ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пора радикально изменить то, как мы воспитываем наших тулку.- Dzongsar Jamyang Khyentse Оригинал: https://www.facebook.com/deerparkinstitute/posts/906194006159085?notif_t=notify_me_page¬if_id=1471858954292199
Недавнее заявление Джамгона Конгтрула Ринпоче IV (Jamgon Kongtrul Rinpoche 4th) о том, что он отказывается от своей роли, с различных точек зрения всколыхнуло множество смешанных чувств.
С одной стороны, с позиции тулку, поскольку Джамьянг Кхенце тесно связан с Джамгоном Конгтрулом на протяжении нескольких жизней, я беспокоюсь за Дхарму, и в особенности за дух Риме (несектарный), который, как предполагается, был общим для наших прошлых воплощений.
С другой стороны, как человеческие существа, мы не можем не сравнивать. Поэтому, я замечаю себя сравнивающим мое поколение тулку с сегодняшним поколением. В мое время мы сталкивались с большим количеством трудностей: почти целый год не ели ничего, кроме риса и картофеля, путешествовали по Индии на самом дешевом общественном транспорте, спали на железнодорожных платформах, имели не более 10 рупий в кармане в течение 6 или 7 месяцев, на год полагалась одна ручка, а своими учебниками приходилось делиться еще с 18 студентами. Когда я был ребенком, у меня было всего две самодельных игрушки, которые я сделал сам.
Хуже того, мой наставник запирал меня в комнате не на какие-то несколько недель или месяцев, а на целый год. И поэтому даже поход в туалет становился длинным долгожданным путешествием. Мы так же часто страдали от оскорблений и физического насилия, которое доходило до того, что голова истекала кровью или нас секли крапивой.
Я не оправдываю и не романтизирую ничего из этого. Хотя в сравнении с нами, настоящее поколение тулку совершенно избалованно и им все достается даром. Но, если поразмышлять - этим молодым сегодняшним тулку достается своя порция трудностей, которые в чем-то намного тяжелее тех, что доставались нам.
Сегодня мир намного меньше и более открыт, соответственно, очень сильно выросли ожидания. В особенности, со всех сторон всегда находятся под пристальным вниманием тулку, имеющие некоторую историю в их линии передачи. Это особенно справедливо по отношению к тем тулку, кого возвели на престол в юном возрасте, дали титул «Его Святейшество» и при встрече которых каждый раз играют трубы. Весь подобный ажиотаж неизбежно приводит к обратному результату, повышая ожидания и оказывая огромное давление на этих детей. Ключевая причина, почему они постоянно находятся в центре внимания, - современные организации намеренно привлекают к ним всеобщее внимание. И нет признаков, позволяющих предположить, что эта ситуация улучшится в обозримом будущем.
В разгар этих обширных изменений решение, принятое Джамгоном Конгтрулом IV, подталкивает нас констатировать и проанализировать ряд недостатков, существующих на пути обучения и воспитания тулку. Это очень сложный вопрос, но его необходимо решать, именно в этом и состоит цель данной статьи.
Почему наши молодые тулку нуждаются в обучении: Одно из ключевых затруднений состоит в том, что студенты и ученики не знают, как сбалансировать свое чистое восприятие этих мальчиков, которое может возникнуть вследствие их искренней практики дхармы, с культурными предубеждениями, зачастую ставящими почитание и преклонение выше ясного видения. Как практикующие Ваджраяну, мы должны иметь чистое восприятие по отношению к своему гуру. Для обладающих надлежащими возможностями и способностями чистое восприятие и преданность к гуру не изменятся, даже если изменится его внешняя форма. Я на самом деле видел, как великие практики без тени сомнения за пределами какого-то определенного возраста, размера, внешнего вида или национальности, ясно видели своего фактического гуру, смотря на его новое юное воплощение. В идеале, так должен поступать каждый практикующий.
Конечно, это не означает, что ребенок, который, по общему мнению, является реинкарнацией великого мастера, не обязан ничего изучать и обучаться. Если, в наилучшем случае, он является исключительной и подлинной реинкарнацией, проявляющейся как полное продолжение предыдущей жизни, тогда, конечно, любое обучение и воспитание условны. А если нет, его нужно научить нести ответственность за свои поступки.
Таким образом, не смотря на то, что ученики предыдущей реинкарнации учителя могут обладать чистым восприятием к настоящему воплощению и практиковать от всего сердца свои обязанности в преданном служении, сам тулку также должен исполнять свою роль и нести ответственность, не зависимо от того, в каком воплощении он выбрал быть сейчас.
Сегодняшние реалии таковы, что, даже являясь подлинными тулку, многие из этих детей еще не научились самостоятельно вытирать себе нос, не говоря уже о таких проявлениях своих предыдущих воплощений, как, например, всеведение.
Переход из этой жизни в следующую – не тоже самое, что переход из одной комнаты в другую. За это время происходят колоссальные изменения, которые требуют новых форм обучения тулку для обнаружения их истинной природы и способностей. Слепое ученическое обожание, зачастую взращенное из культурных предубеждений, скрывает от нас тот факт, что действительно необходимо пересмотреть подход к обучению этих молодых тулку.
На самом деле стоит отметить, что эти тулку часто совсем не являются подлинными перевоплощениями, а ребенку дается титул «тулку» с надеждой на будущие блага для него самого и остальных. В подобных случаях термин «тулку» может быть лишь символическим обозначением, за которым без надлежащего обучения не будет стоять ничего.
В любом случае, эти юные тулку пока еще только дети, нуждающиеся в обучении, правильном воспитании, получении посвящений и учений. И не просто интеллектуальном и академическим. Мы должны сделать их уверенными в себе и, в то же время, смиренными. Мы должны сделать их возвышенными и, одновременно, человечными. И прежде всего, самое важное, что нам нужно,- это, чтобы они стали подлинными духовными практиками. В конце концов, они должны быть духовными лидерами и держателями линии, а не просто политическими лидерами или деревенскими старостами. И, если они не являются истинно практикующими дхарму, на что тут надеяться?
Фундаментальные недостатки нынешней педагогики: Наша педагогика и способы воспитания тулку не менялись с течением времени. И, я должен сказать, что тибетцы, особенно в монастырях, чрезвычайно упрямы и сопротивляются переменам. Незначительные изменения произошли только потому, что сейчас учителя могут оказаться в тюрьме за те методы, которыми обычно воспитывали нас. Возможно, сегодня нет побоев и, каждую неделю есть выходные, частые посещения родственниками и множество игрушек, но это не значит, что педагогические методы в корне изменились или были адаптированы к настоящему времени.
Сегодня тулку возводит на трон и окружает свита, более заинтересованная в сохранении института как такового, а не в воспитании будущих духовных лидеров и держателей линий. Все сопутствующие шествиям атрибуты: ковры, парча и нефритовые чаши, - могут способствовать тому, что тулку выглядит особенным и экзотичным, но они не означают, что он получил необходимое образование. Вся эта чепуха может сработать в юном возрасте, потому что, даже если взять беспризорника с улицы, вымыть с шампунем и усадить на парчу, он будет смотреться эффектно хотя бы несколько часов. А если совсем юный тулку еще и улыбнется в такого рода возвышенной атмосфере, преданные расценят это как некий удивительный знак.
Но эта подмена реального обучения показухой со временем становиться серьезной проблемой, поскольку оказывает незаметное, но сильное давление на юного тулку. В конце концов, нет давления больше и тяжелее, чем ожидания других людей. Так что, когда сотни, если ни тысячи глаз, смотрят и оценивают все, что делают эти тулку, подобное может закончится тем, что они окажутся изолированными и заключенными в зоне наивеличайшего отчуждения и одиночества, какую только можно вообразить.
Ошибочная фокусировка на имидже и богатстве – формула для давления: Достаток и материализм, растущие в мире, проникли и в наши монастыри и религиозные учреждения, где многие высокие ламы и, особенно, держатели линий ведут сейчас такой шикарный, настолько далекий от реальности, образ жизни, что вполне могли бы быть императорами.
Такой подход, возможно, работал и, я не говорю, что он сработал, - в Тибете: где задавалось немного вопросов и сказанное проверялось не тщательно, но, где при этом была огромная преданность. Однако, в долгосрочной перспективе, видение высоких лам, которым вроде как должны подражать новички, ведущими экстравагантный образ жизни нуворишей, укомплектованных золотыми часами и браслетами, посылает очень неверный сигнал. В первую очередь, такая «модель» попросту ничего не делает для того, чтобы поощрять людей практиковать дхарму, особенно, молодых монахов, только что поступивших в монастырь, и, чье мышление может еще не быть достаточно продвинутым. Ведь, есть причина, почему Будда Шакьямуни выбрал появляться босиком и с чашей для подаяния, - аскетизм, отречение и простота, которые они символизировали, имеют реальное значение.
Я не говорю, что сейчас все высокие ламы должны вдруг начать странствовать с чашами для подаяний. Но, что для них необходимо, - это излучать некое подобие скромной сдержанности и создавать имидж простой жизни.
Хорошим примером того, что необходимо изменить, является поведение многих из наших лам во время ежегодных зимних молитвенных сборов и фестивалей в Бодхгайе под деревом Бодхи. Я часто спрашиваю себя, что другие буддисты, такие как практики Тхеравады, думают о наших ламах, сидящих на тронах, которые могут быть даже выше некоторых статуй Будды. Конечно, тантрический путь учит нас воспринимать своего гуру как воплощение всех Будд. Но, в месте, подобном Бодхгайе, где статуи и символы Будды имеют глубокий смысл и для широкой публики, и для всех буддистов, нет никого выше Будды. Поэтому Бодхгайя, возможно, будет хорошим местом для наших лам, где можно начать практиковать простоту и смирение!
Я полагаю, богатый вид монаха или держателя линий может впечатлить тибетских кочевников или восторженных китайских студентов. Но, осознанно или неосознанно, это действительно создает плохую привычку, так как согласно подобной модели - ламе необходимо иметь богатство или звание. И, подобный посыл в корне неверен с основополагающей буддийской точкой зрения. В конечном счете, для буддистов Будда – это самая важная персона на земле. И самое важное деяние Будды – достижение просветления после победы над марой. Это великое событие произошло на простой подушке из травы и листьев дерева бодхи, без престолов, парчи и других подобных атрибутов. Короче говоря, современный акцент на богатстве и привилегиях, как на части обучения, кроме того, что невольно превращает юных тулку в избалованных мальчишек, противоречит буддистской педагогике и ее основным ценностям.
Узник привилегий: Кажется, что целенаправленно или нет, но в наши дни монастыри зачастую обнаруживают и возводят на престол тулку, которые происходят из богатых и влиятельных семей. Какими бы ни были намерения, но и сегодня тулку предназначено быть главной достопримечательностью монастыря, так как гораздо больше людей приходят в монастырь не ради его самого, а чтобы увидеть тулку или высокого ламу. И это особенно верно, если перед именем тулку указывается «Его Святейшество» или «Его Высокопреосвященство», наряду с диковинным описанием, что этот тулку – реинкарнация одного из величайших учителей прошлого.
Между прочим, термины, наподобие «Его Святейшество», даже не являются буддистскими, а позаимствованы напрямую из христианства. Такая одержимость христианскими титулами у тибетских лам действительно ошеломляет и, становится откровенно неловко, когда ламы добавляют «Его Святейшество» перед именем младенца. В лучшем случае христиане, должно быть, смеются над нами, так как средний возраст, когда епископ награждался папским титулом «Его Святейшество», - в среднем 60 лет.
И все же, поскольку такие юные ламы-перерожденцы являются для монастырей огромным активом, мы вполне предсказуемо наблюдали неподобающую поспешность в поиске и возведении на престол тулку, которых, кажется, сейчас стало гораздо больше, чем три или четыре десятилетия назад.
И не удивительно на самом деле, что вскоре после вхождения на престол и всей, связанной с этим шумихой, многим из этих тулку, часто с самого раннего возраста, поручается определенный проект или работа, как то: сохранение окружающей среды или строительство ступы, шедры, или гигантской статуи одного из бодхисатв. Как будто, чтобы быть хорошим ламой, ему нужно непременно участвовать в проекте. Но, при ближайшем рассмотрении, подобная деятельность почти всегда является способом создания доходов, а мы знаем, насколько несовершенна тибетская система в вопросах прозрачности и надлежащего управления общественными пожертвованиями.
Столкновение восточной и юго-восточной традиции слепой преданности и щедрых подношений с феодальной традицией тибетских тулку, в которой нет ни квитанций, ни бухгалтерских балансов, так же тормозит развитие современной модели обучения тулку. И, в конечном итоге, эти нежного возраста мальчики забывают о том, что деньги не растут на деревьях; они понятия не имеют о том, как люди п о том и кровью добывают те подношения, которыми затем их осыпают.
При таком призе из богатства, привилегий и поклонения, неудивительно, что мы находим сейчас так много родителей, которые стремятся усадить своих детей на престол в качестве того или другого высокого ламы. Им и невдомек, как много их детям придется страдать. Быть воплощенным тулку – это, на самом деле, быть заключенным в самой невообразимой тюрьме. С одной стороны, вы помещаете ребенка в наиболее комфортабельные условия, на яркую парчу, кормите его мороженым и даете ему игрушки, подарки и уважение. Но, в это же время, с другой стороны, вы целенаправленно лишаете его возможности развиваться как обыкновенный человек, который затем сможет взаимодействовать с человеческим миром. И позже – настоящее мучение, когда, по мере взросления, их гормоны выйдут из-под контроля, и, молодые тулку, не зная подробностей о мирских реалиях, начнут чувствовать себя абсолютно бесполезными. Они не будут знать, как взаимодействовать с миром даже в каких-то базовых вещах, не говоря о том, чтобы быть лидером. Как же такой тулку сможет стать для обучающихся дхарме подлинным духовным наставником?
Благодатная почва для лицемерия: Попытки сохранить внешний имидж привилегированности и уважения, в то время как наши юные тулку находятся под пристальным вниманием общественности, неизбежно порождают лицемерие. Например, молодым тулку говорят, что они должны быть непорочными и быть монахами. Но измерение их чистоты с самого раннего детства посредством критерия: кто соблюдает целибат, а кто нет, создает огромное давление и, может быть опасным, потому что подобные внешние стандарты – на самом деле игра наугад. Ведь, когда мы имеем дело с человеческими гормонами, мы можем контролировать не так уж и много. Даже согласно винайи, недопустимо накладывать на кого-либо обет безбрачия против его свободной воли, под давлением сверстников или социума, как это зачастую сейчас происходит с молодыми монахами. Не стоит забывать, что Будда Шакьямуни стал отшельником по собственному выбору, но только после того, как был женат и имел ребенка.
С течением времени подобное социальное давление становится настолько сильным, что, когда один из предшествующих Кхамтрул Ринпоче решил отказаться от обета безбрачия, один из его монахов хотел убить Ринпоче. Конечно, нельзя отрицать, что часть молодых монахов, которых заставляли в молодом возрасте придерживаться целибата, стала в последствие действительно хорошими монахами. Но, слишком часто, с учетом имеющегося сегодня социально давления вкупе с онлайн-развлечениями, требование целибата превращает наших молодых тулку в лицемеров, которые вынуждены скрывать свои «недостатки». Это взращивание притворства усиливается и укрепляется, когда тулку осознают, что их сверстники, а иногда и начальники, так же практикуют лицемерие. Педагогика, поощряющая подобное притворство, является чрезвычайно ошибочной и, даже может привести к явно неадекватному поведению.
Педагогика, необходимая современному миру и в будущем: С другой стороны, я так же испытываю подлинное сочувствие к монахам, настоятелям и другим людям, ответственным за воспитание наших юных лам-перерожденцев. В целом, у них хорошие и очень достойные намерения, но, они не приспособлены к современным условиям и просто не знают, как воспитывать ребенка в нынешнем мире.
Нашим юным тулку, помимо одной академической подготовки, необходимо научиться, как при необходимости стоять в очереди за вещами, за которыми надо постоять в очереди, как делиться тем, чем нужно поделиться, и другим основным составляющим человеческой порядочности и общественной договоренности. Пока их обслуживают и все им подносят, многие из этих тулку никогда не научатся простому человеческому навыку взаимообмена, и, в итоге будут плохо подготовлены к жизни в мир у. Им необходимо не только обучение лидерству, но и базовый курс о человеческих взаимоотношениях. Наставники и опекуны обязаны знать, что иногда из-за постигшего их разочарования, некоторые из этих юных тулку, подобно другим проблемным подросткам, даже поджигали себя или резались бритвой. Такое поведение предупреждает нас, что этот возраст очень сложный и опасный. Все родители знают, что даже воспитание обычного ребенка в наше время – чрезвычайно сложная задача, особенно в период, когда он становится подростком. Насколько же более сложной становится эта задача, если воспитываемый ребенок или подросток, предположительно, будет ответственен за гораздо большее, чем продолжение рода и семейное дело. Тем не менее, наши воспитатели почти не имеют знаний и опыта по основам подготовки молодого человека, необходимые для воспитания детей в современном мире.
К сожалению, зачатую, воспитателей больше заботит не состояние этих маленьких детей, как человеческих существ, а их поведение и то впечатление, которое они, иногда совсем малыши, производят на публику. Их постоянное беспокойство по поводу, кто займет более высокое место и лучшее обращение, какое количество машин будет сопровождать тулку, и как много людей будет встречать его в аэропорту – все это основательно изменило умы этих тулку и не в лучшую сторону. Сегодня, мы наблюдаем подобное изменившееся отношение в растущем количестве тулку-«двойников» и многочисленных заявлениях различных претендентов на право быть воплощением одного и того же жившего ранее мастера. Хотелось бы нам увидеть хотя бы одного тулку, говорящего: «О, нет, я не настоящий, другой лама является настоящим воплощением». Вместо этого, они так сильно ухватились и вцепились в свои титулы, что навряд ли, их можно считать обладающими характерными, присущими буддизму чертами.
И похожие тревожные изменения мы наблюдаем и в отношении самих учений. В мое время мы активно искали учителей и учения, путешествуя повсюду на таких транспортных средствах, которые и представить невозможно. Я хорошо помню, как однажды я просто шел пешком из Горакпура в Лумбини, а потом ехал на тракторе в Биратнегар, чтобы получить в Непале учение Кармапы. Каким-то образом поколение наших учителей внушило нам страсть и необходимость идти на жертвы ради слова драгоценного учения. Сейчас можно забыть о том, чтобы наши молодые тулку сами охотно искали учителей или учения. Вместо этого, мы должны испытывать огромную радость, если юные тулку хотя бы проявляют толику интереса к учению и к тому, что к ним пригласили учителя. Подобное изменение отношения к учению глубоко ошибочно согласно буддистской традиции. Например, многие ли из вас замечают, что сейчас навряд ли увидишь фотографии, на которых юные тулку сидят ниже своих учителей, или выражают почтение, не говоря уже о том, чтобы кланяться? Тем не менее, в качестве примера, наблюдение подобного было бы полезным. Вполне понятно, когда ребенка сажают на престол в день интронизации, но действительно неразумно продолжать держать его на троне, вплоть до полового созревания, основываясь лишь на его праве на престол.
В основном тибетцы предполагают, что воспитание тулку происходит благодаря наставнику, в процессе получения большого числа учений, запоминания множества текстов и заучивания ритуалов. И не смотря на то, что это элементарно и просто, тибетцы не понимают, что наибольший вклад в обучение дает среда, в которой воспитывается тулку и, что более важно, как именно он воспитывается.
Социальные и культурные барьеры, препятствующие подлинной науке обучения тулку: Опять же, я не хочу возлагать всю ответственность за существующие сейчас недостатки среди методов обучения тулку на настоятелей и монахов, непосредственно занимающихся данным воспитанием. На самом деле, как важную причину сложившейся ситуации, можно рассматривать традиционный уклад общества, подобного тибетскому или бутанскому, который представляет собой сложную смесь из искренней преданности и устаревшего культурного багажа. Я часто представляю, насколько сильно некоторые из этих лам должны мечтать, например, о прогулке в одиночестве или о возможности самостоятельно нести свои сумки, выпить чай в чайной или проехать на рикше. И лишь ревностное окружение не позволяет им сделать этого, потому что настолько сильно давление общественных традиций, предписывающих этим ламам вести себя определенным образом; при этом, по мнению преданных, лам необходимо окружить помощниками, слугами, парчой и многими другими как традиционными, так и новомодными символами статуса.
Существует даже восточно-тибетская поговорка, которую, пока я рос, мне говорили, если хотели отругать, что лама должен быть подобен золотой статуе, - это означает: мы должны сидеть очень тихо, не смотреть ни вправо, ни влево и, вести себя подобно драгоценности, а не человеческому существу. И, есть другая поговорка, что снежный лев, чтобы остаться снежным львом, должен пребывать среди высоких гор, потому что если он спустится вниз на землю - будет принят за собаку. Эти две идиомы говорят сами за себя, обличая не только то, что лам настойчиво отговаривают взаимодействовать с обыкновенными людьми, но и, как устарела наша традиционная наука воспитания лам внутри современного общества.
Жестокая реальность такова, что золотая статуя не может себя даже прокормить. Она принадлежит хозяину, который обладает властью продать статую или, на худой конец, продать билеты тем, кто захочет на нее посмотреть. И ламы, словно снежные львы, практически ничего не знают о том, что происходит в обычном мире. Поэтому, как могут такие ламы обучать истине о страдании, если они сами все время защищены от страдания, и знают о нем только то, что прочли в текстах.
На самом деле, основная часть проблемы – именно то, что нынешняя педагогика остается в большей степени интеллектуальной и оторванной от мира, она не в состоянии сделать из наших тулку подлинных практиков дхармы. Да, эти юные тулку могут читать мантры, рано вставать, даже делать садханы, пуджи и получить посвящение. Но, как сказал Атиша: истинные практикующие дхарму должны основательно усвоить, что нужно быть незаинтересованным не только в мирской жизни, но в самой жизни, как таковой. Для начала, это подразумевает отсутствие заботы о высоте своего трона, числе учеников, о своих званиях или марке часов.
Система обучения, застрявшая во времени: В общем, существующая сейчас тибетская традиционная система обучения тулку прямо противоположна обучению истинному лидерству. Это утверждение не отрицает заслуг традиционной системы, которая в прошлом создавала определенную элегантность, наряду с подлинной ученостью и дисциплиной. Но более детальный анализ обнаруживает нежелательную тенденцию, заключающуюся в недостаточности подготовки к функционированию наших тулку в сегодняшнем мире, не говоря уже о том совершенно другом мире, в котором мы окажемся двадцать лет спустя.
Наша система обучения тулку застряла где-то в 1930-х или 40-х годах, никогда она не признает, что сейчас 2016 год и, конечно, не подготавливает наших юных тулку к миру 2026 года, когда они, достигнув зрелости, предположительно примут мантию духовного руководства. Что мы делаем для того, чтобы подготовить наших тулку к будущей эпохе, когда Apple создаст чип, который тулку смогут носить для широкополосного соединения с интернет-сетью и осваивать мир секса, наркотиков и денег?
Ничего удивительного, что, когда наши молодые тулку взрослеют и достигают 20-ти лет, зачастую они кажутся очень странными, ничего не знающими о мире и, при этом возникают их наставники, помощники и близкие родственники, диктующие тулку, что им делать в каждый момент своей жизни. Более худшая проблема, слишком часто случающаяся, - эти наставники сами могут быть коррумпированы и участвовать в круговой поруке. В результате, новички тибетского буддизма могут оказаться сконфужены, наблюдая, как предполагается, всеведущего ламу, который не может контролировать даже своих ближайших помощников. Тибетцы прощают такое откровенно странное поведение, говоря: это не вина ламы, лама всегда остается великим, проблема – в его помощниках или супруге. Но, все же, это не подтверждается перед лицом простой реальности, показывающей, что среди наших тулку редки истинные практикующие дхарму, и в большинстве своем они потеряны и дисфункциональны в своих собственных жизнях, не говоря об их способности стать истинным лидером для своих последователей и учеников. Я могу только молиться, что их странное поведение имеет определенное преимущество, которое не может быть осмыслено таким обычным существом, как я.
Надежда, связанная с нашими будущими тулку: Таким образом, исходя из всех вышеперечисленных причин, показывающих значительную неприспособленность в современном мире традиционных педагогических методов, существующих среди тулку, я должен сказать, что лично не осуждаю действия Конгтрула Ринпоче. Хоть я и не располагаю точными сведениями, но слышал о нем много хорошего, и, по многим причинам, я обладаю глубоким устремлением и надеждой на то, что он будет по-настоящему блистать. Как обычного человека, меня действительно не волнует: захочет ли Джамгон Конгтрул IV стать врачом, или нет. Это на самом деле может оказаться здорово и очень вдохновляюще. Он мог бы стать часовщиком, мне все равно. Так же как некоторые из наших великих учителей прошлого одновременно были изготовителями стрел или кунжутного масла, фермерами, парикмахерами и даже проституткой. По сравнению с ними, стать врачом – звучит гораздо респектабельнее.
На самом деле, выбор Дамгона Конгтрула может стать отличным противоядием от коренного изъяна, имеющего место в ситуации вокруг монашества тибетского Буддизма. Он состоит в том, чтобы сам Буддизм превратить в профессию, призванную обеспечить выживание монахов, монастырей и преподавателей дхармы. Несмотря на то, что такая буддистская «профессия» имеет свои исторические корни, как вполне понятная необходимость, нужная для выживания монашества, сегодня – она приводит к множеству недоразумений и, возможно, именно в эти дни и время, не помогает более широкому распространению Дхармы.
По этой причине, снова и снова, я так же посоветовал моим друзьям, коллегам и другим Ринпоче, что, когда они обучают не тибетцев, то не должно поощрять ношение ими тибетских монашеских одеяний, или любых других видов буддистских одежд. Наоборот, лицезрение буддистского практика, носящего военную форму, костюм с галстуком или любую другую обычную одежду, создает посыл, что любой может практиковать Буддизм. В тот момент, когда лама навязывает, исходя из глубоко укоренившейся привычки, ношение какого-то особого одеяния, - это создает атмосферу культа и немедленно исключает других людей. На мой взгляд, наша склонность к интровертной эксклюзивности является одной из основных причин, почему сокращается количество буддистов во всем мире, в то время число последователей других религий таких, как Ислам, растет.
Подводя итог, выбор Джамгона Конгтрула стать врачом, в конечном итоге, может оказаться идеальным и, в долгосрочной перспективе, действительно служить дхарме. Но, на что я надеюсь, чего желаю и о чем молюсь, чтобы Джамгон Конгрул IV, независимо от того, кем он решит стать, искренне работал на благо дхармы, и не только одной линии, но всех линий, как это делал его предшественник.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|