Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие образования, предмет и общая характеристика образовательного права

«Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились».

Б. Ф. Скиннер

 

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

(определение взято из Закона Российской Федерации «Об образовании»)

Образовательное право - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, под которыми понимаются,

· во-первых, собственно образовательные отношения, возникающие в процессе воспитания и обучения между обучающимися и образовательным учреждением (воспитателем, педагогом, преподавателем) и нацеленные на приобретение в ходе обучения знаний, навыков и умений, уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту, что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и удостоверяется соответствующим документом об образовании,

· во-вторых, комплексные отношения, возникающие на стыке образовательного и других отраслей права (гражданского, трудового, административного, финансового).

Образовательное право включает как источники, действующие не только на территории данного государства («внутреннее», или национальное образовательное право), так и международно-правовые источники, регулирующие образовательные отношения (международное образовательное право).

Образовательное право сформировалось в процессе регулирования важнейшей сферы общественной жизни — сферы образования.

Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

Право регулирует не все общественные отношения в сфере образования, а только те, которые отражают наиболее сильные интересы всех участников отношений: обучающихся, образовательных учреждений, государства, общественных организаций, местных органов самоуправления и др. — отношения, представляющие общий интерес.

Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом:

• педагогические отношения — отношения по воспитанию и обучению;

• конституционные отношения;

• трудовые отношения;

• управленческие отношения;

• имущественные отношения;

• социальные отношения;

• земельные отношения;

• финансовые отношения;

• семейные и другие.

Перечисленные отношения составляют предмет правового регулирования образовательного законодательства. Изучение предмета правового регулирования позволяет понять, как улучшить структуру законодательства, преодолев недостатки структуры.

Система образования в РФ. Конституционные основы ее функционирования

 

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Зако­на РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных про­грамм;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования,
и подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятель­ность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой опре­деленную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различ­ных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образо­вания в самом общем виде можно представить как упорядочен­ную совокупность отношений между субъектами образовательно­го процесса. Основным субъектом образовательного процесса явля­ется обучающийся. Неслучайно в определении образования, при­веденном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы:

1) содержательную;

2) функциональную;

3) организационно-управленческую.

Содержательная подсистема отражает суть образования, а так­же конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образо­вания. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Функ­циональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся.

Третья подсистема включает в себя органы управле­ния образованием и подведомственные им учреждения и органи­зации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной на­правленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, нахо­дящиеся в ведении органов управления образованием (для их обо­значения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечи­вая ее эффективное функционирование.

Включение в систему образования различных видов объедине­ний, которые осуществляют свою деятельность в рассматривае­мой сфере, отражает государственно-общественный характер уп­равления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образо­ваний, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.

Российская система образования включает:

1) Дошкольное образование, которое дает детям элементарные знания, но всё же не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1-1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Согласно Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ). Родители несовершеннолетних детей имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать права и интересы ребенка. Они могут дать образование ребенку в семье. Кроме того, родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

Принципы государственной образовательной политики

Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. (Указанный запрет распространяется на школьный коллектив и его территорию. В то же время сами работники образовательного учреждения могут входить индивидуально в любую из структур и организаций.)

Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

5. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»

Законодательство РФ в области образования образуют норма­тивные правовые акты различной юридической силы. Оно вклю­чает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Централь­ное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона представляется вполне логичной. Она включает в себя главы, в которых последовательно закрепляются пра­вовые основы образования, начиная с общих положений и системы образования и завершая международной деятельностью в дан­ной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержа­нию образования, организации образовательного процесса, при­ему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое положение участников образовательно­го процесса и т.д. Закон обладает приоритетом по отношению к другим законам, регулирующим отношения в области образова­ния. Все иные законы должны приниматься на его основе. Этот принцип в системе образовательного законодательства реализует­ся в полном объеме.

Конституционное право граждан на образование

 

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека(1948 г.), в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.).

Под образованием, согласно преамбуле Закона РФ "Об образовании", понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование — необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участия в жизни общества.

Образование составляет основу всякого организованного общества. Культура невозможна без образования. Это также одно из средств устранения несправедливости, неравенства в обществе.

Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании.

Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т. д.

Для удовлетворения потребности в познании государством создается специальная отрасль законодательства — образовательное законодательство, а в науке обосновывается самостоятельная отрасль права — образовательное право.

Право на образование можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.

В ст. 43 Конституции России право на образование включает следующие полномочия:

1) право на дошкольное образование;

2) право на основное общее образование;

3) право на среднее профессиональное образование;

4) право на высшее образование.

Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием.

Содержание права на образование развивается в отраслевом законодательстве, т. е. права конкретизированы, разбиты на правомочия, а к конституционным добавляются другие права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормальная микрофлора организма человека | ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных