Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






различные подходы, современные взгляды и проблемы.

 

Под типологией (классификацией) государства понимается – разделение всех государств, которые существовали и существуют, на крупные группы – типы с их существенными признаками.

Наиболее распространенными в современной науке есть два подхода к типологии государств: формационный подход и цивилизационный подход.
Формационный подход был основан классическим марксизмом, который трактует сущность государства и другие социальные институты, в сугубо классовой природе. По мнению К. Маркса, государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется марксизмом определенным типом производственных отношений. Каждая из них имеет наряду с общими, свойственными всем формациям и связывающими их в единый процесс мировой истории, свои особые, неповторимые законы возникновения и развития. Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой социально-классовой формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса. Тип государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу, который в большинстве случаев был производным от формы собственности.

В соответствии с марксистской формационной теорией в истории человечества выделено пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (социалистическая формация рассматривалась как переходная к коммунистической). И с каждой, кроме первой и последней, связывался определенный тип государства, был сформулирован основной тезис о том, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

С точки зрения формационной теории рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию класса рабовладельцев. Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении рабов, их эксплуатации и подавления их сопротивления. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо классических государств античности – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонскую государство, Ассирию, Хеттское царство, Индию и Китай и другие, в которых еще были весомыми традиции первобытнообщинного строя.

Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Феодальное государство рассматривается как орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов. Буржуазное государство – третий исторический тип государства, предложенный формационной типологии. Согласно этой теории капиталистическое государство обеспечивает условия буржуазной эксплуатации, в ее основе – частная собственность на средства производства. Она представляет собой диктатуру буржуазии, направленную на то, чтобы держать в подчинении рабочий класс.

Наконец, еще один исторический тип государства, выделяемой в рамках формационной теории, – социалистическое государство. Считалось, что она представляет собой высший и последний исторический тип государства. Социалистическое государство рассматривалось как организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, как диктатура пролетариата.

Наряду с формационным подходом существует другой подход – цивилизационный (от лат. civilis – гражданский, общественный, государственный). Сущность цивилизационного критерия заключается в том, что за основу классификации государств и права берётся их принадлежность к той или иной цивилизации. При этом в основе понятия цивилизации лежит не материальные, социальные или другие элементы, а исключительно духовные, культурные факторы.
Термин «цивилизация» был введен французским философом XVIII века О. Мирабо. Во второй половине XIX века этот термин начал осознаваться как завершённый этап существования живых исторических субъектов. Исследователи этого исторического явления (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) связывали его с культурно-историческими типами. Так, английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.) определил понятие цивилизация следующим образом – это относительно устойчивое состояние общества, которое определяется общностью религиозных, культурных, психологических и других признаков. Вся мировая история, по мнению ученого, насчитывает 26 цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

В общем смысле понятие «цивилизация» можно определить как определенную социокультурную систему высокоразвитого общества, что поддерживает его единство с помощью духовно-культурных факторов общественного развития.
Существуют различные основания для типологии цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Исторический прогресс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, которые отличаются не только системами ценностей, утвердившихся в них культурой, но и характерным для них типом государства. В частности, основываясь на различных подходах к понятию «цивилизация», можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

– восточные, западные и смешанные;
– древние, средневековые и современные;
– аграрные, промышленные и научно-технические;
– доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
– локальные, особенные и современные.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый – локальные цивилизации, древние, представляли собой очаги культуры, что отличало их от других, «нецивилизованных» общностей (древнеегипетская, шумерская и др.).

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Они сложились исторически и характеризуются определенным своеобразием.

Третий этап – современная цивилизация, в которой происходят процессы глобализации, объединения разных обществ с целью решения общемировых проблем человечества.

Рассматривая цивилизационный вариант типологии, следует отметить его основные недостатки. Во-первых, «цивилизационный» подход направлен на характеристику высокоразвитого общества, его культурно-исторической обусловленности, а не на типологию государства, формирование и существование публичной власти. Во-вторых, отсутствуют определения исторических закономерностей развития государства и права, смены одного типа государства другим. В-третьих, игнорирование положения о ведущей роли экономического базиса в отношении надстройки, обусловленности типу государства, характера экономических отношений и способа производства.

 

Выводы

 

Начиная с глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Причиной этого является то, что каждый из нас является гражданином, относится к определенному государству, подчиняется правовой системе данного государства. Создавалось и создаётся множество теорий, которые по-разному отвечали на этот вопрос. Многие из этих теорий объясняются историческими и социальными условиями, в которых жили и работали их авторы, разной направленностью идеологических и философских позиций, которыми они руководствовались. Но государство – это явление многогранное и ни одной из рассмотренных теорий отдельно объяснить причины ее возникновения невозможно. Все эти теории по-разному объясняют пути возникновения государства и права, каждая из них раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Но общее представление о проблеме можно получить, лишь синтезировав все эти теории (в большей или меньшей степени доверяя каждой из них общую универсальную теорию государства, учитывать комплекс факторов, объективные процессы, которые проходили в обществе).

История цивилизации знает десятки и десятки правовых теорий. Лучшие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права и государства, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого – это достояние и завоевание человеческой культуры, стремление научной мысли достичь самой сердцевины человеческих отношений.

В идеале государство должно служить каждому человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности и дарования, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей.
На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и обязанности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных