Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лирика А.П. Сумарокова.




Многообразное творчество Сумарокова проявилось и в богатстве поэтических жанров. Сумароков стремился дать образцы всех видов поэзии, предусмотренных теорией классицизма. В его поэзии основополагающими были два направления: лирическое и сатирическое

Любовные песни он начал писать еще в первое десятилетие своей творческой деятельности. В области любовной лирики ему принадлежат несомненные открытия. Лирика обращена к человеку и его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях Сумароков стремился раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств. Лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью, ей присущи искренность, ясность выражения. Признавая правомерность любовной тематики, Сумароков в любовной лирике опоэтизировал жизнь человеческого сердца. В поэзии его чувство побеждает рассудок, и Сумароков здесь далек от нравоучительных сентенций. Одной из лучших по глубине и искренности чувств представляется песня «Тщетно я скрываю», о любовном волнении девушки, которая стремится обуздать свою любовь, но никак не может с этим справиться. Здесь Сумарокову удалось передать тончайшие переживания человеческого сердца, борьбу страсти и рассудка. В большей части лирических стихотворений Сумароков пишет о переживаниях человека, но человека, лишенного конкретных, индивидуальных черт. Его герой или героиня – отвлеченный образ влюбленного.

Отстаивая естественность в выражении чувств, Сумароков обращается к народной песне, в которой он видит истинно поэтическое изображение душевного состояния. Он использует темы, образы, лексику народных песен. К числу таких песен относится и песня «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой…», в которой молодая женщина обращается к возлюбленному с жалобой на жизнь за нелюбимым мужем. В таком же народном духе написаны песни «Отчего трепещет сердце, отчего пылает кровь» (неосознанное еще полностью ощущение зарождающегося чувства любви), «Прости моя любезная, мой свет, прости», «Где ни гуляю, ни хожу», «Не плач так много, дорогая, Что разлучаюсь я с тобой…» (искренняя грусть при разлуке двух влюбленных).Такая тонкая стилизация способствовала тому, что в народе эти песни воспринимались как народные, благодаря «Собранию разных песен» Чулкова и «Письмовнику» Курганова.

Идиллии и эклоги носили более условный, часто пасторальных характер. Условен пейзаж части эклог, условносхематичны сами пастухи и пастушки, поверяющие тайну своей любви. Эклоги, как правило, заканчивались кратким описанием «цитерских забав», но не фривольные зарисовки были целью поэта. Это была попытка воссоздания «златого века дней», так как большая часть эклог, изданных в 1774г., была написана в Москве во время чумы 1771г.

В песнях используются разные стихотворные размеры, ритмика ряда песен повторяет ритмику народных песен.

Однако Сумароков не мог ограничиться только любовной тематикой. В некоторых его стихотворениях отражены раздумья о кратковременности человеческой жизни и тленности земного существования («На суету человека», «Ода на суету мира»), страх перед смертью («Плачу и рыдаю…», «Часы»). Порой возникает образ человека одинокого и гонимого, нигде не находящего покоя и тщетно взывающего к заступничеству всевышнего (ода «Противу злодеев», сонет «На отчаяние»).

Подобные мотивы обусловлены тем, что энергичная борьба Сумарокова с общественным пороком не давала результатов, а усиление самодержавного деспотизма и обострение классовой борьбы заставляла поэта усомниться в возможности сословной гармонии в дворянском государстве. В поисках решения обостривших противоречий, миру насилия и зла Сумароков противопоставляет красоту добродетели в смысле требования внутреннего, морального самосовершенствования человека, умеренности его желаний. В этом плане наиболее характерной является «Ода о добродетели» из цикла «духовных стихотворений», где дается предупреждение не вверять себя страстям, не желать другому зла.

Сумароков писал и оды и переложения псалмов, он дал образцы разнообразнейших поэтических жанров.


А.П. Сумароков – публицист и сатирик (притчи, «Хор ко превратному свету»).

Исследователи справедливо указывают на то, что Сумароков «открыл жанр басни для русской литературы в том ее виде, в каком она жила и живет до сих пор». Он написал 374 притчи, написал их вольным разностопным ямбом, ставшим классическим размером русской басни. Басни его – живой сатирический рассказ, в котором подвергаются осмеянию не только неустройства русской жизни, но и конкретные носители пороков. Некоторые басни касались политических вопросов. Сатира его направлена против вельмож, подьячих, взяточников, бюрократов. Особенно достается в баснях российскому дворянству, невежественным, жестоким помещикам-крепостникам («Ось и бык», «Жуки и пчелы», «Высокомерная муха»). Сатирическая направленность бачен вызывала необходимость обратиться к реальным жизненным наблюдениям, и притчи Сумарокова пестрят сценами, выхваченными из самой жизни, меткими и остроумными деталями быта. Именно в сатирических жанрах была заложена тенденция реализма. Тематика басен Сумарокова разнообразна. Он осмеивает ханжество и скупость купеческой вдовы в притче «Безногий солдат», рисует комическую сценку, в которой жена-спорщица изводит сварливостью мужа, споря против очевидности («Спорщица»).

Многие сюжеты не новы, они встречались у Эзопа, Федра, Лафонтена. Но басни Сумарокова отличались и содержанием, и стилем, и новым басенным размером. Их отличает:

1) злободневность (обращены к российской действительности),

2) резкость нападок,

3) нарочито простой, грубый слог, как это и предусматривается «низким духом» басенного жанра.

Резкость тона, грубость слога и нарисованных картин была вызвана стремлением разоблачить пороки современной ему действительности, что и отличало манеру Сумарокова от манеры западных баснописцев. Язык басен живой, сочный, пересыпан поговорками.

В 1762 году вышли две книги «Притчи Александра Сумарокова», в 1768г. – третья книга, остальные – после смерти писателя. Басенному творчеству Сумарокова следовали Ржевский, Богданович, Херасков, Майков.

Обличительные пафос, свойственный произведениям Сумарокова, наполняет и его сатиры, написанные живой стихотворной речью. В сатирах он продолжает и расширяет тематическую линию сатир Кантемира. Сатира «О благородстве» и по своей тематике и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом». В одной из лучших своих сатир, написанной, как и притчи, вольным ямбом (другие – александровским стихом), в «Наставлении сыну» Сумароков сатирически изображает старого плута – подьячего, который умирая учит сына, как быть счастливым в жизни. Для этого, оказывается, надо следовать его примеру, т.е. «не идти прямым путем».

Однако среди сатир Сумарокова особый интерес представляет его сатирический «Хор ко превратному свету». Был написан по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Миневра», устроенного в Москве в честь восшествия на престол Екатерины II (1763г.) на масленице. Однако «Хор» оказался столь сатирически острым и злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, вернее, беспорядках и неустройствах, которые царят в его стране.

«Заморская страна» - это утопия, мечта Сумарокова, но рассказ о ней дает ему возможность разоблачить взяточничество и лихоимство, невежество, процветающие в российской монархии, резко выступить и против жестокого обращения помещиков с крепостными. Синица, прилетевшая «из-за полночного моря, из-за холодного океана», рассказывает, какие существуют порядки в заморской стране. В этой стране все служат государству, все дворянские дети учатся в школах, люди преисполнены чувства долга, глубокого уважения к родному языку и национальным обычаям. Чиновники там честные, наука – лучшее достоинство, плохих стихов поэты не пишут, пьяные по улицам не ходят и людей не режут. «Хор» по своему стихотворному складу близок русским народным песням. «Хор» занимает важное место в сатирико-обличительной линии русской литературы 18 века. Сумароков, считая крепостное право необходимым, выступал против жестокости помещиков. Полностью «Хор» был впервые напечатан в 1787 году, Новиковым в посмертном собрании сочинений Сумарокова. В 40-х гг. 19 века эта сатира печаталась и в сокращенном виде.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных