аудиторские общественные организации. В частности, были созданы такие крупнейшие организации, как Аудиторская палата России, Коллегия аудиторов, Союз профессиональных аудиторских объединений, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Московская аудиторская палата. Для подготов­ки высококвалифицированных аудиторов была создана сеть учебно-методических центров, которые проводили не только обучение, но и организовали постоянную работу по повышению квалификации аудиторов.

С 1996 года комиссия по аудиторской деятельности при Пре­зиденте РФ стала разрабатывать и утверждать российские Пра­вила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способ­ствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми аудиторскими российскими организациями и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки. Следует под­черкнуть, что российский аудит изначально развивался в тесном контакте с международными организациями, и поэтому даже первые стандарты в большой мере ориентировались на содер­жание и методологические подходы, которые реализовывались в международных стандартах аудита. Это в значительной степе­ни способствовало тому, что российский аудит сразу вписался в международное аудиторское сообщество.

Вместе с тем, практика аудита часто опережала норматив­ную базу. Большое число, аудиторских фирм, которые стреми­лись к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недос­таточной требовательности к качеству проводимых аудиторских проверок. Это возложило на органы, регулирующие аудитор­скую деятельность, очень важную задачу контроля за качеством аудиторских проверок. Все в большей мере возникала необхо­димость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 года Временные правила аудиторской деятель­ности были заменены полноценным Законом об аудиторской деятельности. За восемь лет существования в Закон РФ «Об ау­диторской деятельности» было внесено множество существен­ных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к изданию в декабре 2008 года новой версии Закона (Закон РФ от 30.12.08 № 307-Ф3).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСПЕКТОРСКИХ ПРОВЕРОК | Результаты инструментальных и лабораторных методов исследования


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных