ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Что такое критерий оценки?Это какой-то отличительный признак объекта, процесса, явления. Это мерило, в определенной степени эталон, нормативный показатель. С критерием можно сравнивать, сопоставлять и только. Если мы не научимся глубоко анализировать урок, воспитательное мероприятие, систему работы учителя, качество знаний и уровень воспитанности его учеников, результаты функционирования школы в целом, наконец, отвечать на вопрос почему?, никакие критерии не избавят нас от формализма в оценке деятельности учителя и педагогического коллектива. Таково место и роль педагогического анализа в управлении школой, его сфера действия, диапазон его влияния на педагогический процесс. Отсюда значение интенсификации этого участка управленческой деятельности руководителя, перевода его с чрезвычайно низкого эмпирического уровня на более высокий - научный. В период перестройки системы образования, качественно-количественной оценки результатов процессов, протекающих в ней, особое значение во внутришкольном управлении приобретает познавательная функция руководителя школы и, в частности, более глу6окий, научный подход к анализу урока. Он основывается на восприятии урока как сложной динамической процессуальной системы и позволяет при умелом использовании технологии системного анализа проникнуть в механизм этого процесса, распознать пути и способы формирования его конечного результата. Одним из важнейших вариантов системного подхода к анализу урока является его распознавание от триединой цели урока через учебно-воспитательный момент. Учебно-воспитательный момент (УВМ) - это наименьшая структурообразующая единица урока, имеющая предел делимости в его границах. Он складывается из взаимодействия следующих составляющих:
В ходе взаимодействия этих компонентов образуется результат момента (КРМ). Чем выше соответствие между компонентами УВМ, тем выше - (КРМ) его конечный результат. Практически урок любой предметной принадлежности складывается из взаимодействия УВМ и его можно в ходе анализа расчленить на эти моменты. Если сказать проще, то УВМ есть: задание учителя, ответные действия учеников, конечный результат. Один из возможных вариантов системного подхода к анализу урока от триединой цели урока через УВМ представляет собой в общем контуре следующее:
Анализ внешних связей урока:
Это в какой-то степени внешние связи урока. Свое продолжение они должны получить в анализе ТЦУ, которая является как бы переходным мостиком от внешних к внутренним связям урока.
Анализ триединой цели урока:
С выполнением перечисленных операций создается необходимая предпосылка для осуществления глубокого анализа внутреннего механизма урока, познания его сущностных сторон и свойств.
Морфологический анализ:
Затем необходимо определить, каким образом связаны учебно-воспитательные моменты между собой и как они взаимодействуют.
Для этого необходимо осуществить структурный аспект анализа:
Функциональный аспект анализа:
Аспект оценки конечного результата урока:
Весь ход анализа одновременно со всем осуществляется под углом зрения цели посещения урока и программы наблюдения за его ходом. Вся последовательность действий, раскрытая в данной технологии, носит в определенной степени условный характер, они могут осуществляться на параллелях, перекрещиваться друг с другом. Педагогический анализ урока, основанный на системном подходе, является мощным средством познания потому, что его аспекты выступают в органическом единстве и взаимодействии. Конечно, в ходе познания урока, на различных стадиях этого процесса на первый план выдвигаются задачи какого-то одного аспекта, но это совсем не означает, что аналитик не должен в это же время рассматривать урок с позиций других аспектов. Наоборот, такая необходимость вытекает из характера самой сути системного подхода. Какую бы позицию урока мы не анализировали, для получения объективных результатов ее приходится рассматривать всегда в различных плоскостях и через взаимодействие нескольких аспектов анализа. Так, рассматривая урок с точки зрения его состава (морфологический аспект), давая характеристику УВМ и этапам, мы неизбежно выходим на структуру, ибо охарактеризовать объект вне способа его связи с другими невозможно. Анализируя структуру урока, мы неизбежно будем решать вопросы функционального аспекта и т. д. Таков контур методики системного подхода к анализу урока. Ее освоение руководителем и использование в ходе управления школой дает возможность более глубоко разобраться в уроке, а, следовательно, и в качестве преподавания учителя. Однако даже самый глубокий анализ урока учителя руководителем школы, тем более, если учитель не владеет такой же методикой анализа, всегда будет осуществляться в монологической форме, на субъектно-объектной основе, неизбежно неся налет авторитаризма. Объясняется это, прежде всего тем, что руководитель и учитель находятся в неравном положении, т. к. учитель, не владея методикой системного анализа урока, не может на равных полемизировать с руководителем, посетившим его урок. Вообще посещение и анализ урока руководителем, да еще если этот анализ проводится не на научной основе, - это инструмент авторитарного управления. Но далее при освоении руководителем школы методики системного подхода в анализе урока все равно остаются определенные черты авторитаризма, Путь демократизации этого сложнейшего аспекта внутришкольного управления, как нам думается, прежде всего, связан с освоением учителем системной методики самоанализа урока.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|