Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 страница




Медицинское обслуживание членов семей умерших (погибших) судей КС РФ производится в тех же лечебных учреждениях, к которым они ранее были прикреплены.

На судей КС РФ распространяется обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества, предусмотренное ст. 20 Закона о статусе судей и ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Такое страхование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его 15-летней заработной платы. Страховыми случаями по данному виду страхования являются: 1) гибель (смерть) судьи в период работы либо после увольнения с должности, наступившая вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья; 2) причинение судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью; 3) причинение судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью. Страховое обеспечение в каждом из вышеназванных страховых случаев будет предоставлено соответственно в размере 15-летней, трехлетней или годовой заработной платы судьи.

 

Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

 

Комментарий к статье 13.1

 

Комментируемая статья введена в действие с 9 февраля 2011 г. Однако это не означает, что судьям КС РФ не присваивался квалификационный класс судьи. Действовавшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ правовое регулирование также предусматривало присвоение судьям КС РФ высшего квалификационного класса судьи.

Таким образом, правовое положение судей не изменилось, уточнен лишь срок присвоения квалификационного класса.

Присвоение судье КС РФ высшего квалификационного класса имеет значение для определения размера денежного вознаграждения действующего судьи (см. комментарий к ст. 13) и размера пожизненного содержания судьи, пребывающего в отставке (см. комментарий к ст. 19).

 

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 14

 

Комментируемая статья воспроизводит положения ст. 121 Конституции РФ: судьи несменяемы (часть первая); полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (часть вторая). Несменяемость судей является фундаментальным и незыблемым принципом, определяющим законодательную регламентацию статуса судей. Его действие призвано исключить зависимое и подчиненное положение судьи, что обеспечивается невозможностью его замены или смещения путем недобровольной отставки или перевода в другой суд в течение всего срока полномочий. В этом смысле комментируемая статья связана со ст. 12 Закона о Конституционном Суде РФ, которая регламентирует сроки полномочий судьи. Фундаментальность принципа несменяемости характеризует и то, что при принятии Конституции 1993 г. действие принципа несменяемости было обращено не только на будущее, но и на прошлое. Пункт 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ предусматривал следующее: после вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

Вместе с тем нужно отметить, что вопрос о включении принципа несменяемости судей в конституционный текст был непростым. По этому поводу велась серьезная общественно-политическая дискуссия. И далеко не последнее место в ней занимал вопрос о возможности смены первого состава судей КС РФ. Если судить по материалам Конституционного совещания, одним из серьезных препятствий на пути реализации идеи о полной замене состава конституционных судей стала позиция представителей ВС РФ. В частности, В.И. Радченко, который занимал тогда должность первого заместителя Председателя ВС РФ, прямо указывал на невозможность подобных решений в силу действия принципа несменяемости судей <1>. Если бы такое решение прошло, то это создало бы опасный прецедент для всей судебной системы. Тем более что идея обновления судейских кадров обсуждалась на конституционном совещании серьезно и в ее пользу выдвигались весомые доводы <2>. Но, очевидно, перспектива даже частичной утраты профессионального кадрового судейского состава в сложных условиях становления новой российской государственности и риски неоднократного и произвольного отступления от принципа несменяемости в будущем стали теми причинами, которые перевесили чашу весов в пользу более консервативной и прагматической позиции.

--------------------------------

<1> См.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 200 - 201.

<2> Там же. Т. 18. С. 363 - 364.

 

На обеспечение гарантий несменяемости направлены положения о том, что полномочия судей КС РФ прекращаются или приостанавливаются не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены комментируемым Федеральным конституционным законом. Какие-либо иные законодательные акты не могут содержать положения, которые решали бы данные вопросы. Причем речь идет как о порядке, так и об основаниях прекращения или приостановления полномочий судей КС РФ. Не случайно на судей КС РФ не распространяются положения Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии". Сама возможность постановки вопроса о дисциплинарной ответственности судей подвергается критике на том основании, что в силу конституционного статуса государственной должности судьи КС РФ можно говорить в отношении конституционных судей об особой, конституционной ответственности <1>.

--------------------------------

<1> См. выступление Н.В. Витрука на заседании круглого стола на тему "Судебный ("живой") конституционализм: доктрина и практика", проводимом 5 марта 2011 г. на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Что касается собственно порядка и оснований прекращения и приостановления полномочий судьи КС РФ, то они исчерпывающим образом урегулированы в ст. ст. 17 и 18 Закона о Конституционном Суде РФ.

 

Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 15

 

Неприкосновенность судьи КС РФ, установленная комментируемой нормой, напрямую вытекает из конституционного принципа неприкосновенности судей, закрепленного в ст. 122 Конституции РФ. Неприкосновенность судьи является одной из основных форм и гарантий обеспечения его независимости, закрепленной в ст. 13 Закона о Конституционном Суде РФ.

Раскрывая конституционно-правовую природу неприкосновенности судей, КС РФ в Постановлении от 7 марта 1996 г. N 6-П установил, что судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (ст. 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (ст. ст. 10 и 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Законодатель в комментируемой статье не раскрывает содержания понятия неприкосновенности судьи КС РФ, указывая в ее части первой лишь на то, что гарантии такой неприкосновенности устанавливаются Законом о Конституционном Суде РФ и Законом о статусе судей.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 122) связывает судейскую неприкосновенность лишь с необходимостью соблюдения особого порядка привлечения судей к уголовной ответственности.

Более детально содержание судейской неприкосновенности, традиционно отождествляемой с судейским иммунитетом <1>, раскрывается в ст. 16 Закона о статусе судей, регламентирующей порядок обеспечения неприкосновенности судей, в том числе и судей КС РФ. В п. 1 этой статьи установлено, что неприкосновенность судьи включает не только неприкосновенность его личности, но и неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электронных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. 2-е изд. М., 2002. С. 850.

 

Важной составляющей неприкосновенности судьи КС РФ выступает запрет на привлечение его к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Этот запрет, закрепленный в части второй комментируемой статьи, по существу, дублирует положение п. 2 ст. 16 Закона о статусе судей.

В п. 3 этой же статьи Закона о статусе судей закреплен порядок привлечения судьи КС РФ к уголовной ответственности, в соответствии с которым решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении такого судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета РФ с согласия КС РФ.

Порядок рассмотрения представления Председателя Следственного комитета о даче согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, на заключение судьи под стражу, на совершение следственных и иных процессуальных действий в отношении судьи установлен § 12 Регламента КС РФ.

Мотивированное решение КС РФ по вопросу о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета РФ. Такой порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи КС РФ закреплен и в ст. 448 УПК.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Согласно п. 5 ст. 16 Закона о статусе судей судья КС РФ, как и любой другой судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. При этом не допускается личный досмотр судьи, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей.

В то же время ст. 449 УПК допускает возможность задержания судьи федерального суда в порядке, установленном ст. 91 этого же Кодекса, на месте преступления. В соответствии с § 11 Регламента КС РФ в случае задержания судьи на месте преступления Председатель Суда незамедлительно созывает заседание, которое должно состояться не позднее 24 часов с момента поступления сведений о задержании. В заседании КС РФ по этому вопросу предусмотрено участие задержанного судьи, а также должностного лица, произведшего задержание, или его руководителя для заслушивания их пояснений по обстоятельствам задержания.

Суд в заседании может принять одно из двух возможных решений: 1) потребовать незамедлительного освобождения судьи либо 2) воздержаться от такого требования. При этом вынесенное решение КС РФ не предопределяет его решения по представлению о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, на привлечение его в качестве обвиняемого или на заключение под стражу, если такое представление поступит в КС РФ.

Решение об избрании в отношении судьи КС РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу в соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о статусе судей принимается также с согласия КС РФ судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ. Соответствующее представление в КС РФ вносит Председатель Следственного комитета. Мотивированное решение Суда о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета.

Неприкосновенность судьи КС РФ включает установление особого порядка осуществления в отношении его оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Согласно п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей разрешение на это может дать только судебная коллегия в составе трех судей ВС РФ. Участие же в принятии такого решения самого Суда законом не предусмотрено.

Уголовное дело в отношении судьи КС РФ по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается ВС РФ (п. 11 ст. 16 Закона о статусе судей).

Судейский иммунитет не исключает возможности привлечения судьи КС РФ к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения. Согласно п. 4 ст. 16 Закона о статусе судей решение по этому вопросу принимается судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ в 10-дневный срок после поступления такого представления.

По смыслу положений ст. 16 Закона о статусе судей, КС РФ может отказать в даче согласия на привлечение судьи Суда к ответственности. Решая вопрос о даче согласия, КС РФ "должен исследовать только одно - не являются ли выдвигаемые против судьи обвинения попыткой преследования его за судебную деятельность. Вникать же в существо обвинения, проверять его обоснованность, оценивать допустимость и достаточность собранных доказательств КС РФ не вправе, ибо это будет означать фактическое вмешательство в правосудие по уголовным и административным делам" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. С. 83.

 

Часть третья комментируемой статьи предусматривает возможность наложения на судью КС РФ дисциплинарного взыскания за совершение им дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм Закона о Конституционном Суде РФ, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий налагается решением КС РФ.

Комментируемая норма корреспондирует с положениями ст. 18 Закона о Конституционном Суде РФ, устанавливающей перечень оснований прекращения полномочий судьи КС РФ, к числу которых отнесены совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также продолжение судьей, несмотря на предупреждение Суда, занятий или действий, не совместимых с его должностью.

Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о прекращении полномочий судьи ввиду совершения им проступка, порочащего честь и достоинство судьи, продолжения им занятий или действий, не совместимых с его должностью, установлен § 19 Регламента КС РФ.

Для проверки обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка, об осуществлении им занятий или о совершении им действий, не совместимых с должностью судьи, КС РФ для каждого случая образует из числа судей комиссию и определяет срок ее работы.

 

Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 16

 

Установленное Законом требование равенства прав судей КС РФ имеет характер нормы-принципа и служит целям обеспечения независимости и коллегиальности в деятельности Суда (см. комментарий к ст. 5).

По своему глубинному содержанию это требование производно в конечном счете от имеющего универсальное значение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), в силу которого лица, принадлежащие к одной и той же категории, должны обладать одинаковыми правами и нести равные обязанности <1>. Императив равенства прав судей КС РФ возможно рассматривать в этом плане в качестве специально-целевой конкретизации конституционного равноправия применительно к определенной сфере профессиональной деятельности и соответствующей ей специальной категории граждан.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 193 - 197 (автор комментария к ст. 19 Конституции РФ - Н.С. Бондарь).

 

В предусмотренном комментируемой статьей принципе можно обнаружить общее (общесудейское) и специальное (конституционно-юрисдикционное) нормативное правовое измерение.

В первом случае равенство прав судей КС РФ характеризует их положение в судебной системе РФ и свидетельствует о том, что права, обязанности, ответственность и гарантии прав конституционных судей в своей основе аналогичны соответствующим характеристикам статуса судей всех иных судов. Это предопределяется нормами п. 1 ст. 2 Закона о статусе судей, закрепившими принцип единства статуса судей.

Вместе с тем принципиальное единство статуса судей не предполагает полного уравнивания судей всех судов в Российской Федерации как с точки зрения уровня судебного органа (различия отдельных статусных характеристик, касающиеся, например, порядка назначения, механизмов ответственности и т.п. мирового судьи, с одной стороны, и судьи ВС РФ - с другой, очевидны), так и с учетом устанавливаемых в соответствии с Конституцией РФ действующим законодательством особенностей, дополнительных (повышенных) требований к статусным характеристикам, в частности судей КС РФ. На это указывают не только отдельные положения комментируемого Закона (например, ст. 8, устанавливающая требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи КС РФ), но в общей формуле это прямо закреплено и в Законе о статусе судей (подп. 2 п. 1 ст. 2), согласно которому особенности правового положения судей КС РФ определяются федеральным конституционным законом.

Это вполне закономерно, если учитывать, что конституционное правосудие - особая, весьма специфичная форма судебной (прежде всего нормоконтрольной) деятельности, основанная на объективном единстве политико-правовых и юрисдикционно-судебных начал. Именно поэтому к конституционным судьям предъявляются самый высокий для нашей конституционной системы возрастной ценз, повышенные профессиональные и репутационные требования и т.д. Во многих же государствах, где созданы специальные органы конституционного контроля, особенности конституционно-юрисдикционной деятельности влияют и на сроки полномочий конституционных судей, которые, в отличие, как правило, от судей других юрисдикций, назначаются на ограниченный срок, в рамках которого обеспечивается принцип несменяемости конституционных судей (в Германии, Словакии, Турции - 12 лет, в Грузии, Латвии, Чехии - 10 лет, в Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Литве, Португалии, Румынии, Словении, Украине, Франции - 9 лет, в Андорре и Хорватии - 8 лет, в Алжире и Казахстане - 6 лет и т.д.).

Установление в законодательстве определенных особенностей правового положения судей КС РФ в соотношении с правовым статусом судей иных судов, включая ВС РФ и ВАС РФ, имеет, таким образом, объективные основания и не может рассматриваться как отступление от общего принципа единства статуса судей в Российской Федерации.

Что касается специального (конституционно-юрисдикционного) аспекта равенства прав судей КС, то в нем раскрывается правовой статус судей КС РФ во взаимоотношениях между собой и с иными лицами в связи с осуществлением конституционно-судебной деятельности.

Этот статус - равный, единый для каждого из судей, что относится к решению не только вопросов конституционного судопроизводства, но и любых иных сколько-нибудь значимых для Суда вопросов. При этом речь идет не просто о статических характеристиках такого равенства, но соответствующая норма комментируемого Закона акцентирует внимание на том, что судьи Конституционного Суда пользуются равными правами. Очевидно, что в данном случае имеются в виду как материальные, так и процессуальные права, которыми в одинаковой мере обладают и могут реально пользоваться все судьи КС РФ. Тем самым комментируемая статья вводит универсальный (единый) масштаб, определяющий нормативное содержание и порядок реализации правового статуса судей КС РФ, приводит все положения гл. II Закона к единому (равному) знаменателю.

Одновременно это требование имеет значение одного из основополагающих специальных принципов конституционного правосудия. В этом находит отражение тот факт, что изначально, уже Законом о Конституционном Суде РСФСР, в систему конституционного правосудия были заложены начала исключительно горизонтальных внутрисудейских отношений (что существенно отличает конституционное правосудие от общей и арбитражной юрисдикций, для которых характерны не только горизонтальные, но и вертикальные отношения дисциплинарного и иных форм соподчинения внутри своих систем). Все это в полной мере должно учитываться не только в практике конституционного правосудия, но и в законодательной деятельности, в частности при внесении изменений в комментируемый Закон: опыт функционирования специальных (судебных) органов конституционного правосудия как в зарубежных государствах, так и в нашей стране (по крайней мере, на протяжении предшествующего периода деятельности КС РФ) со всей очевидностью свидетельствует, что нормативное содержание требования равенства прав конституционных судей не ограничивается собственно конституционно-судебным процессом. Это означает, что закрепленное в части первой комментируемой статьи требование приобретает значение одного из универсальных (материальных, процессуальных и, более того, организационно-правовых) принципов конституционного правосудия, хотя его конкретное содержательное наполнение, как свидетельствует и наш опыт, может меняться в рамках дискреционных полномочий законодателя <1>.

--------------------------------

<1> Очевидно, что нормативное наполнение данного принципа претерпело изменения в связи с поправками в комментируемый Закон от 3 ноября 2010 г., хотя сама по себе редакция ст. 16 Закона в этой части не изменилась. В связи с этим сравните данный комментарий части первой ст. 16 Закона с комментарием соответствующей нормы в ранее действовавшей редакции Закона (см.: Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. С. 84 - 85 (автор комментария к ст. 16 Закона - Б.А. Страшун)).

 

Часть вторая комментируемой статьи находится в нормативном единстве с частью первой и имеет по отношению к ней конкретизирующее значение.

Судьи КС РФ пользуются равными правами при решении всех вопросов, отнесенных к полномочиям Суда. Речь в данном случае идет не только о вопросах конституционного судопроизводства, связанных с принятием обращений к рассмотрению и разрешением дела по существу, но и об иных вопросах, которые могут рассматриваться как на заседаниях Суда, так и на рабочих совещаниях судей (§ 2 Регламента КС РФ). Это означает, что принцип равенства прав судей КС РФ имеет универсальный характер и не связан с конкретными организационно-правовыми формами деятельности КС РФ, а потому определяет положение судей в том числе при формировании, а также деятельности комиссий и рабочих групп, создаваемых в КС РФ (§ 3 Регламента КС РФ).

Соответственно, судьи КС РФ обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Судом, имеют равные права на участие во всех формах его работы, право излагать свое мнение (особое мнение), а также на равных основаниях осуществлять все иные права, предусмотренные Конституцией РФ, комментируемым Законом и Регламентом КС РФ.

Равенство прав судей КС РФ и заложенная в самой идеологии органа конституционного правосудия концепция статуса руководителя данного органа как "первого среди равных" не исключают введения специального правового регулирования в отношении Председателя и заместителей Председателя КС РФ. Об этом свидетельствует отсылочный характер части третьей комментируемой статьи. В соответствии с ней полномочия указанных должностных лиц КС РФ могут быть установлены исключительно настоящим Законом. Это важный ограничитель, направленный в конечном счете на обеспечение независимости Суда, недопустимость вмешательства в деятельность его руководящих должностных лиц каким-либо образом, включая не предусмотренную конституционным Законом нормативную правовую деятельность высших органов государственной власти.

С учетом объективной специфики стоящих перед ними задач и необходимости организационно-управленческого обеспечения эффективной деятельности КС РФ, а также принимая во внимание особенности конкретно-исторических условий функционирования института конституционного правосудия, это регулирование может претерпевать изменения путем внесения изменений и дополнений в сам Закон. Особенности правового статуса указанных должностных лиц в рамках действующего правового регулирования установлены в ст. ст. 23 - 26 Закона в их новой редакции (см. комментарий к ст. ст. 23 - 26).

 

Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 17

 

Регламентация оснований и порядка приостановления полномочий судьи КС РФ направлена на реализацию конституционного принципа несменяемости судей.

Приостановление полномочий судьи КС РФ может осуществляться только в двух случаях, поименованных в комментируемой статье.

Следует подчеркнуть, что наличие указанных обстоятельств выступает лишь в качестве предпосылки для рассмотрения вопроса о приостановлении полномочий и не предопределяет с неизбежностью принятие соответствующего решения.

Возбуждение в отношении судьи уголовного дела либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу возможно с соблюдением специального порядка, установленного ст. ст. 24, 448, 450 УПК, при котором для решения указанных вопросов требуется обязательное согласие КС РФ.

Согласие КС РФ на арест или привлечение к уголовной ответственности не влечет с неизбежностью приостановления полномочий судьи, поскольку решение по этому вопросу принимается Судом, обладающим определенной дискрецией: он может приостановить полномочия, но обладает правом принять и противоположное решение. Иными словами, возможна ситуация, когда КС РФ дает согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или на его арест, но не приостанавливает его полномочий.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены в случае неспособности исполнять обязанности судьи по состоянию здоровья. Такая неспособность должна носить временный характер.

В соответствии с § 10 Регламента КС РФ решение о приостановлении полномочий может быть принято в случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Суда. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания КС РФ, т.е. если имеется кворум, необходимый для проведения заседания.

Решение о приостановлении полномочий судьи принимается на заседании КС РФ (п. 4 части второй ст. 21 комментируемого Закона) в установленные сроки.

Специально установлены правила, определяющие последовательность действий КС РФ в случае задержания судьи на месте преступления (§ 11 Регламента КС РФ); порядок рассмотрения представления о даче согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, на заключение судьи под стражу, на совершение следственных и процессуальных действий в отношении судьи (§ 12 Регламента КС РФ).

Статус судьи КС РФ, полномочия которого приостановлены, характеризуется тем, что он не вправе участвовать в осуществлении правосудия, принимать участие в заседаниях Суда, а также участвовать в заседаниях органов судейского сообщества и направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.

Вместе с тем он остается членом судейского сообщества, сохраняет право на получение денежного вознаграждения в полном размере, право на отставку и пользуется гарантиями, предусмотренными комментируемым Законом (см. комментарий к ст. ст. 13, 14, 15, 19).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных