Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Квантовое упражнение 2




 

Чтобы почувствовать мысли как вещи, которые приходят и уходят, дайте вашим глазам очень мягко закрыться, удобно сидя или лежа. Каждый раз, когда через ваш ум проходит мысль, спрашивайте себя: “Куда исчезает эта мысль?”

Когда вы замечаете эту активность в своем уме, она сначала выглядит как последовательность “ мысль… мысль… мысль ”.

Иллюстрация 1

Например, заметьте что ваш ум может побрасывать мысли типа: “я люблю свою работу”, “я ненавижу свою работу”, “мне нравятся мои отношения с ней”, “я ненавижу мои отношения с ней”, “мне скучно”, “мне радостно”, “я устал”. Для вас это выглядит так:

 

Мысль: “я люблю свою работу”

Мысль: “я ненавижу свою работу”

Мысль: “мне нравятся мои отношения с ней”

Мысль: “я ненавижу мои отношения с ней”

Мысль: “мне скучно”

Мысль: “мне радостно”

Мысль: “я устал”

Но в действительности мысль появляется и исчезает, после чего на мгновение есть пространство перед тем, как появится и исчезнет следующая мысль.

 

Иллюстрация 2

Здесь мы задаем вопрос: “Куда исчезает эта мысль?” Заметьте, что есть пространство, куда исчезает эта мысль, прежде чем появляется следующая мысль. Оставайтесь в пространстве между двумя мыслями.

Пространство

Появляется

Мне нравится моя работа

Исчезает

Пространство

Появляется

Я ненавижу мою работу

Исчезает

Пространство

Появляется

Пространство между двумя мыслями можно рассматривать как “неявный порядок” Бома, а сами мысли можно рассматривать как “явный порядок” Бома. Мы задаем себе вопрос: “Куда исчезает эта мысль?”, так как мы ищем основополагающее единство. Тартанг Тулку, известный буддистский учитель, говорит об этом так:

 

“По мере того как вы наблюдаете ход своих мыслей, очень чутко высматривайте момент, когда стихает одна мысль и появляется другая. Этот переход очень быстрый и тонкий, но в нем на мгновение доступно пространство, с которым вы можете войти в контакт и расширить его. Этому пространству свойственна открытость, свобода от обычного сбивчивого и различающего мышления.” (Тулку, 1977:58; русский перевод 1994:74)

 

Волнообразная картинка в иллюстрации напоминает об одном из центральных вопросов, который не давал покоя квантовой физике в 1920-х годах: из чего состоит материя (электроны), из частиц или из волн? она по-видимому состоит и из того, и из другого. В 1924 году физик Де Бройль предложил революционную концепцию, что электроны обладают двойной природой: что они могут быть и волнами, и частицами. В этой иллюстрации процесс появления и исчезновения мыслей выглядит волнообразно, но нужно еще заметить, что когда вы сливаетесь с какой-то мыслью или эмоцией, она становится больше похожей на часть (ицу). В традиции йоги, “Йога-сутры” Патанджали описывают мысли как волны:

 

“Патанджали определяет мысль как волну (вритти) в уме. Обычно мысле-волна подымается, остается в уме на мгновение, а затем стихает, и за ней идет следующая волна.” (Айшервуд, 1953:121–122)

 

В это книге я отделяю окончание слова “ части (цы)”, потому что в психотерапевтических кругах говорят: “У меня есть часть, которая…” Как мы подробнее обсудим в четвертой и пятой главах, часть отделена от основополагающего целого. Здесь “ части (цы)” это части, которые без квантовой линзы кажутся отдельными от целого. Поскольку, как утверждает Бом, “все части соединены с целым”, я буду использовать слово “ части (цы)” для обозначения психологических “ частей ”. Когда что-то считается отдельным от целого, оно становится более твердым, более определенным, более фиксированным, и больше похожим на часть, с границами, отделяющими его от целого.

Так как последние исследования в квантовой физике информируют нас, что материя, энергия, пространство и время в своей основе одинаковы, то их можно рассматривать как волны, как частицы, или как волны и частицы одновременно. В книге “Философский камень” Ф. Дэвид Пит пишет:

 

“Единственный мыслимый вывод был в том, что электроны ведут двойную шизофреничную жизнь. Разработайте эксперимент, который ожидает поведения электрона как частицы, и он будет вести себя как частица. Разработайте эксперимент, который ожидает волну, и он будет вести себя как волна.” (Пит, 1991:12)

 

Очевидно, наблюдатель создает результат, будет электрон частицей или волной. Для целей этого раздела, мысли и эмоции можно рассматривать в их волновой форме. В главе 5 мы исследуем их в форме частиц.

Мы можем прокатиться на мысли, как на доске по волне, и она принесет нас обратно в пространство между двумя мыслями—в неявный порядок. Заметьте, что это пространство никогда не меняется, точно так же как никогда не меняется неявный порядок. Переживание на опыте пространства между двумя мыслями —это еще один способ, которым вы можете начать чувствовать, ощущать, переживать на опыте удобство и постоянство основополагающего квантового единства, вместе с тем, как вы привыкнете наблюдать, а не полностью отождествляться, с содержимым вашего ума.

Вопрос этого упражнения к тому же требует от вас разделить субъект и объект, чтобы дать ответ на вопрос. Вам нужно отделиться от мысли, чтобы следить за ней, заметить, когда она заканчивается или пропадает, и начинается следующая мысль. Это разделение автоматически уменьшает ваше отождествление с мыслью. Почему ценно отделять субъект от объекта? Почему ценно научиться наблюдать? Потому что все, с чем вы отождествляетесь, может вас ограничивать.

Конечно, есть многое, в чем вы не против быть ограниченным: вы радуетесь тому, что предпочитаете определенные типы женщин или мужчин, и не испытываете это как ограничение. Тем не менее многие отождествления могут вызывать некоторое неудобство. Например, поскольку природа ума—постоянные колебания (перед ум ывать—природа ума!), объект ваших отождествлений может изменяться настолько быстро, что вы в итоге горько стонете: “Я не знаю, чего хочу!” То вы любите свою работу, то нет. Одну неделю вы довольны своими отношениями с другим человеком, на следующей вы неугомонны и недовольны. Если вы сегодня влюбились по уши, то вы знаете, что уже через месяц у вас будут другие чувства. Колебания, которые мы испытываем в нашем мышлении, чувствовании, в наших физических реакциях, бывают головокружительных масштабов. Единственным источником постоянства, дающим чувство равновесия и непрерывности, может быть этот наблюдатель, это свидетельствующее присутствие, которое всегда здесь.

Есть мысль, общая для всех людей в какой-то момент жизни—“я боюсь”. Быть поглощенным мыслью-чувством “я боюсь” означает отождествиться с ней, сказать: “Да это я— я боюсь”. Обычно одна мысль о страхе ведет за собой цепочку таких мыслей:

“Я боюсь, что потеряю работу”

“Я боюсь, что у меня будет мало денег”

“Я боюсь, что заболею раком”

“Я боюсь, что она (он) бросит меня и я останусь один (одна)”

Когда вы наблюдаете появление первой мысли и задаете себе вопрос: “Куда исчезает эта мысль?”, вы наверное обнаружите, что на ум приходят истоки истории вашей жизни:

“Я никогда не мог удерживаться на работе… даже когда подростком подрабатывал по мелочам… мой отец всегда говорил, что у меня нет настойчивости.”

Когда сюжет истории ясен, поймите что по сути дела вы сказали себе: “Это я—у меня нет настойчивости—я именно такой.”

Единственное, что дает мысли силу как-то влиять на вас—это то, что вы с ней отождествляетесь. Мысль “у меня зеленая кожа” не повлияет на вас, потому что это настолько очевидно не вы, ей не за что зацепиться. Напротив, мысль “у меня нет настойчивости” имеет для вас зацепку в прошлом опыте. Как психологический процесс, отождествление похоже на клей: когда вы его используете, вещи (мысли, эмоции, ощущения) к вам прилипают.

На семинаре один обучающийся заметил после выполнения этого упражнения: “Там оказалось так много пространства, что слова не имели особого смысла. И прежде чем я мог спросить о мысли, она пропадала и оставалось пространство. Это странно, потому что я не мог вспомнить эту мысль, только пространство”. Другой обучающийся сказал на семинаре: “Теперь вещи уже не так много значат”.

При выполнении упражнений первого уровня, вы создаете себе возможность получить новый опыт не-отождествления, момента не-приклеенности, пустоты или открытости, момента переживания тишины. Переживание пустоты, из которой все возникает и в которую все исчезает—это начало квантового сознания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных