ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды и функции переговоровСуществуют различные подходы к классификации переговоров.Один из них основывается на выделении различных целей их участников: · переговоры о продлении действующих решений – временное соглашение о прекращении враждебных действий; · переговоры о нормализации – проводятся для перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов, могут служить этапом для перехода к другому виду переговоров; · переговоры о перераспределении – одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой в связи с изменившимися обстоятельствами, и эти требования могут сопровождаться угрозами наступающей стороны; · переговоры о создании новых условий – имеют целью формирование новых отношений, заключение новых соглашений; · переговоры по достижению побочных эффектов – служат для решения второстепенных вопросов (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.). Р.Уолтон, Р.Мак-Керсис [14] различают следующие типы переговоров: · дистрибутивные – ориентированные на максимальное получение собственной выгоды; · интегративные – целью которых является достижение взаимовыгодных вариантов; · позиционные (позиционное структурирование) – для создания хороших взаимоотношений между сторонами; · внутриорганизационные – направленные на выработку консенсуса в команде. Если вспомнить основную характеристику переговоров, а именно одновременность существования взаимозависимости и конфликтующих интересов, то становится очевидно, что их участникам приходится постоянно балансировать между этими двумя обстоятельствами. Поэтому реальные переговоры включают в себя все указанные процессы и являются смешанными. В концепциях переговоров ориентированных на сотрудничестве (У.Линкольн, Р.Фишер, У.Юри) различают переговоры, ориентированные: · на интересы; · на проблематику; · на принципы; · на позиции. Позиционные переговоры представляют собой видоизмененные переговоры, ориентированные на интерес и лишь превращающие удовлетворение интересов сторон в мотивацию, цель, средство и результат. Примером могут служить стремление и готовность сторон, направленные на конструктивное разрешение конфликтной ситуации, после чего становятся возможными сам факт переговоров и достижение других результатов в рамках управления конфликтом, а возможно, и в других областях. Если рассматривать в качестве основания для классификации функциональное место переговоров – «за столом» и состав участников, то возможно выделить следующие виды переговоров: · вертикальные; · горизонтальные; · несанкционированные; · за расширенным столом; · на высшем уровне. Вертикальные переговоры (например, с вышестоящими инстанциями) могут быть как официальными, так и неофициальными. Они предполагают юридическую, организационную или нравственную ответственность непосредственных участников перед теми, кто не находится за столом переговоров. Вертикальные переговоры позволяют обеспечить причастность к решениям тех, кто физически не присутствует на переговорах. Горизонтальные переговоры бывают: а) между членами собственной команды для выработки консенсуса; б) между членами противоположных команд для решения личных проблем. Несанкционированные переговоры ставят перед собой достижение личных целей либо целей, идущих вразрез с достигнутым консенсусом. Переговоры за расширенным столом представляют собой процесс встречи представителей команд для выработки рекомендаций обеими сторонам. В последующем эти рекомендации могут становиться предметом горизонтальных, вертикальных, двусторонних и многосторонних переговоров. Переговоры на высшем уровне проходят между руководителями команд для того, чтобы выработать возможные варианты рассмотрения проблем. По содержанию переговоров выделяют следующие виды: торговые, политические, экономические, дипломатические и другие. В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров [2]: · информационная – обмен взглядами, прояснение позиций, сил и средств, готовность к совместным действиям; · коммуникативная – налаживание новых связей, отношений, приобретение опыта сотрудничества в противовес конфронтации; · регуляции и координации действий – выработка конкретных форм взаимодействия; · контроля – определение порядка проверки сторонами выполнения соглашений; · отвлечения внимания – стремление одной из сторон выиграть время для перегруппировки или наращивания сил; · пропаганды – преподнесение одной из сторон себя в выгодном свете в глазах общественности; · проволочек – одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить его. Переговорный процесс является специфическим видом совместной деятельности. Его особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более, позиции сторон, особенно в самом начале, не совпадают. Специфика этого процесса состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы и технологию проведения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|