Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы рынков в зависимости от значений показателей концентрации

Таблица 1. Доходы от услуг коммерческого дата-центра по потребительским сегментам

Группы потребителей услуг дата-центра Доходы от услуг, млн.руб. Изме-нение, % Структура, %
1 год 2 год 1 год 2 год
1. Предприятия промышленности 1,20 0,78      
2. Строительные и проектные организации 1,85 3,18      
3. Организации торговли 2,52 14,95      
4. Ресторанный бизнес, общественное питание 0,11 0,13      
5. Здравоохранение, социальное обеспечение 0,47 0,88      
6. Просвещение, культура, искусство 1,48 0,57      
7. Средства массовой информации, в том числе электронные СМИ 13,56 25,90      
8. Рекламные агентства 11,58 9,07      
9. Риэлторский бизнес 5,21 5,35      
10. Сфера информационных технологий 18,46 23,56      
11. Наука и научное обслуживание, профессиональное консультирование 1,19 1,87      
12. Финансово-кредитные учреждения, страхование 1,68 1,17      
13. Туристический бизнес 1,35 1,48      
14. Снабженческие и сбытовые организации 0,11 0,89      
15. Прочие организации 0,87 1,19      
Всего: 61,64 90,97      

 


Интенсивность потребления - показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.

1 год Группы потребителей услуг дата-центра Доходы от услуг, млн.руб. Структура, % Суммарная доля, %
Активные потребители
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
2 год Группы потребителей услуг дата-центра Доходы от услуг, млн.руб. Структура, % Суммарная доля, %
Активные потребители
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

АНАЛИЗ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НАГРУЗКИ

При изучении услуг в форме обмена необходимо учитывать, что их потребление характеризуется сезонной, месячной, недельной и суточной неравномерностью. Эта характеристика должна приниматься во внимание при оценке текущего спроса и его прогнозировании на перспективу. Поэтому на начальном этапе комплексного исследования рынка необходимо определить репрезентативный период для получения объективных данных об объеме и структуре потребления конкретного вида услуг.

Время и продолжительность проведения обследования устанавливается по результатам анализа неравномерности нагрузки по дням недели, неделям месяца и месяцам года. С этой целью с использованием фактических данных об исходящем платном обмене по месяцам за 2-3 предшествующих года, рассчитывается среднемесячная величина исходящего платного обмена (Хср.мес) по формуле:

Хср мес = (SХмес i ) /n

Хмес i - величина исходящего платного обмена за i-ый месяц исследуемого периода;

n – количество месяцев в исследуемом периоде.

Затем определяется фактическая ошибка выборки (Di), характеризующая отклонение исходящего платного обмена за конкретный временной промежуток от его средней величины:

Di = (1 - Хмес i / Хср мес) * 100%

Для обеспечения репрезентативности величина ошибки выборки не должна превышать 5%. Наименьшее значение ошибки выборки указывает на наиболее предпочтительный период (в данном случае месяц) для проведения обследования.

Аналогично определяются наиболее предпочтительные неделя и день для проведения обследования.


Задача 2. На основе данных, представленных в таблице 2, выбрать репрезентативный месяц для единовременного обследования потребителей услуг междугородной телефонной связи в сегментах «Общественное производство» и «Население».

Таблица 2. Анализ месячной неравномерности поступления нагрузки за год

  Месяцы Исходящий платный обмен, тыс. разговоров (Хмес i ) Фактическая ошибка наблюдения (Di в %)
Общественное производство Население Общественное производство Население
Январь        
Февраль        
Март        
Апрель        
Май        
Июнь        
Июль        
Август        
Сентябрь        
Октябрь        
Ноябрь        
Декабрь        
мес i        
Хср мес        

 

 


ОЦЕНКА СТЕПЕНИ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ

Основными количественными показателями, характеризующими структуру рынка и характер конкуренции на нем, являются:

· число компаний-операторов, действующих на данном рынке;

· рыночные доли, занимаемые компаниями;

· показатели рыночной концентрации.

Благодаря простоте вычисления и интерпретации, а также наличию прямой взаимосвязи между значениями индексов и состоянием концентрации, для оценки конкуренции на телекоммуникационном рынке целесообразно использовать два показателя - коэффициент рыночной концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана. Данные коэффициенты рекомендованы также Федеральной антимонопольной службой РФ.

Коэффициент рыночной концентрации (CR – Concentration Ratio) представляет собой общую долю продукции определенного числа наиболее крупных продавцов на данном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов. Например, трехдольный показатель концентрации рассчитывается по следующей формуле:

CR-3 = (V1 + V2 + V3) / ЕР.

где V1, V2, V3 объем продаж для товарных рынков или количество абонентов (объем доходов) для рынков услуг;

ЕР – общие продажи (абонентская база) на данном рынке.

Существенным недостатком показателя концентрации является «нечувствительность» к различным вариантам распределения долей между конкурентами.

Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов, называемая индексом Герфиндаля - Гиршмана (HHI – Herfindahl-Hirshman Index), позволяет частично устранить этот недостаток:

HHI = 10000×∑D2i,

где Di – доля i-й организации на рынке (в общем объеме реализации услуг или потребителей данного вида услуг). Индекс Герфиндаля-Гиршмана увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии 10 000.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка: высококонцентрированный, умеренно концентрированный и низко концентрированный рынки. Уровень концентрации определяет степень государственного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов на отраслевом рынке.

Типы рынков в зависимости от значений показателей концентрации

Тип рынка Значение коэффициента концентрации Значение индекса Герфиндаля-Гиршмана Степень государственного воздействия
I – высоко концентрирован-ный 70%<CR-3<100% 2000<HHI<10 000 Сильный контроль и регулирование
II – умеренно концентрирован-ный 45%<CR-3<70% 1000<HHI<2000 Умеренный контроль и регулирование
III – низко концентрирован-ный CR-3<45% HHI<1000 Контроль, отсутствие регулирования

 

Задача 3. На региональном рынке сотовой подвижной связи действуют четыре компании–оператора. Определите изменение емкости регионального рынка и рыночных долей операторов за рассматриваемый период. Оцените степень конкуренции на рынке в 2005 и 2010 годах, используя коэффициенты рыночной концентрации (CR-3) и индексы Герфиндаля -Гиршмана. К какому типу можно отнести рассматриваемый региональный рынок, какие изменения на нем произошли?

Таблица 4. Оценка показателей рыночной концентрации

Компании Абонентская база (тыс. абонентов)
2010 год 2015 год
1. Оператор А    
2. Оператор Б    
3. Оператор В    
4. Оператор Д    

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика розрахунку | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных