Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






философия как наука должна быть признана действительно высшим, всеобщим способом духа

23.10.16

Основной вопрос философии образования

А.Н. Муравьев

Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.11-27

ВВЕДЕНИЕ

А)…назревшую потребность в определении пути выхода из кризиса, в котором пребывает сегодня педагогическая теория и практика не только нашей страны.

Поэтому примем философию образования cum grano salis, т. е. по крайней мере за нечто возможное, и рассмотрим, чем может быть полезен современной педагогике философский подход к понятию образования и различению ступеней образовательного процесса.

… назревшую потребность в определении пути выхода из кризиса, в котором пребывает сегодня педагогическая теория и практика не только нашей страны. Поэтому примем философию образования cum grano salis, т. е. по крайней мере за нечто возможное, и рассмотрим, чем может быть полезен современной педагогике философский подход к понятию образования и различению ступеней образовательного процесса.

«Истина не нова, а новое — не всегда истинно»…. менее всего допустима погоня за новизной.

… современная философия образования может быть создана только на основе классических достижений философской мысли

…в предлагаемой статье сознательно используются (конечно, в меру возможностей автора) только результаты исторического развития философии от Парменида до Гегеля

 

 

Б) Основным вопросом философии образования … является вопрос об отношении философии и образования.

проблем педагогической науки — проблемы понятия Образования и проблемы различения Ступеней образовательного процесса

I.

Итак, что такое человеческая культура или, что то же самое, процесс образования

главное в человеке, в его отличии от природы, есть духовное начало

Легче всего понять, что есть дух по существу, исходя из того, что ему предшествует и из чего он возникает — из природы, души и сознания.

1. Природа

2. Душа … - сложность природы, сведенная в простоту.

3. Сознание возникает по мере разрушения непосредственного единства души с природой и с самой собой. Оно есть раскол идеального и материального бытия на отношение Я и предмета

4. Что же такое дух? Сущность духа состоит в свободе, которая проявляется прежде всего в его возвышении над его природной определенностью (душой) и над его отношением к иному, к реальному бытию (сознанием).

… только в духе объект выступает как таковой, а не лишь как внешний объект сознания. Дух есть полное, совершенное единство субъекта и объекта, ибо он есть знание себя самого как такого единства.

путь от формальной возможности духа к его реальной действительности …есть

процесс духовной культуры — процесс порождения, формирования, выделки, выработки человеческим духом из себя себя самого

… Помощь духу в его необходимом движении по ступеням культуры есть собственно воспитание - в его отличии от образования. Поскольку дух по своей сути свободен

… можно лишь помочь ему научиться

воспитатель обязан не только сам пройти этот путь

назначение — внутренней дисциплиной сознательно содействовать освобождению духа воспитанников.

II.

Итак, …образование духа состоит в его подъеме к себе самому как к самой себя знающей истине. … Каковы же необходимые ступени процесса человеческой культуры и какова роль философии как науки?

(1) Дух начинает свое образование с сознания предметного мирачувство еще не установлено различие субъекта и содержания…Чувство есть аффект… определения предмета за свои определения. Никто не чувствует то же, что другой… чувство есть ступень максимальной субъективности духа …единичной индивидуальности

… бессознательное сознание.

Поэтому для духа такие определения, как «чувственный», «страстный» — не похвала. Захваченность чувствами (например, страхом, обидой, радостью, гневом, болью и т. п.) делает дух в максимальной степени случайным, субъективным, несвободным, ибо на этой ступени не он владеет своими чувствами, а они безраздельно властвуют над ним.

… в чувстве содержится весь дух

Поэтому сила и глубина чувств есть свидетельство величия натуры человека. Именно это определяет важность education sentimentale, воспитания чувств.

(2) Вполне раскрыв свою чувственную определенность в фазах воспринимающего и рассудочного сознания, самосознания и непосредственного разума, дух восходит на вторую ступень образования — ступень созерцания.

В созерцании больше объективности, чем в чувстве, прежде всего потому, что буйство чувств укрощается духом благодаря сосредотачивающей деятельности внимания

… со ступени созерцания образование духа начинается по существ…
… Я бывает внимательным только тогда, когда хочет быть таковым. Внимание к предмету требует от человека возвышения над своей субъективностью, партикулярностью и многообразием интересов, оно предполагает подавление своей суетности, мешающей сосредоточиться на сути дела, отказ от поспешных суждений, не дающих предмету предстать перед духом таким, каков он есть. …
…Созерцая, т. е. внимая предмету дух научается… владеть… своими чувствами

…. высшая фаза созерцания (продуктивное, творческое воображение или поэтическая фантазия) создает предпосылки подъема духа на третью ступень образования — ступень представления

(3) Представление отличается от созерцания тем, что им полагается то, что в созерцании только имеется как момент, а именно принадлежность объекта духу.

представление — рефлектированное созерцание … перенесенное во всеобщее пространство и время субъекта.

Представление есть … есть продукт деятельности Я, произведение духа.

Поэтому предмет представления и может стать предметом мышления, т. е. объектом познания необходимости его всеобщих определений.

 

Кроме того, на этой ступени дух научается свободно связывать созерцания с отличными от них представлениями, т. е. обозначать представления с помощью созерцаний. Тем самым он делает созерцания знаками значений, т. е. обозначаемых ими представлений, а представления — определениями того, что он созерцает. Так возникает высшее создание продуктивной памяти — язык, с помощью которого Я научается теоретически общаться с другими представляющими существами и благодаря этому выходит за пределы ограниченного круга своих представлений, а также, изучая чужие языки и делая их своими, — за пределы созерцаний и представлений своего народа. Благодаря тому, что в языке имя становится равнозначащим сути предмета, перед духом открывается действительно объективный мир — мир мышления, и задача духа состоит теперь в том, чтобы познать этот мир в его необходимости и всеобщности

 

(4) Представление создает, таким образом, предпосылки восхождения духа на четвертую ступень своего образования — ступень мышления.

На этой ступени дух преодолевает свою конечность, ибо форма мышления имеет своим содержанием или предметом только мысли

 

(4.1) Рассудочное мышление — способность мысленно определять и фиксировать определения мысли, т. е. абстрагировать всеобщие определения …предмета, отличать существенное от несущественного

Рассудочное мышление есть начало познания предмета, ибо только рассудком впервые выясняется необходимость содержания.

Однако сначала само содержание в его определенности является для мышления чем-то внешним …предмет мышления еще распадается для рассудка на содержание и форму, субъект и предикат.

… фазы формирования рассудочного мышления повторяют, снимая собой, все предшествующие мышлению ступени образования духа, выявляемая рассудком необходимость становится все более внутренней и для разумного мышления предмет начинает выступать уже как тождество формы и содержания.

 

(4.2) Мыслящий разум действует сначала как 1 - разум диалектический или негативный, поскольку он постигает переход любого рассудочного определения в противоположное

Поэтому вырастающий из него 2‑ рассуждающий разум пытается …установить прочное основание противоположных определений вещей в чем-то ином — в пребывающей в себе сущности явлений …3 - заключающий разум опосредствует содержание предмета формой его понятия

единичное, особенное и всеобщее

Это впервые связывает противоположности в конкретное единство

(5) Формирование мышления является, таким образом, необходимой предпосылкой восхождения духа на пятую, последнюю ступень процесса образования — ступень понятия. … конкретное, обособляющее само себя и в этом обособлении обретающее свою подлинную единичность. Ступень понятия завершает образование духа… для-себя-сущий дух или сама себя знающая истина.

III.

Если же взять рассмотренные формы духовной деятельности в единстве с содержанием культуры, созданным человечеством за всю его историю, т. е. как способы деятельности духа, то 1 ступень образовательного процесса выступит тождественной с опытом в его непосредственности, 2 — с искусством, 3 — с религией, 4 — с эмпирическими науками и историей философии, а 5, завершающая ступень — с философией как логической наукой или систематическим методом познания истины.

Это положение заключает в себе ответ на первый и последний вопрос нашего исследования — вопрос об истинном отношении философии и образования и роли философской науки в процессе духовной культуры.

Поэтому каждая ступень культуры духа содержит в своей специфической определенности весь образовательный процесс

Без любого из особенных способов духовной деятельности образование не может быть завершено, но только всеобщий, высший способ духа действительно завершает энциклопедию, т. е. круг его образования и воспитания, делая духовную культуру замкнутым целым, системой ступеней. Стало быть, роль различных способов духа в процессе его образовании неравная и философская наука есть не только, как кажется, исторический результат, т. е. высшая лишь на какой-то момент времени ступень культуры, но и нечто большее.

Если теперь бросить взгляд на образовательный процесс в целом, то ясно, ради какой цели происходит последовательная смена состояний духа. Как было показано в самых общих чертах, она совершается ради понятия

философия как наука должна быть признана действительно высшим, всеобщим способом духа

… цель есть действительное начало и бесконечное основание ведущего к ней процесса … понятие — истинным началом развертывания системы образования

 

Вопреки видимости, непосредственный Опыт, Искусство, Религия, эмпирические Науки и История философии есть не основания, а только необходимые условия, предпосылки достижения всеобщей логической науки

Поэтому именно философией как наукой должен завершаться современный образовательный процесс, по определению не могущий не включать в себя высшее достижение, квинтэссенцию человеческой культуры.

Ярким примером, иллюстрирующим это основное положение современной философии образования, может служить известный исторический факт. Конечно, совсем не случайно первыми школами, дававшими именно энциклопедическое, т. е. систематическое образование (а не лишь «мозаичное», состоящее из отдельных фрагментов, какое только и могут дать собранные вместе учителя-специалисты), были философские школы античности

 

Этот пример, на наш взгляд, особенно важен сегодня для высшей педагогической школы, которая призвана выпускать не столько учителей-предметников, исподволь готовящих школьников к будущей специальности (таких специалистов могли бы с успехом давать и обычные университеты), сколько воспитателей собственно человеческого в человеке — кураторов человеческого духа

 

В заключение

Способом непосредственного опыта с вызревающими в нем зародышами всех других форм духовной деятельности пестует себя дух восточных народов , способ искусства превалирует в духе древних греков и римлян, а религия, эмпирические науки и философия в ее исторической форме формируют дух романо-германских народов

Весьма вероятно, что завершить всемирно-исторический процесс образования человечества, соединив собой Восток и Запад, восход и закат цивилизации, суждено России.

Чтобы удовлетворить потребности духа, которому предстоит взойти на вершину мировой культуры, российское образование должно быть реформировано не внешним, случайным образом, диктуемым демографическими и социально-политическими особенностями текущего момента, а сообразно логике самого образовательного процесса, выраженной в системе его ступеней. Для этого в соответствии с этой логикой прежде всего должны быть точно определены цель, форма и содержание индивидуального воспитания на различных уровнях современной школы.

1. Согласно необходимой последовательности ступеней образования духа, на долю дошкольного воспитания выпадает задача развития детской души до сознания, т.е. создание предпосылок для начала образования вообще.
2. Начальная школа призвана развить возникшее сознание до духа, занимаясь преимущественно воспитанием чувств путем формирования отроческих навыков непосредственного опыта наблюдения природы и самих себя, пения, рисования, счета, письма и чтения на родном и иностранных языках.
3. Средней школе следует взять на себя труд духовного воспитания юношества в формах созерцания и представления, состоящий в углубленном изучении новых и древних языков, античной культуры, всемирной и отечественной истории, географии, краеведения и формальной логики, в основательном знакомстве с началами эмпирических наук и их техническим применением в повседневной жизни, а также с важнейшими правовыми, моральными, нравственными, эстетическими и религиозными представлениями на материале древней и новой мудрости, шедевров искусства и священных книг мировых религий.
4. Развитие мышления до понятия — назначение высшей школы, формирующей мыслящий рассудок путем изучения эмпирических наук как специальности, а разумное мышление — в обязательном для зреющих специалистов курсе истории философии. Этот курс длится весь период обучения…

Благодаря этому в итоге реформы впервые возникнет настоящая система образования, которой всем и каждому будет открыта дорога к высшему развитию своих духовных задатков.

Очевидно, что столь радикальное качественное преобразование сегодняшней российской школы, которое по некоторым параметрам должно вернуть ее в состояние начинавшегося расцвета гимназического и университетского образования, прерванного бурными событиями конца XIX — начала XX столетия, чтобы не обернуться очередным разрушительным переворотом, не может быть осуществлено за короткое время. Подготовка кадров и создание материальных условий для развертывания системы образования займет, конечно, не одно десятилетие. Но приступать к этой работе нужно уже сегодня, ибо история не оставила России никакого другого способа стать действительно великой, мировой державой, а существовать как-нибудь иначе в современных условиях она, по-видимому, вообще не сможет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обоснование символики | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных